Проблема эвтаназии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:42, реферат

Краткое описание

Проблема эвтаназии была сформулирована в глубокой древности, и уже тогда она вызывала многочисленные споры среди медиков, философов и юристов.
Отношение к умышленному ускорению наступления смерти неизлечимо больного, даже с целью прекращения его страданий, никогда не было однозначным. Многие люди сталкивались с ситуацией, когда их близкие люди заболевали тяжелыми и неизлечимыми болезнями, когда их страдания становились настолько мучительными и невыносимыми, что наблюдать за этим становилось просто невозможно и наверно одним из самых заветных желаний становилось прекращение этих страданий любым путем.

Оглавление

1.Введение 2
2.Отношение к эвтаназия в странах Европы 3-4
3. Отношение к эвтаназии в России 5-6
4. Виды эвтаназии 7-8
5. Злоупотребление эвтаназией и критерии разрешения 9
6. Вывод 10-11
7. Приложение 12
8. Список литературы 13

Файлы: 1 файл

право эвтаназия.docx

— 1.69 Мб (Скачать)


 Реферат на тему:   Эвтаназия

 

 

                 Выполнила: студентка 1 курса (101 группа)

дневного отделения

специальность мировая экономика

Лозовская Екатерина





24.11.2012


МИНИСТЕРСТВО  НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ       «ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.Р.ДЕРЖАВИНА»

 

Академия  Экономики и Управления 

 кафедра  мировой экономики

 

План:

1.Введение                                                                                                                    2

2.Отношение к эвтаназия в странах Европы                                               3-4

3. Отношение к эвтаназии в России                                                               5-6

4. Виды эвтаназии                                                                                                 7-8

5. Злоупотребление эвтаназией и критерии разрешения                         9

6. Вывод                                                                                                                  10-11

7. Приложение                                                                                                           12

8. Список литературы                                                                                            13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Проблема эвтаназии была сформулирована в глубокой древности, и уже тогда она вызывала многочисленные споры среди медиков, философов и юристов. Отношение к умышленному ускорению наступления смерти неизлечимо больного, даже с целью прекращения его страданий, никогда не было однозначным. Многие люди сталкивались с ситуацией, когда их близкие люди заболевали тяжелыми и неизлечимыми болезнями, когда их страдания становились настолько  мучительными и невыносимыми, что наблюдать за этим становилось просто невозможно и наверно одним из самых заветных желаний становилось прекращение этих страданий любым путем. И одним из гуманных способов избавления от мучений своих близких, которые только придумало человечество, является эвтаназия. Эвтаназия- это практика прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания; удовлетворение просьбы без медицинских показаний в безболезненной или минимально болезненной форме с целью прекращения страданий. Актуальность этой темы трудно преувеличить, во-первых, из-за того, что она связана с самым дорогим, что есть у человека, с его жизнью. Во-вторых, по причине малой изученности данной проблемы в трудах учёных-юристов и не закреплённости в государственно-правовых актах страны. Так если эвтаназия это избавление от страданий, так почему некоторых странах было принято решение легализовать её, а в России на нее введен мораторий? Убийство это или все же спасение?

 

 

 

 

Эвтаназия в странах Европы:

Голландия стала первой страной, где в апреле 2001 г. был принят закон, разрешающий эвтаназию. Однако благоприятные  условия для ее легализации существовали здесь еще с 1984 г., когда Верховный  суд страны признал добровольную эвтаназию приемлемой. А в 1993 г. парламент  Голландии исключил эвтаназию из числа уголовно наказуемых преступлений. Большинство населения страны, включая  верующих, одобряет "самоубийство с  помощью врача". Поэтому число  голландцев, уходящих из жизни, таким  образом, растет с каждым годом. Крупные религиозные общины Европы осудили новый закон. Католическая Церковь, с точки зрения которой эвтаназия совершенно недопустима, вообще отказалась отпевать людей, избравших эвтаназию средством ухода из жизни. В декабре 2000 г. Папа Римский Иоанн Павел II1, видимо, пытаясь остановить распространение идей "легкой смерти", в своем традиционном рождественском послании осудил идею эвтаназии. Против практики добровольного ухода из жизни выступили и представители мусульманских общин Европы. Исламский Европейский совет постановил, что "активная" и "пассивная" эвтаназия является самоубийством и, следовательно, запрещена в исламе.С христианской точки зрения идея "легкой смерти" воспринимается как посягательство на жизнь, которой может распоряжаться только сам Господь: "В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти" (Иов. 12:10). Эвтаназия - это еще и вызов одной из основополагающих библейских заповедей "не убий".Таким образом, для Церкви эвтаназия является формой убийства или самоубийства в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент. В последнем случае к эвтаназии применимы соответствующие канонические правила, согласно которым намеренное самоубийство, как и оказание помощи в его совершении, расценивается как тяжкий грех. К тому же для христианского сознания не существует бессмысленных страданий, которые можно было бы прервать из милосердия. Само слово "эвтаназия" в переводе с древнегреческого означает "благая смерть". Но в отличие от современного понимания этого термина - "легкая смерть" или "достойная смерть" - для греков "благая смерть" имела прямо противоположный смысл и означала благородную смерть, противопоставляемую бесчестной смерти. Сам же термин впервые был использован Фрэнсисом Бэконом, который в своих философских трактатах пришел к выводу, что "смерть - это наименьшее из зол". "Манифест об эвтаназии", впервые опубликованный в журнале The Humanist в июле 1974 г., был подписан многими европейскими учеными. Там, в частности, сказано, что человек "имеет право умереть с достоинством... когда жизнь для него потеряла смысл и будущее". Годом ранее в США в "Гуманистическом манифесте" (1973) тысячи американских интеллектуалов призвали американское правительство "признать право человека на достойную смерть, на эвтаназию и на самоубийство". Легализация эвтаназии в Нидерландах не могла не повлиять на ход острой дискуссии и в других европейских странах. Уже в мае 2002 г. парламент Бельгии также принял закон, разрешающий неизлечимо больным по своему желанию уходить из жизни. В Великобритании жаркие споры вокруг "благой смерти" ведутся с 2000 г., но пока эвтаназия как таковая запрещена. Но если учитывать прецедентный характер британской юриспруденции, то можно считать, что с 7 октября 2004 г. в Великобритании эвтаназия легализована. Напомним, что в этот день Верховный суд Соединенного Королевства постановил не проводить реанимацию неизлечимо больной девочки. В Швейцарии начиная с 2002 г. некоторые виды эвтаназии предусмотрены законом: врачи имеют право делать смертельную инъекцию, если пациент близок к смерти и испытывает непереносимые мучения. Соответствующий законопроект разработан французской ассоциацией врачей и уже одобрен парламентом Франции. Во многих странах Запада разрешена "пассивная эвтаназия" - добровольный отказ от медицинской помощи. На сегодняшний день эвтаназия также активно практикуется в Дании и Швеции.

Эвтаназия в России:

В России эвтаназия является преступлением и будет квалифицироваться  как умышленное убийство. Глава Адвокатской палаты Москвы Генри Резник отметил, что отключение от аппаратов жизнеобеспечения в России пусть даже и тяжелобольного человека будет квалифицировано по статье 105 УК РФ (умышленное убийство), которое предполагает пожизненное лишение свободы." И даже наличие желания самого пациента, даже письменное не является обстоятельством, которое устраняет ответственность полностью, а может лишь быть расценено как смягчающее", - добавил он. По мнению адвоката, такая ситуация упирается в отечественную систему ценностей, имеющую религиозную подоплеку. "С традиционной точки зрения, только Бог может распоряжаться жизнью и смертью, при этом либеральная концепция говорит о том, что человек сам вправе распоряжаться своей жизнью. Правда, в данном случае речь идет о том, что некто расстается с жизнью не сам, а в сущности обращается за этим к другим людям", - отметил Резник. Он напомнил, что юридическая норма по большей части закрепляет устоявшиеся в обществе моральные ценности. "Поэтому, чтобы вводить у нас эвтаназию, нужно изучить общественное мнение, и я не думаю, что тут будет единство", - считает адвокат. Вместе с тем, он считает, если человек испытывает колоссальные мучения, эвтаназия будет гуманным поступком по отношению к нему, но только в случае "ломовых" медицинских заключений.

Представители крупнейших религиозных  организаций России выразили негативное отношение к эвтаназии, заявив об исключительной воле Бога определять момент смерти человека, напомнив о  чудесных исцелениях и предупредив  об опасном искушении избавляться  от "непродуктивных" сограждан  и "ненужных" медицинских затрат." Любое намеренное насильственное прекращение жизни Церковь считает убийством или самоубийством", - заявил РИА Новости председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской православной церкви епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, возглавляющий Общество православных врачей России. По его словам, в большинстве случаев, когда больной просит сам его умертвить - это происходит в состоянии отчаяния или депрессии. "Выполнять такие просьбы недопустимо", - считает епископ Пантелеимон.

 В статье 45 Основ Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан  «Запрещение эвтаназии»  сказано:  «Медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии –осуществления просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами,  в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и  (или)  осуществляет ее,  несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды  эвтаназии:

В зависимости от определения  термина меняется и подход к проблеме эвтаназии. Различают эвтаназию  пассивную и активную, добровольную и недобровольную

Пассивная эвтаназия (или, как  её ещё называют, «метод отложенного  шприца») выражается в том, что прекращается оказание направленной на продление  жизни медицинской помощи, что  ускоряет наступление естественной смерти. На практике это достаточно часто встречается и у нас  в стране.

Под активной эвтаназией («метод наполненного шприца») понимают введение умирающему каких-либо лекарственных или иных средств либо другие действия, влекущие за собой быстрое и безболезненное наступление смерти (летальная инъекция).3

Активная эвтаназия может  происходить в следующих формах:

1) «убийство из милосердия»  происходит в тех случаях, когда  врач, видя мучительные страдания  безнадёжно больного человека  и будучи не в силах их  устранить, например, вводит ему  сверхдозу обезболивающего препарата;

2) «самоубийство, ассистируемое врачом», происходит, когда врач только помогает неизлечимо больному человеку покончить с жизнью;

3) собственно активная  эвтаназия может происходить  и без помощи врача. Пациент  сам включает соответствующее  устройство, как бы сам накладывает  на себя руки.

