Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 23:14, курсовая работа
Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами на основе использования достижений отечественной и зарубежной науки и передового производственного опыта. Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их. Человек в системе менеджмента является ведущим звеном всех процессов, из которых складывается деятельность предприятия: все начинается с поиска людей, подходящих для определенной работы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы формирования системы управления персоналом организации 6
1.1 Концептуальное развитие теории управления персоналом предприятий 6
1.2 Методы формирования и реализации политики управления персоналом 12
2 Анализ и разработка предложений по формированию системы управления персоналом в ОАО «СУЭК» 25
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «СУЭК» 25
2.2 Характеристика управления персоналом на предприятии 30
2.3 Предложения по совершенствованию системы управления ОАО «СУЭК» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ А Среднесписочная численность кадров в ОАО «СУЭК»,чел. 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Коэффициент текучести кадров в ОАО «СУЭК» 53
ПРИЛОЖЕНИЕ В Основные компоненты системы вознаграждения и мотивации в ОАО «СУЭК» 54
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы
1.1 Концептуальное развитие теории управления персоналом предприятий 6
1.2 Методы формирования
и реализации политики
2 Анализ и разработка
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «СУЭК» 25
2.2 Характеристика управления персоналом на предприятии 30
2.3 Предложения по
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ А Среднесписочная численность кадров в ОАО «СУЭК»,чел. 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Коэффициент текучести кадров в ОАО «СУЭК» 53
ПРИЛОЖЕНИЕ В Основные компоненты системы вознаграждения и мотивации в ОАО «СУЭК» 54
ВВЕДЕНИЕ
Система управления персоналом
обеспечивает непрерывное совершенствование
методов работы с кадрами на основе
использования достижений отечественной
и зарубежной науки и передового
производственного опыта. Сущность
управления персоналом, включая наемных
работников, работодателей и других
владельцев предприятия заключается
в установлении организационно-экономических,
социально-психологических и
Управление персоналом как наука взяло на вооружение достижения из таких областей знаний, как развитие трудовых ресурсов, конфликтология, лидерство, психология личности, организация труда, прежде всего труда руководителей. Система управления персоналом– это совокупность приемов, методов, технологий организации работы с персоналом [2, c.24].
Создавшаяся в нашей стране ситуация, связанная с изменением экономической и политической систем, одновременно несет как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости её существования, вносит значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации человека к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы управления персоналом организации. Поэтому необходимо как обеспечить преобразования на макроуровне, так и подготовить управленцев работать по-новому.
Вместе с тем, процесс отбора кадров является базовой функцией управления персоналом. В условиях рыночных отношений особое внимание уделяют именно отбору персонала.
Актуальность темы обусловлена тем, что управление персоналом занимает ведущее место в системе управления предприятием и считается основным фактором его экономического успеха. Методологически эта сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и методы – аттестация, эксперимент и другие; методы изучения и направления анализа содержания труда различных категорий персонала.
Объектом исследования в курсовой работе является ОАО «СУЭК».
Предметом исследования являются процессы управления персоналом на ОАО «СУЭК».
Целью курсовой работы является изучение формирования системы управления персоналом на ОАО «СУЭК» на основе теоретических знаний и анализа управления персоналом на предприятии, а также разработка предложений по совершенствованию этой системы.
Соответственно основными задачами работы являются:
1) изучение теоретических основ управления персоналом;
2) анализ деятельности и управления персоналом на ОАО «СУЭК»;
3) разработка предложений
по совершенствованию
Структура работы включает следующие разделы: введение, основную часть, заключение, список использованных источников и приложение. Основная часть состоит из двух глав. В первой главе рассматривается сущность, значение, содержание, а также методы изучения мотивации труда. Во второй главе – общая характеристика ОАО «СУЭК», анализ процесса мотивации труда и разработка мероприятий по повышению его уровня.
Решение поставленных в курсовой работе задач осуществлялось с применением методов сбора информации, сравнения, анализа, синтеза.
Информационную базу для написания курсовой работы составили научные труды отечественных и зарубежных учёных по вопросам изучения теоретических и практических аспектов процесса мотивации, публикации в периодической печати, электронные ресурсы Интернета, а также документация предприятия.
Курсовая работа содержит 51 лист формата А4, 2 таблицы, 1 рисунок и 3 приложения.
1 Теоретические
основы формирования системы
управления персоналом
1.1 Концептуальное
развитие теории управления
Современные предприятия
имеют не только различные стартовые
позиции в организации своей
деятельности, но и различия в стратегии
управления персоналом. Эти различия
послужили основанием для выработки
принципов и методов
К. Стадент стал основателем достаточно привлекательного подхода к управлению персоналом, основанному на позиции предприятий в стопроцентном использовании имеющихся в их распоряжении ресурсов и прежде всего ресурсов человеческих.
