Государственная измена: особенности способов совершения преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Проблема безопасности является важной для любого государства, а для Российской Федерации в начале XXI века приобрела особую актуальность. Это связано, во-первых, с глобальными геополитическими изменениями в мире, произошедшими в результате распада СССР, и определением нового места России в мировом сообществе; во-вторых, с кардинальными изменениями во внутренней политике: разгосударствлением экономики, сменой институтов государственной власти, становлением политического и идеологического многообразия. Наряду с положительными факторами, приблизившими нашу страну к становлению гражданского общества, реформирование выявило ряд негативных явлений: рост преступности, ухудшение демографической обстановки, обнищание значительной части населения, развитие националистических, сепаратистских сил, утрату многих социальных гарантий, которые были доступны гражданам в советские времена.

Оглавление

Введение
Общая характеристика государственной измены
2.1. Определение понятия и его состав.
2.2. Шпионаж
2.3. Выдача государственной тайны
2.4. Иное оказание помощи
Особенности способов совершения преступлений.
3.1. Шпионаж
3.2. Выдача государственной тайны
3.3. Иные действия, входящие в состав государственной измены
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

УП курсовая Государственная измена..doc

— 225.00 Кб (Скачать)

     По  мнению В.Н. Рябчука, объективная сторона государственной измены в форме иного оказания помощи представляет собой вступление российского гражданина в преступный сговор с иностранным государством, зарубежной организацией или их представителями, включающий дачу согласия этим «адресатам» на осуществление умышленных преступлений, способствующих политическим, военным, экономическим, разведывательным, информационным и другим враждебным акциям как открытого, так и тайного характера, проводимых ими в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, а также совершённое виновным в рамках указанного сговора таких деяний любыми способами, за исключением образующих государственную измену в формах шпионажа или выдачи государственной тайны.

     Государственная измена в форме иного оказания помощи обычно предстаёт в виде продолжаемого  преступления.

     Следственно-судебная практика показывает, что перечень способов оказания помощи указанным  в законе «адресатам» весьма велик. Это объясняется во многом крайним разнообразием проявлений враждебной деятельности, проводимой против России.

     В работах многих учёных, в частности  В.Н. Рябчука и С.В. Дьякова, выделяются следующие способы совершения преступления:

     1. Приискание кандидатов на вербовку и вербовка российских и иностранных граждан, лиц без гражданства для участия во враждебной деятельности против России.

     Один  из самых распространённых в уголовно-правовой практике способов. Редко данное деяние совершается обособленно, а чаще всего сопровождается совершением государственной измены и в иных формах. Обычно виновные лица имеют достаточно тесные связи, долговременно сотрудничают с иностранной разведкой, зарубежной организацией. 

     Примером  может послужить деятельность гражданина Казачкова, который, работая на ЦРУ, предложил своего знакомому – сотруднику режимного НИИ – также сотрудничать с американской разведкой.

     2. Служба в разведывательных и  других органах иностранного  государства, занимающихся враждебной  деятельностью против России.

     Примером данной деятельности может служить: участие виновного лица в деятельности вооружённых отрядов, которые непосредственно осуществляют подготовку к военным действиям против России (за исключением случаев наёмничества -  деяния, предусмотренного ст. 359 УК РФ); преподавание в разведывательной или иной специальной школе иностранного государства и т.п.

     3. Вступление в зарубежную организацию,  осуществляющую враждебную деятельность  против России и участие в  такой деятельности.

     Данный  способ совершения преступления в настоящее время является весьма распространённым. Так как за рубежом существует множество неправительственных организаций, в том числе террористических, которые осуществляют враждебную деятельность в отношении России. Их целью является как подрыв стабильности существующего государственного строя, так и отторжение от территории государства отдельных территорий. 

     4.   Снабжение представителей иностранного  государства (как правило, разведчиков  или агентов спецслужб) или  зарубежной организации какими-либо средствами для осуществления подрывной деятельности против Российской Федерации или устранение препятствий для такой деятельности.

     Этот  способ включает множество видов  деятельности, каждый из которых имеет  целью, в первую очередь, облегчение деятельности представителей иностранного государства или организации против России. Это могут быть: изготовление фальшивых документов для представителей иностранного государства, передача им одежды и других предметов экипировки, в том числе оружия и средств связи, предоставление им жилища, подбор и закладка тайников, обеспечение проникновения указанных лиц на объект или в район, куда доступ им не разрешён (например, в пограничную зону). 

4. Заключение 

     На  основании вышеизложенного, в заключении  хотелось бы сделать следующие выводы.

     Сегодня, в начале XXI века, система взглядов на обеспечение в нашем государстве  безопасности личности, общества и  государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности, отраженная в Концепции национальной безопасности Российской Федерации21, должна учитывать такие новые для относительно молодого Российского государства угрозы, как рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма на территории России. Эти угрозы национальной безопасности России, наряду с состоянием отечественной экономики, несовершенством системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политической поляризацией российского общества и криминализацией общественных отношений, ростом коррупции, составили основные направления разработки механизмов обеспечения национальной безопасности нашей Родины.22

     Успешное  развитие и само существование России как суверенного государства  невозможно без обеспечения ее национальной безопасности. Право не может и  не должно оставаться в стороне от решения проблем безопасности государства. Более того, в этом ему должна принадлежать ведущая роль.

     В настоящее время наблюдается  формирование новых региональных и  локальных моделей межгосударственного  соперничества. Следствием этого стала  новая вспышка национальных конфликтов. Во многих регионах мира произошел сдвиг в направлении к совместной обороне, к многосторонним мерам безопасности. Стремление стран избежать межгосударственных конфликтов и огромных затрат на оборону способствует укреплению коллективных мер оборонного характера, международному военному сотрудничеству и координации.

     Угрозы  государственной безопасности становятся все более разнообразными, перестают  быть исключительно военными. Усиливается  тенденция к институализации, к  укреплению и распространению механизмов коллективной безопасности (многостороннего оборонного механизма).

     Таким образом, преступления против основ конституционного строя и безопасности государства на сегодняшний день являются одними из особо тяжких.

     Сильное государство во все времена характеризовалось крепкой основой конституционного строя и обеспеченной безопасностью. В настоящее время в России продолжается формирование правового государства, которое предполагает защиту личности, общества и государства. С правовой точки зрения, в целях предупреждения роста преступлений против государственной власти, в том числе государственной измены и шпионажа, необходимо постоянное совершенствование действующего законодательства в данной сфере отношений.

 

      5. Список использованных источников 

     Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993г.- № 237.
  2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996.- № 25 ст. 2954.
  3. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации от 10 января 2000.- № 2.-ст. 170.
  4. Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 декабря 1995.- № 49.- ст. 4775.
  5. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июня 2002.- № 22.- ст. 2031.
  6. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июня 1996.- № 23.- ст. 2750.
  7. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 29 апреля 1993.- № 17.- ст. 594.
  8. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" //  Собрание законодательства Российской Федерации от 13 октября 1997.- № 41.- ст. 4673.
  9. Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 9 апреля 1992.- № 15.-ст. 769.
  10. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации, А.В. Бриллиантов, Издательство: Проспект, 2011.
 

     Учебная и научная литература

  1. Уголовное право России: Учебник для вузов В 2 т. Т. 2. Особенная часть. Под ред. доктора юридических наук, профессора А. Н. Игнатова и доктора юридических наук, профессора Ю. А. Красикова. ©Издательство НОРМА, 1998.
  2. Аветисян С.С. Совершенствование норм уголовного законодательства, направленных на охрану военной безопасности государства / С.С. Аветисян //Российский военно-правовой сборник. 2004. № 1. С. 21-25.
  3. Андриченко Л.В., Вишняков В.Г., Гравина А.Л. и др. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ / Л.В. Андриченко, В.Г. Вишняков, А.Л. Гравина //Журнал российского права. 2005. № 2. С.11-17.
  4. Асланов Р.М. Преступления против государственной власти. СПб/ Р.М. Асланов. Юридический центр Пресс. 2002. 278с.
  5. Васильева Л.Н. Транснациональные преступления как угроза национальной безопасности России (конвенционные механизмы противодействия) / Л.Н. Васильева // Журнал российского права. 2005. № 10. С. 29-33.
  6. Козлов С.С., Тимошенко В.А. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" / С.С. Козлов, В.А. Тимошенко. ООО "Новая правовая культура". 2006. 234с.
  7. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. А.А. Чекалин; под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова). - 3-е изд., перераб. и доп. Юрайт-Издат.- 2006. 786с.
  8. Кузьмин Э.Л. О государственном суверенитете в современном мире. / Э.Л. Кузьмин // Журнал российского права. 2006. № 3. С. 25-28.
  9. Мамонов В.В. Понятие и место национальной безопасности в системе конституционного строя России. / В.В. Мамонов // Журнал российского права. 2003. № 6. С. 17-21.
  10. Государственная тайна в Российской Федерации. Учебно-методическое пособие Авторы: Аникин П.П., Балыбердин А.Л., Вус М.А., Гусев В.С., Рябчук В.Н., Федоров А.В.: Изд-во С.-Петербург. ун-та Санкт-Петербург; С 409.
 

      Иные  источники

      1. Официальный сайт ФСБ РФ: www.fsb.ru.

Информация о работе Государственная измена: особенности способов совершения преступлений