Добровольной называется эвтаназия, которая осуществляется по недвусмысленной просьбе больного или с его предварительно высказанного согласия (заранее и в юридически достоверной форме выражать свою волю на случай необратимой комы стало широко распространённой практикой в США и некоторых других странах Запада). Недобровольная эвтаназия осуществляется без непосредственного согласия больного.

Комбинируя эти формы  эвтаназии, мы получаем четыре способа (ситуации) эвтаназии: добровольной и  активной; добровольной и пассивной; недобровольной и активной; недобровольной и пассивной.

По поводу первой ситуации (добровольная и активная эвтаназия) и четвёртой (недобровольная и пассивная) специалисты высказываются как  «за», так и «против». По поводу третьей  ситуации (недобровольная и активная эвтаназия) мнения, естественно, чаще всего  бывают отрицательными. Те, кто высказывается  в пользу эвтаназии, как правило, имеют в виду вторую ситуацию, когда  эвтаназия является добровольной со стороны больного и пассивной  со стороны врача.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Злоупотребление эвтаназией и критерии разрешения:

Злоупотребление эвтаназией не надуманная проблема. Сознавали  ее и в Голландии, первой стране в  мире, узаконившей добровольный уход из жизни с помощью врача для  неизлечимо больных людей. Соответствующий  законопроект был принят здесь после  многолетнего обсуждения в парламенте, и только как разрешение эвтаназии  в отдельных случаях. Этот закон  так и называется: критерии применения эвтаназии и оказания помощи при  добровольном уходе из жизни. Вот  эти критерии:

 

1.врач должен быть убежден (а значит, в случае юридического преследования, суметь доказать), что его пациент принял решение о своей эвтаназии добровольно и обдуманно;

 2.врач также должен быть убежден, что это тот случай, когда болезнь пациента неизлечима, а физические страдания от нее стали невыносимыми, и уже исчерпаны все средства избавить пациента от таких страданий;

3. пациент должен быть проинформирован о своем состоянии на данный момент и о прогнозе, касающимся продолжительности его жизни;

4. врач и пациент должны вместе прийти к заключению, что проблемам, вызвавшим желание эвтаназии, нет никакого другого решения;

5. с этим заключением должен согласиться еще один врач, работающий независимо от лечащего врача и тоже знающий данного пациента;

6. эвтаназия может быть произведена только врачом и только медицинскими средствами.

 

 

Вывод:

По поводу эвтаназии нельзя дать определенного ответа, хорошо это или плохо. Ведь для кого то, каждый день это муки, а для кого то, каждый новый прожитый день, в  любом физическом состоянии праздник. В любом случае, если легализовать эвтаназию, нужно для начала убедиться, что общество готово к этому, что  люди не будут наживаться на проблемах  других, что не будут делать на этом деньги, а будут таким способом лишь помогать. Я считаю, что у  человека должен быть выбор, мучиться или нет, жить или нет, что данное решение остается за больным (если он в здравом уме) или же за родственниками, если по заключению врача шансов на жизнь нет и лишь не ясна точная дата кончины. К сожалению, быт и нравы, царящие во многих наших больницах, очень часто являются причиной, толкающей пациента и его родственников на эвтаназию в самом определённом смысле этого слова. Научно-технический прогресс в медицине постоянно сталкивает людей с новыми, неожиданными и непростыми проблемами. Расширяя возможности человека, этот прогресс одновременно увеличивает и многообразие ситуаций, в которых человеку надлежит сделать выбор. В немалой степени это связано с тем, что новейшие медицинские приборы и препараты позволяют бороться за жизнь больного в таких ситуациях, в которых совсем недавно это было немыслимо. С другой стороны, в настоящее время существуют специальные медико-социальные учреждения – хосписы, предназначенные для безнадёжно больных людей, где наряду с врачами за ними ухаживают психологи, пытающиеся облегчить страдания своих пациентов. У нас в России – всего около 20, первое было открыто в 1990 г. в Санкт-Петербурге. Увы, сказать, что российские хосписы являются образцом благополучия, нельзя. На них в нашей стране выделяется так же мало средств, как и на все остальные медицинские учреждения. Однако поскольку хосписы являются в некотором роде альтернативой эвтаназии, а последняя нашим законодательством отвергается, необходимо подчеркнуть, что требуется самое детальное обсуждение в обществе и научных кругах самой проблемы законодательной регламентации деятельности хосписов. Вопрос об эвтаназии нельзя считать закрытым ни с точки зрения права, ни с этической и социальной точки зрения. Однако, несмотря на тяжесть объективных обстоятельств, общество, прежде всего в лице научного, медицинского и правового сообщества, должно найти подобающие формы практики и убедительные аргументы, которые помогут более глубокому пониманию эвтаназии в сознании людей. И начинать необходимо именно с правового прояснения этой сложной и важной проблемы.

Информация о работе Проблема эвтаназии