Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:42, реферат
Проблема эвтаназии была сформулирована в глубокой древности, и уже тогда она вызывала многочисленные споры среди медиков, философов и юристов.
Отношение к умышленному ускорению наступления смерти неизлечимо больного, даже с целью прекращения его страданий, никогда не было однозначным. Многие люди сталкивались с ситуацией, когда их близкие люди заболевали тяжелыми и неизлечимыми болезнями, когда их страдания становились настолько мучительными и невыносимыми, что наблюдать за этим становилось просто невозможно и наверно одним из самых заветных желаний становилось прекращение этих страданий любым путем.
1.Введение 2
2.Отношение к эвтаназия в странах Европы 3-4
3. Отношение к эвтаназии в России 5-6
4. Виды эвтаназии 7-8
5. Злоупотребление эвтаназией и критерии разрешения 9
6. Вывод 10-11
7. Приложение 12
8. Список литературы 13
Реферат на тему: Эвтаназия |
Выполнила: студентка 1 курса (101 группа) дневного отделения специальность мировая экономика Лозовская Екатерина |
24.11.2012
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.Р.ДЕРЖАВИНА»
Академия Экономики и Управления
кафедра мировой экономики
План:
1.Введение
2.Отношение к
эвтаназия в странах Европы
3. Отношение к эвтаназии
в России
4. Виды эвтаназии
5. Злоупотребление
эвтаназией и критерии разрешения
6. Вывод
7. Приложение
8. Список литературы
Введение:
Проблема эвтаназии была сформулирована в глубокой древности, и уже тогда она вызывала многочисленные споры среди медиков, философов и юристов. Отношение к умышленному ускорению наступления смерти неизлечимо больного, даже с целью прекращения его страданий, никогда не было однозначным. Многие люди сталкивались с ситуацией, когда их близкие люди заболевали тяжелыми и неизлечимыми болезнями, когда их страдания становились настолько мучительными и невыносимыми, что наблюдать за этим становилось просто невозможно и наверно одним из самых заветных желаний становилось прекращение этих страданий любым путем. И одним из гуманных способов избавления от мучений своих близких, которые только придумало человечество, является эвтаназия. Эвтаназия- это практика прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания; удовлетворение просьбы без медицинских показаний в безболезненной или минимально болезненной форме с целью прекращения страданий. Актуальность этой темы трудно преувеличить, во-первых, из-за того, что она связана с самым дорогим, что есть у человека, с его жизнью. Во-вторых, по причине малой изученности данной проблемы в трудах учёных-юристов и не закреплённости в государственно-правовых актах страны. Так если эвтаназия это избавление от страданий, так почему некоторых странах было принято решение легализовать её, а в России на нее введен мораторий? Убийство это или все же спасение?
Эвтаназия в странах Европы:
Голландия стала первой страной, где в апреле 2001 г. был принят закон, разрешающий эвтаназию. Однако благоприятные условия для ее легализации существовали здесь еще с 1984 г., когда Верховный суд страны признал добровольную эвтаназию приемлемой. А в 1993 г. парламент Голландии исключил эвтаназию из числа уголовно наказуемых преступлений. Большинство населения страны, включая верующих, одобряет "самоубийство с помощью врача". Поэтому число голландцев, уходящих из жизни, таким образом, растет с каждым годом. Крупные религиозные общины Европы осудили новый закон. Католическая Церковь, с точки зрения которой эвтаназия совершенно недопустима, вообще отказалась отпевать людей, избравших эвтаназию средством ухода из жизни. В декабре 2000 г. Папа Римский Иоанн Павел II1, видимо, пытаясь остановить распространение идей "легкой смерти", в своем традиционном рождественском послании осудил идею эвтаназии. Против практики добровольного ухода из жизни выступили и представители мусульманских общин Европы. Исламский Европейский совет постановил, что "активная" и "пассивная" эвтаназия является самоубийством и, следовательно, запрещена в исламе.С христианской точки зрения идея "легкой смерти" воспринимается как посягательство на жизнь, которой может распоряжаться только сам Господь: "В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти" (Иов. 12:10). Эвтаназия - это еще и вызов одной из основополагающих библейских заповедей "не убий".