Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:31, реферат
Концепцией правовой политики Республики Казахстан, принятой в 2002 году, были определены основные направления развития правовой системы страны на период до 2010 года. За прошедшие годы принят ряд важнейших законодательных актов, способствующих поступательному развитию государственных и общественных институтов, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие Казахстана.
Главными итогами реализации Концепции стало существенное обновление основных отраслей национального законодательства (конституционного, административного, гражданского, банковского, налогового, финансового, таможенного, экологического, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства).
3. Основные
направления
развития
правоохранительной и судебной систем
и правозащитных
институтов
3.1. За годы независимости
Казахстана сложилась и в целом эффективно
функционирует правоохранительн
В то же время правоохранительная деятельность
государства требует своего дальнейшего
развития и совершенствования. В этой
связи главными приоритетами в данной
деятельности должны быть: борьба с преступностью,
обеспечение законности и общественной
безопасности, защита прав и свобод граждан,
обеспечение неотвратимости реакции государства
на любые правонарушения, быстрое и полное
раскрытие преступлений, изобличение
и привлечение к уголовной ответственности
лиц, их совершивших, профилактика правонарушений,
взаимодействие с гражданами в борьбе
с преступностью.
Для решения этих задач необходимо не
только укреплять органы правопорядка,
совершенствовать формы и методы их работы,
но и обеспечивать стабильность кадровой
политики, повышать требования к квалификации
и дисциплине сотрудников правоохранительных
органов.
Ядром правоохранительной системы страны
являются органы прокуратуры.
Необходимо повышать эффективность надзорной
деятельности прокуратуры как основной
ее функции.
В дальнейшем совершенствовании нуждаются
процессуальные основы деятельности органов
прокуратуры. В рамках этой работы необходимо
повысить роль и ответственность прокурора
в досудебном производстве, в том числе
путем расследования органами прокуратуры
уголовных дел о преступлениях, представляющих
серьезную общественную опасность и сложность,
как составной части функции уголовного
преследования, осуществляемого прокуратурой.
Следует и далее повышать эффективность
координирующей функции органов прокуратуры
по отношению к правоохранительной деятельности,
в том числе посредством соответствующей
правовой регламентации этой функции.
Главными задачами органов внутренних
дел являются охрана общественного
порядка и обеспечение общественной безопасности,
борьба с преступлениями против личности,
собственности и другими общеуголовными
преступлениями. От эффективности деятельности
органов внутренних дел зависят безопасность
и спокойствие граждан, состояние преступности
и уровень криминогенной обстановки в
стране, в связи с чем процесс совершенствования
органов внутренних дел должен быть сосредоточен
на обеспечении быстрого и адекватного
их реагирования на преступные проявления
и профилактике правонарушений.
Органы финансовой
полиции, выполняя возложенные на них
задачи по борьбе с экономической и коррупционной
преступностью, в полной мере оправдали
свое предназначение.
Вместе с тем, в условиях рыночной экономики
органам финансовой полиции необходимо
постоянно совершенствовать формы и методы
работы, чтобы иметь возможность эффективно
противостоять экономической и коррупционной
преступности, постоянно мимикрирующей
в современных условиях. Финансовой полиции
необходимо на системной основе противостоять
экономическим и коррупционным правонарушениям,
выявлять и устранять причины и условия,
способствующие возникновению коррупции.
Одной из основных задач органов финансовой
полиции является также обеспечение безопасности
бизнеса, исключение необоснованного
вмешательства в его деятельность.
Необходимо оптимизировать структуру
и функции правоохранительных органов
в целях установления более эффективных
организационно-управленческих механизмов
и эффективного распределения соответствующих
функций, в связи с чем актуальное значение
по-прежнему имеют вопросы освобождения
правоохранительных органов от несвойственных
функций. При этом при проведении административной
реформы в правоохранительных органах
необходимо учитывать особенности и специфику
их деятельности, чтобы предпринимаемые
меры не повлекли снижения их правоохранительного
потенциала, ослабления возможностей
в противодействии преступности.
Для сотрудников правоохранительных
органов необходимы единые правовые стандарты
и нормы прохождения службы, в том числе
специальные квалификационные требования
по аналогии с квалификационными требованиями
к категориям административных государственных
должностей, необходим конкурсный порядок
приема на службу в правоохранительные
органы.
Одновременно следует поэтапно проводить
линию на определенную демилитаризацию
правоохранительных органов с сохранением
воинских и специальных званий за военнослужащими
и сотрудниками правоохранительных органов,
непосредственно выполняющими основные
задачи и функции, поставленные перед
этими органами.
В целях обеспечения эффективной деятельности
правоохранительных органов необходимо
определить четкие критерии оценки их
деятельности, при этом не только по количественным
показателям, но и по качественным параметрам
оценки.
