Проблема эвтаназии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:53, реферат

Краткое описание

Закон, регламентирующий на территории Российской Федерации отношения врача и пациента (Закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), ст. 451 прямо запрещает эвтаназию: "медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии - удовлетворения просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни".

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………………….......2
2. Проблема эвтаназии в современном обществе………………………………….5
3. Уголовно – правовое положение эвтаназии……………………………………10
4. Заключение……………………………………………………………………….20
5. Библиографический список……………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 61.96 Кб (Скачать)

 

План

1. Введение……………………………………………………………………….......2

2. Проблема эвтаназии в современном обществе………………………………….5

3. Уголовно – правовое положение эвтаназии……………………………………10

4. Заключение……………………………………………………………………….20

5. Библиографический список……………………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Закон, регламентирующий на территории Российской Федерации отношения  врача и пациента (Закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), ст. 451 прямо запрещает эвтаназию: "медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии - удовлетворения просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни". В ст. 71 "Клятва врача" еще раз подчеркивается это требование Закона к врачу: "никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии". Тем не менее в последние годы на страницах периодической печати постоянно публикуются научные труды, в которых авторы обсуждают различные аспекты проблемы: предлагаются разного рода классификации и определения эвтаназии, которые разносторонне её характеризуют. Частота данных публикаций свидетельствует о достаточно высоком интересе общества к данной проблеме и о том, что окончательной и единой позиции в современном мире относительно эвтаназии пока еще нет. Следует, очевидно, напомнить, что наряду с всеобщим отрицанием эвтаназии существует ряд государств, где "помощь в самоубийстве" выведена из разряда преступных деяний и уже достаточно длительное время находится на легальном положении. Примером тому может служить Голландия, где еще в 2002 г. был принят Закон "О прекращении жизни по желанию или помощь в самоубийстве".2

Однако достаточно большое  число медиков рассматривают в настоящее время эвтаназию как акт гуманности, прекращающий страдания пациента, и фактически признают законность данной процедуры. Таким образом, меньшее количество врачей, характеризуя эвтаназию как убийство пациента, дают решительный отпор появлению закона об эвтаназии на территории Российской Федерации. Отношение же остальных специалистов к данной проблеме в настоящее время признать окончательно сформированным не представляется возможным.

Отношение к эвтаназии  Православной Церкви в отличие от светского общества определено четко  и жестко. Православие резко негативно  относится к возможности разрешения эвтаназии в любой стране, в  том числе и в России. Мотивация такой позиции очень убедительна: каждая жизнь и каждая смерть имеет значение для семьи, общества, государства, мира, и мы не имеем права вмешиваться в план мироздания. Эвтаназия же - это отречение больного от любви Бога, вечное отчаяние, на которое обрекает себя человек. В православном понимании эвтаназия - порождение безрелигиозной морали, не имеющей ничего общего с милосердием и справедливостью. Только циничное и жестокое общество не решает проблемы облегчения физических страданий и духовной поддержки смертельно больных. Трагедия общества состоит в том, что в больном перестают видеть человека, с которым можно общаться на равных, он превращается в несчастного, лишенного будущего, которого надо только жалеть и опекать, и выходом из такой ситуации многие считают эвтаназию. Кроме того, данная проблема непосредственно затрагивает совесть врача, обеспечивающего смерть тяжелобольного, врач тоже смертен, за чертой смерти каждого ждет нравственный суд. Таким образом, выступая против эвтаназии, Церковь заботится также и о душах.

