Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:39, реферат

Краткое описание

Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений. (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 39.38 Кб (Скачать)

1.Прокуратура Российской Федерации, понятие, принципы ее деятельности

 

     Прокуратура Российской Федерации, являясь органом  федеральной государственной власти, в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации  и федерального законодательства, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образований осуществляет надзор за соблюдением законности и правопорядка в России.

     Фундамент современной российской прокуратуры  закладывался Петром I, который учредил  прокуратуру в России 12 января 1722 года.

     Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная  централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением  Конституции Российской Федерации  и исполнением законов, действующих  на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. 

     В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и  гражданина, а также охраняемых законом  интересов общества и государства  прокуратура Российской Федерации  осуществляет: 

     
  1. надзор  за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными  органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления  общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного  содержания и содействия лицам, находящимся  в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
 
     
  1. надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
 
     
  1. надзор  за исполнением законов судебными  приставами;
 
     
  1. надзор  за исполнением законов администрациями  органов и учреждений, исполняющих  наказание и применяющих назначаемые  судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных  и заключенных под стражу;
 
     
  1. уголовное преследование в соответствии с  полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
 
     
  1. координацию деятельности правоохранительных органов  по борьбе с преступностью.
 

     Принципами  организации и деятельности прокуратуры  являются централизация, независимость, законность и гласность: 

  • Принцип централизации  органов прокуратуры означает, что  эти органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным  прокурором РФ. Органы прокуратуры  имеют четкую иерархию, нижестоящие  органы прокуратуры подчиняются  всем вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Вышестоящие прокуроры  могут давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания и  поручения, брать на себя исполнение каких-либо их обязанностей. Перед прокурорами  стоят общие, единые для всей прокурорской системы задачи.
 
  • Принцип независимости  в организации и деятельности прокуратуры заключается в том, что ее органы осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  РФ, органов государственного самоуправления, общественных объединений. Чтобы оградить независимость функционирования органов прокуратуры, закон запрещает прокурорам и следователям прокуратуры быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Прокуроры не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.
  • Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.
 
  • Принцип гласности  в организации и деятельности прокуратуры выражается в оповещении в печати о назначении прокуроров, о которых идет речь в Конституции  РФ, в обязанности информирования федеральных органов власти, органов  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления, а также  населения о состоянии законности. Органы прокуратуры обязаны действовать  гласно в той мере, в какой это  не противоречит требованиям федеральных  законов об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

2.Система органов прокуратуры РФ

     Территориальные прокуратуры организованы в соответствии с административно-территориальным  и национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. К  территориальным прокуратурам относятся: - прокуратуры республик в составе  РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга; - прокуратуры  городов, районов. 

     К специализированным прокуратурам относятся  военная, транспортная, природоохранная, по надзору за соблюдением законов  в исправительных учреждениях и  другие. Все они действуют на правах областных или районных прокуратур. 

     Транспортные  прокуратуры создаются для осуществления  надзора за исполнением законов  на железнодорожном, водном и воздушном  транспорте - на определенной железной дороге, ее участке, в аэропортах, морских  и речных портах.

     Надзор  за исполнением экологических законов  осуществляет природоохранная прокуратура, созданная для усиления прокурорского  надзора за исполнением законов  об охране природы и окружающей среды. Эти прокуратуры имеют низовые  звенья, действующие на правах прокуратур районов. Природоохранные прокуратуры  на правах межрайонных прокуратур созданы  в большинстве субъектов РФ. 

     Прокуратуры по надзору за соблюдением законов  в исправительных учреждениях свою юрисдикцию распространяют на территорию, занимаемую несколькими учреждениями, исполняющими уголовное наказание  в виде лишения свободы. Эти учреждения, поднадзорные той или иной специализированной прокуратуре, могут располагаться  на территории разных субъектов Российской Федерации . 

     Военная прокуратура образует свою систему, высшим звеном которой является Главная  военная прокуратура, входящая в  состав Генеральной прокуратуры  на правах структурного подразделения. Помимо нее в систему военной  прокуратуры входят: прокуратуры  военных округов, групп войск, флотов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы и прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации; прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам районов и городов Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». 

