Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 09:35, курсовая работа
Охрана окружающей природной среды от преступных посягательств и предупреждение экологических преступлений - одна из наиболее актуальных проблем современности, входит в число основных задач Уголовного кодекса Российской Федерации. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.
Оконченным преступление признается с момента полного отделения дерева, кустарника или лианы от корня либо с момента повреждения их до степени прекращения роста (гибели), если эти деяния совершены в значительном размере (ч. 1 ст. 260 УК).
В ст. 260 УК речь идет о размере порубки либо повреждения растительности, а не о размере вреда, причиненного преступлением природной среде, животному миру и лесному хозяйству, так как учитывается лишь первичный, прямой, действительный ущерб.
Значительным размером признается исчисленный в установленном порядке ущерб, в двадцать раз превышающий минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством РФ на момент совершения преступления, крупным размером - в двести раз, особо крупным - в пятьсот раз. При расчете ущерба следует руководствоваться таксами, утвержденными Правительством Российской Федерации, которые действуют на момент совершения преступления.
Разъяснение Пленума Верховного Суда РФ №7,
что при расчете ущерба, причиненного незаконной
порубкой леса, следует руководствоваться
как централизованно утвержденными методиками
подсчета и установленными таксами,
так и региональными нормами, конкретизирующими
положения федерального законодательства, не соответствует новой
редакции ст. 260 УК РФ. Постановлением Правительства
РФ от 21 мая
2001 г. N 388 утверждены "Таксы для исчисления
размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации".
2.3 Субъективная сторона
С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом. Виновный сознает, что совершает незаконную порубку или повреждает деревья, кустарники либо лианы, и желает это сделать.
Мотивы преступления для квалификации значения не имеют. Чаще всего это корысть или хулиганские побуждения.15
2.4 Субъект преступления
Субъект преступления - как лицо, использующее свое служебное положение (ч. 2 ст. 260), так и любое другое лицо. Ответственность наступает с 16 лет.
В квалифицированном составе преступления (ч. 2 и 3 ст. 260 УК) под лицами, использующими свое служебное положение, понимаются как должностные лица государственных предприятий, учреждений, организаций (лесхозов, органов управления лесным хозяйством, органов охраны лесов и т.п.), так и руководители хозяйствующих субъектов иных форм собственности либо их структурных подразделений, осуществляющих пользование лесным фондом либо производящих какие-либо работы.
Должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и негосударственных организациях, по распоряжению которых производится незаконная порубка сверх количества, указанного в билете (ордере), при лесозаготовках, а также при прокладке трасс для трубопроводов, линий электропередач, геологоразведочных, строительных и иных работах, при наличии признаков состава преступления несут ответственность только по ч. 2 ст. 260 УК. Квалификации по ч. 2 ст. 260 и ст. 201 и 285 УК по совокупности не требуется.
Неоднократность имеет место, если лицо совершило преступление два и более раза. При этом умысел на совершение нового преступления возникает каждый раз самостоятельно. Не неоднократное, а единое продолжаемое преступление будет, если лицо реализовало свое намерение в несколько приемов (например, в течение нескольких дней рубило деревья для постройки). Здесь все содеянное охватывается единым умыслом и направлено к единой цели.16
В соответствии со ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления, а совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.
Субъектом преступления, предусмотренного ч.1 ст.260 УК РФ, является любое, достигшее 16 –летнего возраста лицо, в том числе и должностное, не использовавшее при незаконной порубке своего служебного положения.
Пункт «в» части 2 ст.260 УК РФ предусматривает ответственность за незаконную порубку лицом с использованием своего служебного положения, то есть совершение преступления специальным субъектом.
Использование лицом, осуществляющим незаконную порубку, своего служебного положения предполагает, что оно воспользовалось при совершении преступления теми правами, которыми было наделено в силу занимаемой должности или выполняемой работы. Такими лицами могут быть должностные лица и иные работники лесхозов, управления лесным хозяйством, органов охраны лесов и других организаций, чья деятельность связана с охраной, воспроизводством, контролем, учетом лесных фондов и заготовкой древесины.
Кроме того, «Постановления Пленума Верховного Суда РФ» № 7, обязывает обратить внимание судов на то, что в случаях, когда виновным в совершении экологического преступления признается должностное лицо государственного предприятия, оно должно нести ответственность по соответствующей статье за совершение экологического преступления, а при наличии в действиях признаков злоупотребления должностными полномочиями, также ответственность по ст.285 и ст.201 УК РФ.