Единой позиции в обществе в отношении эвтаназии в настоящее время, к сожалению, пока еще нет. По моему мнению, вопрос признания законности эвтаназии в России на самом деле является значительно более глубокой проблемой, чем просто узаконивание "«приятной» смерти". В любом современном правовом государстве, к которым в настоящее время относится и Российская Федерация, право на жизнь является одним из главных неотъемлемых прав человека (ст. 20 Конституции РФ)3. Основной Закон нашего государства усиливает это право ст. 7 и 2, в которых человек, его права и свободы объявляются высшей ценностью, а государство - гарантом соблюдения этих прав: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства...". Признание законности эвтаназии на государственном уровне будет означать не что иное, как капитуляцию перед трудностями, связанными с реализацией законных прав наших сограждан на достойную жизнь, и "красивая смерть" фактически будет выглядеть как единственно возможный, законный выход из тяжелой жизненной ситуации, в которой оказались наши сограждане. В связи с этим считается необходимым проведение широкомасштабной согласованной планомерной работы на государственном уровне совместно с Православной Церковью как в обществе в целом, так и с врачебным персоналом, направленной на формирование неприятия эвтаназии, т.е. отношения к ней в соответствии с Законом, действующим на территории нашего государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проблема эвтаназии в современном обществе

Особое внимание в последние  годы привлекает эвтаназия – «счастливая  смерть» как новое явление  в жизни общества, требующее глубокого  философского осмысления. Сам термин означает легкую смерть, с целью прекращения страданий при неизлечимых болезнях. Очевидно, что в основе этого явления лежит понятие права человека не только на жизнь, но и на смерть, что относится к феномену самоубийства. Различают следующие виды эвтаназии: активная, добровольная; активная, недобровольная; пассивная, добровольная; пассивная, недобровольная.

Решая вопрос о законности и моральной  обоснованности эвтаназии, медикам  приходится решать дилемму, известную  еще со времен Гиппократа: с одной  стороны, врач не должен быть убийцей, даже по просьбе пациента, а с  другой стороны, он должен облегчить  участь страждущего. В современном  мире эвтаназия законодательно разрешена  в Нидерландах, а в других странах, в том числе и России, она  запрещена. Однако, проблема существует и в ряде стран (США и др.), изобретены даже устройства для безболезненной смерти, которые сам больной может привести в действие. В истории философской мысли было не мало высказываний относительно права человека принять такое решение. Так Монтень считал, что когда в жизни человека больше зла, чем блага, значит, настал час, когда он может уйти. В ряде стран Запада становится традицией «поминки при жизни», когда неизлечимо больной человек, чувствуя приближение смерти, просит собрать родных и друзей. Уже несколько десятилетий функционируют «хосписы» – больницы для безнадежных больных, где можно умереть «по-человечески». Этот опыт описан в книге Р. и В.Зорза4 «Путь к смерти. Жить до конца», где обосновывается философия умирания в счастливом состоянии. У человека есть нечто вроде инстинкта смерти (о чем писал Фрейд), то каждый имеет естественное право не только на жизнь, каким он родился, но и умереть в человеческих условиях5. Одно из особенностей в наше время является то, что гуманизм и гуманные отношения между людьми являются основой и залогом выживания для человечества. Если раньше любые социальные и природные катаклизмы оставляли надежду на то, что большинство людей выживет и восстановит разрушенное, то сейчас витальность (от лат. vita жизнь - жизненная сила (большая или меньшая) сила жизненной функции ) можно считать понятием, производным от гуманизма.

Эвтаназия в переводе с  греческого означает легкую смерть. Существует множество определений эвтаназии, которые нашли свое отражение  как в научных трудах, так и  в законодательстве. Возьмем за основу следующее значение: намеренное прерывание или сокращение врачом жизни неизлечимо больного пациента по его настоятельной, явно выраженной просьбе, а также  по просьбе его близких родственников, если сам пациент не в состоянии  явно выразить свою волю. Это определение  позволяет выделить характерные  для эвтаназии признаки:

1. Больной должен испытывать  непрекращающиеся, непереносимые страдания,  вызванные неизлечимой (по медицинским показателям) болезнью.

2. Прервать жизнь или  ускорить смерть может не любой  человек, а только медицинский  работник.

