Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:17, курсовая работа
Проблема безопасности является важной для любого государства, а для Российской Федерации в начале XXI века приобрела особую актуальность. Это связано, во-первых, с глобальными геополитическими изменениями в мире, произошедшими в результате распада СССР, и определением нового места России в мировом сообществе; во-вторых, с кардинальными изменениями во внутренней политике: разгосударствлением экономики, сменой институтов государственной власти, становлением политического и идеологического многообразия. Наряду с положительными факторами, приблизившими нашу страну к становлению гражданского общества, реформирование выявило ряд негативных явлений: рост преступности, ухудшение демографической обстановки, обнищание значительной части населения, развитие националистических, сепаратистских сил, утрату многих социальных гарантий, которые были доступны гражданам в советские времена.
Введение
Общая характеристика государственной измены
2.1. Определение понятия и его состав.
2.2. Шпионаж
2.3. Выдача государственной тайны
2.4. Иное оказание помощи
Особенности способов совершения преступлений.
3.1. Шпионаж
3.2. Выдача государственной тайны
3.3. Иные действия, входящие в состав государственной измены
Заключение
Список использованных источников
Совершение
по заданию иностранной разведки каких-либо
преступлений (похищение человека, убийство,
шантаж, угрозы убийством или причинением
тяжкого вреда здоровью, экономические
или экологические преступления и т. д.)
требует квалификации деяния по совокупности
и как государственная измена, и как соответствующие
преступления.
2.2. Шпионаж.
Необходимо отметить, что по уголовному законодательству России различаются два вида шпионажа:
Субъектами шпионажа как самостоятельного преступления могут быть только иностранные граждане и лица без гражданства.
Так, следственным управлением ФСБ России завершено предварительное следствие по уголовному делу № 678311 в отношении гражданина КНР Тун Шэнюн, обвиняемого в совершении покушения на шпионаж - преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 и ст. 276 УК РФ.
28
октября 2010г. Федеральной
04
октября 2011 года уголовное дело с утвержденным
Генеральной прокуратурой Российской
Федерации обвинительным заключением
направлено в Московский городской суд
для рассмотрения по существу.
Соответственно, граждане РФ за шпионские действия несут ответственность по ст. 275 УК РФ «Государственная измена». Шпионаж как форма государственной измены с объективной стороны идентичен шпионажу как самостоятельному преступлению, предусмотренному ст. 276 УК РФ.
Определение шпионажа содержится в ст. 276 УК РФ:
Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации16, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства.
В российской науке и практике считается, что данное определение распространяется (за исключением указания на субъектов) и на шпионаж как форму государственной измены.17
Таким образом, по российскому законодательству предметом шпионажа могут быть не только сведения, составляющие государственную тайну, но и любая информация из открытых источников (газет, журналов), если такая информация собирается по заданию иностранной разведки и может быть использована в ущерб внешней безопасности России. Разумеется, виновный должен осознавать два последних обстоятельства в момент совершения деяния, иначе в его действиях не будет состава преступления.
Шпионаж, совершённый гражданином РФ, наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет либо без такового. Шпионаж, совершённый иностранцем или лицом без гражданства, по УК РФ влечёт наказание в виде лишения свободы на срок от десяти до двадцати лет.
Рассматривая шпионаж как одну из форм государственной измены, формулировку ему можно дать следующую: Шпионаж - передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, или иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенные гражданином России. Таким образом, государственная измена в форме шпионажа означает передачу, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передачу или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, если они совершаются гражданином России. Как было обозначено ранее, если подобные действия совершаются иностранным гражданином либо лицом без гражданства, то они квалифицируются по ст. 276 УК (шпионаж). Поскольку объективные и субъективные признаки шпионажа в смысле ст. 275 и 276 УК одинаковы, они будут рассматриваться при характеристике состава преступления, предусмотренного ст. 276 УК.
Передача сведений предполагает сообщение иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну. Способ сообщения таких сведений может быть любым (устным, письменным, по телефону, телетайпу, с использованием сети интернет и пр.). Передача - это действия, состоящие в незаконном предоставлении сведений, составляющих предмет шпионажа, лицами, у которых находятся эти сведения, посторонним лицам для временного использования или хранения. Как передачу сведений следует квалифицировать и иные разновидности действий, состоящих в любых способах их возмездного либо безвозмездного сбыта другим лицам (продажу, дарение, обмен и т.д.).
Собирание - получение сведений любым (кроме похищения) способом Это наблюдение, прослушивание телефонных переговоров, фотографирование покупка, получение в дар или в уплату долга, в обмен на товары и вещи, присвоение найденного и т.п., а также незаконное временное завладение этими сведениями в преступных либо иных целях, когда в действиях виновного не установлено признаков хищения. Собирание сведений может быть совершено способом, составляющим самостоятельное преступление (например, путем применения насилия к лицу с целью получения от него соответствующих сведений). В этом случае виновный несет ответственность по правилам совокупности преступлений.
Похищение сведений заключается в противоправном, безвозмездном изъятии у юридических или физических лиц документов, чертежей, схем, отчетов и любых других носителей секретной информации, составляющей государственную тайну, независимо от того, владеют ли эти лица соответствующими предметами законно или незаконно; это противоправное завладение носителями информации любым способом с намерением присвоить похищенное либо передать его другому лицу, а равно распорядиться им по своему усмотрению иным образом. Очевидно, что "похищение" сведений, составляющих государственную тайну, предполагает хищение физических носителей таких сведений. В силу чего при наличии к тому оснований содеянное виновным может быть квалифицировано по совокупности с преступлениями против собственности (например, ст. 164 УК РФ).
