Понятие, система и структура органов прокуратуры Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Названная цель обусловила постановку и решение следующих частных задач:
Определить понятие правоохранительных органов, рассмотреть их сущность и систему;
Рассмотреть понятие, сущность и система органов внутренних дел;
Рассмотреть полицию, как составную часть органов внутренних дел;
Определить судебную систему Российской Федерации;
Рассмотреть систему и структуру органов прокуратуры Российской Федерации.

Оглавление

Введение. Стр.2-5
Глава 1. Понятие, сущность и система правоохранительных органов. Стр.6-10
Глава 2. Понятие, сущность и система органов внутренних дел. Полиция как составная часть органов внутренних дел. Стр.11-22
Глава 3. Судебная система Российской Федерации. Стр.23-31
Глава 4. Понятие, система и структура органов прокуратуры Российской Федерации. Стр.32-37
Заключение. Стр.38-40
Список использованной литературы. Стр.41-42

Файлы: 1 файл

курсовая работа по ТГиП(измененная).doc

— 204.50 Кб (Скачать)

Структура аппарата Генеральной прокуратуры РФ включает управления и отделы: организационное управление; управление кадрами; управление по надзору за процессуальной деятельностью в органах внутренних дел и юстиции; по надзору за процессуальной деятельностью органов федеральной службы безопасности; по надзору за исполнением федерального законодательства в составе отделов по надзору за соблюдением прав и свобод граждан, в сфере экономического, таможенного и налогового законодательства; а также по обеспечению участия прокуроров в судопроизводстве; по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний; отдел по делам несовершеннолетних и молодежи и др. К подразделениям аппарата относятся также подразделения Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах.

Управления и отделы возглавляются начальниками — старшими помощниками и помощниками Генерального прокурора РФ. В штаты центрального аппарата включаются должности старших прокуроров, прокуроров-криминалистов. При Генеральной прокуратуре РФ состоят научные и учебные заведения и действует Научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, положение о котором утверждает Генеральный прокурор РФ.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Срок полномочий — пять лет. Заместители Генерального прокурора РФ назначаются Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ. При вступлении в должность Генеральный прокурор РФ приносит присягу.

Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые имеют заместителей, включая одного первого. Аппарат состоит из отделов и управлений, возглавляемых начальниками. В них имеются должности старших помощников и помощников. Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним руководят соответственно деятельностью прокуратур городов, районов и иных приравненных к ним прокуратур.

Прокуратуры городов и районов и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами. В них устанавливаются должности заместителей и помощников прокуроров. По решению Генерального прокурора РФ в этих прокуратурах могут быть образованы отделы.

Военная прокуратура входит в общую систему органов прокуратуры и возглавляется заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором РФ. Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры осуществляются Генеральным прокурором РФ.

В систему органов  военной прокуратуры на правах прокуратур субъектов РФ входят прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы, Московская городская военная прокуратура, а также военные прокуратуры гарнизонов, военных флотилий, других соединений, приравненные по своему статусу к прокуратурам городов и районов.

Особенности организации  и деятельности военной прокуратуры  определяются характером ее полномочий, связанных с обеспечением законности в Вооруженных Силах РФ, в других войсках и воинских формированиях и органах, где предусмотрена военная служба, а также с кадрами прокуроров и следователей, на должности которых назначаются лица, поступившие на военную службу и имеющие офицерские звания, в связи с чем они поощряются и несут ответственность не только в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», но и в порядке, установленном Дисциплинарном уставом Вооруженных Сил РФ.19

К специализированным прокуратурам относятся транспортные прокуратуры, природоохранные, прокуратуры особо режимных объектов и по надзору за исполнением уголовных наказаний в виде лишения свободы.

Система транспортных прокуратур, в юрисдикцию которых входит надзор за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, создавалась в основном применительно к сети железных дорог и включает транспортные прокуратуры отделений железных дорог на правах районных, городских прокуратур. С марта 2001 г. транспортные прокуратуры отделений железных дорог переданы в подчинение прокурорам субъектов РФ.

Особое место в системе  транспортных прокуратур занимает Московская межрегиональная транспортная прокуратура, которая осуществляет надзор на воздушном, водном и железнодорожном транспорте, а также за таможенными органами на территории 13 субъектов РФ, входящих в Центральный федеральный округ.

В целях совершенствования  транспортного обслуживания предстоящих Олимпийских игр 2014 г. в январе 2008 г. по такому же принципу создана Южная транспортная прокуратура.20

Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, защиту экологических прав граждан предприятиями, учреждениями, организациями и их должностными лицами. Создаются и действуют на правах прокуратур субъектов РФ, а в регионах на правах межрайонных прокуратур.

Так, Волжская природоохранная  прокуратура на правах прокуратуры субъекта РФ обеспечивает надзор на территории бассейна реки Волги и включает в свой состав 12 межрайонных прокуратур.

