Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:33, реферат
Первоначально, выбрав тему эвтаназии, я была глубоко убеждена, что такая практика нашему обществу просто необходима. Однако, рассмотрев все аргументы и контраргументы, которые удалось найти, мне пришлось изменить свою точку зрения и признать, что вопрос этот не такой уж и простой.
Введение………………………………………...…………………………3
1. Понятие и способы эвтаназии………………………..……………..4
2. «За» и «против». Этическая оценка эвтаназии…………………….8
2.1 Доктрина двойного эффекта………………………………………11
3. Уголовно-правовой аспект эвтаназии………….…………………..12
Заключение……………………………………………….……………….15
Список использованной литературы………………………
Содержание
Введение………………………………………...…………
1. Понятие и способы эвтаназии………………………..……………..4
2. «За» и «против». Этическая оценка эвтаназии…………………….8
2.1 Доктрина двойного эффекта………………………………………11
3. Уголовно-правовой аспект эвтаназии………….…………………..12
Заключение……………………………………………….…
Список использованной
литературы…………………………………….16
Введение.
Первоначально, выбрав тему эвтаназии, я была глубоко убеждена, что такая практика нашему обществу просто необходима. Однако, рассмотрев все аргументы и контраргументы, которые удалось найти, мне пришлось изменить свою точку зрения и признать, что вопрос этот не такой уж и простой.
Явление эвтаназии
произошло с развитием
Основная задача
– глубже понять что такое эвтаназия,
её значение в мировой практике и
в практике нашей страны, рассмотреть
эту проблему с разных позиций: юридической,
нравственной, этической, выработать свою
точку зрения по поводу разрешения
данной проблемы.
1.Понятие
и способы эвтаназии.
В настоящее
время юристов, медиков, да
и всё современное общество
волнует целый ряд вопросов, ответы
на которые до сих пор не
найдены. Вправе ли человек
распорядиться своей жизнью и
вовсе отказаться от неё,
Анализ обозначенных вопросов предполагает необходимость определить понятие эвтаназии, оно должно быть очень чётким и исключать двусмысленности. Эвтаназия (греч. еu – хорошо + thanatos – смерть) буквально означает «хорошая, лёгкая смерть». В медицинской, философской и правовой литературе она толкуется по-разному: «безболезненный, щадящий и избавляющий от страданий необратимый исход в небытие»; «умерщвление неизлечимо больных людей по их просьбе с целью прекращения страданий»; «сознательное действие, приводящее к смерти безнадёжно больного человека относительно быстрым и безболезненным путем с целью прекращения страданий»[1].
Ни одно
из приведённых определений
Итак, эвтаназию
можно определить следующим образом:
это умышленные действия или бездействие
медицинского работника, которые осуществляются
в соответствии с явно и недвусмысленно
выраженной просьбой информированного
больного или его законного
Различают эвтаназию
пассивную и активную (критерий –
позиция врача), добровольную и недобровольную
(критерий – позиция пациента). Пассивная
эвтаназия означает, что врач, устраняясь,
не совершая действий, которые могли
бы поддержать жизнь, пассивно санкционирует
умирание (нередко мучительное) больного.
Также пассивную эвтаназию
Добровольной
называется эвтаназия, которая осуществляется
по недвусмысленной просьбе
Комбинируя
эти формы эвтаназии, мы
По поводу первой ситуации (добровольная и активная эвтаназия) и четвёртой (недобровольная и пассивная) специалисты высказываются как «за», так и «против». По поводу третьей ситуации (недобровольная и активная эвтаназия) мнения чаще всего бывают отрицательными. Те, кто высказываются в пользу эвтаназии, как правило, имеют в виду вторую ситуацию, когда эвтаназия является добровольной со стороны больного и пассивной со стороны врача [2].
Далее хотелось бы выделить некоторые аспекты выбранной темы. Эвтаназия и ассистируемый суицид известны человечеству уже давно. Эвтаназия практиковалась в древнем обществе: в Древней Греции младенцев с родовыми травмами и дефектами оставляли на холмах умирать, и такая практика была принята, чтобы обойти нравственный закон, запрещающий прямое убийство. Прямое определение эвтаназии – достижение лёгкой, немучительной смерти не отражает многих других аспектов современного понимания этого слова, которые необходимы для точного уяснения смысла данного действия. Последнее тем более важно, что в истории уже был прецедент толкования данного понятия буквально. «В гитлеровской Германии декретом от 1 сентября 1939 г. была введена в действие программа «Эвтаназия», имевшая ужасные последствия в виде 275 тыс. умерщвлённых умственно отсталых, психически больных, эпилептиков, пациентов, страдающих от старческой немощи и различных органических неврологических расстройств (паралич, болезнь Паркинсона, рассеянный склероз, опухоль мозга), которых сочли бесполезными для общества и предали относительно лёгкой смерти в газовых камерах».
