Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:39, реферат

Краткое описание

Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений. (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 39.38 Кб (Скачать)

     Предметом первой отрасли прокурорского надзора, так называемого общего надзора, является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными  и исполнительными органами субъектов  РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов Тонков Е.Е. Правоохранительные органы Российской Федерации.

     Полномочия  прокурора при осуществлении общего надзора следующие: имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств и ведомств и других органов, на которые распространяется эта отрасль надзора, иметь доступ к их документам и материалам; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий. 

     Акты  реагирования на установленные нарушения  закона могут быть: принесение протеста на противоречащий закону правовой акт; внесение представления об устранении нарушений; обращение в суд или  арбитражный суд с требованием  признать правовой акт недействительным; вынесение постановления о возбуждении  уголовного дела, производства об административном правонарушении, об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному  задержанию на основании решений  несудебного органа; письменное требование о привлечении виновного лица к иной установленной законом ответственности; предостережение. 

     Такая отрасль прокурорского надзора, как надзор за соблюдением прав и  свобод человека и гражданина, появилась  в связи с провозглашением  Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью государства. Предметом этой отрасли надзора  является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными  и исполнительными органами субъектов  РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а  также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. 

     При осуществлении этого надзора  прокурор рассматривает и проверяет  заявления и жалобы о нарушении  прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений  прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности  лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба, использует полномочия, предоставленные прокурору при  осуществлении общего надзора. 

     Предметом прокурорского надзора за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и  сообщений о совершенных и  готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий  и проведения расследования, а также  законности решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие. Полномочия прокурора в  сфере данного надзора установлены  уголовно-процессуальным законодательством  РФ и другими федеральными законами Федеральный закон «О прокуратуре  Российской Федерации». 

     Указанное направление прокурорского надзора  охватывает две сферы деятельности: уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную. 

     Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется органами дознания и следователями ОВД, прокуратуры, ФСБ, Федеральной службы налоговой  полиции. Прокурор осуществляет надзор за всеми этими органами. Прокурор имеет право истребовать и  проверять уголовные дела, материалы  и иные сведения о совершенных  преступлениях; санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу или залога; санкционировать  производство обыска, отстранение обвиняемого  от должности; продлевать сроки следствия  и дознания, а также сроки содержания обвиняемого под стражей; утверждать обвинительное заключение, постановление  о направлении дела в суд для  решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера; давать органам дознания и следователям письменные указания; давать согласие на прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

     Оперативно-розыскная  деятельность осуществляется оперативными подразделениями милиции, учреждениями, исполняющими наказание в виде лишения  свободы, следственных изоляторов. ФСБ, Федеральной службы налоговой полиции, таможенных органов РФ, Службы внешней  разведки. Прокурор может требовать  представления ему оперативно-служебных  документов, явившихся основаниями  для проведения оперативно-розыскных  мероприятий, давать оперативно-розыскным  органам указания о проведении оперативно-розыскных  мероприятий по делам, находящимся  в производстве следователей или  по которым он сам ведет расследование. Он имеет право требовать прекращения  незаконных, и необоснованных оперативно-розыскных  мероприятий или отмены постановлений, признанных им не соответствующими закону. Кроме того, прокурор вносит представления, опротестовывает акты, принятые органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, требует проведения проверки вышестоящими органами состояния законности, возбуждает уголовные дела в случае обнаружения преступных нарушений  закона должностными лицами оперативно-розыскных  органов. 

     Предметом прокурорского надзора за исполнением  законов администрациями органов  и учреждений, исполняющих наказания  и назначаемые судом меры принудительного  характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под  стражу являются Федеральный закон  «О прокуратуре Российской Федерации»:

    1. законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание;
    2. соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
    3. законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.
 

     При осуществлении этого надзора  прокурор вправе посещать в любое  время указанные выше органы и  учреждения, опрашивать задержанных, заключенных  под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании  которых лица задержаны, заключены  под стражу, осуждены или подвергнуты  мерам принудительного характера, с оперативными материалами. Он имеет  право требовать от администрации  создания условий, обеспечивающих права  задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам  принудительного характера, проверять  соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации  соответствующих органов и учреждений, требовать объяснений от должностных  лиц. 
 

      4.Иные функции прокуратуры

     В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ органами прокуратуры  осуществляется уголовное преследование, под которым следует понимать возбуждение уголовных дел в  отношении конкретных лиц, производство предварительного следствия следователями  прокуратуры, а также действия прокуроров, направленные на обеспечение неотвратимости ответственности лиц, виновных в  совершении преступлений - дача указаний о возбуждении уголовного дела в  отношении конкретных лиц, применение к ним меры пресечения, направление  дела с обвинительным заключением в суд, а также поддержание гособвинения в суде . 

     Участие прокурора в рассмотрении дел  судами охватывает два аспекта его  деятельности. В судебном разбирательстве  по уголовным делам прокурор участвует  в качестве государственного обвинителя и в этих случаях он осуществляет функцию уголовного преследования. Участие прокурора в судебном рассмотрении гражданских дел имеет  целью защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества и  государства.  

     Координация работы правоохранительных органов  по борьбе с преступностью преследует цель добиться согласованности усилий по предупреждению и раскрытию преступлений, обеспечению неотвратимости ответственности  за совершение уголовно наказуемых деяний Федеральный закон «О прокуратуре  Российской Федерации».

     В координационных совещаниях по проблемам  борьбы с преступностью участвуют  руководители органов прокуратуры, внутренних дел, ФСБ, налоговой полиции, таможенных органов, юстиции. Другими  формами координации являются проведение межведомственных совещаний, совместные проверки, составление совместных планов по организации борьбы с преступностью  и др. 

     Органы  прокуратуры:

  1. осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;
 
  1. действуют гласно в той мере, в какой это  не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной  и иной специально охраняемой законом  тайне;
 
  1. информируют федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также  население о состоянии законности.
 
 
 
 

5. Принципы организации  и деятельности  прокуратуры Российской  Федерации

Прокуроры не могут быть членами выборных и  иных органов, образуемых органами государственной  власти и органами местного самоуправления. (п. 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ) 

Прокурорские  работники не могут являться членами  общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие  в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций  в органах и учреждениях прокуратуры  не допускаются. Прокуроры в своей  служебной деятельности не связаны  решениями общественных объединений. (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ) 

Прокурорские  работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной  и иной творческой деятельности. При  этом преподавательская, научная и  иная творческая деятельность не может  финансироваться исключительно  за счет средств иностранных государств, международных и иностранных  организаций, иностранных граждан  и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным  договором Российской Федерации  или законодательством Российской Федерации. Прокурорские работники  не вправе входить в состав органов  управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных  некоммерческих неправительственных  организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным  договором Российской Федерации  или законодательством Российской Федерации.(в ред. Федерального закона от 02.03.2007 N 24-ФЗ) 

Воздействие в какой-либо форме федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов  местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. 

Прокурор  не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его  производстве дел и материалов, а  также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как  в случаях и порядке, предусмотренных  федеральным законодательством.

Требования  прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в  установленный срок.

Статистическая  и иная информация, справки, документы  и их копии, необходимые при осуществлении  возложенных на органы прокуратуры  функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно.

Неисполнение  требований прокурора, вытекающих из его  полномочий, а также уклонение  от явки по его вызову влечет за собой  установленную законом ответственность.

Конституция РФ определяет Российскую Федерацию  как правовое государство. Это означает, что государство в лице его  органов (в том числе и Прокуратуры  РФ) осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов  личности, взаимную ответственность  государства и граждан. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации