Государственная измена: особенности способов совершения преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Проблема безопасности является важной для любого государства, а для Российской Федерации в начале XXI века приобрела особую актуальность. Это связано, во-первых, с глобальными геополитическими изменениями в мире, произошедшими в результате распада СССР, и определением нового места России в мировом сообществе; во-вторых, с кардинальными изменениями во внутренней политике: разгосударствлением экономики, сменой институтов государственной власти, становлением политического и идеологического многообразия. Наряду с положительными факторами, приблизившими нашу страну к становлению гражданского общества, реформирование выявило ряд негативных явлений: рост преступности, ухудшение демографической обстановки, обнищание значительной части населения, развитие националистических, сепаратистских сил, утрату многих социальных гарантий, которые были доступны гражданам в советские времена.

Оглавление

Введение
Общая характеристика государственной измены
2.1. Определение понятия и его состав.
2.2. Шпионаж
2.3. Выдача государственной тайны
2.4. Иное оказание помощи
Особенности способов совершения преступлений.
3.1. Шпионаж
3.2. Выдача государственной тайны
3.3. Иные действия, входящие в состав государственной измены
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

УП курсовая Государственная измена..doc

— 225.00 Кб (Скачать)
 

    Содержание 

  Стр.
  1. Введение
  2. Общая характеристика государственной измены
  3. 2.1. Определение понятия и его состав.
  4. 2.2. Шпионаж
  5. 2.3. Выдача государственной тайны
  6. 2.4. Иное оказание помощи
  7. Особенности способов совершения преступлений.
  8. 3.1. Шпионаж
  9. 3.2. Выдача государственной тайны
  10. 3.3. Иные действия, входящие в состав государственной измены
  11. Заключение
  12. Список использованных источников
3 

5

17

23

25 

27

29

31

35

37

 
 

     1. Введение

     Проблема безопасности является важной для любого государства, а для Российской Федерации в начале XXI века приобрела особую актуальность. Это связано, во-первых, с глобальными геополитическими изменениями в мире, произошедшими в результате распада СССР, и определением нового места России в мировом сообществе; во-вторых, с кардинальными изменениями во внутренней политике: разгосударствлением экономики, сменой институтов государственной власти, становлением политического и идеологического многообразия. Наряду с положительными факторами, приблизившими нашу страну к становлению гражданского общества, реформирование выявило ряд негативных явлений: рост преступности, ухудшение демографической обстановки, обнищание значительной части населения, развитие националистических, сепаратистских сил, утрату многих социальных гарантий, которые были доступны гражданам в советские времена.

     Динамизм  социальных и геополитических процессов, происходящих в современной России и в ее окружении, настолько стремителен, что законодатели и теоретики не успевают осмыслить жизненные потребности возрождения нашей страны. Формационные изменения, смена идеологических ценностей поставили перед наукой права необходимость выработки путей того, как России сохраниться в качестве мировой державы, постоянного члена Совета Безопасности ООН, как обеспечить конституционными средствами могущество и авторитет нашего государства, развитие федерализма, защитить права и свободы граждан, самобытность российских народов.

     Национальная  безопасность неразрывно связана с  деятельностью государства. Только оно может, опираясь на свой аппарат, властные органы, деятельность которых поставлена в жесткие рамки и подкрепляется соответствующими правовыми актами, обеспечить покой граждан, создать благоприятные условия для их жизни и деятельности. Никакие другие социальные силы не смогут выполнить этой задачи.

     Обеспечение собственной безопасности, а также  безопасности своих граждан является одной из основных задач любого государства.

     Обеспечение безопасности нельзя считать целью  государства, так как под ней  следует понимать основные приоритеты, ориентиры, к которым должно стремиться общество, сообразно с которыми народ строит свою государственность. Они должны быть четко закреплены в основном законе страны. Так, в Конституции РФ1 соответствующие положения записаны в статьях 1, 2 и 7, обозначающих для России идеалы построения демократического, правового, социального государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Главная задача любого государства - создание необходимых условий для достижения им провозглашенных в конституции целей.

     Таким образом, актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что преступления против конституционного строя и безопасности государства на сегодняшний день довольно распространены во всем мире. Мировое сообщество наряду с технологическим прогрессом находятся в постоянном развитии. С каждым днем появляются новые способы шпионажа, обмена сведениями, составляющими государственную тайну и т.п. Следовательно, изучение и анализ указанных преступлений необходим и важен в целях предотвращения преступности в данной сфере отношений.

     Объектом данной курсовой работы являются общественные отношения, посягающие на безопасность государства.

     Предмет исследования составляют нормы законодательства, регулирующие деятельность органов государственной власти по обеспечению и защите внешней безопасности - прежде всего Конституции Российской Федерации и Уголовного кодекса Российской Федерации.

     Целью работы является анализ государственной измены.

     Для достижения указанной цели в работе ставится ряд задач:

     - рассмотреть  понятие государственной измены;

     - охарактеризовать и проанализировать  состав и способы совершения  данного преступления и их  разграничение.

     Структура данной курсовой работы обусловлена ее целью и задачами и включает в себя  настоящее введение, два раздела, заключение и список использованной литературы. 

      2.  Общая характеристика государственной измены

      2.1. Определение понятия и его состав.

      История понятия «Государственная измена» развилось из средневекового правового понятия фр. Lèse majesté — оскорбление особы суверена. Последнее, в свою очередь, восходит к понятию в Римском праве crimen laesae majestatis (оскорбление величества), которое первоначально включало все государственные преступления.

      Важным  обстоятельством, отличавшим политическое устройства той эпохи в отличие  от позднейшей, было отсутствие в праве понятия национального суверенитета. Измена понималась исключительно как измена своему верховному сюзерену.