При этом необходимо учитывать, что ст.256, 258 и 260 УК РФ специально предусматривается ответственность за преступления, совершенные с использованием служебного положения. Исходя из этого содеянное следует квалифицировать только по указанным нормам об экологических преступлениях без совокупности со статьями, предусматривающими ответственность за должностные преступления, либо за злоупотребление полномочиями лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой и иной организации.17
Таким
образом, в связи с изложенным,
усиливается в целом
Глава 3. Квалификация состава преступления.
3.3 Практика назначения наказаний в области охраны лесов на примере Омской области
Настоящая практика назначения наказаний по ст. 260 УК РФ приведена на основе данных ИЦ УВД Омской области за период 2006 – 2007 гг. с целью изучения экологической безопасности в Омской области и анализа профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений и преступлений, связанных с посягательством на лесосырьевые ресурсы.
При анализе назначения наказаний по ст. 260 УК РФ особое внимание уделялось вопросам, связанным с совершением преступления лицом с использованием своего служебного положения; вопросам, связанным с возмещением причиненного ущерба; вопросам, связанным с обращением вещественных доказательств в доход государства.
Глава 26 Уголовного кодекса РФ предусматривает, что преступления, предусмотренные статьей 260 УК РФ, регламентирующей ответственность за незаконную порубку деревьев и кустарников являются экологическими преступлениями.
В общей структуре экологической преступности незаконная порубка леса занимает первое место.
Так, по данным ИЦ УВД Омской области, в 2007 году, от общего числа осужденных по экологическим преступлениям, число осужденных по делам о незаконной порубке составляет 77%.
Однако имеющиеся статистические данные позволяют сделать вывод о снижении количества поступивших в суды уголовных дел, связанных с незаконной порубкой леса на 48%, поскольку по отчетным данным в суды Омской области в 2006 году поступило 121 уголовное дело, с вынесением приговора рассмотрено 116 дел; в 2004 году поступило 69 уголовных дел, с вынесением приговора рассмотрено 65 дел.
Таким образом, сравнительный анализ показывает, что в 2006 году в суды Омской области поступило на 52 уголовных дела меньше, чем в 2007 году.18
Обнаруживается тенденция снижения и числа осужденных на 45%.
Проведенное исследование показало, что преобладающее большинство лиц привлекается к уголовной ответственности за незаконную порубку лесного фонда. Как известно лес имеет важное климатрегулирующее, почво- и водозащитное значение и выполняет разнообразные экологические, экономические и культурно-оздоровительные функции. Предметом рассматриваемого преступления являются деревья, кустарники, лианы и иная растительность, входящая (но и не входящая) в состав лесного фонда России. Леса государственного фонда даже при однообразном древесном составе, одинаковом возрасте и плотности древостоя имеют различное экономическое значение. Учитывая этот фактор, а, кроме того, местоположение и выполняемые функции, законодатель разделил лесной фонд на три группы лесов, а леса первой группы по категориям защитности.
В процессе анализа изучено 55 уголовных дел, поступивших из 17 районных (городских) судов Омской области. Результаты изучения уголовных дел показали, что в 2007 году к уголовной ответственности за незаконную порубку леса привлекалось 71 лицо. Осуждено 65 лиц. Оправдано 1 лицо. Прекращены уголовные дела в отношении 5 лиц. Все 100 % привлекаемых к уголовной ответственности лиц - мужчины. Наибольшее число осужденных –50%, составляют лица в возрасте от 30 до 49 лет, жители сельской местности, нетрудоустроенные, имеющие среднее образование. Вторую по численности группу –30%, составляют лица в возрасте от 18 до 24 лет, жители сельской местности, нетрудоустроенные, имеющие неполное среднее образование. Третью по численности группу - 20%, составляют лица, имеющие несовершеннолетний возраст, а также лиц в возрасте от 25 до 29лет и 50 лет и старше. Ранее к уголовной ответственности привлекалось только 5 осужденных, что составляет 7,6 % от общего числа привлеченных к ответственности. Из них, только один осужденный - за совершение незаконной порубки леса, по ст.260 ч.1 УК РФ.
Таблица № 1.