Таким образом, для Церкви эвтаназия является формой убийства или самоубийства в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент. В последнем случае к эвтаназии применимы соответствующие канонические правила, согласно которым намеренное самоубийство, как и оказание помощи в его совершении, расценивается как тяжкий грех. К тому же для христианского сознания не существует бессмысленных страданий, которые можно было бы прервать из милосердия. Само слово "эвтаназия" в переводе с древнегреческого означает "благая смерть". Но в отличие от современного понимания этого термина - "легкая смерть" или "достойная смерть" - для греков "благая смерть" имела прямо противоположный смысл и означала благородную смерть, противопоставляемую бесчестной смерти. Сам же термин впервые был использован Фрэнсисом Бэконом, который в своих философских трактатах пришел к выводу, что "смерть - это наименьшее из зол". "Манифест об эвтаназии", впервые опубликованный в журнале The Humanist в июле 1974 г., был подписан многими европейскими учеными. Там, в частности, сказано, что человек "имеет право умереть с достоинством... когда жизнь для него потеряла смысл и будущее". Годом ранее в США в "Гуманистическом манифесте" (1973) тысячи американских интеллектуалов призвали американское правительство "признать право человека на достойную смерть, на эвтаназию и на самоубийство". Легализация эвтаназии в Нидерландах не могла не повлиять на ход острой дискуссии и в других европейских странах. Уже в мае 2002 г. парламент Бельгии также принял закон, разрешающий неизлечимо больным по своему желанию уходить из жизни. В Великобритании жаркие споры вокруг "благой смерти" ведутся с 2000 г., но пока эвтаназия как таковая запрещена. Но если учитывать прецедентный характер британской юриспруденции, то можно считать, что с 7 октября 2004 г. в Великобритании эвтаназия легализована. Напомним, что в этот день Верховный суд Соединенного Королевства постановил не проводить реанимацию неизлечимо больной девочки. В Швейцарии начиная с 2002 г. некоторые виды эвтаназии предусмотрены законом: врачи имеют право делать смертельную инъекцию, если пациент близок к смерти и испытывает непереносимые мучения. Соответствующий законопроект разработан французской ассоциацией врачей и уже одобрен парламентом Франции. Во многих странах Запада разрешена "пассивная эвтаназия" - добровольный отказ от медицинской помощи. На сегодняшний день эвтаназия также активно практикуется в Дании и Швеции.
Эвтаназия в России:
В России эвтаназия является
преступлением и будет
Представители крупнейших религиозных организаций России выразили негативное отношение к эвтаназии, заявив об исключительной воле Бога определять момент смерти человека, напомнив о чудесных исцелениях и предупредив об опасном искушении избавляться от "непродуктивных" сограждан и "ненужных" медицинских затрат." Любое намеренное насильственное прекращение жизни Церковь считает убийством или самоубийством", - заявил РИА Новости председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской православной церкви епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, возглавляющий Общество православных врачей России. По его словам, в большинстве случаев, когда больной просит сам его умертвить - это происходит в состоянии отчаяния или депрессии. "Выполнять такие просьбы недопустимо", - считает епископ Пантелеимон.
В статье 45 Основ Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан «Запрещение эвтаназии» сказано: «Медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии –осуществления просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет ее, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Виды эвтаназии:
В зависимости от определения термина меняется и подход к проблеме эвтаназии. Различают эвтаназию пассивную и активную, добровольную и недобровольную
Пассивная эвтаназия (или, как её ещё называют, «метод отложенного шприца») выражается в том, что прекращается оказание направленной на продление жизни медицинской помощи, что ускоряет наступление естественной смерти. На практике это достаточно часто встречается и у нас в стране.
Под активной эвтаназией («метод наполненного шприца») понимают введение умирающему каких-либо лекарственных или иных средств либо другие действия, влекущие за собой быстрое и безболезненное наступление смерти (летальная инъекция).3
Активная эвтаназия может
происходить в следующих
1) «убийство из милосердия»
происходит в тех случаях,
2) «самоубийство, ассистируемое врачом», происходит, когда врач только помогает неизлечимо больному человеку покончить с жизнью;
3) собственно активная эвтаназия может происходить и без помощи врача. Пациент сам включает соответствующее устройство, как бы сам накладывает на себя руки.
Добровольной называется
эвтаназия, которая осуществляется
по недвусмысленной просьбе
Комбинируя эти формы эвтаназии, мы получаем четыре способа (ситуации) эвтаназии: добровольной и активной; добровольной и пассивной; недобровольной и активной; недобровольной и пассивной.
