Понятие, система и структура органов прокуратуры Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Названная цель обусловила постановку и решение следующих частных задач:
Определить понятие правоохранительных органов, рассмотреть их сущность и систему;
Рассмотреть понятие, сущность и система органов внутренних дел;
Рассмотреть полицию, как составную часть органов внутренних дел;
Определить судебную систему Российской Федерации;
Рассмотреть систему и структуру органов прокуратуры Российской Федерации.

Оглавление

Введение. Стр.2-5
Глава 1. Понятие, сущность и система правоохранительных органов. Стр.6-10
Глава 2. Понятие, сущность и система органов внутренних дел. Полиция как составная часть органов внутренних дел. Стр.11-22
Глава 3. Судебная система Российской Федерации. Стр.23-31
Глава 4. Понятие, система и структура органов прокуратуры Российской Федерации. Стр.32-37
Заключение. Стр.38-40
Список использованной литературы. Стр.41-42

Файлы: 1 файл

курсовая работа по ТГиП(измененная).doc

— 204.50 Кб (Скачать)

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции":

Полиция является составной  частью единой централизованной системы  федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В состав полиции могут входить  подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее - подразделения полиции).

Руководство деятельностью полиции  осуществляют в пределах своей компетенции  руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее - территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.

Нормативы и лимиты штатной численности  подразделений полиции в пределах установленной штатной численности  органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с Указом Президента РФ13 устанавливается, что в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются:

а) прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях;

б) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами;

в) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

г) обеспечение безопасности граждан  и общественного порядка, в том  числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки;

д) обеспечение безопасности дорожного  движения;

е) производство дознания, отдельных  процессуальных действий по уголовным  делам, а также производство по делам  об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подведомственности полиции;

ж) осуществление оперативно-розыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;

з) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности;

и) обеспечение собственной  безопасности;

к) осуществление лицензионно-разрешительной работы;

л) осуществление экспертно-криминалистической деятельности;

м) государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций;

н) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц;

о) сбор, анализ и хранение оперативно-розыскной информации;

п) содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации;

р) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы;

с) подготовка, переподготовка и повышение  квалификации сотрудников полиции;

т) обеспечение взаимодействия с  правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола.

Перечень подразделений и служб  полиции утверждается:

а) в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации - Президентом Российской Федерации;

б) в территориальных органах  Министерства внутренних дел Российской Федерации - Министром внутренних дел Российской Федерации.

3. Установить, что подразделения  и службы полиции создаются,  реорганизуются и ликвидируются:

а) в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальных органах Министерства на окружном и межрегиональном уровнях - Министром внутренних дел Российской Федерации;

б) в территориальных органах  Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и районном уровнях (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "в" настоящего пункта) - руководителями соответствующих территориальных органов Министерства на региональном уровне на основе типовых структур и в пределах нормативов штатной численности этих органов, утверждаемых Министром внутренних дел Российской Федерации;

в) в линейных отделах Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте - начальниками соответствующих управлений на транспорте Министерства по федеральным округам на основе типовых структур и в пределах нормативов штатной численности этих отделов, утверждаемых Министром внутренних дел Российской Федерации.

А так же учреждается в территориальных  органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном и региональном уровнях должность заместителя начальника соответствующего территориального органа Министерства - начальника полиции.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: Органы внутренних дел в Российской Федерации – это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Законом «О милиции» и другими федеральными законами.

В России создана полноценная правовая база для функционирования органов внутренних дел – это целый комплекс нормативно-правовых актов, представляющих собой упорядоченную иерархию, во главе с конституцией РФ, международными актами и законом «О полиции».

Правоохранительные (или полицейские) органы - это федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы либо структурные подразделения), должностные лица которых наделены законом полицейскими полномочиями, состоящими в возложении на них обязанностей пресекать преступления и административные правонарушения и предоставлении прав по доставлению, задержанию граждан; производству досмотра (осмотра), изъятия; осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, дознания; применению силы и оружия.

Критериями отнесения  каких-либо органов к правоохранительным (полицейским) служат: принадлежность к федеральным органам исполнительной власти; наделенность полицейскими полномочиями, состоящими в возложении на них обязанности пресекать преступления и административные правонарушения и предоставлении прав по доставлению, задержанию граждан; производству досмотра (осмотра), изъятия; осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, дознания; применению силы и оружия.

В систему правоохранительных органов Российской Федерации (полицейскую систему России) в настоящее время входят: Министерство внутренних дел Российской Федерации: полиция, внутренние войска; Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков; Федеральная таможенная служба; Федеральная служба безопасности Российской Федерации, в том числе пограничные органы; Федеральная служба охраны Российской Федерации; Федеральная служба судебных приставов; Федеральная служба исполнения наказаний; Природоохранные органы: Министерство природных ресурсов Российской Федерации; Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации; Федеральное агентство по рыболовству; Федеральная служба (по экологическому, технологическому и атомному надзору; Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации.

