Понятие, система и структура органов прокуратуры Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Названная цель обусловила постановку и решение следующих частных задач:
Определить понятие правоохранительных органов, рассмотреть их сущность и систему;
Рассмотреть понятие, сущность и система органов внутренних дел;
Рассмотреть полицию, как составную часть органов внутренних дел;
Определить судебную систему Российской Федерации;
Рассмотреть систему и структуру органов прокуратуры Российской Федерации.

Оглавление

Введение. Стр.2-5
Глава 1. Понятие, сущность и система правоохранительных органов. Стр.6-10
Глава 2. Понятие, сущность и система органов внутренних дел. Полиция как составная часть органов внутренних дел. Стр.11-22
Глава 3. Судебная система Российской Федерации. Стр.23-31
Глава 4. Понятие, система и структура органов прокуратуры Российской Федерации. Стр.32-37
Заключение. Стр.38-40
Список использованной литературы. Стр.41-42

Файлы: 1 файл

курсовая работа по ТГиП(измененная).doc

— 204.50 Кб (Скачать)

План:

 

Введение.                                                                                                       Стр.2-5

Глава 1. Понятие, сущность и система правоохранительных органов. Стр.6-10

Глава 2. Понятие, сущность и система органов внутренних дел. Полиция как составная часть органов внутренних дел.                                            Стр.11-22

Глава 3. Судебная система Российской Федерации.                           Стр.23-31

Глава 4. Понятие, система  и структура органов прокуратуры  Российской Федерации.                                                                                                    Стр.32-37

Заключение.                                                                                              Стр.38-40

Список использованной литературы.                                                     Стр.41-42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Деятельность государства  и его органов охватывает различные  сферы жизни общества. Решение  проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также выполнение других важных функций - таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.

Одно из центральных  мест в ней занимает выполнение задач  по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в Конституции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства". Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: "Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется".1

В последние годы проблема становления и развития правоохранительной системы Российской Федерации в различных ее аспектах стала предметом многих научно - теоретических исследований, в том числе связанных с вопросами формирования правоохранительной системы   РФ. В условиях интенсивного формирования новой государственности и идущими в этой связи процессами становления региональной власти, совершенствованием системы правоохранительных органов, переоценкой государственных и общественных приоритетов, признанием в качестве высшей ценности прав и свобод человека, проблема становления и функционирования правоохранительной системы  российской Федерации приобретает новый характер и звучание.

Представляется актуальным комплексное исследование правоохранительной системы РФ через призму понятийного и концептуального аппарата теории права и государства. Такое исследование, проведенное на основе общетеоретических подходов, с учетом основных тенденций правоохранительной политики, позволит: обосновать теорию правоохранительной системы  Российской Федерации, как функциональную систему, представляющую совокупность внутренне организованных и взаимосвязанных государственных и правовых явлений, направленных на удовлетворение общей цели путем издания и реализации правовых актов органов государственной власти, а также органами местного самоуправления и общественностью; определить общие тенденции развития и совершенствования правоохранительной системы субъекта РФ, в том числе по отдельным направлениям деятельности (способы взаимодействия органов внутренних дел РФ,   организация и функционирование правосудия и др.)

Все вышеизложенное обуславливает актуальность проблемы и предопределяет выбор настоящей темы  исследования.

Цель данной работы – рассмотреть систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Названная цель обусловила постановку и решение следующих  частных задач:

  1. Определить понятие правоохранительных органов, рассмотреть их сущность и систему;
  2. Рассмотреть понятие, сущность и система органов внутренних дел;
  3. Рассмотреть полицию, как составную часть органов внутренних дел;
  4. Определить судебную систему Российской Федерации;
  5. Рассмотреть систему и структуру органов прокуратуры Российской Федерации.

Положения, выносимые на защиту:

 - Правоохранительные органы — это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы. Система правоохранительных органов создана в соответствии с Конституцией России и действует в интересах обеспечения и защиты, неотъемлемых прав человека и гражданина.

 - Органы внутренних дел в Российской Федерации – это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Законом «О Полиции» и другими федеральными законами. Правоохранительные (или полицейские) органы - это федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы либо структурные подразделения), должностные лица которых наделены законом полицейскими полномочиями, состоящими в возложении на них обязанностей пресекать преступления и административные правонарушения и предоставлении прав по доставлению, задержанию граждан; производству досмотра (осмотра), изъятия; осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, дознания; применению силы и оружия.

- Судебная власть – это реализуемая судами возможность оказывать воздействие на поведение людей и социальные процессы с помощью применения юридических мер воздействия. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. В федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» закрепляется единство судебной системы. Основными, наиболее важными функциями судебной власти являются: функция осуществления правосудия, судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения, толкование правовых норм, официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.

- Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В Федеральном законе о прокуратуре отмечено, что приоритеты деятельности прокуратуры направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем органы прокуратуры отстаивают интересы общества и государства, которое призвано служить человеку и обществу, не противопоставляя их правам гражданина.

Объектом данной работы выступают общественные отношения, возникающие при осуществлении своих полномочий правоохранительными органами по защите законных прав и интересов личности и гражданина.

Предметом данной работы является система правоохранительных органов, призванных защищать законные права и интересы граждан нашего государства.

Структура курсовой работы. Курсовая работа включает в себя: введение, четыре главы, заключение и список используемой литературы. Каждая глава завершается кратким теоретическим выводом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие, сущность и система правоохранительных органов.

 

В соответствии с существующими  доктринальными разработками правоохранительная деятельность, как вид государственной деятельности обладает рядом существенных признаков.

