Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 12:52, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Названная цель обусловила постановку и решение следующих частных задач:
Определить понятие правоохранительных органов, рассмотреть их сущность и систему;
Рассмотреть понятие, сущность и система органов внутренних дел;
Рассмотреть полицию, как составную часть органов внутренних дел;
Определить судебную систему Российской Федерации;
Рассмотреть систему и структуру органов прокуратуры Российской Федерации.
Введение. Стр.2-5
Глава 1. Понятие, сущность и система правоохранительных органов. Стр.6-10
Глава 2. Понятие, сущность и система органов внутренних дел. Полиция как составная часть органов внутренних дел. Стр.11-22
Глава 3. Судебная система Российской Федерации. Стр.23-31
Глава 4. Понятие, система и структура органов прокуратуры Российской Федерации. Стр.32-37
Заключение. Стр.38-40
Список использованной литературы. Стр.41-42
План:
Введение.
Глава 1. Понятие, сущность и система правоохранительных органов. Стр.6-10
Глава 2. Понятие, сущность и система органов внутренних дел. Полиция как составная часть органов внутренних дел. Стр.11-22
Глава 3. Судебная система Российской Федерации.
Глава 4. Понятие, система
и структура органов
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Деятельность государства и его органов охватывает различные сферы жизни общества. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также выполнение других важных функций - таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.
Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в Конституции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства". Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: "Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется".1
В последние годы проблема становления и развития правоохранительной системы Российской Федерации в различных ее аспектах стала предметом многих научно - теоретических исследований, в том числе связанных с вопросами формирования правоохранительной системы РФ. В условиях интенсивного формирования новой государственности и идущими в этой связи процессами становления региональной власти, совершенствованием системы правоохранительных органов, переоценкой государственных и общественных приоритетов, признанием в качестве высшей ценности прав и свобод человека, проблема становления и функционирования правоохранительной системы российской Федерации приобретает новый характер и звучание.
Представляется актуальным комплексное исследование правоохранительной системы РФ через призму понятийного и концептуального аппарата теории права и государства. Такое исследование, проведенное на основе общетеоретических подходов, с учетом основных тенденций правоохранительной политики, позволит: обосновать теорию правоохранительной системы Российской Федерации, как функциональную систему, представляющую совокупность внутренне организованных и взаимосвязанных государственных и правовых явлений, направленных на удовлетворение общей цели путем издания и реализации правовых актов органов государственной власти, а также органами местного самоуправления и общественностью; определить общие тенденции развития и совершенствования правоохранительной системы субъекта РФ, в том числе по отдельным направлениям деятельности (способы взаимодействия органов внутренних дел РФ, организация и функционирование правосудия и др.)
Все вышеизложенное обуславливает актуальность проблемы и предопределяет выбор настоящей темы исследования.
Цель данной работы – рассмотреть систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Названная цель обусловила постановку и решение следующих частных задач:
Положения, выносимые на защиту:
- Правоохранительные органы — это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы. Система правоохранительных органов создана в соответствии с Конституцией России и действует в интересах обеспечения и защиты, неотъемлемых прав человека и гражданина.
- Органы внутренних дел в Российской Федерации – это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Законом «О Полиции» и другими федеральными законами. Правоохранительные (или полицейские) органы - это федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы либо структурные подразделения), должностные лица которых наделены законом полицейскими полномочиями, состоящими в возложении на них обязанностей пресекать преступления и административные правонарушения и предоставлении прав по доставлению, задержанию граждан; производству досмотра (осмотра), изъятия; осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, дознания; применению силы и оружия.
- Судебная власть – это реализуемая судами возможность оказывать воздействие на поведение людей и социальные процессы с помощью применения юридических мер воздействия. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. В федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» закрепляется единство судебной системы. Основными, наиболее важными функциями судебной власти являются: функция осуществления правосудия, судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения, толкование правовых норм, официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.
- Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В Федеральном законе о прокуратуре отмечено, что приоритеты деятельности прокуратуры направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем органы прокуратуры отстаивают интересы общества и государства, которое призвано служить человеку и обществу, не противопоставляя их правам гражданина.
Объектом данной работы выступают общественные отношения, возникающие при осуществлении своих полномочий правоохранительными органами по защите законных прав и интересов личности и гражданина.
Предметом данной работы является система правоохранительных органов, призванных защищать законные права и интересы граждан нашего государства.
Структура курсовой работы. Курсовая работа включает в себя: введение, четыре главы, заключение и список используемой литературы. Каждая глава завершается кратким теоретическим выводом.
Глава 1. Понятие, сущность и система правоохранительных органов.
В соответствии с существующими доктринальными разработками правоохранительная деятельность, как вид государственной деятельности обладает рядом существенных признаков.
Первый из них проявляется в том, что такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом. Например, если совершено преступление, то может быть назначено наказание или иные меры воздействия, допускаемые по закону; если имуществу причинен ущерб, не влекущий уголовной ответственности, то может быть возложена обязанность возместить этот ущерб; если по заключенному договору не выполнено обязательство, скажем, об изготовлении какого-то изделия или оказании каких-то услуг, то возможно применение имущественной санкции; если кто-то управлял автомашиной в нетрезвом виде, то его можно лишить водительских прав и т. д. Среди мер юридического воздействия важное место отводится мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике, допускаемой лишь в установленных законом пределах.
