Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:51, доклад
Эвтаназия (или эйтаназия) (греч. ευ- «хороший» + θάνατος «смерть») — практика прекращения (или сокращения) жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания, удовлетворение просьбы без медицинских показаний в безболезненной или минимально болезненной форме с целью прекращения страданий.
Эвтаназия (или эйтаназия) (греч. ευ- «хороший» + θάνατος «смерть») — практика прекращения (или сокращения) жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания, удовлетворение просьбы без медицинских показаний в безболезненной или минимально болезненной форме с целью прекращения страданий.
В теории выделяются два вида эвтаназии: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии больного) и активная эвтаназия (введение умирающему лекарственных средств либо другие действия, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть). К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь).
Помимо этого, необходимо различать добровольную и недобровольную эвтаназию. Добровольная эвтаназия осуществляется по просьбе больного или с предварительно высказанного его согласия (например, в США распространена практика заранее и в юридически достоверной форме выражать свою волю на случай необратимой комы). Недобровольная эвтаназия осуществляется без согласия больного, как правило, находящегося в бессознательном состоянии.
Идея эвтаназии в конце ХХ века становится всё более и более популярной, одновременно с более широким использованием другого важного понятия, качества жизни. Клятва Гиппократа в традиционной форме противоречит реализации идеи эвтаназии.
В учебнике по этике приведен ряд общих аргументов «за» и «против» эвтаназии, касающихся её принципиальной допустимости или недопустимости:
Аргументы «За» | Аргументы «Против» |
1. Жизнь есть благо только тогда, когда в целом удовольствия превалируют над страданиями, положительные эмоции — над отрицательными. |
|
2. Жизнь
можно считать благом до тех
пор, пока она имеет |
|
3. Поддержание
жизни на стадии умирания |
Этот аргумент следует принимать во внимание в пределах практических решений, но нельзя, когда идет речь о нравственном оправдании самого акта эвтаназии. |
Пионером в
области легализации
Эвтаназия была легализована в Бельгии в 2002 году. В 2003 году эвтаназия помогла расстаться с жизнью 200 смертельно больным пациентам, а в 2004 году — 360 пациентам.
С апреля 2005 года в бельгийских аптеках появились специальные наборы для эвтаназии, позволяющие упростить процедуру добровольного ухода из жизни. В набор стоимостью примерно 60 евро входит одноразовый шприц с ядом и другие необходимые для инъекции средства.
Набор для эвтаназии может заказать только практикующий врач, который должен указать точную дозировку отравляющего вещества. Оформить заказ можно после обращения в одну из 250 бельгийских аптек, имеющих соответствующую лицензию.
По закону в Бельгии может подвергнуться эвтаназии человек старше 18 лет, страдающий неизлечимым заболеванием. После нескольких письменных запросов, подтверждающих твердую решимость больного, врач может провести эвтаназию. Согласно официальной статистике, в 40 процентах случаев эвтаназию проводят на дому у пациента.
В США закон, разрешающий оказание медицинской помощи в осуществлении самоубийства больным в терминальной стадии, был принят (с рядом ограничений) в ноябре 1994 года в штате Орегон, а в ноябре 2008 года в штате Вашингтон.
В Азербайджане запрет эвтаназии закреплён законодательно и по УК Азербайджана эвтаназия "наказывается исправительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до трёх лет с лишением права занимать определённую должность или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.
В России как активная, так и пассивная эвтаназия является преступлением и будет квалифицироваться как умышленное убийство в соответствии с частью 1-й статьи 105-й Уголовного Кодекса РФ. При назначении меры наказания лицу, виновному в эвтаназии (естественно, если не будут доказаны иные причины лишения жизни) будет учитываться смягчающее обстоятельство в соответствии с пунктом «д» части 1-й статьи 61-й Уголовного Кодекса РФ, а именно: совершение преступления по мотиву сострадания.
В Цюрихской клинике Dignitas здоровой гражданке Канады была проведена эвтаназия. Свою просьбу она мотивировала тем, что хочет уйти вместе со смертельно больным мужем.
Общественно-политическая деятельность, направленная на убеждение общественного мнения в допустимости эвтаназии, то есть удовлетворения просьбы смертельно больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами проводится во многих странах. Сторонники эвтаназии аргументируют свою позицию соображениями гуманности, противники же считают её легализацией содействия в самоубийстве. В некоторых странах, как, например, в Австралии, пропаганда эвтаназии влечёт за собой уголовное наказание по статьям «доведение до самоубийства», «содействие в самоубийстве» и прочим. В некоторых странах (Нидерланды, Бельгия) эвтаназия разрешена законодательно.
В России 16 апреля 2007 года депутат Госсобрания Башкирии Эдвард Мурзин внёс предложение по поправке в Уголовный кодекс РФ, которая потребуется после возможной легализации эвтаназии. В это же время Совет Федерации РФ подготовил законопроект, легализующий в России эвтаназию, который сразу вызвал волну критики со стороны общественности.
В соответствии с законодательством РФ осуществление любой формы эвтаназии признается преступлением.
Согласно ст.45 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии - удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. Уголовный закон исходит из того, что человеческая жизнь должна охраняться как в процессе жизни, так и в процессе рождения и смерти.
«Это было бы
внутренним противоречием для
Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей
и Панакеей и всеми богами и богинями,
беря их в свидетели, исполнять честно,
соответственно моим силам и моему разумению,
следующую присягу и письменное обязательство:
считать научившего меня врачебному искусству
наравне с моими родителями, делиться
с ним своими достатками и в случае надобности
помогать ему в его нуждах; его потомство
считать своими братьями, и это искусство,
если они захотят его изучать, преподавать
им безвозмездно и без всякого договора;
наставления, устные уроки и всё остальное
в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям
своего учителя и ученикам, связанным
обязательством и клятвой по закону медицинскому,
но никому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде
сообразно с моими силами и моим разумением,
воздерживаясь от причинения всякого
вреда и несправедливости. Я не дам никому
просимого у меня смертельного средства
и не покажу пути для подобного замысла;
точно так же я не вручу никакой женщине
абортивного пессария. Чисто и непорочно
буду я проводить свою жизнь и свое искусство.
Я ни в коем случае не буду делать сечения
у страдающих каменной болезнью, предоставив
это людям, занимающимся этим делом. В
какой бы дом я ни вошел, я войду туда для
пользы больного, будучи далёк от всякого
намеренного, неправедного и пагубного,
особенно от любовных дел с женщинами
и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении — а также и без лечения
— я ни увидел или ни услышал касательно
жизни людской из того, что не следует
когда-либо разглашать, я умолчу о том,
считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо
выполняющему клятву, да будет дано счастье
в жизни и в искусстве и слава у всех людей
на вечные времена, преступающему же и
дающему ложную клятву да будет обратное
этому.