Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:03, реферат
Система управления персоналом любой организации, в том числе туристской, состоит из взаимосвязанных подсистем: кадровой политики; принципов, механизмов и методов управления персоналом; системы найма и высвобождения персонала; системы отбора персонала; системы развития персонала; системы стимулирования.
Система управления персоналом организации
Система управления персоналом любой организации, в том числе туристской, состоит из взаимосвязанных подсистем: кадровой политики; принципов, механизмов и методов управления персоналом; системы найма и высвобождения персонала; системы отбора персонала; системы развития персонала; системы стимулирования.
Кадровая политика -- система теоретических взглядов, идей, требований, принципов, определяющих основные направления работы с персоналом, ее формы и методы, а также содержание и направления развития других систем. Она разрабатывается собственниками организации, руководством высшего уровня, кадровыми службами. Кадровая политика основывается на кадровой концепции организации, являющейся элементом общей концепции ее развития, наряду с производственной, финансово-экономической, научно-технической, маркетинговой политикой. Главными направлениями кадровой политики могут быть:
- определение основных
требований к персоналу в
- формирование новых кадровых
структур и разработка
- формулирование концепции
оплаты труда, материального и
морального стимулирования
- выбор путей привлечения,
использования, сохранения и
- развитие социальных отношений
- определение путей развития
кадров, обучения, переобучения, повышения
их квалификации или массовой
переподготовки в связи с
- улучшение морально-
Механизм реализации кадровой политики представляет собой систему планов, норм и нормативов, организационных, административных, социальных, экономических и иных мероприятий, нацеленных на решение кадровых проблем и удовлетворение потребностей организации в персонале.
Основными разновидностями кадровой политики считаются: политика подбора кадров, политика обучения, политика оплаты труда, политика формирования кадровых процедур, политика социальных отношений.
Принципы управления -- основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей и менеджеров высшего звена по осуществлению управленческих функций. В современном менеджменте различают две группы принципов построения системы управления персоналом: о принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом; о принципы, определяющие направление развития системы управления персоналом.
Наука и практика менеджмента
разработали инструментарий (методы)
изучения состояния действующей
системы управления персоналом организации,
обоснования и реализации новой
системы. Системный анализ предусматривает
системный подход к решению проблем
управления персоналом, позволяя выявить
как недостатки, так и перспективы
развития организации. Системный анализ
предоставляет возможность
Метод декомпозиции предусматривает расчленение сложных явлений на более простые. Например, систему управления персоналом можно расчленить на подсистемы (найма, подбора, адаптации, развития, обучения, высвобождения), подсистемы -- на функции (например, подсистему найма -- на функции планирования численности персонала, организации поиска персонала, проведения собеседований, анализа полученной информации о кандидатах, организации процесса приема на работу), функции -- на процедуры, процедуры -- на операции (например, процедура проведения собеседования включает операции: составления списков кандидатов, их оповещения о собеседовании, определения состава комиссии для собеседования, составления программы собеседования, проведения собеседования, обработки результатов собеседования, подведения итогов) и т.д. После расчленения необходимо воссоздать систему управления персоналом как единое целое, т.е. синтезировать.
Метод последовательной подстановки заключается в изучении влияния на формирование системы управления персоналом каждого фактора в отдельности, под действием которых сложилось ее состояние, исключая действия других факторов. Отбираются и ранжируются наиболее существенные факторы. В туристской сфере основными детерминантами изменений являются факторы внешней среды.
Метод сравнений позволяет сопоставить существующую систему управления персоналом с подобной в передовой организации, с нормативным состоянием организации или с ее состоянием в прошедшем периоде. Сравнение дает положительный результат при условии сопоставимости исследуемых систем, их однородности. В российской туристской индустрии объектом сравнения зачастую выступают туристские компании международного уровня. Однако это не верно, так как они функционируют в условиях, отличных от российских. Управленческие механизмы, используемые ими для развития, не всегда приемлемы для отечественных организаций.
Динамический метод
Метод структуризации предусматривает количественное и качественное обоснование целей организации в целом и системы управления персоналом с точки зрения соответствия задачам организации и сводится к проведению анализа целей, развертывания их в иерархическую систему, установления ответственности подразделений за конечные результаты работы, определения их места в системе производства и управления, устранения дублирования в их работе.