Полиция является полифункциональной полицейской структурой, а все остальные - отраслевыми, имеющими узкую сферу деятельности. Указанная система является открытой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Глава 3. Судебная система Российской Федерации.

 

Применительно к совокупности судов общей юрисдикции (компетенции) Российской Федерации использование термина «система» оправданно, поскольку все ее структуры связаны между собой определенными отношениями, позволяющими говорить об их единстве.

В основе построения любой  системы должны находиться какие-либо основополагающие начала. В данном случае это принципы организации системы судов общей компетенции.

1. Единство судебной системы. Это положение означает, что все суды объединены высшим судебным органом – Верховным Судом Российской Федерации. Между низшими и высшими судами имеются одинаковые по своей правовой сущности правоотношения (в частности, процессуальный порядок пересмотра судебных решений). Отсутствуют организационно изолированные суды, рассматривающие только уголовные, только гражданские, только административные дела (хотя внутри судов имеется специализация).

2. Соответствие судебной системы административно-территориальному делению страны с учетом ее федеративного устройства. Наличие судов в каждом районе обеспечивает доступ граждан к правосудию. Учет федеративного устройства состоит в том, что судебные органы республик именуются верховными, в отличие от областных, краевых. Верховные суды республик имеют право законодательной инициативы, т. е. существуют некоторые небольшие отличия в их статусе по сравнению с судами иных субъектов Федерации. С недавнего времени субъекты Российской Федерации имеют право на создание своих судов – мировых, конституционных (уставных). Исключением являются военные суды (при их образовании приоритетной является структура вооруженных сил и дислокация – гарнизон, округ, флот и т. д.).

3. Нижестоящие суды (районные и мировые) являются основными звеньями судебной системы. Они являются первым звеном, т. е. рассматривают (за небольшим исключением) все уголовные, гражданские и административные дела. Этим обеспечивается свобода обращения в суд, право граждан на последовательное обращение к вышестоящему суду.

4. Уголовные, гражданские дела, дела об административных правонарушениях разрешаются по существу только при непосредственном исследовании доказательств, т. е. только при осуществлении правосудия по первой инстанции (некоторое исключение составляет апелляционное производство).14

Таким образом, суды общей  юрисдикции образуют самостоятельную  систему судов. Ее признаками являются наличие единого объединяющего органа, наличие одинаковых связей, принципов построения.

Звено – совокупность судов, обладающих равной компетенцией (равными полномочиями) по рассмотрению дел. Понятие «звено» является судоустройственным. Оно характеризует правосудие с одной стороны – указывает, какое место занимает суд в системе и какова его компетенция. Исходя из понятия звена, например, все мировые судьи обладают равной компетенцией (она определяется федеральным законом).

Судебная  инстанция – понятие судопроизводственное и касается порядка рассмотрения дела. Хотя в определенной мере отражает и место производства суда.15

Существуют следующие  виды инстанций.

Суд первой инстанции (производство по первой инстанции). Согласно п. 52 ст. 5 УПК РФ, это суд, рассматривающий уголовное дело по существу и правомочный постановить приговор. Из этого вытекают два его признака: рассмотрение дела по существу (т. е. разрешение основных вопросов); наличие правомочия вынести приговор. Но этих двух признаков для разграничения инстанции недостаточно. Третьим признаком является то, что при производстве в суде первой инстанции доказательства исследуются непосредственно. По первой инстанции рассмотрение дела может быть осуществлено и не первый раз, в том числе после отмены предыдущих решений. Поэтому неправильно понятие «первая инстанция» отождествлять с очередностью рассмотрения дела. Суд первой инстанции определяется в соответствии с подсудностью (в частности, предметной). Судом первой инстанции могут выступать вне зависимости от места в системе, но в соответствии со своей компетенцией следующие суды:

– мировой судья;

– районный суд;

– суд субъекта Российской Федерации (областной, краевой и  равные им);

– Верховный Суд Российской Федерации.

Суд второй инстанции. В современном законодательстве предусмотрено два относительно самостоятельных вида деятельности суда второй инстанции: 1) рассмотрение дела в кассационном порядке; 2) пересмотр судебного решения в апелляционном порядке.

В соответствии с п. 14 ст. 5 УПК РФ, кассационная инстанция – это суд, рассматривающий в кассационном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры и другие решения судов первой и апелляционной инстанций. Судом кассационной инстанции выступают:

– суд субъекта Российской Федерации в лице его судебной коллегии;

Информация о работе Понятие, система и структура органов прокуратуры Российской Федерации