Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:19, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы - провести уголовно-правовой анализ неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 изучение историко-правовых аспектов эволюции норм об ответственности за кражу в Российском государстве;
 привести уголовно-правовую характеристику неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения;
 рассмотреть характеристику признаков объекта и объективной стороны кражи, признаков субъекта и субъективной стороны кражи;
 определение проблем квалификации краж и разграничения ее от смежных составов.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Социально-правовая обусловленность уголовной ответственности за кражу в Российском законодательстве ………………7
1.1 История вопроса о развитии законодательства предусматривающего ответственность за кражу …………………………………………………….7
1.2 Кража как форма хищения ………………………………………………….12
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения …………………………………………………………………………26
2.1 Предмет преступления ……………………………………………………...26
2.2. Объективная сторона ………………………………………………………31
2.3. Особенности юридической оценки субъективной стороны преступления …………………………………………………………………33
2.4. Квалифицирующие признаки ……………………………………………42
ГЛАВА 3 Проблемы применения законодательства об уголовной ответственности за кражу ……………………………………………………45
3.1 Разграничение кражи от иных форм хищения ……………………………45
3.2 Проблемы назначения наказания за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством …………………………...52
Заключение …………………………………………………………………….60
Список литературы ……………………………………………………………63

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 114.08 Кб (Скачать)

        К сожалению, многие авторы не разграничивают при определении предмета преступления, предусмотренного ст. 166 УК, понятия "транспортное средство" и "механическое транспортное средство", необоснованно исключая из предмета преступления немеханические транспортные средства, а также иные механические транспортные средства, указанные в примечании к ст. 264 УК.

        Например, А.И. Бойцов, помимо прямо названных в данной статье автомобилей (грузовых, легковых, санитарных, пожарных, гоночных, автобусов и пр.), рассматривает в качестве предмета преступления ст. 166 УК и такие виды транспорта, как мотоциклы и другие приравненные к ним механические транспортные средства (аэросани, мотонарты, мотороллеры и проч.); городской электротранспорт (трамваи, троллейбусы); любые тракторы (колесные, гусеничные); иные самоходные, т.е. оборудованные автономным двигателем машины, в том числе любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные, погрузочные и прочие самодвижущиеся машины (экскаваторы, грейдеры, автокраны, скреперы, автопогрузчики, бульдозеры, асфальтоукладчики, авто- и электрокраны, комбайны и т.п.); боевые и транспортные машины МО, ФСБ, МВД и других спецслужб[28]. Кроме того, автор предлагает пять условий, которым должны отвечать все вышеперечисленные транспортные средства: 1) быть самоходными, т.е. приводиться в движение автономными двигателями внутреннего сгорания с рабочим объемом не менее 50 куб. см либо двигателями иных видов (электрическими, химическими, газовыми и проч.), но такой же мощности; 2) признаваться гражданским законодательством в силу своей технической мощности источниками повышенной опасности; 3) подлежать регистрации в ГИБДД (ГАИ) или специальной ведомственной регистрации (ВАИ); 4) требовать для управления ими достижения определенного возраста (как правило, 16 лет), специального медицинского заключения о пригодности к управлению, специального обучения и получения права на их управление; 5) являться объектами, порядок передвижения и эксплуатации которых регулируется специальными правилами дорожного движения и другими ведомственными актами[29].

Таким образом, он исключает иные механические транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом менее 50 куб. см (мопеды, велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками), из круга предмета преступления, предусмотренного ст. 166 УК.

        О.В. Фунин под предметом неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством предлагает понимать "все самоходные средства передвижения автомобильного, городского электрического и маломерного водного транспорта". На наш взгляд, понятие транспортного средства не ограничивается только наземным и маломерным водным видом транспорта. В настоящее время с развитием малой авиации, появлением частных летательных аппаратов (различные аэроклубы, компании, осуществляющие доставку небольших грузов и т.д.) в качестве транспортного средства можно рассматривать и мини-самолеты, мини-вертолеты, различного рода планеры, оборудованные подвесным двигателем, так как они не относятся к судам воздушного транспорта.

        По мнению других ученых, предметом деяния, ответственность за которое предусмотрена ст. 166 УК, могут быть любые виды наземных механических транспортных средств, а также животные, эксплуатируемые в качестве транспортного средства. Некоторые авторы указывают, что следует включить в предмет рассматриваемого преступления верховых и вьючных животных, также отмечают, что речь не идет только о механическом транспортном средстве, иначе об этом было бы прямо сказано в тексте ст. 166 УК.

