Государственная измена: особенности способов совершения преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Проблема безопасности является важной для любого государства, а для Российской Федерации в начале XXI века приобрела особую актуальность. Это связано, во-первых, с глобальными геополитическими изменениями в мире, произошедшими в результате распада СССР, и определением нового места России в мировом сообществе; во-вторых, с кардинальными изменениями во внутренней политике: разгосударствлением экономики, сменой институтов государственной власти, становлением политического и идеологического многообразия. Наряду с положительными факторами, приблизившими нашу страну к становлению гражданского общества, реформирование выявило ряд негативных явлений: рост преступности, ухудшение демографической обстановки, обнищание значительной части населения, развитие националистических, сепаратистских сил, утрату многих социальных гарантий, которые были доступны гражданам в советские времена.

Оглавление

Введение
Общая характеристика государственной измены
2.1. Определение понятия и его состав.
2.2. Шпионаж
2.3. Выдача государственной тайны
2.4. Иное оказание помощи
Особенности способов совершения преступлений.
3.1. Шпионаж
3.2. Выдача государственной тайны
3.3. Иные действия, входящие в состав государственной измены
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

УП курсовая Государственная измена..doc

— 225.00 Кб (Скачать)

      2.4.  Иное оказание помощи

      Под иным оказанием помощи иностранному государству понимается содействие (кроме шпионажа и выдачи государственной тайны) по проведению враждебной деятельности в отношении Российской Федерации, выражается в совершении различных деяний, направленных на оказание им содействия в проведении разведывательной и иной подрывной деятельности против основ конституционного строя и безопасности Российской Федерации, если они не охватываются другими формами государственной измены.

      Объективная сторона преступления, т. е. оказание помощи, связана с установлением  контакта (связи) гражданином России с представителями иностранного государства или иностранной негосударственной организации и совершением по их заданию:

      а) других (кроме измены) преступлений против основ конституционного строя  и безопасности государства;

      б) деяний, не образующих признаков указанных  преступлений, но наносящих ущерб  внешней безопасности России.

      В первом случае действия виновного квалифицируются  по совокупности преступлений: государственная  измена и конкретное преступление данного вида (террористический акт, диверсия, вооруженный мятеж и т. д.).

     Во  втором случае круг деяний многообразен и не имеет исчерпывающего перечня. Объединяющим началом является их направленность против внешней безопасности России. Объективно характер действий при оказании помощи сходен с пособническими. Это могут быть: подыскание и вербовка агентуры для иностранной спецслужбы, подбор явочных и конспиративных квартир, оказание содействия иностранным эмиссарам и кадровым разведчикам в приобретении документов прикрытия, укрывательстве иностранных шпионов или террористов, устройстве на работу, связанную с доступом к государственным секретам, и т. п. Оказание помощи может быть как в мирное, так и в военное время.

      Для установления данной формы государственной измены необходимо определить, что совершаемые виновным действия представляли собой осознанную и реальную помощь иностранному государству или организации в проведении ими конкретной враждебной деятельности против Российской Федерации. Враждебными следует признавать различные виды деятельности: а) вмешательство во внутренние дела Российской Федерации, которое подрывает ее суверенитет; б) иные политические акции в отношении Российской Федерации, которые ведут к созданию кризисной ситуации; в) угрожающие Российской Федерации военная активность, провокации вооруженного конфликта, приготовление к совершению акта агрессии против России; г) применение неправомерных экономических санкций против Российской Федерации; д) информационная экспансия; е) разведывательно-подрывная деятельность и т.д.20

     Понятие «враждебная деятельность» предполагает осуществление любой деятельности в ущерб внешней безопасности России. Следовательно, при наличии предварительной договоренности с российским гражданином об оказании помощи иностранному агенту в совершении последним, например, диверсионного акта, нет необходимости ссылаться на статью, регламентирующую институт соучастия, поскольку такие действия уже являются оказанием помощи в проведении враждебной деятельности.