Экспертно-аналитический
метод основывается на привлечении
высококвалифицированных
Нормативный метод предусматривает
применение системы норм, определяющих
состав и содержание функций по управлению
персоналом, численность работников,
выполняющих конкретные функции, тип
организационной структуры, критерии
построения структуры аппарата управления
организацией в целом и системы
управления персоналом (норма управляемости,
степень централизации функций,
число ступеней управления, число
звеньев, численность подразделения,
порядок подчиненности и
Параметрический метод состоит в установлении функциональных зависимостей между параметрами элементов производственной системы и системы управления персоналом для выявления степени их соответствия. Например, внедрение новой информационной системы сбора информации от клиента повышает эффективность персонала отдела продаж, так как время, которое они затрачивали на реализацию этой функции, перераспределяется на другие виды работ, что позволяет выполнять их более качественно.
Метод функционально-стоимостного
анализа позволяет выбрать
Метод творческих совещаний предполагает коллективное обсуждение направлений развития системы управления персоналом группой специалистов и руководителей. Эффективность метода обусловлена тем, что идея, высказанная одним участником совещания, вызывает у других новые идеи, а те в свою очередь порождают следующие идеи, в результате чего возникает поток замыслов. Задача творческого совещания -- выявить как можно больше вариантов путей совершенствования системы управления персоналом.
Метод коллективного блокнота
("банка" идей) позволяет сочетать
независимое выдвижение идей каждым
экспертом с последующей их коллективной
оценкой на совещании по поиску путей
совершенствования системы
Метод 6--5--3 предназначен для систематизации процесса нахождения идей по развитию системы управления персоналом. В этом методе каждый из шести членов экспертной группы излагает на бумаге по три идеи и передает их остальным членам группы, те в свою очередь на основе уже предложенных вариантов пишут еще по три и т.д. По окончании этой процедуры на каждом из 6 листов будет записано по 18 вариантов решений, т.е. всего 108. Процедура найма работника в системе управления персоналом должна обеспечивать уменьшение текучести кадров и снижение у работников уровня неудовлетворенности работой и разочарования. Начало этой процедуры -- проведение интервью, где 80 % времени следует отводить выяснению профессионального уровня кандидата, при этом требования и суть предстоящей работы должны быть четко сформулированы. Например, должностная инструкция менеджера по продажам туров содержит следующие должностные обязанности:
- консультирование клиента
по вопросам оказания
- прием заказа от туриста;
- бронирование тура;
- оформление договора на оказание туристской услуги.
Решение о приеме на работу обычно принимается на основе личных симпатий или антипатий, но это далеко не всегда правильно. В процедуре отбора необходимо принимать объективные решения, используя различные тесты и профдиагностику, например тесты Айзенка, автоматизированную систему "Оценка уровня профессионализма работника" и проч. При приеме на работу в организацию, особенно на должности технического персонала, целесообразно требовать рекомендации с прежних мест работы (чтобы исключить прогулы, пьянство и т.п.). Система мотивации персонала является важной частью системы управления персоналом. Руководитель, делая замечание подчиненным, высказываясь одобрительно в их адрес, распределяя премии, должен помнить, что в этот момент он оказывает воздействие на будущий результат.
При разработке системы мотивации надо учитывать следующее:
- поощрение всегда эффективнее наказания (особенно в расчете на перспективу);
- поощрение должно быть конкретным и осуществляться без промедлений, ибо чем больше временной шаг, тем слабее поощрение сказывается на конечном эффекте;
- нестандартные поощрения за особые заслуги стимулируют более действенно;
- поощрение за промежуточные
результаты активизирует
- предоставление
- непропорционально большое
вознаграждение какой-то части
работников, как правило, вызывает
зависть остального персонала
и ведет к напряженности в
коллективе. Возможно, что в таком
случае поощрять следует
- конкуренция внутри коллектива
эффективно мотивирует
Повышение трудовой мотивации
способствует развитию интеллектуального
и профессионального потенциала
на основе непрерывного образования
и переподготовки. Поэтому в бюджете
организации следует
Изменение организации труда
таким образом, чтобы труд приносил
работнику возможность
- увеличения объема работы
(увеличение ответственности,
- обогащения содержания
труда, т.е. развития таких
- повышения реальной отдачи
от работы, т.е. работник и его
руководитель должны видеть, что
результат труда применяется
на практике. Это особенно важно
для кадровых служб, так как
на практике их рекомендации
и разработки зачастую
Внедрение гибкого рабочего времени и гибкого рабочего места дает возможность для самореализации работника. Гибкое рабочее место в дополнение к скользящему графику, разделение обязанностей одной штатной единицы между двумя работниками позволит увеличить число рабочих мест, что должно привести к росту занятости населения, а также даст возможность работникам выполнять задания дома (это особенно актуально для руководящих работников и специалистов, которые вынуждены оставаться на рабочем месте допоздна) или на другом рабочем месте, если обязанности работника требуют постоянных разъездов.
Информация о работе Система управления персоналом организации