Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 17:56, реферат
Большая роль в защите экологических прав граждан в настоящее время принадлежит органам прокуратуры. Ввиду того, что в одной работе охватить все аспекты деятельности органов прокуратуры в сфере охраны экологии представляется невозможным, в данной работе будут рассмотрены вопросы деятельности прокуратуры по надзору за соблюдением экологических прав граждан. Актуальность темы исследования вытекает также из того, что защита экологических прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, является составной частью реализации конституционных принципов, в частности принципа признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина как основной обязанности государства.
Введение...................................................................................................................3
1. Понятие и общая характеристика экологических граждан Российской Федерации...………………………………………………………….……............5
2. Защита экологических прав граждан Российской Федерации…..…..…..…10
3. Роль прокуратуры в защите экологических прав граждан Российской Федерации ……………………………………………………………………….11
Заключение…………………..……….……………………….………..………...18
Список используемой литературы……
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО МОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Имени адмирала Ф.Ф. Ушакова.
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
Кафедра «Уголовного права и уголовного процесса»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Прокурорский надзор»
на тему «Роль прокуратуры в защите экологических прав граждан Российской Федерации»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
1. Понятие и общая характеристика
экологических граждан Российской Федерации...………………………………………………
2. Защита экологических
прав граждан Российской
3. Роль прокуратуры в защите экологических прав граждан Российской Федерации ……………………………………………………………………….11
Заключение…………………..……….…………………
Список используемой
литературы………………………………...…...…
Введение
Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом и является одной из глобальных проблем современности. Конституция РФ гласит: « Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». ( ст. 58)
Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов. Так, в Законе об охране окружающей природной среды Закон РФ « Об охране окружающей природной среды» от 2 июня 1993г. закреплена обязанность граждан соблюдать требования природоохранного законодательства и установленные нормативы качества окружающей среды. Обязанность по охране лесов зафиксирована в Лесном кодексе Российской Федерации от 29 января 1997г.
24 апреля 1995г. вступил в силу Федеральный закон «О животном мире». Действуют и иные природоохранные акты.
На современном этапе развития страны взаимодействие человека с природой достигло такого уровня, который ведет его к экологической катастрофе, и уже проявились многие ее признаки. Прогрессирующее загрязнение окружающей среды делают вопрос выживания и сохранения генофонда нации все более актуальным.
Нарушения экологического
законодательства со стороны государственных
органов следует рассматривать как наиболее
опасные с точки зрения укрепления законности
на всей территории Российской Федерации.
При этом нарушаются экологические права
человека и гражданина, предусмотренные
Конституцией РФ (ст. 42), подрывается авторитет
государства как системы, обязанной признавать,
соблюдать и защищать эти права. Экологические
нарушения влекут за собой два вида негативных
последствий:
ухудшение фактического состояния
окружающей среды и связанное с этим негативное
воздействие загрязнённых и изменённых
иными способами природных объектов на
население;
подрыв основ экологического
правопорядка, ведущий к умалению роли
закона в жизни общества, нарушению экологических
прав граждан.
Большая роль в защите экологических
прав граждан в настоящее время принадлежит
органам прокуратуры. Ввиду того, что в
одной работе охватить все аспекты деятельности
органов прокуратуры в сфере охраны экологии
представляется невозможным, в данной
работе будут рассмотрены вопросы деятельности
прокуратуры по надзору за соблюдением
экологических прав граждан. Актуальность темы исследования
вытекает также из того, что защита экологических
прав граждан, гарантированных Конституцией
РФ, является составной частью реализации
конституционных принципов, в частности
принципа признания, соблюдения и защиты
прав и свобод человека и гражданина как
основной обязанности государства.
1. Понятие и общая характеристика экологических прав граждан Российской Федерации.
Основным правом каждого человека является право на жизнь. Это положение закреплено в Конституции Российской Федерации в ч.1 ст. 20. Конституция РФ от 12 декабря 1993г. Право это основано на положениях Хартии о правах человека Всемирной декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., Декларацией прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991г. Это право закреплено в Стокгольмской декларации, принятой на конференции ООН по охране окружающей среды (1972) и в последующих документах.