      Преступление  считается оконченным с момента фактического оказания помощи. Могут иметь место стадии совершения преступления. Приготовление образуют: разработка плана оказания помощи, создание условий для установления контакта с адресатами, приведение в систему, удобную для выдачи, тех сведений и возможностей, которыми располагает данное лицо, и т. д. Как покушение квалифицируются: неудавшаяся попытка установить контакт с представителями иностранного государства или иностранной организации, совершение действий, направленных на оказание помощи, которой иностранная разведка не могла воспользоваться, и т. п.

    Если  российский гражданин по заданию иностранной разведки совершит преступление против основ конституционного строя или безопасности государства, например, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, диверсию или иное преступление, то его действия должны квалифицироваться по совокупности преступлений - по ст. 275 УК РФ как измена в виде оказания помощи в проведении враждебной деятельности и ст. 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля) или 281 УК РФ (диверсия). Тем самым конкретизируется та помощь, которая оказывается иностранному государству в проведении враждебной деятельности против России.

     Последствия (реальный ущерб, нанесенный внешней  безопасности России) не включены законодателем в число обязательных признаков состава государственной измены. Поэтому их не наступление по причинам, не зависящим от изменника (например, в связи с его намеренной дезинформацией со стороны служб безопасности), не влияет на квалификацию его действий. 

     3.  Особенности способов совершения преступлений

     3.1.  Шпионаж.

     В зависимости от предмета посягательства шпионаж подразделяется на два вида:

     1) передача, похищение или собирание сведений, составляющих государственную или военную тайну;

     2) передача или собирание по  заданию иностранной разведки  иных сведении для использования их в ущерб интересам РФ.

     Объективная сторона шпионажа первого вида раскрывается в диспозиции ст. 276 УК РФ, причём её описание относится и к шпионажу первого вида, предусмотренного ст. 275 УК РФ: «передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну».

     При шпионаже передаются, либо хранятся с  целью передачи сведения, которыми лицо не располагает по службе (работе).

     Под «передачей» подразумевается процесс, в котором участвуют две стороны, одна из которых (субъект шпионажа) передаёт либо выдаёт информацию, а  вторая («адресат») её получает. Следовательно, передача или выдача сведений должны считаться завершёнными, когда субъект сделал информацию доступной для «адресата», а «адресат» завладел этими данными. По мнению В.Н. Рябчука, закладка материального носителя сведений в тайник с целью передачи иностранным «адресатам», сообщение информации по радио, электронной или обычной почте до получения «адресатами» должны рассматриваться  как оконченное покушение на «передачу» («выдачу»). А закладка материального носителя сведений в тайник представляет собой хранение этих сведений в целях передачи иностранным «адресатам», то есть образует оконченную государственную измену в форме шпионажа.

     Как и передача, так и выдача сведений, составляющих государственную тайну, может быть осуществлена виновным лицом:

     1)    по предложению (заданию) «адресата»;

     2)    по собственной инициативе субъекта;

     3) по совету (предложению) третьего лица, не являющегося представителем «адресата».

     Все вышесказанное относится и к  передаче иностранной разведке иных сведений, которая является составной  частью объективной стороны шпионажа второго вида. Разница только в «адресате»: в шпионаже второго вида в его качестве рассматривается только иностранная разведка.

     Государственная измена в форме шпионажа является продолжаемым преступлением. Объективная  сторона состоит из нескольких криминальных актов.

     Состав шпионажа первого вида является формальным, соответственно признаётся завершённым преступлением с момента совершения виновным любого из действий, перечисленных в диспозиции ст. 276 УК РФ, то есть не только с момента передачи, но и с момента собирания, похищения или хранения сведений, составляющих государственную тайну, с целью их передачи иностранному государству, зарубежной организации или их представителям.

     Что касается шпионажа второго вида, то он признаётся оконченным преступлением:

     1)    в момент передачи виновным иностранной разведке иных сведений  для использования их в ущерб внешней безопасности России, независимо от того, собирал ли он эти сведения, похитил их либо стал их обладателем при каких-либо иных обстоятельствах;

     2) в момент собирания субъектом иных сведений, если оно осуществляется по заданию иностранной разведки.  