3. Пациент должен настойчиво  и несколько раз выразить свое  желание уйти из жизни, либо  если он не в состоянии явно  выразить свою волю, то просьба  должна исходить от его ближайших  родственников.

Эвтаназия как сложное  социальное явление имеет множество  аспектов. Церковь отрицательно относится к эвтаназии, однако допускает при этом некоторые нюансы. Так, папа римский Иоанн Павел II в ходе аудиенции, которую он дал участникам международного конгресса гастроэнтерологов, подчеркнув абсолютную недопустимость эвтаназии, умышленного или  активного лишения жизни больного, более подробно остановился на вопросе о пределах полномочий медиков в противоположном направлении - продлении жизни. "Конечно, мы должны ценить огромные успехи медицинской науки, техники и фармакологии, - сказал папа. - Однако нельзя забывать, что человек смертен. Необходимо относиться к больному со здоровым реализмом, так, чтобы у больного не складывалась иллюзия о всемогуществе врачей"6.

Патриарх Московский и  всея Руси Алексий II коснулся в своем ежегодном докладе проблемы эвтаназии, отметив, что "нет ничего хуже самоубийства, однако число случаев совершения этого страшного греха с каждым годом растет. Основная причина этого - отсутствие цели в жизни неверие в будущую жизнь"7.

Биолого-медицинский аспект проблемы заключается прежде всего  в установлении категорий пациентов, по отношению к которым может  рассматриваться возможность применения эвтаназии. Среди таковых можно  отметить пациентов, биологическая  смерть которых неминуема и которые, умирая, испытывают тяжелые физические страдания. Вопрос о прерывании жизни  больного, физические страдания которого преходящи и могут быть ликвидированы  применением соответствующих медицинских  средств, вообще не должен рассматриваться. Другая категория пациентов - это больные находящиеся в устойчивом вегетативном состоянии. В таком контексте медицинская сторона вопроса заключается в проблеме определения тяжести заболевания, насколько оно излечимо; достижения такой стадии в процессе лечения, когда всевозможные медицинские средства оказываются исчерпанными; установления необратимости устойчивого вегетативного состояния8.

Однако больше всего интересует именно правовой аспект проблемы, т.е. эвтаназия с юридической точки  зрения. Надо заметить, что вплоть до середины XX в. проблема эвтаназии волновала узкий круг заинтересованных лиц и не проникала в умы широкой общественности. Только в 70-х гг. прошлого века вопросы эвтаназии стали все чаще включаться в сферу научного обсуждения. Если рассматривать эвтаназию с точки зрения российского права, то необходимо отметить, что проблема эвтаназии относится одновременно к сфере конституционного, медицинского и уголовного права.

Одним из достижений Конституции 1993 г.9 стало повышенное внимание к защите личных (гражданских) прав и свобод человека. В ст. 2 была провозглашена концепция: "Человек, его права и свободы - высшая ценность". Одним из важнейших прав и свобод, обеспечивающих само физическое существование человека как биологического существа и его социальный статус как субъекта правовых отношений, является право на жизнь, закрепленное ст. 20 Конституции10. Однако механизм реализации права на жизнь содержит ряд спорных моментов. Одним из них является проблема окончания жизни. Конституционное установление права на жизнь предполагает юридическое закрепление права на смерть. Это право означает возможность человека самостоятельно распорядиться своей жизнью, в том числе добровольно принять решение о сроках и способах ухода из нее "Однако юридически невозможно себе представить, что человек, имея право жить, не имеет право умереть, что он свободен на законных основаниях распоряжаться своей собственностью, но не жизнью"11.

Главный критерий качества содержания жизни определяется таким  показателем, как "человеческое достоинство". Современные ученые-филологи определяют достоинство как осознание человеком  своих прав, своей моральной ценности и уважение их в себе. Однако достоинство - категория сугубо индивидуальная, понимаемая каждым по-своему. Человеческое достоинство относится к числу  личных, индивидуальных прав и свобод человека, неотъемлемых и принадлежащих  ему от рождения.

