Специфика сервисной деятельности на примере Шадринского «Краеведческого музея имени Бирюкова»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 09:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить специфику оказания услуг сервисной деятельности в Шадринском «Краеведческом музеи имени Бирюкова».
Для того чтобы добиться данной цели нужно решить следующие задачи:
выявить услуги и направления, оказываемые в «Краеведческом музее имени Бирюкова»;
определить востребованность «Краеведческий музей имени Бирюкова»;
сформировать позитивное отношение общества к музею, повысить его привлекательность и востребованность.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Специфика оказания услуг в музейной деятельности ………….…….4
§ 1.1 История возникновения музеев…………………………………………….4
§1.2 История становления Краеведческий музей имени Бирюкова…………12
Глава 2. Специфика сервисной деятельности на примере Шадринского краеведческого музея им. Бирюкова…………………………………………...17
§ 2.1 Анализ оказания услуг в образовательной деятельности на примере Шадринского краеведческого музея им. Бирюкова…………………………...17
§2.2 Анализ востребованности познавательных услуг на примере Шадринского краеведческого музея имени Бирюкова. ……..………………..24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы ……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая готовая 3 курс.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО  Шадринский Государственный Педагогический Институт

Факультет социального образования 

Кафедра социальной педагогики и социальной работы 
 
 
 

Курсовая  работа по сервисной деятельности

На тему:

«Специфика сервисной деятельности на примере Шадринского «Краеведческого музея имени Бирюкова»» 
 
 
 

Выполнила:

Шкитина О.В. 331 гр.

Проверила:

Чуйкова И.В. 

Шадринск, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Специфика оказания услуг в музейной деятельности ………….…….4

§ 1.1 История возникновения музеев…………………………………………….4

§1.2 История становления Краеведческий музей имени Бирюкова…………12

Глава 2. Специфика сервисной деятельности на примере Шадринского краеведческого музея им. Бирюкова…………………………………………...17

§ 2.1 Анализ оказания услуг в образовательной деятельности на примере Шадринского краеведческого музея им. Бирюкова…………………………...17

§2.2 Анализ востребованности познавательных услуг на примере Шадринского краеведческого музея имени Бирюкова. ……..………………..24

Заключение……………………………………………………………………….28

Список литературы ……………………………………………………………...30

Приложение ……………………………………………………………………...33 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     В настоящее время в нашей стране вопросы сервисного обслуживания звучать  с каждым днем все актуальнее и  актуальнее. Сервисная деятельность - это форма удовлетворения человеческих потребностей.

     Учреждение  сферы культуры (краеведческий музей  имени Бирюкова), как и любой  другой музей в современном обществе, вынужден адаптироваться под изменяющуюся общественную ситуацию, по-новому удовлетворять  растущие запросы посетителей, все чаще предпочитающих музею иные виды досуга. Растущая проблема не востребованности музея местным сообществом составила основу данной работы.

     Актуальность данной темы обоснована тем, что современное общество не заинтересованно в изучении своего края. К большому сожалению все меньше и меньше нашей молодежи посещает музеи. Очень жаль, что новое поколение не интересуется своим прошлым и не стремится познать для себя что то новое и полезное, а ведь музеи занимают определенное место среди социокультурных институтов сегодняшнего общества, которое живет в условиях эволюционной динамики знаний как основного фактора развития современной цивилизации.

     Цель  исследования: определить специфику оказания услуг сервисной деятельности в Шадринском «Краеведческом музеи имени Бирюкова».

       Для того чтобы добиться данной  цели нужно решить следующие  задачи:

  • выявить услуги и направления, оказываемые в «Краеведческом музее имени Бирюкова»;
  • определить востребованность «Краеведческий музей имени Бирюкова»;
  • сформировать позитивное отношение общества к музею, повысить его привлекательность и востребованность.

       Объектом исследования является «Краеведческий музей имени Бирюкова», предметом -  специфика оказания услуг сервисной деятельности на примере Шадринского «Краеведческого музея имени Бирюкова».