Созданная недавно Азово-Черноморкая  природоохранная прокуратура призвана обеспечить эффективный прокурорский надзор за соблюдением экологического законодательства на территории проведения Олимпийских игр 2014 г.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов  на закрытых территориях и режимных объектах имеют статус районных прокуратур и подчиняются прокурору субъектов РФ по месту их нахождения.

Прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний осуществляют свою деятельность в исправительных и воспитательных учреждениях системы Министерства юстиции РФ. Их задача — надзор за соблюдением законов администрацией соответствующих учреждений и соблюдением прав лиц, отбывающих наказание. Эти прокуратуры имеют статус районных прокуратур и подчинены соответствующему прокурору субъекта РФ.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: Прокуратура является органом государства, специально предназначенным для осуществления правоохраны совместно с другими органами. Прокуратура осуществляет правоохрану путем надзора, уголовного преследования и иных видов правоохраны. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Место и роль прокуратуры  в государственном механизме  определены в Конституции РФ и  ФЗ «О прокуратуре РФ».

В Федеральном законе о прокуратуре отмечено, что приоритеты деятельности прокуратуры направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем органы прокуратуры отстаивают интересы общества и государства, которое призвано служить человеку и обществу, не противопоставляя их правам гражданина

Современная российская прокуратура не идеальна. Ей трудно, но она, как может, старается противостоять  беззаконию. Укрепление российской прокуратуры  и совершенствование ее деятельности возможны на основе конкретных и реализуемых принципов (идей), отражающих решимость государства обеспечивать законность в стране и не допускающих каких-либо отступлений от них в чьих бы то ни было интересах.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Правоохранительная деятельность представляет собой  предусмотренную действующим законодательством государственную или санкционированную государством деятельность, направленную на охрану и защиту прав граждан, юридических лиц и государства и обеспечение выполнения ими своих обязанностей, осуществляемую, как правило, в определенном процессуальном порядке специально уполномоченными на то лицами и связанная в большинстве случаев с применением законных мер государственного принуждения.

Правоохрана является одной  из главных объективно обусловленных  функций государства, выступающего в роли субъекта управления, организующего жизнедеятельность общества, успешность которого возможна только в условиях обеспеченности должного правопорядка. С этих позиций правоохранительная деятельность государства, как субъекта управления представляет функцию социального управления.

Организация этой функции  выполняется государством посредством  создания правоохранительной системы, включающей соответствующие правоохранительные органы, одним из которых являются органы внутренних дел, а также обеспечением необходимых условий для деятельности общественных организаций и иных субъектов, включенных в правоохранительный процесс.

Эти органы именуются  правоохранительными, т. е. органами, которые  призваны охранять  установленный  Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями  порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных  лиц, проживающих в России.

Эффективность организации  правоохранительной деятельности определяется соответствием ее содержания своему объективному назначению, которое состоит в защите прав и свобод человека и гражданина, охраняемых обществом и государством материальных и духовных ценностей от противоправных посягательств и их предупреждении.

Стоит отметить, что именно правоохранительные органы играют ведущую роль в укреплении законности и правопорядка.

 Важнейшее предназначение  правоохранительных органов —  обеспечение в демократическом обществе режима законности — неукоснительного соблюдения и исполнения всех юридических норм, прежде всего тех, которые содержатся в законах, всех правовых предписаний гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами.

Задачи судебных органов  нацелены на обеспечение конституционной  законности путем устранения нарушений  предписаний Конституции РФ и  проверки конституционности законодательных и иных нормативных актов; справедливое разбирательство и разрешение гражданских, административных и уголовных дел; раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, исполнение приговоров и иных судебных решений; предупреждение преступлений и иных правонарушений.

Основной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Задачами полиции  являются: обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.

Основываясь на положениях современной теории системного подхода (одного из универсальных и перспективных  методов научного исследования), каждый из правоохранительных органов можно представить в виде системы по совокупности составляющих ее взаимосвязанных подсистем и элементов в их функциональном состоянии.

Поскольку все правоохранительные органы взаимосвязаны, их можно рассматривать как систему правоохранительных органов

В данной работе были  рассмотрены вопросы правоохранительной деятельности государства, структура правоохранительных органов, аспекты функционирования основных правоохранительных органов РФ. Надо отметить, что перечень приведенных в работе правоохранительных органов не является исчерпывающим, в связи с правовой реформой РФ, приведенная в

 работе система правоохранительных органов может уже завтра являться устаревшей, содержащей неверные данные.

       В  данной  работе не рассмотрены  вопросы правоохранительной деятельности адвокатуры и нотариата, так как, по нашему мнению данные органы не являются истинно правоохранительными, их деятельность основана на коммерческой основе, хотя при осуществлении они и выполняют ряд правоохранительных функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

Нормативно правовые акты

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
  2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г., 5 февраля 2007 г.)
  3. Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации"(с изменениями и дополнениями)
  4. Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"
  5. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"
  6. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне».
  7. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Информация о работе Понятие, система и структура органов прокуратуры Российской Федерации