Организация современной адвокатуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование современного правового положения адвокатуры в Российской Федерации.
В курсовой работе будут изучены общие положения о правоохранительной системе государства, ее структуре и назначении, месте адвокатуры, ее роли в обеспечении юридической помощи, защите прав и законных интересов физических и юридических лиц. Особенности адвокатуры как общественной самоуправляющейся организации ее взаимодействие с органами государственного управления. Гарантии независимости адвокатуры (ограничение государственного руководства адвокатурой, самоуправление, экономическая самостоятельность). Принципы деятельности адвокатуры (законность, независимость, самоуправление, корпоративность). Организационная структура адвокатуры в Российской Федерации, понятие и специфика статуса адвоката. А также будут рассмотрены проблемы адвокатуры Российской Федерации, после принятия Федерального Закона «Об адвокатуре». Что позволит провести всесторонний анализ организации адвокатуры на современном этапе.

Файлы: 1 файл

текст работы.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

Членство в Союзе может  быть как коллективным, так и индивидуальным. В Союз могут быть приняты не только адвокаты, но и ученые-юристы, общественные деятели и общественные объединения.

Средства Союза формируются  из вступительных взносов, доходов  от печатных изданий, спонсорских пожертвований.

Органами Союза являются: ассамблея, формируемая из делегатов  региональных и национальных отделений, которая утверждает устав, избирает президиум, правление и ревизионную комиссию. Имеет печатное издание — газету «Адвокат».

В сентябре 1994 г. ряд коллегий адвокатов России провели учредительный съезд Федерального союза адвокатов, на котором зафиксировали не только объединение российских адвокатов, но и утвердили свой устав. Этот Союз объединил 52 региональные коллегии адвокатов.

Федеральный союз адвокатов  в отличие от Международного союза адвокатов является внутригосударственным формированием и преследует цели, ориентированные на наши внутренние проблемы: содействие процессу формирования правового государства; оказание квалифицированной правовой помощи гражданам и организациям; повышение правовой культуры и правосознания граждан; обеспечение правовой защищенности адвокатов, развитию института адвокатуры.

Соответственно этим целям  определяются конкретные задачи и формы деятельности Союза. Его руководящими органами являются: съезд, исполком, президент. Контролирующим органом является ревизионная комиссия. Средства союза складываются из членских взносов, добровольных пожертвований, доходов от издательской и иной деятельности.

Параллельно Федеральному союзу  адвокатов действует на территории России аналогичный союз, именуемый Гильдией российских адвокатов, также имеющей свой устав, принятый учредительной конференцией в январе 1995 г. По сути, Гильдия есть объединение так называемых параллельных коллегий адвокатов, созданных их учредителями с ведома и согласия Минюста РФ к середине 90-х годов XX в., потеснивших традиционные коллегии на рынке правовых услуг.

Органами самоуправления Гильдии являются: съезд, совет коллегий адвокатов, исполком, президент, вице-президент, президиум Гильдии, ревизионная комиссия. Устав Гильдии подробно описывает функции и порядок деятельности этих органов.

Ее цели и задачи —  конгломерат из привычных формулировок Положения об адвокатуре и уставов  союзов адвокатов. Издает «Вестник Гильдии российских адвокатов» и журнал «Российский адвокат».

Практика показала, что  существование нескольких адвокатских ассоциаций (союзов) на территории одного государства влечет с неизбежностью ряд отрицательных последствий: разнобой мнений при решении одних и тех же вопросов жизни адвокатуры, усложнение представительства адвокатуры в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, снижение в конечном счете престижа объединений.

Понимание этого привело  к решению о необходимости  объединения указанных союзов в единый Федеральный союз адвокатов России, что и произошло в начале 2000 года.

Объединительный съезд представителей адвокатских ассоциаций и коллегий, состоявшийся 26 февраля 2000 года, принял устав Общероссийской общественной организации «Федеральный союз адвокатов России» (ФСАР). Этот устав создавался на базе устава Федерального союза адвокатов России, принятого 13 сентября 1994 г. и был официально зарегистрирован Министерством юстиции РФ 28 июля 2000 г.

