Понятие, система и структура органов прокуратуры Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Названная цель обусловила постановку и решение следующих частных задач:
Определить понятие правоохранительных органов, рассмотреть их сущность и систему;
Рассмотреть понятие, сущность и система органов внутренних дел;
Рассмотреть полицию, как составную часть органов внутренних дел;
Определить судебную систему Российской Федерации;
Рассмотреть систему и структуру органов прокуратуры Российской Федерации.

Оглавление

Введение. Стр.2-5
Глава 1. Понятие, сущность и система правоохранительных органов. Стр.6-10
Глава 2. Понятие, сущность и система органов внутренних дел. Полиция как составная часть органов внутренних дел. Стр.11-22
Глава 3. Судебная система Российской Федерации. Стр.23-31
Глава 4. Понятие, система и структура органов прокуратуры Российской Федерации. Стр.32-37
Заключение. Стр.38-40
Список использованной литературы. Стр.41-42

Файлы: 1 файл

курсовая работа по ТГиП(измененная).doc

— 204.50 Кб (Скачать)

– судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

– кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции  решает вопрос о виновности по существу, но, как правило, не исследует доказательств непосредственно, изучает лишь материалы дела. Решения, принимаемые судом второй инстанции, связаны с изменением (не изменением) или отменой приговора, но сам приговор в этой инстанции не выносится. Формой решения является определение.

Апелляционная инстанция, согласно п. 2 ст. 5 УПК, – это суд, рассматривающий в апелляционном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры и определения суда. По действующему закону в апелляционной инстанции рассматриваются только решения мирового судьи, т. е. судом данной инстанции является только районный суд – вышестоящий для мирового судьи. Основные признаки производства в апелляционной инстанции: 1) уголовное дело рассматривается по существу; 2) происходит непосредственное исследование доказательств без каких-либо ограничений (кроме усмотрения судьи); 3) решение основывается на доказательствах, полученных как мировым судьей, так и судьей при апелляционном производстве. Форма решения – приговор или постановление. Приговор суда апелляционной инстанции отменяет приговор мирового судьи и заменяет его. Решение суда апелляционной инстанции может быть пересмотрено в кассационном порядке.

Суд надзорной  инстанции (надзорное производство) – это суд, рассматривающий судебные решения в порядке надзора по жалобам и представлениям (п. 16 ст. 5 УПК РФ). Его признаки: 1) рассмотрение дела по существу; 2) только по письменным материалам; 3) отсутствие права постановить приговор. Производится по вступившему в силу приговору (решению). Порядок пересмотра определен главой 48 УПК РФ.

Надзорными инстанциями  выступают:

– президиум суда субъекта Российской Федерации;

– судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации;

– президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Возобновление дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств имеет место, когда появляются обстоятельства, которые не были известны суду при постановлении приговора. Данное производство может осуществляться после вступления приговора в законную силу. Порядок возобновления главой 49 УПК РФ. В силу своей исключительности возобновление дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, как правило, не называют инстанцией.

Судебная  компетенция – совокупность полномочий суда, определяющих характер и степень его участия в осуществлении правосудия по уголовным делам. Наиболее важной частью определения судебной компетенции является понятие «подсудность», т. е. совокупность признаков уголовного дела, на основе которых закон определяет, какой суд первой инстанции должен рассматривать уголовное дело. С помощью правил подсудности осуществляется распределение уголовных дел между судами.16

Мировые суды (судьи) относятся к низшему звену судов общей юрисдикции. Они называются судами субъектов Федерации. Порядок назначения судей определяется законами субъектов Федерации. Осуществляют полномочия в качестве суда первой инстанции. В соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ, им подсудны дела о преступлениях, за которые предусмотрено максимальное наказание до 3 лет лишения свободы (за некоторым исключением). Мировые судьи, согласно федеральному законодательству, могут осуществлять судопроизводство по вновь открывшимся обстоятельствам, но УПК РФ такой процедуры не содержит, следовательно, она не может быть реализована. Кроме того, мировые судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, установленных законодательством субъектов Федерации, а также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), изъятые из подсудности районных судов, осуществляют производство по гражданским делам. Мировые судьи рассматривают также дела о расторжении браков, разделе имущества, возникающие из трудовых отношений и др. Особой структуры у этого суда нет. Судья действует единолично, но ему помогает секретарь, существует архив, канцелярия, охрана и другие атрибуты обеспечивающего характера. Мировой судья работает в рамках установленного участка. Далее этого участка его компетенция не распространяется.17

Районные суды – второе звено в системе общих судов и первое – в системе федеральных судов.

Судьи назначаются Президентом  Российской Федерации первоначально на 3 года, при повторном назначении – пожизненно.

Районные суды рассматривают  наибольшее количество уголовных дел по первой инстанции в соответствии с подсудностью (ст. 31 УПК РФ). Осуществляют судопроизводство в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, вынесенных мировыми судьями.

Новым направлением в судебной деятельности районного суда является контроль за досудебным производством. Он осуществляется посредством выдачи судом разрешения на: 1) заключение лиц под стражу, 2) проведение контроля и записи переговоров, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, производство следственных действий, связанных с проникновением в жилище (в определенных случаях), на производство личного обыска. Эта деятельность и является предварительным судебным контролем за досудебным производством.

Последующий контроль за досудебным производством состоит в проверке законности и обоснованности действий и решений, произведенных без разрешения судьи, а также проверке жалоб на действия и решения органов расследования и прокурора.