      В соответствии со статьей 275 Уголовного кодекса Российской Федерации  государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

      Государственная измена признается законодателем одним  из наиболее опасных преступлений против внешней безопасности России и относится в соответствии с классификацией к группе особо тяжких преступлений.

      В примечании к ст. 275 указано: «Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления». Данная поощрительная норма призвана показать человеку, уже совершившему преступление, путь к освобождению его от уголовной ответственности, если им выполнены указанные в законе условия.

      Добровольность  сообщения органам власти о совершенном преступлении не связывается законом с мотивами поведения лица, а также с обстоятельствами, предшествовавшими такому поведению или повлиявшими на принятое решение. Сообщение может быть сделано как в любой государственный, так и в муниципальный орган власти. 
Добровольность предполагает: отсутствие принуждения со стороны кого-либо, неосведомленность органов власти о совершенном преступлении или лице, его совершившем, наличие у субъекта преступления реальной возможности продолжать свою преступную деятельность. Добровольное сообщение о совершенном преступлении в смысле примечания к ст. 275 УК РФ не предполагает обязательного наличия известных закону признаков деятельного раскаяния (способствование раскрытию преступления, возмещение ущерба). Соответствующие действия могут иметь место, но их отсутствие не препятствует при наличии иных требуемых обстоятельств применению анализируемого примечания.

      Своевременность сообщения предполагает, что оно  сделано в срок, разумно достаточный  для того, чтобы компетентные органы имели возможность предотвратить наступление дальнейшего ущерба интересам РФ. Исходя из текста закона своевременность сообщения не зависит от стадии совершения преступления; она может быть установлена как на стадии покушения, так и после окончания преступления.

      «Иное» способствование предотвращению ущерба интересам России как альтернативное основание освобождения от ответственности за государственную измену, как правило, имеет место после соответствующего сообщения о совершенном преступлении. Оно может выражаться в изобличении соучастников, раскрытии каналов связи с иностранными спецслужбами, перевербовке и т.д.

      На  эффективность действия данной нормы  значительное влияние оказало открытие в системе ФСБ «телефона доверия». Только за месяц с момента установки телефона поступило 558 звонков, из которых 80 признаны «очень серьезными»2.

      В первую очередь, темами звонков является информация о терактах. Во время событий на Дубровке телефон не умолкал ни на минуту. Причем огромное количество звонков поступало из-за границы. Не обходится без звонков больных людей. Конечно, весной и осенью больше обычного. Дни, в которые наблюдаются магнитные бури, сотрудники ФСБ РФ без календаря определяют по количеству обращений.

      Одним из инициаторов появления телефона доверия являлся бывший директор ФСБ генерал Николай Ковалев. Николай Дмитриевич гордится тем, что телефон доверия его служба создала даже раньше, чем американское ФБР. Как бы там ни было, но именно эта телефонная акция была поставлена генералу Ковалеву в заслугу, когда в том же 1998 году он сдавал свой пост новому начальнику - Владимиру Путину. Тот к новации отнесся благосклонно.

      Номер первого телефона доверия был 224-35-00, и предназначался он в основном для  шпионов. Им предлагалось «по-хорошему»  стать двойниками. Особо подчеркивалось, что если эти люди уже получили от иностранных спецслужб денежное вознаграждение, то оно будет полностью сохранено и с ними будут работать сотрудники ФСБ РФ высочайшего класса. Обещалась полная анонимность и конфиденциальность.

      Надо  сказать, что в то время в стране уже имелось огромное число телефонов доверия, или, как их еще именовали, "важных телефонов": Министерства внутренних дел, таможни, различных общественных организаций. Казалось бы, ничего тут необычного нет. Тем не менее, вокруг телефона ФСБ сразу же началась общественная дискуссия. Диссиденты вспоминали времена оные, «прослушку» КГБ и сексотство. Левый фланг ликовал: власть взялась за преступность. Некоторые сомневались: деньги потратим, а звонить никто не будет.

      Сомнения  развеял представитель ФСБ генерал Александр Зданович. На одном из брифингов он сообщил: за восемь месяцев работы телефона доверия позвонили 900 человек, которые объявили себя... шпионами. 46 звонков представляли подлинный интерес для чекистов. Таким образом, эксперимент оказался успешным.

      Сегодня телефоны доверия «распространились» по всей стране.

      Народ не ленится поставлять информацию нашей  контрразведке. Сквозь пелену тайны  и закрытости, которой ФСБ окружило всю эту работу, нет-нет, да и пробьется  удивительное сообщение. О том, что телефон доверия Калининграда, например, завалили звонками студенты местного университета, жалуются, что их вербуют резиденты из Камеруна, Нигерии и Бразилии. Хотя, как мне кажется, в этой информации есть отзвуки неких студенческих пирушек и желание некоторых молодых людей подразжиться за счет государственной безопасности.

      Второе  дыхание телефон доверия ФСБ  получил в сентябре 2000 года. На Лубянке  поменяли номера, естественно, изменился  и номер телефона доверия. Теперь 224-22-22 работает круглосуточно.

      Об  изменении номера ФСБ широко сообщало, и это вызвало новый взрыв  общественного интереса к этой проблеме. Но ведомство, по-видимому, сделало  вывод из предыдущей дискуссий и, дабы на корню пресечь разного  рода измышления на этот счет, сразу распространило выдержку из примечания к статье 275 Уголовного кодекса РФ (государственная измена). Можно сделать вывод, что эта «правовая подстежка» оказала какое-то влияние, в этот раз столь жесткой дискуссии не последовало.

Информация о работе Государственная измена: особенности способов совершения преступлений