Следует постоянно работать над повышением
эффективности и улучшением организации
деятельности следственного аппарата,
в том числе принимать меры, направленные
на повышение процессуального статуса
следователя.
Нуждается в совершенствовании и порядок
наделения полномочиями и аттестации
участковых инспекторов полиции, при котором
полнее учитывалось бы мнение населения.
Следует также продолжить работу по своевременному
введению и правильному применению правовых
норм, направленных на обеспечение национальной
безопасности, в том числе на предупреждение
и пресечение распространения терроризма,
этнического и религиозного экстремизма,
незаконной миграции, наркомании и наркобизнеса,
торговли людьми, компьютерной преступности,
незаконного изготовления и оборота огнестрельного
оружия, международных преступлений коррупционного
характера, а также относящихся к сфере
отмывания денег.
Важная задача права - это определение
основ национальной системы защиты информации,
основных угроз в этой сфере, механизмов
реализации единой государственной политики
в сфере информационной безопасности.
3.2. Судебная система Казахстана
в целом отвечает потребностям обеспечения
эффективной судебной защиты прав и свобод
граждан, охраняемых законом интересов
организаций и государства.
Развитие судебно-правовой системы будет
осуществляться на основе преемственности
и поэтапности и предполагается по следующим
направлениям.
Основным вектором ее развития является
специализация судов и судей, в том числе
развитие ювенальных судов, создание специализированных
судов по рассмотрению уголовных дел,
в перспективе возможно образование налоговых
и других специализированных судов. При
этом ювенальные суды должны стать центральным
звеном создаваемой в стране системы ювенальной
юстиции.
В будущем также на базе действующих административных
судов необходимо создание системы административной
юстиции, рассматривающей публично-правовые
споры с передачей дел об административных
правонарушениях в подведомственность
судов общей юрисдикции.
В результате совершенствования судебной
системы должно быть исключено дублирование
функций различными судебными инстанциями.
Перспективы развития судебной системы
также связаны с возможностью поэтапного
расширения пределов судебного контроля
в досудебном производстве.
Будет развиваться система третейских
и арбитражных судов.
Общество заинтересовано в полном, объективном
и беспристрастном освещении деятельности
судебной власти. В этих целях необходимо
повышать уровень открытости и прозрачности
судебной системы, в частности, путем предоставления
более широкого доступа населения к информации
о деятельности судов.
Внедрение современных средств фиксации
судебной информации будет способствовать
реализации принципа состязательности
в судопроизводстве. Планомерная информатизация
судебной системы позволит обеспечить
оперативную информационно-правовую поддержку
процессу отправления правосудия, сокращение
сроков рассмотрения дел, повышение эффективности
исполнения решения суда.
Необходимы меры по дальнейшему совершенствованию
порядка отбора судейских кадров, актуальными
являются вопросы ужесточения квалификационных
требований к кандидатам в судьи, поскольку
профессионализм и высокие моральные
качества судей являются основой формирования
качественного судейского корпуса. Необходимы
также строгий контроль со стороны самого
судейского сообщества за соблюдением
судьями требований кодекса судейской
этики, адекватное и незамедлительное
реагирование на все допускаемые нарушения.
Для упрочения гарантий независимости
судей важнейшим вопросом остается полноценная
реализация требований Конституции о
том, что финансирование судов и обеспечение
судей жильем "должно обеспечивать
возможность полного и независимого осуществления
правосудия", что предполагает поэтапное
повышение уровня социальной защищенности
судей и материально-технического обеспечения
судов с учетом финансовых возможностей
государства.
В то же время за вмешательство в отправление
правосудия, проявление неуважения к суду
виновные лица должны нести установленную
законом ответственность.
Завершающей стадией судопроизводства
является исполнение судебных актов, поэтому
необходимо принимать меры, обеспечивающие
их неукоснительное исполнение. В этой
связи внедрение института частных судебных
исполнителей, наряду с государственным
судебным исполнением - важная мера повышения
эффективности судопроизводства. В рамках
смешанной модели исполнения судебных
решений только государственные судебные
исполнители должны обладать правом принудительного
исполнения документов о взыскании в доход
государства, а также по взысканиям с государства.
Необходимо добиваться неукоснительного
исполнения судебных актов, в том числе
путем усиления ответственности за уклонение
от исполнения решения суда, дальнейшего
расширения применения ограничительных
мер в отношении должников, усиления процессуального
судебного контроля за исполнительным
производством.
3.3. Строительство
в Казахстане правового государства требует
дальнейшего совершенствования специализированных
институтов, связанных с защитой прав и свобод
граждан.
Важным механизмом в системе защиты прав
и свобод человека и гражданина стал институт
Уполномоченного по правам человека. Создание
этого государственного правозащитного
института явилось серьезным шагом углубления
демократии в Казахстане. Опыт показывает,
что следует рассмотреть вопрос повышения
эффективности деятельности этого института.