     2.2. Выдача государственной тайны

     Выдача  государственной тайны выражается в действиях, связанных с передачей иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, содержащих государственную тайну, лицом, которому они были доверены по службе или работе либо стали известны иным путём, за исключением их собирания либо похищения. В последнем и заключается главное отличие выдачи государственной тайны от шпионажа. Также в формулировке объективной стороны государственной измены в форме выдачи государственной тайны применено определение «выдачи», а не «передачи»,  но, по мнению большинства учёных, в частности, В.Н. Рябчука, между этими двумя дефинициями принципиальной разницы не существует, а «передача» государственной тайны  представляет собой специальную норму по отношению к «выдаче» этой информации.

     Также отличием от шпионажа первого вида является то, что если изменник совершает  собирание, похищение или даже только хранение сведений, составляющих государственную тайну, с целью их передачи иностранным «адресатам», его действия следует квалифицировать не как государственную измену, а как шпионаж первого вида. Оба деяния относятся к преступлениям с так называемыми формальными составами, а значит государственная измена в форме выдачи государственной тайны также признаётся оконченной с момента донесения виновным соответствующей информации до сведения иностранного государства, зарубежной организации или их представителей. Не требуется, чтобы в результате был нанесён ущерб внешней безопасности России и даже того, что «адресаты» поверили выданным сведениям.

     Государственная измена в форме выдачи государственной  тайны, как правило, представляет собой  единичный акт. В тех случаях, когда после сообщения сведений лицо привлекается к дальнейшему сотрудничеству, последующая его деятельность по добыванию информации и передаче её «адресату» переходит в шпионаж.

     Местом  совершения выдачи государственной  тайны, если хотя бы часть действий была осуществлена в пределах России, следует считать территорию Российской Федерации.

     Примером  выдачи государственной тайны может  стать деятельность агента французской  разведки «DST» В.И. Ветрова, известного зарубежной печати как агент «Farewell», который выносил со службы (он работал в Первом главном управлении КГБ СССР) подлинники совершенно секретных документов и передавал их французским разведчикам. Те быстро копировали их и возвращали шпиону. Ветров спустя непродолжительное время  возвращал документы на место постоянного хранения, в связи с чем их отсутствие долгое время оставалось незамеченным.

      Следственным  управлением ФСБ России завершено  расследование уголовного дела № 287813 по обвинению граждан Российской Федерации профессоров Балтийского государственного технического университета им. Д.Ф. Устинова «Военмех» (БГТУ) Афанасьева Е.В. и Бобышева С.В. в совершении государственной измены в форме выдачи государственной тайны.

      В ходе расследования уголовного дела установлено, что в мае - июне 2009 года в ходе совместной служебной командировки в Китай Афанасьев и Бобышев вывезли в КНР составляющие государственную тайну секретные сведения, где передали их за денежное вознаграждение представителям китайской военной разведки.    

      После утверждения Генеральной прокуратурой Российской Федерации 02 сентября 2011 года обвинительного заключения уголовное дело направлено в Санкт-Петербургский городской суд для рассмотрения по существу. 

     3.3. Иные действия, входящие в состав государственной измены 

     Данная  форма измены охватывает самые различные  способы оказания помощи иностранному государству, иностранной организации  или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб  внешней безопасности Российской Федерации, за исключением тех, которые образуют составы государственной измены в форме шпионажа и выдачи государственной тайны. При этом диспозиция ст. 275 УК РФ не содержит описания объективной стороны данной формы государственной измены. Законодатель лишь ограничился указанием на некоторые конструктивные признаки данной формы государственной измены: помощь «адресатам» оказывается «в проведении ими враждебной деятельности»; деятельность совершается «в ущерб  внешней безопасности Российской Федерации»; деятельность заключается «в оказании помощи иностранному государству, зарубежной организации или их представителям». Верховный Суд Российской Федерации до сих пор не дал руководящих разъяснений относительно практики применения ст. 275 УК РФ к лицам, совершившим государственную измену.

Информация о работе Государственная измена: особенности способов совершения преступлений