Первый  из них проявляется в том, что такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом. Например, если совершено преступление, то может быть назначено наказание или иные меры воздействия, допускаемые по закону; если имуществу причинен ущерб, не влекущий уголовной ответственности, то может быть возложена обязанность возместить этот ущерб; если по заключенному договору не выполнено обязательство, скажем, об изготовлении какого-то изделия или оказании каких-то услуг, то возможно применение имущественной санкции; если кто-то управлял автомашиной в нетрезвом виде, то его можно лишить водительских прав и т. д. Среди мер юридического воздействия важное место отводится мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике, допускаемой лишь в установленных законом пределах.

Вторым существенным признаком правоохранительной деятельности является то, что применяемые в ходе ее осуществления юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона. Только закон может служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания. И такая запись в законе означает, что установленная в нем мера взыскания может быть применена только к виновному в указанном действии и только в обозначенных пределах. Не допускается применение в такого рода случаях и каких-то иных мер взыскания, скажем, ареста, исправительных работ, хотя кому-то они могут показаться более уместными для данного случая и более справедливыми. Отступление от приведенного предписания закона, под каким бы то ни было.2

Вопрос о задачах  правоохранительной деятельности, как  и вопрос о ее понятии и содержании, пока что в законодательном порядке четко не решен. Но это не значит, что у нее нет своих задач. Они есть, и о них можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной мере решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов.

К таким актам можно  отнести, например, Закон о безопасности, Закон о полиции, Закон о судебной системе, Закон о судоустройстве, ГПК, УПК и некоторые другие.

По закону охрана названных  ценностей возложена на все государственные органы, в том числе, естественно, и на правоохранительные. Она и составляет суть, обобщенное содержание задач последних, хотя, как будет видно ниже, для конкретных видов правоохранительных органов законодательство предусматривает свои, специфические задачи: для Конституционного Суда РФ - одни, для судов общей юрисдикции - другие, для арбитражных судов - третьи, для прокуратуры - четвертые, для полиции - пятые и т.д. Существуют свои задачи и у конкретных направлений правоохранительной деятельности.

В настоящее время  в Российской Федерации происходит коренное изменение всех системы государственных органов, в том числе и правоохранительных органов. К числу таких примеров можно применить измененную систему Правительства РФ, внесенные в Государственную думу ряд законопроектов об изменении всей правоохранительной системы в РФ.

Для выполнения названных  направлений (функций) правоохранительной деятельности существуют конкретные органы, которые соответственно и именуются правоохранительными. В наши дни вопрос о круге такого рода органов решается по-разному: одни относят к ним большее количество, а другие - меньшее. Этот разнобой объясняется, прежде всего, тем, что данный вопрос в законодательном порядке прямо и однозначно не урегулирован, равно как не решен и вопрос о понятии правоохранительной деятельности. Последнее обстоятельство в значительной мере предопределяет тот существенный разнобой и в подходах к определению круга государственных или негосударственных органов, называемых правоохранительными. Для одних, соответственно их пониманию содержания рассматриваемого вида государственной деятельности, правоохранительными являются только те органы, что непосредственно ведут борьбу с преступностью, для других - те, которые искореняют преступления и иные посягательства, для третьих - те, которые поддерживают порядок в общественных местах и т. д.

Такому разнобою в  значительной мере способствуют, наряду с отсутствием четкой законодательной регламентации, так называемые ведомственные интересы, а нередко и непрофессиональное словоупотребление, исходящее от средств массовой информации (и не только от них).

Некоторым журналистам, иного рода далеким от юриспруденции  деятелям, активно выступающим с публичными заявлениями, а иногда и авторам учебной литературы, отражающей ведомственные интересы, термин "правоохранительные органы", похоже, кажется весьма привлекательным и облагораживающим. Видимо, поэтому они порой склонны считать такими органами попросту те, к которым по каким-то причинам относятся с симпатией они сами либо руководство соответствующих ведомств.

С их "легкой руки" среди  правоохранительных органов могут  оказаться, к примеру, воинские формирования, государственные учреждения или структуры, охраняющие важных персон и особые объекты, собирающие налоги, занимающиеся пожаротушением, таможенным контролем и получением таможенных сборов, разрабатывающие рекомендации для высших должностных лиц государства по важнейшим вопросам внешней и внутренней политики, отвечающие за обеспечение этих лиц информацией, необходимой для занятия ответственных политических, военных, экономических и экологических решений и т. д. В некоторых учебных изданиях среди них упоминаются даже частные охранные фирмы.3

Вполне понятно, что  такой явно "вкусовой" подход к  определению круга правоохранительных органов признать приемлемым невозможно. В этом деле следовало бы руководствоваться иными ориентирами.

В законодательном порядке  круг правоохранительных органов  не определен. Поэтому вопрос о перечне правоохранительных органов решаются неоднозначно.4 По распространенному мнению к правоохранительным органам относят:

-суд;

-прокуратуру;

-органы юстиции;

-органы внутренних  дел;

-органы предварительного  расследования;

-органы обеспечения  безопасности (органы федеральной  службы безопасности, органы государственной охраны, органы внешней разведки, органы наркоконтроля, таможенные органы, налоговые органы);

-адвокатуру;

-нотариат.

Вместе с тем существует точка зрения, что нотариат и адвокатуру правоохранительными органами можно назвать условно, отмечая, что они не входят в систему государственных органов и действуют независимо отстаивая законные интересы доверителей5. Ряд авторов называют их органами участвующими в правоохранительной деятельности. К ним же относят частные детективные и охранные службы, третейские суды.6

Информация о работе Понятие, система и структура органов прокуратуры Российской Федерации