Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 10:25, контрольная работа
Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в Российской Федерации рассматривается как одна из самостоятельных форм государственной деятельности, обеспечивающая успешную реализацию задач по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации, осуществление принципов социальной справедливости. Важно отметить, что прокурорский надзор рассматривается как одна из наиболее существенных гарантий по охране прав и законных интересов граждан.
1. Введение с. 2
2. Задачи, стоящие перед органами прокуратуры с. 3-6
3. Принципы организации и деятельности прокуратуры с. 7-9
4. Система, структура и организация органов прокуратуры с. 10-13
5. Компетенция деятельности органов прокуратуры с. 14-18
6. Заключение с. 19
7. Список используемой литературы. с. 20
-6-
3. Принципы организации и деятельности прокуратуры.
Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ - это закрепленные в Конституции РФ и в других законах основополагающие требования, которые выражают политическое и государственное назначение прокуратуры, определяют задачи и полномочия прокуроров, а также содержание и характер правовых средств и методов по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве, а также содержат признаки и качества, определяющие отличие органов прокуратуры от иных государственных органов, в том числе и от правоохранительных.
Соблюдение установленных
законодателем принципов
К числу принципов прокурорского надзора относятся положения, которые основаны на Конституции РФ и Конституциях республик в составе РФ, возводят органы прокуратуры в ранг независимого государственного органа с предоставлением ему необходимых полномочий для успешного устранения нарушений закона, от кого бы таковые ни исходили.
Принципы не следует смешивать с условиями и порядком выполнения прокурорами своих функций. Условия и порядок выполнения прокурорами своих функций относительно принципов организации и деятельности прокуратуры всегда носят подчиненный характер. Закрепленные в законах принципы организации и деятельности прокуратуры тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Их нельзя отрывать друг от друга. Только комплексное их понимание и проведение в жизнь обеспечат деятельность прокурора, отвечающую требованиям Конституции РФ и других законов государства.
Осуществляя надзор в конкретных отраслях права, прокурор должен учитывать такие принципы правосудия как независимость судей и подчинение их только закону, право подсудимого на защиту, презумпция невиновности, состязательность, гласность, устность и непосредственность процесса, неизменность состава судей и т.д. Если прокурор не будет соблюдать эти принципы, он допустит нарушение служебного долга как блюститель законности, стоящий на охране прав и законных интересов участников судебного разбирательства.
Основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры были выработаны еще В.И.Лениным: надзор прокурора не только за точным, но и за единообразным исполнением законов; единство и централизация органов прокуратуры; независимость их от местных органов власти.* Эти принципы нашли законодательную регламентацию в Положении о прокурорском надзоре 1922 г. По мере совершенствования государственной и политической
* В.И. Ленин. ПСС. т. 45, с. 198-203.
-7-
системы в государстве
эти принципы получили свое дальнейшее
развитие, они обогащались новым
содержанием. Их охрана обеспечивалась
рядом гарантий, в том числе
правовых и нравственных. Практика
государственного, хозяйственного, социально-культурного
строительства последних лет
выработала ряд новых принципов,
являющихся в настоящее время
основополагающими. В концентрированной
форме принципы организации и
деятельности советской прокуратуры
нашли отражение в Законе «О прокуратуре
РФ», принятом 17 января 1992 г. В сопоставлении
с Законом «О прокуратуре СССР»
(1979 г.) перечень этих принципов несколько
расширен, что отражает особенности
политического и
Органы прокуратуры:
· составляют единую и централизованную систему - прокуратуру РФ, возглавляемую Генеральным прокурором РФ, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим;
· они действуют на основе законности, в соответствии с Конституцией РФ, Конституциями республик в ее составе, иными законами и подзаконными актами;
· осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям;
· принимают меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, к восстановлению нарушенных прав и законных интересов государства, его органов власти и управления и привлечению виновных к установленной законом ответственности;
· взаимодействуют с местными органами самоуправления, другими государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами, опираются на активную помощь граждан в деле укрепления законности и правопорядка.