        Обобщая изложенное, можно сделать вывод о том, что законодатель, предусмотрев ст. 166 УК, охраняет право собственника или законного владельца использовать транспортное средство по своему усмотрению, не учитывая качественные характеристики транспортного средства (объем двигателя, конструктивную максимальную скорость), а акцентирует внимание на его функциональной принадлежности (устройства, предназначенного для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем). Поэтому, на наш взгляд, предметом преступления является любое транспортное средство, кроме транспортного средства, ответственность за угон которого предусмотрена в ст. 211 УК, анализ которой позволяет исключить из круга предметов преступления, предусмотренного ст. 166 УК, только судна воздушного и водного транспорта, а также железнодорожный подвижной состав.

        Таким образом, в целях совершенствования практики применения ст. 166 УК необходимо выработать единое понятие транспортного средства во всех вышеперечисленных документах.

 

 

 

 

2.2.           Объективная сторона

        Объектом угона являются отношения собственности.

        Объективная сторона угона выражается в действии — неправомерном завладении транспортным средством.

        Завладение транспортным средством следует считать неправомерным, если оно совершено вопреки воле хозяина (собственника, иного законного владельца, управомоченного лица).

        Неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения является оконченным преступлением с момента отъезда либо перемещения транспортного средства с места, на котором оно находилось.

        Как покушение на угон транспортного средства без цели хищения следует рассматривать действия лица, пытавшегося взломать замки и системы охранной сигнализации, завести двигатель либо с целью угона начать движение, если действия этого лица были пресечены или по иным независящим от него обстоятельствам ему не удалось реализовать преступный умысел на использование транспортного средства в личных интересах без цели хищения.

        Под иными транспортными средствами, за угон которых без цели хищения предусмотрена уголовная ответственность по статье 166 УК РФ, следует понимать механические транспортные средства (троллейбусы, трактора, мотоциклы, другие самоходные машины с двигателем внутреннего сгорания или электрическим двигателем, катера, моторные лодки). Не являются предметом данного преступления мопеды, велосипеды, гребные лодки, гужевой транспорт и т.п.

        Если лицо, совершившее угон транспортного средства без цели хищения, наряду с этим похищает находящееся в нем имущество, содеянное подлежит квалификации по статье 166 УК РФ и соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за хищения.

        Завладение транспортным средством в целях последующего разукомплектования и присвоения его частей либо обращения транспортного средства в свою пользу или в пользу других лиц подлежит квалификации как хищение.

 

2.3.           Особенности юридической оценки субъективной стороны преступления

        Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла: виновный осознает, что завладевает чужим транспортным средством неправомерно, при отсутствии каких-либо законных оснований для этого, и желает завладеть им. При этом он, как правило, руководствуется корыстным мотивом обратить себе на пользу свойства чужих транспортных средств. Однако ответственность по ст. 166 УК не исключается и в случаях угона транспортных средств по иным мотивам: из мести, из хулиганских побуждений и т.п.

        Как подчеркнуто в законе, завладение транспортными средствами не преследует цели их хищения. Если же завладение ими осуществляется с целью хищения хотя бы их части (например, для разукомплектования автомобиля и последующего использования отдельных его агрегатов, узлов и деталей), деяние должно квалифицироваться как хищение чужого имущества. Угон чужого автомобиля без цели хищения и похищение имущества, находившегося внутри машины, образуют совокупность неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения с кражей чужого имущества.

        Состав преступления, предусмотренный ст.166 УК РФ, можно охарактеризовать как проблемный. В нем нет четкости определений, однозначного толкования ни действий, ни предмета, ни объекта, ни момента окончания данного преступления ни в теории, ни на практике. А оценка законодателем общественной опасности угонов, по сравнению с хищением имущества, недостаточно последовательна и однозначна[30].

        Что же заставило законодателя выделить состав преступления "угон транспортных средств", поместив его сначала в главу "Преступления против общественной безопасности", а сейчас в главу "Преступления против собственности"? Какие особенности предмета повлияли или могли повлиять на характер действий, необходимость выделения их в отдельную статью уголовного закона? Можно предположить, что законодатель думал установить уголовную ответственность за хотя и временное, но неправомерное завладение транспортным средством, тем самым рассчитывая упредить неконтролируемое использование транспортных средств как источника повышенной опасности.