     Работа  имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение, библиографический список и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Специфика оказания услуг в музейной деятельности

     § 1.1 История возникновения музеев

     Сервисная деятельность есть форма удовлетворения человеческих потребностей. При этом характер удовлетворения потребностей, модель потребления (совокупность повторяющихся способов и форм удовлетворения потребностей различных социальных групп) определяются структурными факторами исторически конкретного общества (организационные формы предприятий, отношения собственности, тип распределения и обмена, механизм выявления и реализации потребностей социальных слоев и групп, уровень развития технологий и т.д.). [16]

     Сервисная деятельность есть часть экономической  деятельности общества. Тем самым определяются отношения людей в процессе обмена услугами на основе соотношения спроса и предложения, необходимость продвижения услуг, а также поведение потребителей в процессе выбора, приобретения, потребления услуг в зависимости от материальных ресурсов, имеющихся в распоряжении человека, конкретной сервисной организации, общества в целом.

     Рассматривая  сервисную деятельность как специфический труд, нужно учитывать сложность труда, требующую специальной подготовки, наличия у субъекта сервисной деятельности - конструктора, производителя, исполнителя услуги определенных качеств, знаний, умений, навыков и использования специальных средств, создания условий, образующих среду протекания сервисной деятельности.

     Подходя к сервисной деятельности как  области культуры, нужно иметь  в виду ценностные ориентиры и  творческий, нестандартный характер этой деятельности, понятия, установки, условия и особенности, которые вместе составляют культуру сервиса. [11]

     При рассмотрении сервисной деятельности как среды межличностного общения она предстает как процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемых потребностями в совместной деятельности на основе моральных норм, принятых в обществе.

     Вещи, которые окружают нас в повседневной жизни, стали настолько привычными, что мы даже не задумываемся, когда  и как они появились, кто их придумал и как они устроены. Истинное предназначение музеев - дать будущим поколениям представление о том, какими были их предки на этой земле, какие события происходили много веков назад. Недаром музей (от греч. museion - "храм муз") называют хранилищем человеческой культуры, мудрости и знаний. [1]

     История возникновения музеев уходит в глубокую древность. Предшественники музеев появились, когда общество достигло того этапа развития, на котором предметы хранятся не только из хозяйственных соображений, а как документальные свидетельства, как ценности не материальные, а эстетические.

     Предшественниками современных музеев стали хранилища  реликвий в храмах. Они появились  в античной Греции. В них хранились  произведения искусства и культовые  предметы. Это были места для созерцания, познания окружающего мира, раздумий и философских размышлений. Здесь собирались древние философы, поэты, музыканты и артисты, которые состязались в своем мастерстве. [12]

     Музеи существовали не только в храмах и  святилищах, но и в домах именитых аристократов, где веками, из рода в  род накапливались предметы искусства, дорогие предметы домашнего обихода и дары, приносимые подданными в подтверждение их верности. В Акрополе в Афинах, в Дельфийском храме, в Олимпии, в Киренах количество статуй, ваз, тканей, ювелирных изделий выросло настолько, что они уже не помещались в храмах и для их хранения строились дополнительные помещения, которые впоследствии и стали называться музеями. [9]

     В XV веке музеи возникали в связи  с великими географическими открытиями, с развитием науки и производства, с необходимостью сохранять исторические и культурные ценности. Музейными экспонатами становились образцы животного и растительного мира, минералы, геодезические и астрономические инструменты.

     Первое  упоминание об Оружейной палате Московского  Кремля относится к XVI веку. Большую роль в создании художественных музеев сыграла Екатерина II. Она приобретала в Западной Европе собрания классической живописи и учредила Эрмитаж, ставший общедоступным музеем.

     В первой четверти XVIII века Россия победоносно  участвовала в Северной войне  в Европе. Трофеи войны составили базу многих частных и государственных музеев.

