Государственная измена: особенности способов совершения преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Проблема безопасности является важной для любого государства, а для Российской Федерации в начале XXI века приобрела особую актуальность. Это связано, во-первых, с глобальными геополитическими изменениями в мире, произошедшими в результате распада СССР, и определением нового места России в мировом сообществе; во-вторых, с кардинальными изменениями во внутренней политике: разгосударствлением экономики, сменой институтов государственной власти, становлением политического и идеологического многообразия. Наряду с положительными факторами, приблизившими нашу страну к становлению гражданского общества, реформирование выявило ряд негативных явлений: рост преступности, ухудшение демографической обстановки, обнищание значительной части населения, развитие националистических, сепаратистских сил, утрату многих социальных гарантий, которые были доступны гражданам в советские времена.

Оглавление

Введение
Общая характеристика государственной измены
2.1. Определение понятия и его состав.
2.2. Шпионаж
2.3. Выдача государственной тайны
2.4. Иное оказание помощи
Особенности способов совершения преступлений.
3.1. Шпионаж
3.2. Выдача государственной тайны
3.3. Иные действия, входящие в состав государственной измены
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

УП курсовая Государственная измена..doc

— 225.00 Кб (Скачать)

      Впрочем, были и другие причины, заставившие общество более терпимо относиться к телефону доверия. Главная из них - невиданный разгул терроризма, убийства, взрывы, диверсии. Кроме сообщений о шпионаже телефон доверия стал принимать звонки и о терроризме. Впрочем, для некоторых граждан этот телефон стал своеобразным каналом общения с власть предержащими: они сигнализируют обо всех увиденных безобразиях. От просьб чекистов звонить в другие организации - милицию, МЧС, пожарную службу - они просто отмахиваются: вы для нас высший авторитет.

      Возрастание этого авторитета можно проследить по статистике поступивших звонков. Если в 2000 году сюда обратилось более 700 человек, то в 2002 году поступило уже  полторы тысячи сигналов, пятая часть  их вызвала оперативный интерес3.

      Говоря  о необходимости такого телефона доверия можно привести такой пример4.

      В 2008 г. в поле зрения Федеральной службы безопасности Российской Федерации  попал первый секретарь политического  отдела посольства Румынии в Москве Дину Пистоля, когда пытался привлечь к конфиденциальному сотрудничеству гражданина России «М», который по роду своей деятельности располагал актуальной информацией об обстановке в Молдове и Приднестровье.

      Дипломат  предложил россиянину за денежное вознаграждение передавать румынской стороне аналитические  материалы о ситуации в Молдове и Приднестровье, сообщать характеризующие и компрометирующие данные в отношении высших должностных лиц и ведущих политиков непризнанной республики.

      Личные  встречи румынского разведчика с  российским гражданином проходили  с соблюдением повышенных мер конспирации. Информирование о датах и времени встреч осуществлялось по каналу электронной почты с использованием условностей. В декабре 2008 г. в связи с окончанием срока командировки Д. Пистоля покинул нашу страну. Контакт с «М» от имени румынской разведки продолжил прибывший на замену Габриел Греку, который ранее работал в посольстве Румынии в г. Ереване. Помимо открытой политической информации Г. Греку потребовал от российского гражданина передать ему документы, содержащие секретные сведения военного характера.

      После этого гражданин «М», осознавая, что румынский разведчик склоняет его к совершению государственной  измены, добровольно сообщил об этом в ФСБ России и выразил готовность оказать органам безопасности содействие в пресечении противоправной деятельности дипломата.

      Проведя анализ документов, в получении которых  была заинтересована румынская разведка, в ФСБ России пришли к выводу, что их передача иностранной спецслужбе может нанести значительный ущерб  интересам безопасности России. В этой связи было принято решение о пресечении шпионской деятельности Г. Греку, а также проведен анализ связей румынских разведчиков из числа граждан России, ряд из которых по определенным признакам мог носить агентурный характер.

      Суть  государственной измены заключается в акте предательства, т. е. оказании гражданином России помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации. Закон предусматривает ответственность за специальные формы оказания помощи, если они направлены на нанесение ущерба внешней безопасности:

  • шпионаж;
  • выдачу государственной тайны;
  • иное оказание помощи,

      Высокая общественная опасность государственной измены заключается в том, что из владения государством уходят сведения, составляющие государственную тайну, которые, попадая в руки иностранных спецслужб и будучи использованными против интересов России, могут свести на нет многолетний труд больших коллективов по созданию оригинальных технологий, новых видов вооружений, разработке планов обороны страны в особый период и т. п. Действия изменника способны нанести колоссальный экономический ущерб государству, повлечь за собой срыв перспективных научных исследований, привести к замораживанию строительства особо важных объектов, вызвать осложнения в межгосударственных отношениях – вплоть до разрыва дипломатических отношений.

      Объектом государственной измены являются общественные отношения, складывающиеся во внешнеполитической сфере по поводу обеспечения безопасности суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности Российского государства. Действия виновного создают угрозу суверенитету, территориальной неприкосновенности, конституционному строю, государственной безопасности и обороноспособности Российской Федерации. Следовательно, государственная измена может быть совершена в пользу какого-то определенного государства.

     Суверенитет предполагает по смыслу ст. ст. 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции РФ верховенство, независимость  и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении и представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус5.

     Территориальная целостность и неприкосновенность России тесно связана с государственным суверенитетом, является одновременно его отражением и условием. Она раскрывается в следующих положениях: «1) в юридической невозможности уступки Российской Федерацией, ее органами и должностными лицами части территории России иностранным государствам; 2) в запрете на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на нарушение целостности Российской Федерации; 3) в обязанности органов государственной власти по принятию необходимых мер для охраны суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обороны страны, государственной безопасности; 4) в невозможности выхода субъекта Российской Федерации из ее состава; 5) в возможности «федеральной интервенции» в случаях угрозы территориальной целостности, исходящей от субъекта Российской Федерации»6.

     Предметом государственной измены являются сведения, составляющие государственную тайну, либо иные сведения, которые могут быть использованы иностранной организацией или иностранным государством в ущерб внешней безопасности Российской Федерации7.

     В соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»8 сведения, составляющие государственную тайну РФ, - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

     Перечень  таких сведений утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 (в ред. Указа Президента РФ от 11 февраля 2006 года)9. В частности, государственную тайну составляют сведения о дислокации, организационной структуре, вооружении и состоянии боевого обеспечения войск; о достижениях науки и техники, имеющих важное оборонное или экономическое значение; о финансовой политике в отношении иностранных государств; о лицах, сотрудничающих на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную или оперативно-розыскную деятельность, и т.д.10

     К «иным сведениям», которые могут стать предметом государственной измены, относятся любые сведения, не составляющие государственной тайны, использование которых иностранной разведкой способно причинить ущерб безопасности страны. Эти сведения могут касаться различных сторон жизни государства и общества: политики, хозяйства, культуры, науки, организации транспортных перевозок, сети дорог автомобильного и железнодорожного транспорта, порядка оформления документов и т.д. Они могут носить ограниченный характер либо находиться в свободном доступе, почерпнуты из средств массовой информации или получены в частных беседах. Характер сведений и источник их получения не влияют на квалификацию содеянного.

     Как предмет государственной измены сведения могут быть объективированы в устной речи, письменных источниках, технических изделиях и т.д.

      Преступление  окончено с момента совершения любого из действий, указанных в диспозиции ст. 275 УК РФ. Состав преступления формальный, поэтому требуется установить одно из указанных в диспозиции действий.

     Объективная сторона государственной измены состоит в активных, враждебных, совместных с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями действиях гражданина РФ, направленных в ущерб суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации. Состав преступления является формальным; государственная измена окончена с момента совершения виновным действий независимо от фактического наступления последствий.

     В диспозиции ст. 275 УК РФ альтернативно указаны следующие действия, составляющие объективную сторону государственной измены: шпионаж, выдача государственной тайны, иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ11. Выполнения хотя бы одного из них достаточно для привлечения к уголовной ответственности.

      Сферы общественных отношений, в которых может совершаться государственная измена, тесно связаны между собой, и вопрос о том, какому компоненту наносится наибольший вред, подлежит выяснению в каждом конкретном случае на основе имеющихся материалов.

     Субъект преступления - физическое, вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, имеющее признак специального субъекта, является гражданином Российской Федерации. Бипатриды также несут ответственность за государственную измену по ст. 275 УК РФ, поскольку наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского гражданства (ч. 2 ст. 62 Конституции РФ). Виновные в шпионаже иностранные граждане и лица без гражданства привлекаются к ответственности по ст. 276 УК РФ, либо согласно ч. 4 ст. 34 УК РФ за соучастие (как организаторы, подстрекатели или пособники) в государственной измене. В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся соучастниками (организаторами, подстрекателями и пособниками) гражданина России, совершившего государственную измену, высказываются различные мнения. Одни ученые полагают, что такие лица могут быть соучастниками (кроме исполнителя) лица, совершающего государственную измену, другие, - не могут. Столь однозначно решить данный вопрос нельзя. Государственная измена всегда предполагает наличие той или иной связи с иностранными гражданами, так как она осуществляется путем оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в отношении России. Кроме того, иногда действия иностранцев - организаторов, подстрекателей и пособников подпадают под признаки ст. 276 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 275 УК РФ (со ссылкой на ст. 33) не влекут. В оставшихся случаях теоретически можно представить соучастие иностранца в государственной измене. Например, приехавший в Россию под видом туриста передает свои документы изменнику, чтобы обеспечить его беспрепятственный выезд из страны. Эти действия иностранца можно расценить как пособничество в государственной измене.12

      С субъективной стороны государственная измена характеризуется виной в форме умысла. Субъект преступления осознает, что совершаемые действия причиняют или способны причинить ущерб безопасности Российской Федерации, но, несмотря на это, не высказывает желание прекратить преступные действия и не прекращает их13. Виновный осознает общественно опасный характер своих действий и желает их совершения. Некоторые авторы высказывали мнение о возможности совершения измены и шпионажа с косвенным умыслом14, однако данная позиция не нашла отражения в практике и дальнейшего развития в теории.

      Подлежит  установлению направленность умысла —  нанести ущерб внешней безопасности России.  

      Мотивы  и цели государственной измены могут включать корысть, месть, трусость и малодушие, националистические побуждения, политические соображения, иную личную заинтересованность, например переезд для жительства за границу, они не имеют значения для квалификации преступления, но имеют большое значение в раскрытии механизма совершения преступления, определении степени вины и могут быть учтены при назначении наказания.

      Так например, Ф., являясь старшим научным сотрудником особо важного учреждения Минобороны России, имел доступ к секретным и совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну. Будучи осведомленным о проявляемом иностранными спецслужбами интересе к тематике решаемых его учреждением вопросов, в поисках источников получения иностранной валюты для последующего выезда на постоянное жительство за границу, Ф. сумел войти в контакт с сотрудником посольской резидентуры ЦРУ, работавшим под прикрытием дипломатической должности. Проинформировав его о своих возможностях, Ф. получил от него официальное предложение о сотрудничестве. Выразив согласие, Ф. на одной из назначенных ему конспиративных встреч передал представителю иностранной разведки собранные им секретные и особо секретные сведения об интересовавшем иностранную разведку изделии и направлениях его дальнейшей разработки. Тогда же Ф. получил присвоенный ему оперативный псевдоним, инструкции об условиях и порядке связи, а также денежное вознаграждение.

      Действия  Ф. квалифицированы по данной статье как государственная измена в  форме шпионажа путем выдачи иностранному государству сведений, составляющих государственную тайну в ущерб внешней безопасности Российской Федерации15.  

Информация о работе Государственная измена: особенности способов совершения преступлений