Ведущую роль в системе правозащитных
институтов играет адвокатура, являющаяся
ядром системы оказания гражданам юридической
помощи.
Реализация гражданами конституционного
права на получение квалифицированной
юридической помощи является условием
и гарантией доступа к правосудию. Механизмы
реализации этого права нуждаются в совершенствовании.
Внедрение суда присяжных, передача судам
санкционирования ареста положительно
сказались на роли адвокатуры. Однако,
процессуальные права адвоката как активного
участника уголовного процесса требуют
эффективных правовых механизмов реализации.
Совершенствования требует и сама система
предоставления юридической помощи. Прежде
всего необходимо улучшать систему оказания
правовой помощи лицам с низким уровнем
доходов.
Следует последовательно решать проблему
неравномерности обеспечения адвокатскими
услугами в городской и сельской местности.
Требует также коррекции система администрирования
оплаты труда адвокатов, предоставляющих
бесплатную юридическую помощь. Эту систему
необходимо сделать консолидированной
и прозрачной, что позволит более эффективно
использовать бюджетные средства.
Необходимо также с учетом опыта стран,
где введен институт обязательного страхования
ответственности адвокатов, рассмотреть
возможность введения такого страхования
в нашей стране.
Одной из важных задач является совершенствование
системы нотариальной деятельности. Необходимо
нормативно-правовое определение роли
нотариата как части правовой инфраструктуры,
обеспечивающей дополнительную стабильность
и юридическую безопасность отношений
в гражданском обороте, качественную защиту
прав и законных интересов граждан и организаций.
Национальная модель нотариата должна
обеспечивать доступность нотариальной
помощи на всей территории страны.
4. Правовое
обеспечение внешнеполитической
и внешнеэкономической
деятельности
Правовая политика
государства в условиях
Такая деятельность, нацеленная на защиту
долгосрочных национальных интересов
во внешнеполитической сфере, обеспечение
взаимовыгодного сотрудничества на международной
арене в двусторонних и многосторонних
форматах, требует адекватного международно-правового
регулирования.
Следует продолжить работу по приведению
национального законодательства в соответствие с
принятыми международными обязательствами
и международными стандартами. При этом
в данной работе необходимо прежде всего
руководствоваться внутренними потребностями
и приоритетами в развитии страны.
Для реализации целей внешней политики
государства требуется сбалансированный
и взвешенный подход к заключению международных
договоров и участию в международных организациях,
предшествовать которым должна серьезная
работа по прогнозированию социально-экономических,
политико-правовых и иных последствий.
Международно-правовые институты и организации
должны активно использоваться для обеспечения
национальных интересов Казахстана на
международной арене, в том числе для построения
безопасной, стабильной Центральной Азии,
повышения привлекательности региона.
5. Правовое
образование, правовая
Составной частью правовой
политики является правовое
В свою очередь составной частью научно-образовательной
деятельности является правовое образование, правовая
пропаганда, то есть вопросы правовой
культуры. В этой связи следует продолжать
работу по повышению правосознания граждан,
в том числе юридической грамотности среди
государственных служащих. Необходимо
расширять объемы и повышать качество
правовой пропаганды среди населения
через средства массовой информации, включая
Интернет-ресурсы, активизировать научные
исследования по актуальным проблемам
законодательства и правоприменения,
особенно в тех отраслях права, которые
наиболее востребованы в повседневной
жизни граждан.
Одним из вопросов, тесно связанных с
мероприятиями организационно-правового
характера, являются вопросы юридического
образования. Обществу и государству нужны
юридические кадры новой формации, патриотично
настроенные и ориентированные на защиту
прав и свобод человека и гражданина, интересов
общества и государства. Именно такой
подход должен лежать в основе системы
юридического образования.
Целесообразно пойти по пути консолидации
возможностей государства по решению
проблем подготовки разнопрофильных юридических
кадров в современных условиях. Такой
подход позволит избежать распыления
государственных ресурсов и повысить
качество подготовки юридических кадров.
6. Заключение
Реализация положений
Концепции правовой политики
позволит воплотить в жизнь
основные идеи и принципы
Эффективность реализации Концепции
и соответственно стабильность национального
права, действенность правового регулирования
зависят от конструктивного взаимодействия
всех ветвей государственной власти, качества
принимаемых органами власти решений
и ответственности должностных лиц.
Комплексное развитие казахстанского
законодательства и его эффективное применение
в соответствии с установленными настоящей
Концепцией основными направлениями правовой
политики государства будут способствовать
дальнейшему укреплению режима законности,
соблюдению конституционных прав и свобод
человека и гражданина, обеспечению устойчивого
социально-экономического развития страны,
укреплению казахстанской государственности.
Информация о работе О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года