История и проблемы эвтаназии в разных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:29, реферат

Краткое описание

Окружающая нас действительность становится все более динамичной. Мы наблюдаем усиление воздействия цивилизационных "рисков" и кризисов (экологического, экономического, демографического ит.д.) не только на общество в целом, но и на конкретного человека, включая непосредственно окружающую его жизненную среду и сам его организм. Поскольку социальная динамика в будущем будет лишь усиливаться, то условием нашего дальнейшего существования в полном смысле слова и прежде всего, должно стать разумное отношение к действительности, т.е. осмысление проблем, возникающих по ходу развития.

Оглавление

I Проблема эвтаназии

ІІ. История и проблемы эвтаназии в разных странах
1) Виды эвтаназии

2) История эвтаназии

3) Законодательное регулирование
III Моральный взгляд
IV Литература

Файлы: 1 файл

Эвтаназия в разных странах.doc

— 125.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

История и проблемы эвтаназии в разных странах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ставрополь


План

 

I Проблема эвтаназии

ІІ. История и проблемы эвтаназии в разных странах

1)     Виды эвтаназии

2)     История эвтаназии

3)     Законодательное регулирование

III Моральный взгляд

IV Литература

 


I Проблема эвтаназии

 

Для одних смерть – кара,

для других – дар,

для многих - благо.

Сенека

Окружающая нас действительность становится все более динамичной. Мы наблюдаем усиление воздействия цивилизационных "рисков" и кризисов (экологического, экономического, демографического ит.д.) не только на общество в целом, но и на конкретного человека, включая непосредственно окружающую его жизненную среду и сам его организм. Поскольку социальная динамика в будущем будет лишь усиливаться, то условием нашего дальнейшего существования в полном смысле слова и прежде всего, должно стать разумное отношение к действительности, т.е. осмысление проблем, возникающих по ходу развития.

К их числу относится проблема эвтаназии, нерешенность которой не только будоражит массовое сознание уже много лет, но и создает значительные сложности для практической медицины.

В духовной сфере современного российского общества формируется сомнительная культура смерти. Она выступает не только как определенная совокупность идей, но и как особый тип мышления. Отсюда - чрезвычайный интерес к проблеме эвтаназии, которую со всей ответственностью можно назвать одной из самых спорных и по сей день нерешенных юридических, медицинских, религиозно-этических и социальных проблем современности. Сторонники эвтаназии сегодня разделяют точку зрения известного отечественного дореволюционного юриста А. Кони. Он считал возможным допустить эвтаназию в медицинскую практику, правда при наличии и строгом соблюдении следующих условий:

1. сознательные и устойчивые просьбы больного; 2. невозможность облегчить страдания больного известными средствами; 3. точная доказанность невозможности спасти жизнь больного и единогласное коллегиальное решение врачей об этом; 4. предварительное уведомление органов прокуратуры.

Проблема эвтаназии вызывает множество споров в российской и зарубежной научной среде и по сей день, поскольку затрагивает такие важные вопросы человечества как "Остаётся ли жизнь главной ценностью для человека?" и "Вправе ли один человек лишать жизни другого?".

Объективные процессы в сфере социального развития, а также своеобразие и противоречивость сложившейся правовой ситуации в современной России вызывают необходимость нового осмысления проблемы эвтаназии. Противоречивые взгляды на эвтаназию с медицинской, морально-этической и социальной точек зрения породили и спорные юридические оценки этого явления. Жизнь священна и неприкосновенна, она дана нам свыше и мы не вправе избавляться от неё, утверждают одни. Жизнь не должна превращаться в мучительное и бессмысленное существование, человек не должен жить, как растение, возражают другие.

Основным и весьма веским аргументом в этой борьбе мнений за право существования выступают правовые запреты и дозволения. Именно теперь, в эпоху грандиозных достижений медицины, эвтаназию, в том числе и относящиеся к эвтаназии деяния по умерщвлению больных без их согласия, необходимо квалифицировать как социально опасное, антигосударственное и преступное деяние.