Хранение сведений означает совершение действий, связанных с нахождением этих сведений в фактическом владении виновного, и может осуществляться в любых местах - в помещении и вне его, в оборудованных тайниках и пр. Если собирание и похищение предполагают и хранение сведений (хотя бы на непродолжительное время), то хранение возможно без собирания и похищения (например, когда лицо выступает в качестве посредника, когда сведения оказались у него случайно). Адресаты, которым передаются сведения, составляющие предмет шпионажа, четко определены в ст. 276 УК РФ. Ими являются иностранное государство, иностранная организация, их представители, иностранная разведка.
Иностранное государство - это любая (кроме Российской Федерации) политико-правовая организация конкретного общества с соответствующей формой правления вне зависимости от того, входит ли она в ООН, имеются ли у нее дипломатические отношения с Россией и признана ли она международным сообществом в качестве субъекта международного права.
Иностранная организация - это объединение людей, созданное за рубежом, совместно реализующее определенную программу, действующее как на территории РФ, так и за ее пределами. К иностранной может быть приравнена и международная (межгосударственная, межправительственная) организация независимо от факта участия в ней Российской Федерации.
Представители иностранного государства или иностранной организации - это лица, которые наделены правом принимать решения, выступать от имени и в интересах такого государства или организации. Исходя из смысла закона передача сведений частному лицу, не представляющему интересы иностранного государства или организации, не образует состава преступления, предусмотренного ст. 275 или ст. 276 УК РФ, но при определенных обстоятельствах может квалифицироваться как пособничество в указанных преступлениях либо как разглашение или выдача государственной тайны. Иностранная разведка - это разновидность спецслужбы иностранного государства, государственный орган (их система или структурное подразделение государственного органа), наделенный полномочиями по осуществлению разведывательной (контрразведывательной) деятельности.
Во всех перечисленных случаях речь идет только о сведениях, содержащих государственную тайну.
Шпионажем являются также передача или собирание иных сведений, в том числе не составляющих государственную тайну. Ответственность за их собирание и передачу наступает при наличии двух условий: 1) эти действия должны совершаться по заданию иностранной разведки; 2) они предназначены для использования в ущерб внешней безопасности России.
Под иными понимаются любые сведения, например, данные о промышленных объектах, научных исследованиях, аэродромах. Они могут быть почерпнуты из периодической печати, электронных СМИ и других публикаций. Бывший начальник германской разведки Н. писал: «Германская разведка гораздо менее рассчитывает на сведения, исходящие из одного, даже надежного источника, или на единую информацию, чем на терпеливое, методическое, почти научное изучение мелких подробностей, отобранных из всей массы сведений, проходящих сквозь ее фильтры: мелкие подробности, отдельные частности, факты, кажущиеся незначительными, проверенные и сравненные с другими дают более достоверные данные».
С какого момента шпионаж является оконченным, зависит от характера действий, которыми он осуществляется. Так, при передаче сведений шпионаж окончен с момента отчуждения сведений и вручения их представителю иностранного государства. Похищение сведений, составляющих государственную тайну, окончено с момента завладения материалами, их содержащими, а собирание - с момента ознакомления с такими сведениями при условии, что ознакомление не было случайным. При хранении сведений шпионаж окончен с момента, когда у виновного оказались сведения, содержащие государственную тайну, которые он не собирал, не похищал, не располагал ими по роду своей работы.
Поскольку действия, образующие шпионаж, перечислены законодателем как альтернативные, последовательное собирание, хранение и передача лицом сведений, составляющих предмет преступления, квалифицируются как единое преступление
2.3. Выдача государственной тайны
Близкая к шпионажу форма государственной измены – выдача государственной тайны – сообщение иностранному государству, его разведывательным органам или представителям сведений, составляющих государственную тайну.
Выдача государственной тайны предполагает передачу иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений (документов, чертежей, образцов, шифров и т.п.), отнесенных к разряду государственной тайны Законом «О государственной тайне». Таким образом, выдача государственной тайны выражается в действиях, связанных с передачей иностранному государству, иностранной организации или их представителям указанных сведений лицом, которому они были доверены по службе или работе либо стали известны иным путем, за исключением их собирания либо похищения18. В этом состоит отличие выдачи государственной тайны от шпионажа, при котором передаются либо хранятся с целью передачи сведения, которыми лицо не располагает по службе (работе). Например, Т., будучи ведущим инженером режимного НИИ, по своей инициативе установил преступную связь с иностранной спецслужбой и выдал известные ему по работе сведения, составляющие государственную тайну.
Предметом преступления выступает также государственная тайна, как отмечалось ранее – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации19.
Оконченным преступлением выдача признается с момента перехода сведений, составляющих государственную тайну, в адрес иностранного государства, иностранной организации либо их представителей. Представителями иностранного государства и иностранной организации являются их официальные лица (члены правительственных делегаций, сотрудники дипломатических представительств в России, сотрудники иностранных спецслужб, члены иностранных негосударственных организаций и др.), а также иные лица, выполняющие их поручения.
Могут
иметь место стадии приготовления
либо покушения на преступление (например,
задержание виновного при попытке передать
сведения указанным адресатам).
Информация о работе Государственная измена: особенности способов совершения преступлений