Общие положения и правила ведения инвентаризации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 19:37, реферат

Краткое описание

Общие правила проведения инвентаризации и оформление ее результатов.

Файлы: 1 файл

2 вопрос Общие правила проведения инвентаризации и оформление ее результатов.docx

— 17.49 Кб (Скачать)
  1. Общие правила проведения инвентаризации и  оформление ее результатов
 

     На  предприятии в период инвентаризации имущества и финансовых обязательств создается центральная постоянно  действующая инвентаризационная комиссия, которая разрабатывает план инвентаризации. Персональный состав комиссии, в который  включаются представители администрации  предприятия, работники бухгалтерской  службы и другие специалисты (техники, экономисты и т.д.), утверждается руководителем  предприятия. Документ о составе  инвентаризационной комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируются в книге контроля за выполнением  приказов о проведении инвентаризации.

     Перед началом инвентаризации осуществляют подготовительные мероприятия: материальные ценности рассортировываются и укладываются по наименованиям, сортам размерам; в  местах хранения вывешиваются ярлыки с указанием количества, массы  или меры проверяемых ценностей. Все документы по приходу и  расходу ценностей должны быть обработаны и записаны в регистры аналитического учета. От материально ответственных  лиц необходимо получить расписку об отсутствии неоприходованных и не списанных  в расход ценностей.

     Председатель  инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные  документы, приложения к отчетам  и указывает "До инвентаризации на (дата)". Такая запись служит основанием для определения бухгалтерией остатков имущества к началу инвентаризации по учтенным данным.

     Наличие средств в натуре проверяют при  обязательном участии материально  ответственных лиц. Результаты подсчета, обмера и взвешивания заносят  в инвентаризационные описи или  акты инвентаризации не менее чем  в двух экземплярах, которые подписывают  все члены комиссии. Материально  ответственные лица подтверждают на каждой описи, что у них нет  претензий к комиссии и что  проверенные ценности приняты ими  на хранение.

     На  каждой странице описи прописью указывается  число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных измерителях (вне  зависимости от того, в каких единицах измерения эти ценности – штуках, метрах, килограммах и т.д.). Незаполненные  строки на последней странице прочеркиваются. Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над ними правильных записей. Исправления  должны быть оговорены и подписаны  всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

     Оформленные инвентаризационные описи и акты сдают в бухгалтерию, где их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие  средств с данными бухгалтерского учета. Результаты сравнения записывают в сличительную ведомость. В ней  указывают фактическое наличие  средств по данным инвентаризации (количество и сумма), наличие средств по данным учета и результаты сравнения  – излишек или недостача. В  сличительную ведомость записывают только те ценности, по которым выявлены излишки и недостачи, а стальные показывают в ведомости общей  суммой. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в  сличительных ведомостях указывают  в соответствии с их оценкой в  бухгалтерском учете.

     Инвентаризационная  комиссия обязана выявить причины  недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы и решения  комиссии оформляют протоколом, утвержденным руководителем предприятия, после  чего результаты инвентаризации отражают в учете.

     Выявленные  при инвентаризации расхождения  фактического наличия имущества  с данными бухгалтерского учета  регулируют в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации в следующем  порядке:

     основные  средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся  в излишке, подлежит оприходованию  по дебету соответствующих счетов (01, 11, 12 и др.) с отнесением его на финансовые результаты (счет 80) у организаций  или увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации с  последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;

     все недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, независимо от причин возникновения, списывают  с кредита соответствующих счетов (01, 11, 12 и др.) в дебет счета 84 "Недостачи  и потери от порчи ценностей".

     Недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном  законодательством порядке, списываются  с кредита счета 84 "Недостачи  и потери от порчи ценностей" на издержки производства и обращения  у организаций или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетных  организаций. Нормы убыли могут  применяться лишь в случаях выявления  фактических недостач. При отсутствии норм убыли рассматривается как  недостача сверх норм.

     Недостачи материальных ценностей, денежных средств  и другого имущества, порчу сверх  норм естественной убыли, а также  превышение стоимости недостающих  ценностей над оказавшимися в  излишке, возникающее при пересортице, относят на виновных лиц и оформляют  бухгалтерской записью:

     дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 3 "Расчеты  по возмещению материального ущерба";

     кредит  счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

     В тех случаях, когда виновники  не установлены или во взыскании  с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списывают  на издержки производства и обращения  у организации или уменьшения финансирования у бюджетной организации.

     Вскрытые  инвентаризацией недостачи в  кассе предъявляются взиманию с  кассира. При этом составляются две  бухгалтерские проводки:

  1. дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей",

          кредит  счета 50 "Касса";

  1. дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 3 "Расчеты по возмещению материального ущерба";

          кредит  счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

     Весь  вышеизложенный общий порядок инвентаризации можно представить схематически (Рис. 1) 
 

          ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ

     

          Подготовительные  работы
 
Приказ  руководителя о составе комиссии, сроках, объектах   Проверка технических  паспортов, инвентарных карточек и  т.д. по всем объектам   Письменное  подтверждение материально ответственных  лиц о передаче всех документов в  бухгалтерию   Завершение  разноски документов по счетам, выведение  в них остатка
 
Пересчет, обмер, взвешивание, оценка всех объектов
 
Инвентаризационные  описи (подписи членов комиссии и  материально ответственных лиц)
 
Сличительные  ведомости, сверка фактического наличия  с данными учета по объектам
 
          Акт выявления  результатов
 
Протокол  комиссии (подписи руководителя и  материально ответственных лиц) – заключение о результатах, которые  отражаются в учете
 
Пересортица – взаимозачет недостач ценностей  излишками   Недостачи –  отнесение в начет виновным или  списание на затраты и убытки   Излишки – приходуются  в доход предприятия или госбюджета
 
 

     Результаты  инвентаризации отражаются в учете  и отчетности того месяца, в котором  она была завершена, а результаты годовой инвентаризации – в годовом  бухгалтерском отчете.

     Данные  результатов инвентаризации записывают в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией. 
 

Информация о работе Общие положения и правила ведения инвентаризации