Районный суд, кроме  того, осуществляет:

– выдачу разрешений на производство оперативно-розыскных  мероприятий, связанных с ограничением конституционных прав граждан;

– рассмотрение подавляющего большинства гражданских дел;

– выдачу разрешения на принудительную госпитализацию лиц  в психиатрический стационар;

– рассмотрение дел об административных правонарушениях (в  соответствии с КоАП РФ).

Районные суды не имеют  структуры. В них установлены  должности председателя, его заместителей и судей. Обеспечивают деятельность суда вспомогательные службы (секретари, секретари судебных заседаний, архив, канцелярия, охрана и др.).

Областной (краевой) суд – третье звено. Судьи назначаются Президентом РФ на установленные законом сроки. В этих судах также имеются вспомогательные подразделения, указанные выше, и, кроме того, должность администратора суда, который решает хозяйственные вопросы.

При необходимости создается  научно-консультативный совет, который  рассматривает сложные вопросы правоприменения, дает рекомендации по толкованию правовых норм.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом судов общей юрисдикции.

Основная его деятельность состоит в формировании судебной политики за счет кассационной и надзорной практики, а также решений (постановлений) пленума Верховного Суда. Издает бюллетень Верховного Суда, имеет научно-консультативный совет. Деятельность Верховного Суда обеспечивается собственным аппаратом.

Военные суды имеют самостоятельную систему и структуру внутри судов общей юрисдикции. Формируются путем назначения Президентом Российской Федерации.

Особенности деятельности военных судов определяются такими моментами, как:

1) связь с дислокацией  Вооруженных Сил;

2) специфика рассмотрения  дел;

3) расположение воинских  соединений за пределами России;

4) необходимость осуществления  правосудия в военный период.

Подсудность четко определена Федеральным Конституционным законом «О военных судах» и УПК РФ.

Судопроизводство в  военных судах осуществляется по общим правилам, установленным УПК РФ.

Таким образом, на основе ознакомления с некоторой учебной и иной литературой по данной главе можно сделать определенные выводы. Судебная власть – это реализуемая судами возможность оказывать воздействие на поведение людей и социальные процессы с помощью применения юридических мер воздействия.

Назначение судов и юридическая природа их деятельности - осуществлять одну из разновидностей государственной власти, а именно самостоятельную судебную власть.

Достаточно отметить, что в настоящее время суды всех видов и уровней образуются с соблюдением установленной законом процедуры. Реализация ее призвана обеспечить беспристрастный отбор судей, способных профессионально грамотно и честно рассматривать и разрешать отнесенные к их ведению дела.

Система судов, осуществляющих в государстве судебную власть, имеет  важное политическое и правовое значение и, как правило, определяется на конституционном уровне. Причем, если перечень судов закреплен в Конституции, то никакие другие суды не могут быть учреждены при помощи обычного закона, так как для этого необходимо изменить Конституцию. Существенным моментом, характеризующим построение органов судебной власти, является обеспечение их независимости, ограждение от постороннего влияния как извне, так и внутри (со стороны вышестоящих инстанций и судебного начальства).

Судебная система самостоятельна. Ни одна из ветвей власти не должна вмешиваться в сферу правосудия, в осуществление функций судебной власти. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. В федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» закрепляется единство судебной системы. Основными, наиболее важными функциями судебной власти являются: функция осуществления правосудия, судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения, толкование правовых норм, официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.

Органы судебной власти осуществляют свою деятельность на основании законов Российской Федерации и принципов, закрепленных в конституции. Это принципы и нормы, определяющие взаимоотношения гражданина РФ с судебной властью, принципы, определяющие организацию судебной власти, а также принципы, определяющие порядок функционирования судебной системы.

Осуществление правосудия является исключительной прерогативой судебной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Понятие, система и структура органов прокуратуры Российской Федерации.

 

Точное и единообразное  исполнение законов – основа стабильности любого государства и неотъемлемый признак, характеризующий его в качестве правового. В связи с этим для каждого государства, независимо от строя и формы правления, правозащитная (отсюда и надзорная) функция является одной из главных.

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и Федеральным  законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории страны, а также выполняющих иные функции установленные Федеральным законом.18

Согласно Закону «О прокуратуре Российской Федерации» и в соответствии с Конституцией Российской Федерации прокуратура осуществляет надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, принимает меры по устранению их нарушений и привлечению виновных к ответственности, выполняет иные виды деятельности.

В соответствии со ст. 1 Закона целями прокурорской деятельности являются: 1) обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности; 2) защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Верховенство закона и единство законности означают единообразное  понимание и применение законов  на всей территории Российской Федерации, непротиворечивость законодательства, приоритет законов над иными правовыми актами. Обеспечение единства законности на территории всей страны – необходимое условие успешного социального, экономического и политического развития государства. Верховенство закона, защита прав и свобод человека и гражданина – один из главных устоев правового государства.

В соответствии с законом  прокуратура не подменяет другие государственные органы, а осуществляет надзор за тем, как сами эти органы и соответствующие должностные лица выполняют возложенные на них законом обязанности по обеспечению и контролю исполнения законов всеми органами и гражданами, на которых распространяется их компетенция.

Систему органов прокуратуры  составляет Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры, а также научные и образовательные учреждения и редакции печатных органов, являющиеся юридическими лицами

Образование, реорганизация  и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему, не допускается.

Генеральная прокуратура РФ возглавляется Генеральным прокурором РФ, который имеет заместителей, в том числе первого заместителя. В Генеральной прокуратуре РФ образуются на правах структурных подразделений Главная военная прокуратура РФ во главе с заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором РФ, а также отделения Генеральной прокуратуры РФ в семи федеральных округах, возглавляемые заместителями Генерального прокурора РФ.

Информация о работе Понятие, система и структура органов прокуратуры Российской Федерации