Вторым существенным признаком правоохранительной деятельности является то, что применяемые в ходе ее осуществления юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона. Только закон может служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания. И такая запись в законе означает, что установленная в нем мера взыскания может быть применена только к виновному в указанном действии и только в обозначенных пределах. Не допускается применение в такого рода случаях и каких-то иных мер взыскания, скажем, ареста, исправительных работ, хотя кому-то они могут показаться более уместными для данного случая и более справедливыми. Отступление от приведенного предписания закона, под каким бы то ни было.2
Вопрос о задачах правоохранительной деятельности, как и вопрос о ее понятии и содержании, пока что в законодательном порядке четко не решен. Но это не значит, что у нее нет своих задач. Они есть, и о них можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной мере решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов.
К таким актам можно отнести, например, Закон о безопасности, Закон о полиции, Закон о судебной системе, Закон о судоустройстве, ГПК, УПК и некоторые другие.
По закону охрана названных ценностей возложена на все государственные органы, в том числе, естественно, и на правоохранительные. Она и составляет суть, обобщенное содержание задач последних, хотя, как будет видно ниже, для конкретных видов правоохранительных органов законодательство предусматривает свои, специфические задачи: для Конституционного Суда РФ - одни, для судов общей юрисдикции - другие, для арбитражных судов - третьи, для прокуратуры - четвертые, для полиции - пятые и т.д. Существуют свои задачи и у конкретных направлений правоохранительной деятельности.
В настоящее время в Российской Федерации происходит коренное изменение всех системы государственных органов, в том числе и правоохранительных органов. К числу таких примеров можно применить измененную систему Правительства РФ, внесенные в Государственную думу ряд законопроектов об изменении всей правоохранительной системы в РФ.
Для выполнения названных направлений (функций) правоохранительной деятельности существуют конкретные органы, которые соответственно и именуются правоохранительными. В наши дни вопрос о круге такого рода органов решается по-разному: одни относят к ним большее количество, а другие - меньшее. Этот разнобой объясняется, прежде всего, тем, что данный вопрос в законодательном порядке прямо и однозначно не урегулирован, равно как не решен и вопрос о понятии правоохранительной деятельности. Последнее обстоятельство в значительной мере предопределяет тот существенный разнобой и в подходах к определению круга государственных или негосударственных органов, называемых правоохранительными. Для одних, соответственно их пониманию содержания рассматриваемого вида государственной деятельности, правоохранительными являются только те органы, что непосредственно ведут борьбу с преступностью, для других - те, которые искореняют преступления и иные посягательства, для третьих - те, которые поддерживают порядок в общественных местах и т. д.
Такому разнобою в значительной мере способствуют, наряду с отсутствием четкой законодательной регламентации, так называемые ведомственные интересы, а нередко и непрофессиональное словоупотребление, исходящее от средств массовой информации (и не только от них).
Некоторым журналистам, иного рода далеким от юриспруденции деятелям, активно выступающим с публичными заявлениями, а иногда и авторам учебной литературы, отражающей ведомственные интересы, термин "правоохранительные органы", похоже, кажется весьма привлекательным и облагораживающим. Видимо, поэтому они порой склонны считать такими органами попросту те, к которым по каким-то причинам относятся с симпатией они сами либо руководство соответствующих ведомств.
С их "легкой руки" среди правоохранительных органов могут оказаться, к примеру, воинские формирования, государственные учреждения или структуры, охраняющие важных персон и особые объекты, собирающие налоги, занимающиеся пожаротушением, таможенным контролем и получением таможенных сборов, разрабатывающие рекомендации для высших должностных лиц государства по важнейшим вопросам внешней и внутренней политики, отвечающие за обеспечение этих лиц информацией, необходимой для занятия ответственных политических, военных, экономических и экологических решений и т. д. В некоторых учебных изданиях среди них упоминаются даже частные охранные фирмы.3
Вполне понятно, что такой явно "вкусовой" подход к определению круга правоохранительных органов признать приемлемым невозможно. В этом деле следовало бы руководствоваться иными ориентирами.
В законодательном порядке круг правоохранительных органов не определен. Поэтому вопрос о перечне правоохранительных органов решаются неоднозначно.4 По распространенному мнению к правоохранительным органам относят:
-суд;
-прокуратуру;
-органы юстиции;
-органы внутренних дел;
-органы предварительного расследования;
-органы обеспечения безопасности (органы федеральной службы безопасности, органы государственной охраны, органы внешней разведки, органы наркоконтроля, таможенные органы, налоговые органы);
-адвокатуру;
-нотариат.
Вместе с тем существует точка зрения, что нотариат и адвокатуру правоохранительными органами можно назвать условно, отмечая, что они не входят в систему государственных органов и действуют независимо отстаивая законные интересы доверителей5. Ряд авторов называют их органами участвующими в правоохранительной деятельности. К ним же относят частные детективные и охранные службы, третейские суды.6
Информация о работе Понятие, система и структура органов прокуратуры Российской Федерации