        Если из диспозиции ст.166 УК выделить только действия, то это - завладение, т.е. угон. Но его результатом (презюмируя, что цель - это тот результат, к которому стремится виновный) не должно быть незаконное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, совершенных с корыстной целью и причинивших ущерб собственнику или иному владельцу имущества.

        Исходя из этимологии термина "завладеть", смысл действий, которые обозначаются им, состоит в получении транспортного средства в свое физическое обладание или установление контроля над ним. Физическое обладание транспортными средствами из-за их особенностей ассоциируется с поездкой на нем (в нем). Но завладеть можно и не используя эту особенность транспортного средства, например, толкая машину, велосипед, и вообще не передвигаясь на нем (в нем).

        Смысл термина "угон", исходя из его этимологии, предполагает обязательное передвижение лица с транспортным средством (на транспортном средстве)[31]. Следовательно, завладение и угон не равнозначные понятия.

        Завладеть можно, не угоняя, и угонять можно без неправомерного завладения.

        Угон ближе к использованию транспортного средства в соответствии с его потребительскими свойствами: доехать, довезти, перевезти что-либо.

На это обстоятельство указывали многие авторы, подробно исследовавшие проблемы угона транспортных средств. Поэтому "завладение транспортным средством", равное по значению "угону", можно определить как временное физическое обладание транспортным средством или установление контроля над ним для поездки, а "завладение" им - временное физическое обладание транспортным средством или установление контроля над ним. В практике высших судебных инстанций термин "угон" используется именно в этом значении.

        Законодательное уточнение, т.е. приравнивание завладения к угону, можно расценить как ограничение круга действий, которые охватывает термин "завладение", - то, которое связано с незаконным перемещением в (на) транспортном средстве (с транспортным средством).

        Действительно, нельзя не признать, что, используя транспортное средство, угонщик вступает в отношения с государством, обществом по поводу контролируемого государством (обществом) использования транспортных средств как источника повышенной опасности. В целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, соблюдения их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства допуск транспортных средств, предназначенных для дорожного движения на территории Российской Федерации, за исключением участвующих в международном движении или ввозимых в Россию на срок не более шести месяцев, производится путем их регистрации и выдачи документов.

        Согласно Правилам дорожного движения РФ, а также постановлению Правительства РФ "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" обязательной государственной регистрации подлежат автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, а также прицепы к ним, принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства. Водители этих транспортных средств должны иметь документ, подтверждающий знание ими Правил дорожного движения и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации. В гражданском праве названные транспортные средства называются источником повышенной опасности.

        Велосипеды, мопеды и гужевые повозки (сани) могут по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации иметь специальные регистрационные знаки, а их водители - документы, подтверждающие знание ими Правил дорожного движения и Основных положений.

        В отношении остальных транспортных средств (верховых и вьючных животных, мокиков, самоходного механического транспорта с рабочим объемом двигателя менее (равным) 50 куб. см и конструктивной скоростью менее 50 км/ч и др.) и их водителей названных документов не требуется.

Неконтролируемое использование транспортных средств без завладения ими, а также нарушение Правил дорожного движения при управлении транспортными средствами, - административно наказуемые деяния (ст.ст.12.3, 12.7-12.24 КоАП РФ). Уголовно наказуемыми они становятся в сочетании либо с неправомерным завладением транспортным средством (ст.166 УК), либо с причинением в результате нарушения Правил среднего, тяжкого вреда здоровью потерпевших или их смерти (ст.264 УК). В связи с этим если под неправомерным завладением транспортным средством понимать временное обладание им и поездку на нем (в нем), то неконтролируемое использование транспортных средств можно признать дополнительным объектом, и тогда момент окончания этого преступления необходимо связывать с началом движения транспортных средств, а предметом преступления могут быть только транспортные средства, подлежащие государственной регистрации (см. примечание к ст.12.1 КоАП). В связи с этим временное завладение и передвижение на механическом транспортном средстве (как источнике повышенной опасности), подлежащем государственной регистрации, можно бы предусмотреть в законе, т.е. оставить в ст.166 УК. Такое решение предопределено спецификой предмета рассматриваемого преступления.

Информация о работе Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения