Специфика сервисной деятельности на примере Шадринского «Краеведческого музея имени Бирюкова»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 09:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить специфику оказания услуг сервисной деятельности в Шадринском «Краеведческом музеи имени Бирюкова».
Для того чтобы добиться данной цели нужно решить следующие задачи:
выявить услуги и направления, оказываемые в «Краеведческом музее имени Бирюкова»;
определить востребованность «Краеведческий музей имени Бирюкова»;
сформировать позитивное отношение общества к музею, повысить его привлекательность и востребованность.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Специфика оказания услуг в музейной деятельности ………….…….4
§ 1.1 История возникновения музеев…………………………………………….4
§1.2 История становления Краеведческий музей имени Бирюкова…………12
Глава 2. Специфика сервисной деятельности на примере Шадринского краеведческого музея им. Бирюкова…………………………………………...17
§ 2.1 Анализ оказания услуг в образовательной деятельности на примере Шадринского краеведческого музея им. Бирюкова…………………………...17
§2.2 Анализ востребованности познавательных услуг на примере Шадринского краеведческого музея имени Бирюкова. ……..………………..24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы ……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая готовая 3 курс.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

     Сегодня музей в полной мере может участвовать  в рекламной деятельности. Продолжается использование  возможностей СМИ во время открытия выставок (информационные программы новостей). Афиши  и листовки музея стали более красочными, не только в помещениях музея, но и на открытых площадках. Организация услуг осуществляется через непосредственное обращение к руководителям учебных заведений (школ, училищ, лицеев, ВУЗов) при составлении договоров о совместной деятельности  с определением условий возмещения услуг. Продолжается активно использоваться такая форма деятельности как выступления на совещаниях, конференциях и т.п. Форма, которую можно отнести к данному разделу - напоминание, которое дублируется через телефонные звонки, частные встречи с учителями, руководством школы, родителями, классными руководителями. Огромные возможности для информирования  аудитории дает Интернет. Шадринский краеведческий музей им. Бирюкова имеет свой индивидуальный  сайт, на котором знакомит своих компьютерных пользователей с перспективными направлениями деятельности, анонсирует выставки, мероприятия, услуги. [2]

     Оказание  услуги предусматривает:

  1. организацию публичных экспозиций музейных предметов и музейных коллекций;
  2. предоставление доступа к объектам историко-культурного наследия, памятникам культуры и истории, иным музейным предметам и коллекциям, представленным в фондах музеев;
  3. организацию экскурсионного сопровождения посетителей музея;
  4. обеспечение условий пребывания посетителей во время посещения музеев (содержание помещений, обеспечение пожарной безопасности и охраны общественного порядка);
  5. комплектование музейного фонда и обеспечение сохранности предметов, являющихся объектами историко-культурного наследия, памятниками культуры и истории.

     Любой музей предоставляет различные  услуги, Шадринский краеведческий музей предлагает:

1.  Бесплатные  консультации, исторические справки.

2.  Экскурсии,  лекции, занятия с элементами  музейной педагогики.

3.  Викторины,  конкурсы, праздники.

4.  Печатную и сувенирную продукцию.

     К вашим услугам:

1.  Научная  библиотека.

2.  Выставочный  зал.

3.  7 постоянных  экспозиций:

    • История города Шадринска.
    • Природа Зауралья.
    • Творчество Ф.А. Бронникова.
    • Творчество И.Д. Шадра.
    • В.П. Бирюков—основатель Научного Хранилища.
    • Каслинское и кусинское литье.
    • Шадринские храмы. [19]

     Для ухаживания за экспонатами, содержания чистоты в помещения в музее существует прейскурант на услуги:

    Наименование  услуги Цена  услуги (руб.)
    Входной билет (взрослый) 20-00
    Входной билет (детский) 10-00
    Тематическая  экскурсия  10-00
    Пешеходная  экскурсия  20-00
    Экскурсия по передвижной выставке Автобусная экскурсия по городу (1 академический час) для группы экскурсантов до 10 чел. 500-00
    Автобусная  экскурсия по городу (1 академический  час) для группы экскурсантов более 10 чел. 40-00 (с 1 человека)
    Автобусная  экскурсия по городу (2 академических  часа) для группы экскурсантов до 10 чел. 1000-00
    Автобусная  экскурсия по городу (2 академических  часа) для группы экскурсантов более 10 чел. 80-00 (с 1 человека)
    Индивидуальная  экскурсия по музею (для 1-10 человек) 300-00
    Использование предметов основного и научно-вспомогательного фондов – 1 ед. хранения (экспонат) сканирование, фотографирование, 1 дело документального фонда, 1 экземпляр редких изданий 40-00
    Подбор  материалов по теме исследования (1 – 3 раб. дня) 80-00 
    90-00 
    100-00
    Копирование тематических разработок сотрудников музея (1 страница) 15-00
    Фотографирование  и видеосъёмка в экспозиции музея (1 фотокамера или мобильный телефон) 40-00
    Видеосъёмка любительская (1 видеокамера) 100-00
 

     Музеями ведется работа по обеспечению условий  сохранности музейных коллекций, принимаются меры по формированию электронного каталога музейных предметов и музейных коллекций с их изображениями.  В этих целях необходимо укрепление материально-технической базы музеев - приобретение приборов контроля температурно-климатического режима,  монтаж систем противопожарного оповещения и тушения, наличие компьютерной и другой сопутствующей цифровой техники, внутренних локальных сетей,  программного обеспечения и т.д., что, несомненно, приведет к увеличению роста посещаемости музеев, в т.ч. и через Интернет, расширению доступа к музейным фондам. [22]

     Традиционно в услуги музея включаются следующие  формы музейной деятельности: лекции, экскурсии, клубы по интересам, музейные праздники. Активизация этого направления  деятельности в Шадринском краеведческом музее имени Бирюкова произошла в последние  годы, причем за счет достаточно новой для нашего музея формы деятельности - музейные праздники. Используется и такая форма работы  как выездные музейные праздники, то есть не на музейных площадках, которые заменяют привычную лекционную форму работы. Тем не менее, основой деятельности остается - экспозиционная работа: тематическое и обзорные экскурсии по выставкам и уже открытым залам постоянно-действующей экспозиции. Вариативность экскурсий значительная - более 20 тем и подтем. [21]

     Долгие  годы музей вел краеведческие  лектории для различных возрастных групп. Музейные аудитории становятся площадками для проведения методических семинаров, школьных конференций и  др. Что касается лекционной деятельности музея (выездные лекции), то эта работа пошла на спад уже в 1990-е годы. Были востребованы только лектории краеведческой тематики для младших школьников и учеников среднего звена. На сегодняшний день эта деятельность не набрала своих темпов. Этот процесс требует дополнительного анализа: анкетирования учителей и школьников, анализ предыдущей тематики, ценовые параметры и другие факторы. [16]

     Услуги  музеев, как считают специалисты, обладают важным качественным своеобразием. В отличие, например, от услуг бытовых, увеличивающих размеры свободного времени населения, услуги культуры способствуют поглощению этого свободного времени, наполнению его значительным духовно-эстетическим содержанием. Поэтому перевод бесплатных услуг в платные (или частично оплачиваемые) является оправданным только при условии резкого роста их качества. Платные услуги позволяют более гибко учесть такие определяющие тенденции культурного развития последнего времени, как индивидуализация и дифференциация культурных потребностей населения. [1]

     В специальной литературе дискутируются  вопросы об оптимальном соотношении  платных и бесплатных услуг, о  социальной целесообразности платного обслуживания. [21]

    В пользу платности говорят два основных фактора:

  • платность услуг служит фактором, дающим право потребителю требовать от «изготовителя» повышенного качества обслуживания и более гибкого удовлетворения широкого спектра индивидуальных запросов населения;
  • платность услуг является важным источником получения дополнительных средств для развития музейных учреждений. 