     Генеральная прокуратура РФ является центральным  органом, руководящим всеми органами прокуратуры на территории РФ. Возглавляется  она Генеральным прокурором Российской Федерации, назначаемым на должность  и освобождаемым от нее Советом  Федерации по представлению Президента РФ.  

     Он  имеет первого заместителя и  заместителей, которые назначаются  и освобождаются от должности  Советом Федерации по представлению  Генерального прокурора. Генеральный  прокурор РФ руководит деятельностью  органов прокуратуры и осуществляет контроль за их работой. Он издает обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры приказы, инструкции, положения, регулирующие вопросы организации и деятельности органов прокуратуры, порядок материального и социального обеспечения указанных работников. Генеральный прокурор назначает на должность и освобождает от нее прокуроров всех звеньев системы прокуратуры, несет ответственность за выполнение задач, стоящих перед органами прокуратуры. 

     В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального прокурора, его заместителей и других прокурорских работников. Коллегия является совещательным органом, ее решения  реализуются приказами Генерального прокурора.

     В состав Генеральной прокуратуры  РФ входят Главное следственное управление и Главная военная прокуратура  РФ, которые возглавляются заместителями  Генерального прокурора РФ; различные  управления (управление по надзору  за законностью судебных постановлений  по уголовным делам, управление по надзору  за законностью судебных постановлений  по гражданским делам и др.), создаваемые  в соответствии с основными направлениями  деятельности прокуратуры; отделы (отдел криминалистики, отдел по надзору за расследованием особо важных дел в Генеральной прокуратуре РФ и др.) 

     В Генеральной прокуратуре РФ действует  Научно-консультативный совет для  рассмотрения вопросов, связанных с  организацией и деятельностью органов  прокуратуры, куда входят ведущие научные  и практические работники органов  прокуратуры. Положение о Научно-консультативном  совете утверждается Генеральным прокурором РФ. 

     Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к  ним специализированные прокуратуры  возглавляются соответствующими прокурорами, которые назначаются на должность  и освобождаются от нее Генеральным  прокурором РФ. Назначение прокуроров субъектов Российской Федерации  осуществляется по согласованию с органами государственной власти субъектов  РФ. Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненных к ним  специализированных прокуратур руководят  деятельностью прокуратур районов  и городов, иных приравненных к ним  прокуратур на основе законов РФ и  нормативных актов Генерального прокурора РФ, издают приказы и  распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными работниками. Они имеют  первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. В качестве совещательного органа в прокуратурах субъектов РФ и  приравненных к ним прокуратурах образуются коллегии, в состав которых  входят прокурор, его заместители  и другие прокурорские работники. Коллегии рассматривают наиболее важные вопросы  деятельности прокурорских органов, исполнения приказов и инструкций Генерального прокурора РФ, обсуждают вопросы  подбора и расстановки кадров. 
 

3.Прокурорский надзор

     Прокурорский  надзор является главным направлением деятельности Прокуратуры РФ. Предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными выше Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». 

     Прокурорский  надзор осуществляется от имени государства -- Российской Федерации. В этом его главное отличие от других видов надзора. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

     Прокурорский  надзор имеет самые широкие границы  осуществления. Он распространяется на все министерства, ведомства, представительные и исполнительные органы власти, а  также на деятельность должностных  лиц.  

     В соответствии с Законом “О прокуратуре  РФ” выделяются четыре направления прокурорского надзора: 

     1) надзор за исполнением законов  федеральными министерствами и  ведомствами, представительными  (законодательными) и исполнительными  органами субъектов РФ, органами  местного самоуправления, органами  военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также  за соответствием законам издаваемых  ими правовых актов;

     2) надзор за соблюдением прав  и свобод человека и гражданина  выше перечисленными органами;

     3) надзор за исполнением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие;

     4) надзор за исполнением законов  администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих  назначенные судом меры принудительного  характера, администрацией мест  содержания задержанных и заключенных  под стражу. 

Информация о работе Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации