Общие положения мусульманского уголовного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 02:07, контрольная работа

Краткое описание

Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархально-религиозной общины в начале VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших империй VIII—Хвв. при династиях Омейядов и Аббасидов.

Оглавление

1. Особенности становления и развития мусульманского права. 3
2. Общие положения мусульманского уголовного права, источники. 7
3. Классификация преступлений. 11
Список используемой литературы: 21

Файлы: 1 файл

Мусульманское уголовное право.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

 

План:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности становления и развития мусульманского права.

Для полного понимания мусульманского уголовного права необходимо рассмотреть  особенности становления и развития мусульманского права в целом

Одним из наиболее крупных явлений  в средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархально-религиозной общины в начале VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших империй VIII—Хвв. при династиях Омейядов и Аббасидов.

После падения Арабского халифата мусульманское право не только не потеряло свое былое значение, но приобрело как бы "вторую жизнь" (подобно римскому праву в средневековой Европе) и стало действующим правом в целом ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших в той или иной степени ислам (Египет, Индия, Оттоманская империя и т.д.).

Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях. Так, при Омейядах некоторое время продолжало применяться право сасанидского Ирана, Византии, а также частично и римское право. Все эти источники оказали некоторое, хотя внешне и малозаметное влияние на становление шариата, символизируя тем самым связь восточной и западной цивилизаций. Но не они определили, в конечном счете, неповторимость и своеобразие шариата как самостоятельной и оригинальной правовой системы. Исключительно важную роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех так называемых праведных халифов, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман —Коран и Сунна.

Шариат с самого начала сложился и развивался (по крайней мере в  первые два века) как строго конфессиональное право. Оно было органически слито  с теологией ислама, пронизано его религиозно-этическими представлениями. Согласно исламу, правовые установления рассматриваются в качестве частицы единого божественного порядка и закона, которым управляется мир. Особенно на первых порах шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная часть (фикх) вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. Такая слитность (синкретизм, нерасчлененность) шариата нашла свое специфическое выражение в .том, что его нормы (правила, предписания), с одной стороны, регулировали общественные ("человеческие") отношения, а с другой — определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат). Введение в шариат божественного проведения и религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии правопонимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл: обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания, запрещенные и подлежащие наказанию. Признание божественного предопределения в шариате с неизбежностью породило и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли разную позицию. Так, одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала свободу воли человека.

Для шариата, особенно на первых стадиях  его развития, характерно внимание не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению к Аллаху. Нормы, содержащие такие обязанности, достаточно широко представлены в шариате, и они определяли всю жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т.д.). Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи установления (нормы), восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердия, заботы о калеках и иных обездоленных. Но в шариате нашли свое отражение и представления о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение: "Терпите, ведь Аллах с терпеливыми". Таким же образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти: "Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди Вас".

Мистико-религиозная оболочка шариата  обусловила большое своеобразие  составляющих его собственно правовых конструкций и понятий, тормозила  формирование в нем рационалистических начал и логически обоснованной внутренней системы, как это имело место в римском праве. Однако к VIII—IX вв., когда шариат перерастает рамки патриархально-общинного и племенного восприятия мира и сталкивается с феодализирующимися общественными отношениями, он, благодаря активной деятельности мусульманских богословов-правоведов, все в большей степени движется от божественного правопонимания к рационалистическому, от казуальных методов выведения правовых норм — к логико-системным. Мусульманские ученые-юристы, не порывая с основополагающими и традиционными началами шариата, выработали целую серию новых правовых доктрин и норм (фикх), имеющих сугубо юридическую природу. Из них особую известность и авторитет в мусульманском мире приобрели Абу Ханифа, получивший титул "великого учителя" (умер в 767 году), Малик ибн Анас (умер в 795 году), Мухаммед ибн Идрис Шафии (умер в 820 году), Ахмед ибн Ханбаль (умер в 855 году).

Доктринальная разработка мусульманского права учеными-юристами, внося в  него логико-рационалистическое начало и имея  своим следствием создание огромной массы новых правовых норм (усложнение фикха), не означала разрыва с классическим исламом, выраженным в Коране и в Сунне. Наоборот, презюмировалось, что такие новые нормы и доктрины являются истинными, идущими от ортодоксального ислама, если только они не извращены в самой судебной практике муфтиев и муджтахидов. Таким образом, в шариате сформировались представления о том, что ислам дает нормативные ориентиры на все случаи жизни и что правильное следование ему исключает возможность внутреннего противоречия между правовыми нормами, даже если внешне они исключают друг Друга.

Одной из характерных черт средневекового мусульманского права (особенно в первые века) была его относительная целостность. Вместе с представлениями о едином боге — Аллахе — утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный характер. мусульманское право по мере расширения границ халифата распространяло свое действие на новые территории.

Но оно на первый план выдвигало  не территориальный, а конфессиональный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране (например, с торговыми целями), должен был соблюдать шариат, сохранять верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной мировой системой права. Это заметно отличало его от права западноевропейских средневековых государств, для которого были характерны такие черты, как партикуляризм, ограниченные сферы действия, внутренняя несогласованность и т.д.

Как конфессиональное право шариат отличался и от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки. Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, а также частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь, бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов и решений конкретных правовых споров. Так, со временем с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление — шиизм, которое вплоть до настоящего времени имеет доминирующие позиции в Иране, а также частично в Ливане и Йемене. Противоборство между этими направлениями нашло свое закрепление и в правовых нормах, касающихся самых разных сторон жизни государства и общества. Так, в шиизме предусматривается правовой порядок передачи государственной власти по наследству, сосредоточение светского и религиозного авторитета в руках духовных лиц — имамов, считавшихся непогрешимыми. Более того, шииты признавали только те предания о пророке Мухаммеде, в том числе являвшиеся для них правовыми указаниями, которые восходили к.последнему праведному халифу — Али.