Статья 42 Конституции РФ закрепляет три, по существу, самостоятельных, но тесно связанных между собой экологических права человека:
1) право на
благоприятную окружающую
2) право на достоверную информацию о ее состоянии;
3) право на
возмещение ущерба, причиненного
здоровью или имуществу
Содержание экологических прав граждан состоит из трех частей:
1) возможность
действовать определенным
2) право требовать от субъектов исполнения их юридических обязанностей (совершать те или иные действия или воздерживаться от их совершения;
3) обращаться за защитой нарушенного права к государственным органам.
Конституция впервые наделила понятие права на благоприятную окружающую среду высшей конституционной легитимностью. Право на благоприятную окружающую среду конкретизировано в ст.11 Федерального Закона РФ от 10 января 2002г. « Об охране окружающей среды».
Окружающая
среда является благоприятной, если
ее состояние соответствует
Конституцией РФ также предусмотрено право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Достоверной является заведомо неискаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды. Уровень достоверности информации зависит от уровня развития экологической науки и техники в сфере мониторинга и контроля. Данное право конкретизируется в ч.1 ст. 11 Закона, а также в Федеральном законе от 20 февраля 1995г. «Об информации, информатизации и защите информации», который гарантирует и устанавливает судебную защиту данному праву.
Третье экологическое право, закрепленное в ст.42 Конституции РФ,- право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В Законе « Об охране окружающей среды», который занимает центральное место в системе экологического законодательства РФ, приняты основные положения следующего содержания:
Статья 11 Закона провозглашает права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды:
1. Каждый гражданин
имеет право на благоприятную
окружающую среду, на ее
2. Граждане имеют право:
- создавать
общественные объединения,
- направлять
обращения в органы
- принимать
участие в собраниях, митингах,
демонстрациях, шествиях и
- выдвигать
предложения о проведении
- оказывать
содействие органам государстве
- обращаться
в органы государственной
- предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
- осуществлять
другие предусмотренные
3. Граждане обязаны:
-сохранять природу и окружающую среду;
-бережно относиться
к природе и природным
-соблюдать иные требования законодательства.
Статья 12. Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды
1. Общественные
и иные некоммерческие
- разрабатывать, пропагандировать и реализовать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;
- за счет
общественных и привлеченных
средств осуществлять и
-оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
- организовывать
собрания, митинги, демонстрации, шествия
и пикетирование, сбор
- обращаться в органы государственной власти РФ и местного самоуправления по вопросам о получении своевременной полной информации о состоянии окружающей среды, а также с жалобами и заявлении по вопросам негативного воздействия на окружающую среду;
- организовывать и проводить в установленном порядке слушания и экологическую экспертизу по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная деятельность которых может нанести вред окружающей среде;
Подавать в органы государственной власти РФ, суд и иные органы обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции , об эксплуатации объектов, хозяйственная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду;
предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.
Статья 13 п.3 указывает на то, что должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, привлекаются к ответственности в установленном порядке.
Статьи 11 и 12 Закона затрагивают важный элемент правового статуса гражданина России- его экологические права и обязанности. Часть из них закреплена именно в этих статьях Закона. Но некоторые экологические права и обязанности составляют содержание других законов РФ: Земельного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, Федерального Закона Российской Федерации «О недрах» и других, посвященных отдельным природным ресурсам.
2. Защита экологических прав граждан Российской Федерации.
Различают административный и судебный порядок защиты прав граждан, в том числе экологических.
Административный способ обжалования решений и действий, нарушающих экологические права граждан, регулируется Законом РФ от 27.04.1993 г. № 4866 (в ред. от 14.12.1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В соответствии с Законом гражданин может обратиться для обеспечения защиты нарушенного экологического права либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу, к непосредственному ведению которых относится разрешение вопроса.
В настоящее время действует новая редакция Закона РФ « О прокуратуре», утвержденная Федеральным законом РФ от 17 ноября 1995г. с последующими изменениями и дополнениями.
В соответствии с этим Законом одна из основных функций прокуратуры РФ- это надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Информация о работе Роль прокуратуры в защите экологических прав граждан Российской Федерации