     Сколько вещей, некогда широко бытовавших, вышли  из нашего обихода и превратились в редкость, раритет. Именно раритетные вещи собираются, хранятся и демонстрируются  в самых разнообразных музеях, расположенных в столичных, областных и районных городах, поселках, порою даже в небольших деревеньках. [10]

     Музеи бывают исторические, художественные, сельскохозяйственные, естественнонаучные, искусствоведческие, технические, литературные, мемориальные, комплексные, краеведческие и др. [25]

     В дореволюционной России понятия  особо ценных музейных объектов (ОЦМО) не существовало.  В процессе осознания  культурной ценности предметов, принадлежности их к культурному наследию можно  выделить несколько исторических этапов. Первый из них связан с выделением особой ценности произведений искусства и исторических реликвий по религиозно-мистическим основаниям и помещением их в церкви, соборы, монастыри и их ризницы. Другими основаниями выделения предметов служили их материальная ценность, принадлежность к княжескому, затем царскому обиходу. Княжеские сокровищницы существовали в Киеве, Суздале, Владимире, Новгороде, Твери, Пскове.  В XIV-XV вв. главной сокровищницей становится Московский Кремль. Основу ее составили символы власти:  шапка Мономаха, держава, скипетр, дорогое оружие, подарки и пр. Собранные вещи должны были ошеломлять подданных и заграничных послов. Осмотр этих вещей вошел в ритуал московского двора. Для сокровищницы были построены специальные помещения, предусматривалась эвакуация наиболее ценных предметов. Так, в 1572 г., во время татарского набега, вещи были вывезены в Новгород на 450 санях. В 1605-1612 гг. Московский Кремль и его сокровищница были разграблены поляками, но позднее восстановлены Романовыми.

     На  следующем этапе возникают музейные учреждения. Первые музеи в России появились по инициативе Петра I и Екатерины II. И в дальнейшем государство, императорский дом, правительство создавали или материально поддерживали начинания, наиболее ценные с точки зрения науки, искусства, престижа. Развитие точных наук, природоведения приводит к возникновению научных коллекций и музеев. Критерий научной значимости прочно закрепляется в оценке ценности предметов и объектов. Возникают значительные коллекции произведений искусства и первые художественные музеи (Эрмитаж), однако складывающиеся музеи имели в своей основе коллекции замкнутого характера, предназначенные для узкого круга людей.

     Новый этап музейного строительства, отражающий перемены в общественном сознании по отношению к культурному наследию, начался в России (как и в Европе) в XIX в. под влиянием Великой Французской революции и просветительства, провозгласивших общественную принадлежность музеев. Возникает новый тип музейного собрания, ценность которого определяется не столько научно-художественным значением, сколько моральным и символическим, как выражение общности и могущества человеческой культуры. Создаются публичные музеи, владельцы частных собраний передают их в народное пользование. [15]

     В России это проявилось особенно ярко в пореформенное время, характеризующееся развитием экономики, углублением процесса национального самосознания, демократизацией общества и деятельностью общественности с ее идеалами просветительства. Выросло количество музеев, их профильное разнообразие, что отражало распространение понятия культурного наследия на все более широкий круг объектов, включающий произведения современного искусства, ценности мемориального характера (музеи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова) и др. Особую роль в этих процессах играли уже существующие музеи, развернувшие активную просветительную работу;  музейные и общественные деятели, коллекционеры, постоянно расширявшие понятие ценности объектов культуры и способствовавшие складыванию в обществе более широкого и глубокого понимания культурного наследия. Деятельность П.М.Третьякова, Щукиных, Морозовых, Н.М.Мартьянова, В.И.Гошкевича и многих других основателей новых российских музеев позволяет говорить о широком размахе и действенности их усилий. [5]

     Осознание того, что памятники искусства и старины, хранящиеся в музеях и составляющие достояние всего народа, требуют государственной заботы и охраны, произошло в России примерно в начале XX в. Это положение относилось ко всем музеям, независимо от ведомственного подчинения, в особенности к богатейшим музеям дворцового ведомства, чьи сокровища изначально являлись собственностью царской фамилии. Но и по отношению к другим музеям государство проводило политику протекционизма, выделяло им материальные средства, пополняло их бюджет, хотя и в недостаточном объеме. Утвердившиеся к этому времени критерии оценки музейных коллекций (научная значимость, ценность предметов с точки зрения искусства, старины, мемориальной принадлежности, возможности использовать в просветительных целях, идеологическое воздействие на посетителя и пр.) определялись путем экспертных оценок специалистов, работавших в музейном деле. [22]

Информация о работе Специфика сервисной деятельности на примере Шадринского «Краеведческого музея имени Бирюкова»