Постепенно и сторонники ортодоксального  направления шариата (сунниты) сгруппировались  в четыре основных толка (маз-хаба), представлявших собой по существу самостоятельные  правовые школы, связанные с именами  перечисленных выше четырех виднейших мусульманских правоведов: ханифиты, маликиты, ша-фииты, ханбалиты. Наиболее распространенный из них ханифит-ский мазхаб (от Абу Ханифа) имел своих последователей прежде всего в таких странах, как Египет. Турция, Индия, а также на территории нашей страны.

Деятельность основных школ-мазхабов способствовала дальнейшему развитию мусульманского права, рациональному  осмыслению новых явлений общественной жизни, выработке целого ряда абстрактных  правил, отказу от некоторых явно устаревших ("пережиточных норм"). Но постепенно углублялись противоречия и расхождения между этими школами по важнейшим вопросам права.

Ряд самостоятельных школ возник и  на базе шиизма: исмаи-литская,джафаритская, зейдитская и др. Таким образом, к  концу средневековья шариат, доктринальная и нормативная основа которого усложнилась и претерпела существенные изменения, стал чрезвычайно сложным и необычным правовым явлением.

 

 

 

2. Общие положения мусульманского уголовного права, источники.

 

 В современном мире ряд  стран, в которых государственной религией является ислам, основывает уголовную ответственность на принципах мусульманского права. К ним относятся Иран, Пакистан, Ирак, Ливия, Саудовская Аравия, Арабские Эмираты и др.

В то же время в некоторых арабских странах, где ислам также является государственной религией, уголовное право создавалось под влиянием европейского континентального законодательства и включает лишь отдельные элементы мусульманского права. К ним относятся, например, Марокко, Сирия, Ливан, Иордания.

Поскольку мусульманское право  является религиозным по своей сущности, основными источниками его служат Коран и Сунна. Коран содержит высказывания пророка Мухаммеда, а  Сунна — предания о его поступках  и решениях.

Однако в Коране и Сунне нет  системы уголовно-правовых норм, есть отдельные положения, имеющие уголовно-правовое значение. Поэтому источником уголовного права второго (производного) порядка является доктрина мусульманского права, состоящая из толкований норм Корана и Сунны. Так, большое значение имеет единогласное мнение авторитетов ислама (иджма) по вопросам об уголовной ответственности. Решение некоторых вопросов основывается на суждениях по аналогии (кияс). В тех случаях, когда точно Определенные положения отсутствуют в общепризнанных источниках мусульманского права, решение может быть принято на основе иджтихада, т.е. свободного усмотрения судьи или иного авторитета ислама.

Несмотря на явный консерватизм, мусульманское право развивалось  под влиянием ряда школ (толков) суннитского  и шиитского направлений ислама. Поэтому иджтихад означал возможность выбора наиболее подходящих для рассматриваемого дела предписаний.

Определение преступлений и их тяжести  в мусульманском праве основывается на догматах религии. Признается пять основных ценностей ислама. Это религия, жизнь, разум, продолжение рода, собственность. Преступления, посягающие на эти ценности, признаются тяжкими и караются наиболее серьезно.

В зависимости от характера преступления и порядка назначения наказаний, а также их видов все преступления делятся на три основные группы (категории): хадд, кисас и тазир.

К категории хадд относятся преступления, посягающие на "права Аллаха" и, как правило, связанные с нарушением основных ценностей ислама, за что  установлены строго фиксированные  наказания.

Обычно к категории хадд относят семь видов преступлений: вероотступничество, бунт, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, ложное обвинение в преступлении, кража, разбой.

За вероотступничество полагается смертная казнь, так как это преступление приравнивается к измене. Участники симпозиума мусульманского права, проведенного в Саудовской Аравии в 1976 году, указали, что "нет никаких различий между лицом, отошедшим от ислама, и тем, кто непосредственно или в идеологическом отношении стал на сторону врага".

Бунт также относится к числу  наиболее опасных преступлений. Имеются  предания о том, что Пророк рекомендовал подвергать смерти тех, кто сеял раздор в мусульманской общине и не повиновался  властям. Поэтому мусульманская  доктрина признает смертную казнь необходимым наказанием за бунт.

Употребление алкоголя, действующего на разум, категорически запрещается  исламскими фундаменталистамй. В большинстве  стран, определяющих уголовную ответственность  на основе шариата, за употребление алкоголя применяются телесные наказания.

Прелюбодеяние, т.е. внебрачные половые  отношения, караются 100 ударами палкой каждому виновному. Если же хотя бы один из них состоит в браке, то оба подлежат забитию камнями  до смерти. Этот вид наказания применяется  крайне редко, так как для доказательства вины требуются свидетельства четырех мужчин-мусульман.

За ложное обвинение в прелюбодеянии  следует телесное наказание и  запрет когда-либо выступать свидетелем в суде.

Кража имущества определенной стоимости  карается отсечением правой руки; вторая кража — левой ноги, третья — левой руки. Если в краже участвовало несколько лиц, все наказываются одинаково.

Разбой, как правило, карается смертной казнью. В случае, если виновный применял угрозы, а не физическое насилие, и  не овладел имуществом, он может быть наказан высылкой или лишением свободы по усмотрению правителя.

Наибольшее число преступлений против личности относится к категории  кисас, под которую подпадают  убийство и телесные повреждения.

За убийство полагается смертная казнь. Однако по желанию родственников убитого допускается принятие выкупа (дийа). Первоначально выкуп за кровь определялся в 100 верблюдов за смерть мусульманина и 50 — за смерть мусульманки. В настоящее время выкуп определяется в денежном выражении.             

Информация о работе Общие положения мусульманского уголовного права