В нашем обществе несовершенство законов и применение эвтаназии грозит "глубочайшими потрясениями всей нравственно – ценностной реальности: - жизнь человека не должна зависеть от диагностической и прогностической ошибки врача, решившегося на эвтаназию; - необходимо сохранить надежду больного на создание новых лекарств и способов лечения" Эвтаназия – это настоящая приближающаяся угроза нашей национальной безопасности.

 


ІІ. История и проблемы эвтаназии в разных странах

 

Эвтаназия (или эйтаназия) (греч. eu - "хорошо" + thanatos "смерть")— практика прекращения (или сокращения) жизни человека или животного, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания, в удовлетворение просьбы без медицинских показаний в безболезненной или минимально болезненной форме, с целью прекращения страданий, а также в качестве меры в отношении бездомных животных с целью сокращения их популяции в городах, применяемой в США, Великобритании, Японии и других развитых странах мира посредством инъекции яда, вызывающего безболезненную смерть во сне.

                    "Краткий оксфордский словарь" дает три значения слова "эвтаназия": первый— "спокойная и легкая смерть", второе— "средства для этого", третье— "действия по ее осуществлению".

 

1) Виды эвтаназии

 

В теории выделяются два вида эвтаназии: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии больного) и активная эвтаназия (введение умирающему лекарственных средств либо другие действия, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть). К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь).

Помимо этого, необходимо различать добровольную и недобровольную эвтаназию. Добровольная эвтаназия осуществляется по просьбе больного или с предварительно высказанного его согласия (например, в США распространена практика заранее и в юридически достоверной форме выражать свою волю на случай необратимой комы). Недобровольная эвтаназия осуществляется без согласия больного, как правило, находящегося в бессознательном состоянии.

 

2) История эвтаназии

 

Термин "эвтаназия" впервые употреблен Френсисом Беконом в XVI веке для определения "легкой смерти".

До начала Второй мировой войны идея эвтаназии была широко распространена в ряде европейских стран. В то время эвтаназия и евгеника пользовались достаточно высокой популярностью в медицинских кругах европейских стран, однако конкретные действия нацистов надолго дискредитировали эти идеи. Среди известных людей отметим З.Фрейда, который из-за неизлечимой формы рака нёба с помощью доктора Шура совершил эвтаназию в своём лондонском доме 23 сентября 1939г., прежде пережив 19 операций по удалению опухолей под местной анестезией (общий наркоз в таких операциях в то время не применялся).

Идея эвтаназии в конце ХХ века становится всё более и более популярной, одновременно с более широким использованием другого важного понятия, качества жизни. Клятва Гиппократа: "я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла". В традиционной форме противоречит реализации идеи эвтаназии.

Эвтаназия становится практически работающим принципом, если собственные ценности личности совпадают с такой ценностью современной цивилизации, как право на предельную самодетерминацию личности. С либеральных позиций эвтаназия основана на фундаментальном человеческом праве - праве умереть, если смерть - единственное избавление от страданий. Основными аргументами в пользу признания добровольной эвтаназии становятся - сострадание к другим и признание права человека самому определять время собственной смерти.

Позиция, допускающая эвтаназию, по крайней мере, на уровне отмены и отказа на поддерживающее жизнь лечение, имеет в своем арсенале еще ряд аргументов. Любой метод, приводящий к смерти, традиционно оценивается как вредный, и, следовательно, недопустимый. Но сторонники эвтаназии полагают, что она является "правильным лечением", направленным на устранение непереносимых болей. Если боль неустранима, помощь больному, просящему легкой смерти, может рассматриваться как гуманная и милосердная. Предложение врачом смерти как медицинского лечения - один из аргументов медицинского уровня.

Следующий аргумент может быть назван "альтруистическим". Это - желание тяжело больного человека не обременять собою близких ему людей. Но, как правило, это желание определяется не столько тем, что человек сам хочет этого, сколько тем, что он должен так сделать, так как забота о близких поглощает его индивидуальную волю к жизни. Этот аргумент тесно связан с принципом "права на достойную смерть".

Нельзя при этом не отметить, что сам принцип "достойной смерти" формируется с позиций достаточно высокого качества жизни, включающего комфорт, определенную благоустроенность, выбор средств "достойной смерти" и т.п., основываясь при этом на явной доминанте эгоистических мотивов.

В современной литературе можно встретить и демографический аргумент.