Прокуроры республик в составе РФ, краев, областей, городов и районов систематически информируют соответственно Президента РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, правительства республик, местные органы самоуправления, а также трудовые коллективы и общественные организации о состоянии законности и правопорядка и мерах по их укреплению.
Органы прокуратуры
Весьма существенное положение относительно принципов организации и деятельности органов прокуратуры содержится в действующем законе «О прокуратуре РФ». В Законе подчеркивается, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране
-8-
прав и свобод граждан, а равно государственной и иной охраняемой законом тайны.
Рядом с этим принципом стоит принцип следующего содержания: создание и деятельность политических партий и их организаций в органах прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и массовых общественных движений.
Законом «О прокуратуре РФ» возведено в ранг принципа положение о том, что прокуроры не вправе заниматься по совместительству какой-либо оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.*
Необходимо подчеркнуть,
что закрепленные в Конституции
РФ, в Законе «О прокуратуре РФ»,
а также в иных законах принципы
регулируют не только порядок организации
органов прокуратуры, но и деятельность
прокуроров, как по установлению, так
и по устранению нарушений закона.
Закрепленные в законах принципы
организации и деятельности органов
прокуратуры носят
*Закон «О прокуратуре
СССР» 1979 г. это положение относил
к числу требований, предъявляемых
к лицам, назначаемым на
-9-
4. Система, структура и организация органов прокуратуры.
В соответствии с Конституцией
РФ (ст. 129) и Законом «О прокуратуре
РФ» (ст. 10) органы прокуратуры составляют
единую, строго централизованную систему
с подчинением нижестоящих
В целях оперативного руководства
деятельностью органов
В соответствии со ст.10 Закона
«О прокуратуре РФ» систему
Генеральный прокурор может создавать прокуратуры районов с подчинением их прокурору города. В крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Нижний Новгород, Ростов, Екатеринбург и другие есть по несколько районов, в каждом из которых имеется прокуратура. Прокуратура этих городов как самостоятельное подразделение входит структурно в прокуратуру края, области или города. Прокурор города главным образом осуществляет организационные функции, не подменяя при этом прокурора области или края по осуществлению ими функций процессуального характера.
В систему органов прокуратуры
входят также военные, транспортные
прокуратуры, прокуратуры по надзору
за исполнением законов в
-10-
Переходя к рассмотрению
структуры различных ее звеньев,
необходимо отметить, что действующая
структура Генеральной
В Генеральной прокуратуре
образуется коллегия, как совещательный
орган при Генеральном
В Генеральной прокуратуре
РФ имеются управления и отделы по
традиционно сложившимся
Весьма существенные преобразования
произведены Генеральным
Начальники управлений и
отделов Генеральной
Генеральный прокурор имеет помощников по особым поручениям. В управлениях и отделах есть старшие прокуроры и прокуроры, старшие следователи и следователи по особо важным делам. Указанные должностные лица назначаются на должность и освобождаются от неё приказом Генерального прокурора РФ.
При Генеральной прокуратуре
РФ состоит Научно-
-11-
институтом в РФ по проблемам криминологии и прокурорского надзора.
Институт поддерживает широкие международные связи. Он является коллективным членом в Международной ассоциации уголовного права и в Международном криминологическом обществе, имеющих статус консультативных членов ООН.
В целях повышения квалификации
следственных кадров органов прокуратуры
и внутренних дел при Генеральной
прокуратуре РФ в городе Санкт-Петербурге
действует Институт усовершенствования
следственных работников, в котором
проходят обучение не только следователи
органов прокуратуры и
При Генеральной прокуратуре
РФ состоит Методический Совет, являющийся
совещательным органом. Состав Совета
утверждается Генеральным прокурором
РФ из числа ученых-юристов и
В соответствии со ст. 14 Закона
«О прокуратуре РФ» прокуратуру
республики в составе РФ, прокуратуру
края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга,
автономной области, автономного округа,
приравненные к ним прокуратуры
возглавляют соответствующие