Техника и технология туризма проблемы и перспективы развития массового туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Проанализировать проблемы и перспективы развития массового туризма в России.
Задачи работы:
1. Дать определение массового туризма.
2. Изучить характеристику потребителя услуг в сфере массового туризма.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие массового туризма 5
1.1. Определение массового туризма 5
1.2. Характеристика потребителя услуг в сфере массового туризма 6
1.3. Состояние развития массового туризма в Российской Федерации 11
2. Перспективы развития массового туризма в России 16
Заключение 26
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

техника и технология туризма проблемы и перспективы развития массового туризма в россии.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

Все это является определяющей основой комплексного и всестороннего развития человека, способного противостоять современной бездуховности общества, постоянно растущей напряженности городской жизни, отягощенной стрессовыми ситуациями экономического характера, а также создания целостной системы взаимодействия человека и природной среды, его обитания, позволяющей гармонично решать задачи оздоровления населения и сохранения природы средствами массового туризма.

Построение технологий туристско-спортивной и оздоровительной направленности должно базироваться на принципах:

а)         соответствия социальной значимости, эффективности и массовости движения, степени государственной поддержки в этой области и создания соответствующих финансовых и правовых условий обеспечивающих его быстрое развитие;

б)         дифференцированного  подхода  к  организации  мероприятий  по развитию массового туризма, выделяя при этом, в первую очередь, массовые туристские мероприятия походного и соревновательного характера для детей и молодежи, активно использующие природную среду наиболее доступных и традиционных туристских районов страны, какими являются Карелия, Урал, Кавказ, Алтай и другие;

в)         консолидации действий органов исполнительной и законодательной власти всех уровней, в том числе органов самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан на разработку и реализацию комплексных программ, направленных на развитие СОТ;

г)         использование возможностей массового туризма для решения большого числа общественно-полезных и прикладных задач сопутствующих при реализации целей движения и находящихся в сфере интересов других министерств и ведомств (МЧС, Минобороны, Минприроды, Минздрава и др.), а также повсеместно используемых в коммерческом туризме страны (стратегия и тактика туризма, опытные гиды-проводники и инструктора, каталоги маршрутов и природных объектов, новое снаряжение и т. д.);

д)         межведомственного управления и развития массового туризма, охватывающего все возрастные и социальные группы населения страны, включая  детей,   школьников,  студентов,  сирот,  людей  с  ограниченными жизненными   возможностями   и   т.   д.,   а   также   семью   в   целом,   как альтернативы существующей на сегодня ведомственной системы управления, в которой не находится, например, место семейному туризму, как одной из естественных и эффективных технологий и основы здорового общества;

е)         реализация всех спортивно-оздоровительных технологий должна основываться на хорошо продуманной и взвешенной системе обеспечения безопасности при проведении путешествий, походов, подготовке кадров и иных мероприятий туристического характера;

ж)         учитывая специфику и многообразие решаемых целей, при развитии массового   туризма,   эффективность   реализации   концепции   будут   в значительной степени зависеть от оптимального сочетания государственных, общественных и частных начал и интересов, реализованных, возможно, в виде формы смешанного соучредительства при создании материальной базы, системы подготовки кадров, реализации информационных систем, систем поиска и спасения туристов и других.

Концепция развития туризма, представленная Минэкономразвития, предусматривает создание организационно-правовых и экономических условий для стимулирования туризма, формирование современной маркетинговой системы продвижения туристского продукта, повышения качества обслуживания, укрепление и дальнейшее развитие межотраслевой и межрегиональной координации.

На данный момент приняты предложения Государственной Думы, внесенные вице-спикером, о развитии детско-юношеского, спортивно-оздоровительного туризма. Кроме того, Премьером даны конкретные поручения ряду министерств и ведомств по наиболее узким проблемам внутреннего и въездного туризма: визовый и таможенный режимы, совершенствование нормативно-правовой базы туризма, установление категорийности гостиниц.