В известной мере этот подход отражен в Конституции РФ, закрепившей  категорию "достойная жизнь" в  ст. 7 о социальном государстве, а  категорию "достоинство человека" - в ст. 21. входящей в число личных прав человека. Человек, обреченный на смерть и испытывающий при этом физические и душевные страдания, с полным основанием может быть отнесен к категории социально незащищенных граждан. Если больной не предпринимает активных попыток расстаться с жизнью и стоически переносит мучения, задача общества и государства - облегчить его мучения и попытаться приблизить качество жизни больного к условиям, достойным человека. Другое дело. когда такая возможность по объективным, не зависящим от названных органов и самого человека причинам оказывается недостижимой и больной просит о смерти исходя из простой гуманистической формулы "жизнь дана человеку, чтобы достойно с ней расстаться". Тогда отказ в эвтаназии может рассматриваться как применение к человеку пыток, насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения, императивно запрещенного ст. 21 Конституции РФ12.

Суммируя сказанное, можно  заключить, что законодательное  закрепление возможности применения эвтаназии не только не противоречит положениям действующей Конституции  РФ, но и прямо вытекает из смысла ее ст. 2, 7, 15, 20 и 21. Достойная жизнь  гражданина должна завершиться его  достойной смертью.

Однако в действующем  российском праве установлен прямой запрет на осуществление эвтаназии, закрепленный в ст. 45 Основ охраны здоровья граждан РФ.13 В помещенном в ст. 71 Основ тексте Клятвы врача содержится следующее положение: "Получая высокое звание врача... торжественно клянусь... никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии"14.

 

 

3. Уголовно – правовое положение эвтаназии

В российском уголовном праве  эвтаназия рассматривается в  качестве убийства запрещенного ст. 105 Уголовного кодекса РФ.15 В отличие от ряда зарубежных государств (Германия, Австрия, Испания, Швейцария и др.) в российском УК нет специальной статьи, устанавливающей более мягкую ответственность за эвтаназию по сравнению с простым убийством. Очевидно, что по ряду признаков эвтаназия схожа с убийством. Вместе с тем некоторые особенности эвтаназии не позволяют совершенно отождествлять ее с убийством по ст. 105 УК РФ. Прежде всего следует иметь в виду безнадежное, вызывающее сострадание состояние пациента. Данный фактор придает эвтаназии колорит милосердного убийства, совершенного по мотивам сострадания, жалости. Указанные мотивы при определении меры, уголовной ответственности могут рассматриваться как смягчающие обстоятельства.

Важной особенностью эвтаназии  является то, что она совершается  по доброй воле и по настоятельно, явно выраженной просьбе пациента, в то время как убийство предполагает насилие над личностью потерпевшего. Субъект убийства - общий, т.е. любое  вменяемое физическое лицо, достигшее  возраста 14 лет, в то время как  субъект эвтаназии специальный. Им может быть только врач. Те случаи, когда лишение жизни безнадежно больного человека даже и по его  настоятельной просьбе совершается  лицом, отличным от врача, не могут рассматриваться  в качестве эвтаназии и должны квалифицироваться как убийство.

Возможно, в российском обществе с учетом всех проблем экономического и социального характера еще  рано говорить о легализации эвтаназии. Таким образом, учитывая все вышеизложенное, становится ясно, что проблема эвтаназии является очень актуальной и требует серьезной научной и законодательной доработки.

Вмешательство других лиц в решение человеком вопроса жизни и смерти следовало бы признать юридически недопустимым (за исключением смертной казни, осуществляемой в законном порядке). Право на жизнь, по утверждению, предполагает возможность человека самостоятельно распорядиться своей жизнью, в том числе добровольно принять решение о сроках и способах ухода из нее. Считается, что право на жизнь юридически закрепляет и ее пределы, т.е. право на самоубийство.

Информация о работе Проблема эвтаназии