     Вместе  с тем есть у системы платного обслуживания и свои «минусы»:

  1. платность не всегда дает возможность сохранить доступность музейных услуг для наименее защищенных слоев населения;
  2. при переходе к платным услугам в расчет принимается лишь платежеспособный спрос, а спрос, не обеспеченный средствами населения, в расчет не берется;
  3. платные формы музейной деятельности в меньшей степени, чем бесплатные, способны формировать вкусы, запросы и потребности населения, поскольку в основном подстраиваются под уже существующий спрос, следуют за ним, а значит, слабо способствуют формированию новых, социально-полезных видов деятельности населения. [17]

     Однако  даже с учетом этих недостатков платные  услуги в условиях рыночных отношений  являются для музейных учреждений одним из главных способов выживания и, следовательно, они необходимы. Задача же состоит в том, чтобы найти наиболее оптимальное соотношение услуг платных и бесплатных, обеспечивающих гарантированный минимум культурного обслуживания для льготных категорий населения. Платные услуги также должны иметь внутреннюю «вилку» цен, оставляя за потребителем право выбрать дешевую или дорогую услугу. Должен быть найден такой механизм, при котором все указанные условия будут учтены, а повышение цен на музейные услуги будет лишь следствием повышения их качества. [29]

     Таким образом, услуги музеев обладают важным качественным своеобразием. Услуги культуры способствуют поглощению свободного времени, наполнению его значительным духовно-эстетическим содержанием.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Анализ востребованности образовательных услуг на примере Шадринского краеведческого музея имени Бирюкова.

     Формирование  потребности общества в музейном продукте - задача, решение которой  напрямую связано с успешностью  работы и развития музея, с эффективностью реализации его социальной идеи. Проблема заинтересованности общества в музее как духовно-просветительном и рекреационном учреждении требует решений в нескольких направлениях:

       Музей должен отвечать актуальным  потребностям и запросам аудитории, ее ожиданиям и специфике восприятия. Речь идет, в первую очередь, о формировании комплексного предложения. В наши дни институт музея перестает восприниматься обществом исключительно как «храм» или место, где хранятся и транслируются ценности. Посетитель ожидает  совокупность услуг. Как отмечает В. Дукельский (заведующий лабораторией музейного проектирования Российского института культурологии), от музея ожидаются не собственно музейные услуги - показ древностей или высокого искусства, а некого комплексного предложения, включающего и новые знания, и отдых, и впечатления, и даже возможность шопинга. [8]

     С развитием музея развивается культурная духовность. Культура как таковая: духовность, эстетика, самосовершенствование, образование - интересуют весьма небольшой процент населения. Поэтому наиболее эффективный путь - создавать комплексный продукт: культура + индустрия развлечений + здоровье + спорт + образование.... Этот принцип положен в основу одного из крупнейших и успешных проектов в сфере культуры последнего времени - Музейный квартал в Вене. Вена - один из самых музейных городов мира. Тем не менее, в 2001 году здесь открывается огромный комплекс, куда переезжает шесть музеев: "Музей современного искусства", "Музей Леопольда", "Музей табака", выставочный центр "Кунстхалле", "Детский музей". Но самая значимая часть Музейного квартала - это Квартал 21 - своеобразная фабрика искусств, где на одной площади собраны многочисленные творческие агентства, студии видео-арта и электронной музыки, художественные и театральные мастерские, книжные и медиа магазины, выставочные залы. Предназначение Квартала 21 - производство и предложение современного культурного продукта.  Таким образом, сегодня важнейшим принципом формирования пакета предложений музея становится дополнительность, комплексность услуг. [12]

     Услуги, которые предоставляет музей  не всегда являются востребованными  потому что:

Информация о работе Специфика сервисной деятельности на примере Шадринского «Краеведческого музея имени Бирюкова»