Для страны, стремящейся максимально полно использовать существующий туристский потенциал, необходимо определить приоритеты и очередность развития уже существующих туристических регионов с целью повышения экономической эффективности предполагаемых мер. По уровню состояния материальной базы туризма территория России может быть распределена следующим образом:

1.            регионы с высоким уровнем развития материальной базы: Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Кавказские Минеральные воды, Краснодарский край, Калининградская область;

2.            регионы среднего уровня: Северо-Западный (Карелия, Псковская, Новгородская области), Среднерусский (Золотое кольцо, Поволжье);

3.            низкий уровень: Северный, Дальневосточный регионы (Камчатка, Курилы, Приморье), Западно-Сибирский регион, Сибирский регион (Байкал)[6].

В связи с этим первоочередные мероприятия по развитию инфраструктуры массового туризма должны быть сосредоточены в регионах, требующих относительно низких капиталовложений, где развитие туризма позволяет рассчитывать на скорую отдачу.

Районы озера Байкал, Новосибирская область, Камчатская область, Курильские острова являются наиболее перспективными для развития экологического, спортивного и рыболовного туризма.

Следует отметить, что уникальные природные ресурсы и духовно-культурное наследие, которыми обладает наша страна не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для успешного развития туризма в стране, так как представляют собой лишь один элемент туристского предложения.

Согласно оценкам Всемирной Туристической Организации в настоящее время наиболее перспективными сегментами рынка, растущими опережающими темпами, являются:

а)         экологический туризм, в связи с чем ООН официально объявила 2002 г. годом экотуризма;

б)         культурно-познавательный туризм, охватывающий 10 % мирового потока туристов, жизненный уровень которых выше среднего и которые постоянно ищут новые направления для путешествий;

в)         тематический, или специализированный, туризм, подразумевающий такие виды как научный, учебный, спортивный, событийный, лечебно-оздоровительный туризм и обеспечивающий концентрированные продажи всего комплекса туристский и смежных продуктов и услуг;

г)         круизы, в которых в 2001 году участвовало 9 млн. туристов[7].

Наша страна, благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также все возрастающему интересу зарубежных туристов как к новому неохваченному направлению, имеет все основания для развития всех перечисленных видов туризма.

Для успешного развития туризма необходимо значительно обновить законодательную базу. Требуют законодательного решения такие проблемы как государственная поддержка внутреннего, въездного, социального туризма, создание образа России как страны благоприятной для развития туризма, определение компетенции субъектов Российской Федерации в сфере туризма, учета специфики местных, человеческих, природных и других ресурсов, координационного взаимодействия регионов как с федеральными органами, так и между собой, обеспечения прав и безопасности туристов и т.д. На этом поприще необходима инициатива Государственной Думы, ее Комитета по культуре и туризму, Минэкономразвития, а также представительных органов субъектов Федерации[8].

Одним из серьезных препятствий для развития внутреннего туризма является слабое освещение в средствах массовой информации возможности путешествовать как на региональном, так и на федеральном уровнях. Кроме того, случается, что на экранах телевизоров или на страницах газет случайно или намеренно создается негативный образ ряда регионов Российской Федерации в глазах ее жителей. А ведь это противоречит основополагающим положениям Глобального этического кодекса туризма, который отводит СМИ немалое значение в развитии туризма. «Средства массовой информации, включая современные средства электронной связи, должны обеспечивать правдивую и сбалансированную информацию о событиях и ситуациях, которые могут повлиять на посещаемость туристами данных территорий» – говорится в шестой статье этого документа.

Естественно, в силу своего географического положения Россия не может стать страной массового летнего пляжного отдыха. Тем не менее, культурно-исторический потенциал нашей страны поистине огромен, поэтому количество туристов, прибывающих в Россию, непременно значительно увеличится при условии развития всей туристской инфраструктуры и правильно поставленной рекламы, включая возможности Интернета.

Таким образом, определяющими условиями развития внутреннего и въездного туризма является:

а)         формирование качественного туристского продукта;

б)         наличие отлаженной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на российском рынке;

в)         создание имиджа России как страны благоприятной для туризма;

г)         продуманная рекламно-информационная политика не только в России, так за рубежом;

д)         современный уровень сервиса, следовательно, профессионально подготовленный обслуживающий персонал;

е)         а также привлечение инвестиций в развитие туристской инфраструктуры. В первую очередь отечественные и иностранные инвестиции необходимы для формирования сети гостиниц, в том числе малых, мотелей, расположенных на дорогах федерального значения, обеспечивающих комфортное проживание при доступных ценах[9].

В этом случае при наличии уникальных природных ресурсов, при огромном количестве памятников истории и культуры, которыми наша страна обладает, можно говорить о пополнении бюджетов различных уровней от туристского бизнеса.

К великому сожалению, реклама российских возможностей в сфере туризма, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Хотя, по исследованиям той же Всемирной Туристской Организации, каждый доллар, вложенный в рекламу туризма, приносит рекламодателю более 500 долларов прибыли. Рекламная политика России может быть ориентирована на следующие направления:

1.            участие в международных туристских выставках и ярмарках (Лондон, Мадрид, Милан, Токио и др.);

2.            создание расширенного Интернет-сайта со страницами регионов;

3.            разработку и продвижение рекламно-информационных теле- и радиопрограмм в стране, в субъектах Федерации и за рубежом;

4.            использование для этих целей периодической печати: республиканской, областной или краевой, муниципальной;

5.            возобновление рекламы туристических возможностей страны путем издания буклетов, плакатов, календарей, туристских карт и маршрутов на основных мировых языках;

6.            проведение ознакомительных поездок по туристическим центрам России для иностранных журналистов и работников туристической сферы;

7.            организацию информационных центров для отечественных и иностранных туристов в местах наибольших туристских потоков[10].

Кроме того, необходимо привлекать к рекламной компании многие регионы страны, чтобы они могли привлечь туристов не только своими достопримечательностями, но и качественным обслуживанием, комфортабельным и недорогим проживанием.

Низкий уровень нашего сервиса является еще одним из основных сдерживающих факторов для развития въездного туризма. Поэтому следует приложить немалые усилия для улучшения обслуживания в сфере туризма, а также создания национальной системы профессиональной подготовки туристических кадров. В целом же в настоящий момент в России складывается благоприятная политическая и экономическая ситуация для развития как внутреннего, так и въездного туризма. После определенного спада, вновь возрос интерес к нашей стране, ее достопримечательностям не только среди политиков и бизнесменов, но и рядовых граждан. Ярким показателем этого явились результаты итоговой пресс-конференции российской делегации на последней Международной туристической бирже в Лондоне.

В заключение, с оптимизмом хочу подчеркнуть, что российский туризм жив, развивается и будет развиваться на благо российских и иностранных граждан, а также приносить немалые доходы в казну государства.

 

 


Заключение

Туризм относится к тому виду деятельности человечества, чья история начинается задолго до возникновения цивилизованного общества. В каждой исторической эпохе есть такие элементы деятельности людей, которые, так или иначе, попадают под категорию туризма.

Как уже упоминалось, индустрия туризма занимает важное место в экономике большинства стран. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономи­ки, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным ка­тализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на раз­витие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые. Значение туризма как источника валютных поступлений, расширения международных контактов, обеспечения занятости населения постоянно растет.

В экономике современной России туризм также занимает важное место Одной из приоритетных задач Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации» является становление в России современного высококвалифицированного и конкурентоспособного туристского комплекса. Туризм - один из немногих динамично развивающихся видов отечествен­ного бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом фак­торов. Во-первых, для того чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим коли­чеством персонала) фирмы. При этом туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.

Информация о работе Техника и технология туризма проблемы и перспективы развития массового туризма в России