Настоящее понимание явления, носящего название эвтаназия, включает в себя целый комплекс взаимосвязанных аспектов, среди которых обычно выделяют биолого-медицинский, этический (этот аспект будет рассмотрен в следующей главе), юридический и религиозный.
Биолого-медицинский
аспект проблемы заключается, прежде всего,
в установлении категорий пациентов,
по отношению к которым может
рассматриваться возможность
Другая категория
больных – это больные,
Юридическая проблема
состоит в необходимости
Религиозный аспект, имеющий существенное значение для верующих больных, характеризуется однозначным решением рассматриваемой проблемы всеми конфессиями: жизнь, как бы тяжела она не была, даётся человеку свыше, чем и отнимается у человека право насильственно прерывать её [3].
Из вышесказанного
можно сделать вывод, что мы еще
раз подтвердили доводы в пользу
того, что эвтаназия является фактом
причинения смерти. Уголовное право
рассматривает эвтаназию как
убийство, однако, на мой взгляд это
что-то среднее между причинением
смерти и убийством. Ведь умысел лица,
совершающего определённые действия,
направлен на оказание помощи тяжело
больному человеку, чтобы уменьшить
его страдания, к тому же с полного
согласия потерпевшего и по его чёткой
просьбе.
2. «За» и «против». Этическая оценка эвтаназии.
Этическая оценка
эвтаназии состоит не в том, каким
наиболее благоприятным способом следует
умертвить безнадёжно больного человека,
а в принятии решения о проведении
эвтаназии. Здравый смысл, сострадание
к таким людям подсказывают нам
поспешное и опасное решение:
разрешить медикам при
«Эвтаназия как проблема существует только для тех, кто признаёт гуманистический принцип безусловной ценности личности и её жизни, в отношениях между индивидами, которые по характеру личных связей и общественных позиций желают друг другу только блага.
Если отношения
людей насыщены враждой и недоверием,
то об эвтаназии не может быть и
речи, ибо она будет в этих ситуациях
только ещё одной прикрытой
Основные аргументы, высказываемые в пользу эвтаназии, можно свести к следующим трём.
1. Жизнь есть благо только тогда, когда в целом удовольствия превалируют над страданиями, положительные эмоции - над отрицательными. В ситуации эвтаназии этот баланс необратимо нарушается.
Высказанный аргумент является наиболее веским из всех трёх, тем более, когда мучения человека невыносимы и нежелание человека находиться в мучительном для него состоянии подтверждено недвусмысленно выраженной волей. Противники эвтаназии приводят два возражения. Первое. При анализе допустимости эвтаназии было бы некорректно сравнивать страдание с благом, здесь идёт противостояние между жизнью в форме страдания и отсутствием жизни в какой бы то ни было форме. Жизнь есть благо и она остаётся благом даже тогда, когда становится по преимуществу сплошным страданием.
Второе. Аргументируя
допустимость эвтаназии тем,
2. Жизнь можно считать благом до тех пор, пока она имеет человеческую форму, существует в поле культуры, нравственных отношений. Деградировав до сугубо витального, дочеловеческого уровня, она лишается этической санкции и может рассматриваться как объект, вещь и потому вопрос о её прекращении – не более чем вопрос о том, срубить ли высохшее дерево или выполоть ли засоряющую огород траву.
Этот аргумент
поражает, прежде всего, своей эмоциональной
пустотой, ибо помимо внешней стороны
человеческой жизни существует её внутренняя
сторона. И до какого бы зоологического,
растительного уровня она не деградировала
в фактическом плане, это вовсе
не значит, что человек готов относиться
к себе или к своим родным в
таком состоянии так же, как
он относится к высохшему дереву
или чертополоху. Здесь уместно
напомнить об отношении человека
к мёртвым останкам своих собратьев:
могилы являются предметом преклонения,
и отношение к ним