Устав ФСАР представляет собой  детально разработанный нормативный документ, включающий разделы: общие положения, цели и задачи Союза, деятельность Союза, условия вступления в Союз, права и обязанности его членов, структура Союза, порядок образования и компетенция органов Союза и др.

Статья 6 устава содержит перечень задач Союза, в числе главных названо содействие дальнейшему укреплению и развитию независимой, сильной, авторитетной адвокатуры как важного условия формирования правового государства.

В последующем при Союзе  был создан научно-методический центр (НМЦ), призванный содействовать реализации задач Союза, требующих научного обеспечения. Задачи и методы деятельности НМЦ определены положением о нем, проект которого был вынесен на обсуждение адвокатской общественности.

В сентябре 2000 г. на совместном заседании Исполкома Гильдии  российских адвокатов, Президиума Федерального союза адвокатов России, с участием представителей Международного союза (содружества) адвокатов и ряда коллегий адвокатов субъектов Российской Федерации, в целях принятия мер по дальнейшему реальному сплочению всех адвокатов России в единое сообщество подписан Меморандум о создании единого федерального координирующего органа самоуправления адвокатуры — Федерального Совета адвокатуры Российской Федерации. Целями Федерального Совета адвокатуры объявлены:

    • координация деятельности адвокатских объединений и коллегий адвокатов;
    • обеспечение представительства интересов всех российских адвокатов на федеральном уровне;
    • повышение эффективности оказания квалифицированной юридической помощи и создание благоприятных условий для обеспечения гарантированных Конституцией РФ прав и законных интересов граждан и организаций;
    • обеспечение правовой защиты самих адвокатов.

Участники совместного заседания, в частности, постановили:

1. На период до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации, регламентирующих структуру органов и деятельность адвокатуры в России и между съездами адвокатов России, Федеральный Совет адвокатуры Российской Федерации считается единым координирующим органом самоуправления адвокатуры.

2. Избрать персональный состав Федерального Совета адвокатуры Российской Федерации на паритетных началах от Гильдии российских адвокатов, Федерального союза адвокатов России и от Международного союза (содружества) адвокатов в количестве 15 человек, а также двух сопредседателей из их числа.

3. Все решения Федерального Совета адвокатуры принимаются на основе консенсуса. В случае разногласий при решении тех или иных вопросов жизнедеятельности адвокатуры, обсуждение переносится на совместное заседание Исполкома Гильдии российских адвокатов и Президиума Федерального союза адвокатов России с участием представителей Международного союза (содружества) адвокатов.

4. В целях создания единой правовой базы деятельности адвокатуры в Российской Федерации, а также для последующего законодательного закрепления сложившихся на практике единых правил профессиональной адвокатской этики возложить на Федеральный Совет адвокатуры функции координирующего органа по подготовке проектов федеральных законов и нормативных актов, имеющих отношение к вопросам адвокатской деятельности.

5. Приступить к подготовке проектов документов, устанавливающих единые принципы и правила адвокатской деятельности на территории Российской Федерации:

- правил приема, перевода и отчисления членов коллегий адвокатов;

- правил адвокатской профессиональной этики;

- норм внутреннего трудового распорядка;

- единой формы официальных документов, дающих право на занятие адвокатской деятельностью, в том числе свидетельств, удостоверений, договоров на оказание юридической помощи и других;

- единых правил приема и трудовой деятельности стажеров и помощников адвокатов;

- единых правил создания новых коллегий и консультаций.

6. Обратиться в Министерство юстиции РФ с просьбой о приостановлении выдачи согласований на вновь образуемые коллегии адвокатов.

Таким образом, процесс объединения  региональных коллегий адвокатов, начавшийся в годы «перестройки» практически можно считать завершенным. Его положительный результат должен был сказаться в обеспечении надлежащего функционирования коллегий адвокатов, повышении их роли в общественной и государственной жизни, в совершенствовании правовой защиты населения и общей юридической культуры. Некоторые из данных положений всё же в дальнейшем утратили силу в связи с принятием Федерального Закона «Об адвокатуре».

Реальное практическое достижение объединений адвокатов России можно  увидеть в проведении съездов  адвокатов, связанных с обсуждением насущных вопросов адвокатуры, прежде всего вопросов совершенствования законодательства об адвокатуре. В частности, адвокатской общественности, активно выступившей против попыток ограничения полномочий органов адвокатуры по самоуправлению, попыток огосударствления адвокатуры, многое удалось. Принятый Федеральный Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в этом плане благоприятно отличается от варианта, представленного в Государственную Думу президентской комиссией в начале 2001 г.

Федеральный  Закон «Об адвокатуре», к сожалению, проигнорировал сложившиеся адвокатские ассоциации. Им предложена работа с чистого листа: проведение Всероссийского съезда адвокатов и создание Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. При этом подчеркивается, что «образование других организаций и органов с функциями и полномочиями Федеральной палаты адвокатов, не допускается».

Федеральная палата адвокатов  Российской Федерации, как орган  адвокатского самоуправления, создается  в целях представительства и  защиты интересов адвокатов в  органах государственной власти, местного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи.

Всероссийский съезд адвокатов  избирает совет Федеральной палаты в количестве 36 человек, принимает устав палаты и кодекс профессиональной этики адвоката, определяет размер отчислений адвокатских палат на общие нужды Федеральной палаты, утверждает смету расходов, избирает ревизионную комиссию и пр.

Совет Федеральной палаты избирает из своего состава президента сроком на четыре года и по его представлению трех вице-президентов сроком на два года. Совет Федеральной палаты является коллегиальным исполнительным органом Федеральной палаты адвокатов со всеми необходимыми полномочиями. Их перечень содержится в ст. 37 Федерального Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРАВОВОЙ СТАТУС  АДВОКАТА

 

 

Реализация функции оказания юридической помощи физическим и  юридическим лицам практически  осуществляется не адвокатурой и  не адвокатскими палатами с их организационными структурами, а конкретными адвокатами либо партнерами адвокатских бюро.

Поручения на оказание юридической  помощи адвокаты получают непосредственно  от клиентов либо через заведующего  консультацией (адвокатским бюро, коллегией), который распределяет работу, контролирует ее качество и оплату, разрешает возникающие конфликты в коллективе адвокатского образования или между адвокатом и клиентом, если они по своему характеру не требуют вмешательства совета Адвокатской палаты (в прошлом президиума коллегии).

Именно адвокат (а не заведующий консультацией и  не руководящие органы иных адвокатских формирований) является субъектом защиты и представительства, именно он участвует в судопроизводстве и процессуальных правоотношениях. Адвокаты — участники доказывания по конкретным уголовным, гражданским, административным делам; им принадлежит право сбора и представления доказательств, их проверки и оценки в определенном законом процессуальном режиме. На них возлагается обязанность использования всех предусмотренных законом средств и способов защиты, обоснования выдвигаемого в интересах подзащитного или доверителя тезиса.

Федеральный Закон  «Об адвокатуре» ввел существенное новшество, расширяющее поле деятельности адвокатов, повышающее престиж адвокатуры. «Представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, в судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом»9.

Адвокатами даются устные советы, составляются исковые заявления, жалобы, проекты договоров и других документов юридического характера.

Закон запрещает  адвокатам состоять на службе в учреждениях, организациях, на предприятиях, исключая занятие научной, педагогической и  иной творческой деятельностью. Традиционный запрет адвокатам состоять на службе обусловлен тем, что такая служба может повлечь снижение качества юридической помощи не только из-за занятости другой работы, но и в связи с утратой адвокатом своей независимости.

Таким образом, оказывая юридическую помощь, адвокат руководствуется лишь указаниями закона и своего профессионального долга, а не мнениями и оценками каких-либо органов и должностных лиц, в том числе органов и должностных лиц коллегии адвокатов.

Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, либо ученую степень по юридической специальности и стаж работы по юридической специальности не менее двух лет. Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия при Адвокатской палате субъекта Российской Федерации после сдачи претендентом квалификационного экзамена. После положительного решения квалификационной комиссии претендент приносит присягу, получает статус адвоката и становится членом Адвокатской палаты. Территориальный орган юстиции, получив от квалификационной комиссии сведения о принятом адвокате, заносит их в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение. Закон подробно регламентирует требования к претенденту, условия допуска его к квалификационному экзамену и включения сведений об адвокате в государственный реестр.

Информация о работе Организация современной адвокатуры