Приемлемость эвтаназии связывается с "существенным постарением населения", с ростом числа инвалидов преклонного возраста, содержание, уход и лечение которых влечет ряд экономических и социальных проблем.

Логическим завершением признания социальной приемлемости эвтаназии является эвтаназия неполноценных. Особенно остро эта проблема встает относительно новорожденных.

К экономическим и социальным основаниям принудительной эвтаназии добавляется и генетический фактор - угроза "биологического вырождения". В отличии от всех перечисленных форм и видов эвтаназии, возможность применения которых все еще далека от социального признания, принудительная эвтаназия уже выходила на уровень практики. Всем известен опыт фашистской Германии, где в 1938-1939 годах была разработана и осуществлялась "Программа эвтаназии" по отношению к "жизненнонеполноценным" лицам.

В 30-х годах в США существовало общество "Эвтаназия", которое ставило своей целью изменить законы и легализовать умерщвление "дефективных". И если в конце первой половины XX века эти идеи были осуждены мировым сообществом, то в конце второй половины XX века проблема эвтаназии вновь становится предметом обсуждения. При этом, правда, меняется идеология принудительной эвтаназии: на помощь призываются понятия "милосердие" по отношению к бесперспективным пациентам и "справедливость" по отношению к их родным или даже обществу в целом, включая страховые кампании и государственные учреждения, финансирующие их медицинское обслуживание, вынуждая их сокращать средства на оказание медицинской помощи другим категориям "перспективных" пациентов.

Консервативная позиция по проблеме эвтаназии проста и однозначна. "Этика православного христианства отвергает возможность намеренного прерывания жизни умирающего пациента, рассматривая это действие как особый случай убийства, если оно было предпринято без ведома и согласия пациента, или самоубийства, если оно санкционировано самим пациентом".

Социальное и юридическое признание эвтаназии не сможет освободить человечество от болезней и страданий. Но стать мощной и самостоятельной причиной роста самоубийств, и не только по мотиву физических страданий, может.

Библейское "не убий" неразрывно связано с отрицательным отношением христианства к самоубийству. Церковь говорит об обреченности самоубийц на вечную гибель, отказывает им в погребении по христианскому обряду. Жесткость христианского отношения к самоубийству вообще и к эвтаназии в частности связана с жизнеобеспечивающими основаниями социального бытия человека. Даже такой противник христианства, как Ф.Ницше, признавал, что одна из причин социального признания христианства коренилась именно в его бескомпромиссной борьбе с "неуемной жаждой самоубийства, ставшей столь распространенной ко времени его (христианства - И.С.) возникновения".

Язычество, буддизм и атеизм "питали" эту жажду. Тит Ливии описывал то величавое спокойствие, с которым галльские и германские варвары кончали собой. В языческой Дании воины считали позором закончить свои дни от болезни в постели. Известна истории и готская "Скала предков", с которой бросались вниз немощные старики. Об испанских кельтах, презирающих старость, известно, что как только кельт вступал в возраст, следующий за полным физическим расцветом, он кончал жизнь самоубийством. Обычаи, которые предписывали престарелому или больному человеку покончить с собой, в случае их неисполнения лишали его уважения, погребальных почестей и т.п. Это "свободное", на первый взгляд, действие было на самом деле достаточно жестко регламентировано в языческих сообществах. Исследуя явление самоубийства в древних культурах, Э.Дюркгейм приходит к выводу о его чрезвычайной распространенности, при этом на первом месте среди всех возможных мотивов самоубийства стоит самоубийство по причине преклонного возраста и болезней.

В буддизме же, где отречение от жизни само по себе считается "образцовым", возрастные и физиологические "критерии" для самоубийства практически отсутствуют. Самоубийство в буддийской культуре является видом религиозного обряда, и это не удивительно, ибо высшее блаженство и желанная цель жизни находится вне этой жизни - в "небытии" (нирвана). Виды самоубийства, принятые в буддийской культуре, различны. Их выбор зависит от конкретной секты, страны, эпохи. Это и голодная смерть, и утопление в водах "священных рек", и вспарывание живота своего своими собственными руками.

Информация о работе История и проблемы эвтаназии в разных странах