По поводу первой ситуации (добровольная и активная эвтаназия) и четвёртой (недобровольная и пассивная) специалисты высказываются как «за», так и «против». По поводу третьей ситуации (недобровольная и активная эвтаназия) мнения, естественно, чаще всего бывают отрицательными. Те, кто высказывается в пользу эвтаназии, как правило, имеют в виду вторую ситуацию, когда эвтаназия является добровольной со стороны больного и пассивной со стороны врача.
Злоупотребление эвтаназией и критерии разрешения:
Злоупотребление эвтаназией не надуманная проблема. Сознавали ее и в Голландии, первой стране в мире, узаконившей добровольный уход из жизни с помощью врача для неизлечимо больных людей. Соответствующий законопроект был принят здесь после многолетнего обсуждения в парламенте, и только как разрешение эвтаназии в отдельных случаях. Этот закон так и называется: критерии применения эвтаназии и оказания помощи при добровольном уходе из жизни. Вот эти критерии:
1.врач должен быть убежден (а значит, в случае юридического преследования, суметь доказать), что его пациент принял решение о своей эвтаназии добровольно и обдуманно;
2.врач также должен быть убежден, что это тот случай, когда болезнь пациента неизлечима, а физические страдания от нее стали невыносимыми, и уже исчерпаны все средства избавить пациента от таких страданий;
3. пациент должен быть проинформирован о своем состоянии на данный момент и о прогнозе, касающимся продолжительности его жизни;
4. врач и пациент должны вместе прийти к заключению, что проблемам, вызвавшим желание эвтаназии, нет никакого другого решения;
5. с этим заключением должен согласиться еще один врач, работающий независимо от лечащего врача и тоже знающий данного пациента;
6. эвтаназия может быть произведена только врачом и только медицинскими средствами.
Вывод:
По поводу эвтаназии нельзя дать определенного ответа, хорошо это или плохо. Ведь для кого то, каждый день это муки, а для кого то, каждый новый прожитый день, в любом физическом состоянии праздник. В любом случае, если легализовать эвтаназию, нужно для начала убедиться, что общество готово к этому, что люди не будут наживаться на проблемах других, что не будут делать на этом деньги, а будут таким способом лишь помогать. Я считаю, что у человека должен быть выбор, мучиться или нет, жить или нет, что данное решение остается за больным (если он в здравом уме) или же за родственниками, если по заключению врача шансов на жизнь нет и лишь не ясна точная дата кончины. К сожалению, быт и нравы, царящие во многих наших больницах, очень часто являются причиной, толкающей пациента и его родственников на эвтаназию в самом определённом смысле этого слова. Научно-технический прогресс в медицине постоянно сталкивает людей с новыми, неожиданными и непростыми проблемами. Расширяя возможности человека, этот прогресс одновременно увеличивает и многообразие ситуаций, в которых человеку надлежит сделать выбор. В немалой степени это связано с тем, что новейшие медицинские приборы и препараты позволяют бороться за жизнь больного в таких ситуациях, в которых совсем недавно это было немыслимо. С другой стороны, в настоящее время существуют специальные медико-социальные учреждения – хосписы, предназначенные для безнадёжно больных людей, где наряду с врачами за ними ухаживают психологи, пытающиеся облегчить страдания своих пациентов. У нас в России – всего около 20, первое было открыто в 1990 г. в Санкт-Петербурге. Увы, сказать, что российские хосписы являются образцом благополучия, нельзя. На них в нашей стране выделяется так же мало средств, как и на все остальные медицинские учреждения. Однако поскольку хосписы являются в некотором роде альтернативой эвтаназии, а последняя нашим законодательством отвергается, необходимо подчеркнуть, что требуется самое детальное обсуждение в обществе и научных кругах самой проблемы законодательной регламентации деятельности хосписов. Вопрос об эвтаназии нельзя считать закрытым ни с точки зрения права, ни с этической и социальной точки зрения. Однако, несмотря на тяжесть объективных обстоятельств, общество, прежде всего в лице научного, медицинского и правового сообщества, должно найти подобающие формы практики и убедительные аргументы, которые помогут более глубокому пониманию эвтаназии в сознании людей. И начинать необходимо именно с правового прояснения этой сложной и важной проблемы.