К. Стадент утверждал, что два из трех источников развития производства, а именно, новые технологии и увеличение капиталовложений, себя в основном исчерпали. Третий же источник развития производства управление человеческими ресурсами - потенциально не востребован. В этой связи он высказал идею о необходимости поиска нового метода активизации использования человеческих ресурсов, основанного на учете внешних и внутренних факторов. Тем самым был дан толчок разработке концепции управления персоналом, основанной на методе «организационного поведения» — методе изучения потенциальных возможностей человека (структуры возможностей, процессов и технологии по их реализации). Но здесь необходимо заметить, что при выборе направления реализации концепции акцент был сделан, прежде всего, на приспособлении человека к системе организации предприятия, а уже потом - на разработке мер воздействия на работника. Ошибочность такого подхода к формированию системы управления персоналом заключалась, по нашему мнению, в том, что он акцентировал управляющего на абстрактном индивиде и не учитывал тех общественных и экономических отношений, носителями которых были и есть работники предприятий [4, c.14].
Вторая концепция управления персоналом, основоположниками которой явились Ч. Гитзенданнер и С. Робинс, основывается на управлении человеческими ресурсами (Human Resourses Management for Development). В ней предполагается также учет внутренних и внешних факторов формирования системы управления персоналом, в том числе политических экономических и социальных. Ее особенность состоит в том, что она ориентирована на стратегические цели использования человеческих ресурсов и совместное решение проблем линейным и функциональным персоналом предприятия.
С. Робинс подчеркивал, что управление человеческими ресурсами – это динамичная, постоянно меняющаяся область, поэтому реакция менеджеров на любые изменения должна быть быстрой и производительной. В качестве критерия эффективности системы управления персоналом С. Робинс выделял: производительность труда, низкую текучесть кадров, снижение числа прогулов и рост удовлетворенности трудом.
При этом он уточняет
и факторы, среди которых
В работах многих американских ученых высказывалось мнение о том, что необходимо интегрировать планирование человеческих ресурсов в общую систему планирования в корпорациях. Например, Ч. Фомбран и М. Деванна предложили в системе управления предприятием блок «Система человеческих ресурсов», который включает задачи кадровой политики (организационная технология); людей (характеристика членов организации, их прошлый опыт, факторы мотивации, стиль управления); «предписанные структуры» или формальная структура организации; организационные процессы (коммуникации, принятие решений, управление конфликтами, контроль, поощрение), при этом разработчики концепции подчеркивали, что эффективность функционирования предложенной системы зависит не от каждого элемента в отдельности, а от их взаимодействия.
Можно согласиться с выводами авторов, однако абстрактная модель требует практической проверки, тем более, что условия социально-экономического развития России могут внести существенные изменения в процессы формирования и реализации как кадровой политики, так и системы управления персоналом.
Отталкиваясь от рассматриваемой концепции. Н. Тиши разработал новый подход к эффективному использованию персонала, отражающий и учитывающий влияние внешней среды на стратегию управления персоналом.
В качестве внешней среды
автор выбрал экономические, политические
и культурные силы. Они воздействуют
на стратегию деятельности предприятий
и систему управления персоналом,
а также влияют на формирование организационной
структуры предприятия и
Оппонентами разработанных концепций управления персоналом стали У. Норд и Д. Дьюренд. которые выявили их основные недостатки, среди которых: отсутствие реального механизма достижения единства целей индивидуумов и организации, реального межличностного доверия; механизма выявления потребностей работников. Здесь же они отмечали и необходимость замены авторских, бюрократических структур, неспособных обеспечить процветание фирмы. Мы присоединяемся к этим оценкам анализируемых концепций. Одновременно заметим, что анализируемые концепции отражают, по существу, устоявшееся мнение среди ученых и специалистов о необходимости долгосрочного планирования экономического и организационного развития. Ключевым вопросом долгосрочного планирования является, по замыслу разработчиков концепций, планирование человеческих ресурсов. Однако при всей привлекательности этой концепции необходимо отметить и то, что многие исследователи подчеркивают, что долгосрочное стратегическое управление персоналом является утопическим, так как встречает сопротивление со стороны предпринимателей, защитников частной инициативы, свободного рынка и конкуренции, иными словами, тех институтов, которые несовместимы с принципами пропорциональности и планомерности. [6, c.24].
Вместе с тем концепция
«Управления человеческими
Японские исследователи попытались учесть недостатки уже имеющихся концепций управления персоналом. Их концепция не имеет самостоятельного названия, а является частью системы управления предприятием, получившей название «КАНБАН». В основе этой системы лежит полная самостоятельность работника в реализации своего потенциала на основе достаточной производственной информации. (Канбан – карточка из пластмассы, на которой зафиксирована необходимая работнику производственная информация). Она предполагает изначально преданность фирме, нравственность и другие качества, воспитываемые с детства. Кроме того, в основе этой системы, как подчеркивает Ч. Макмиллан, – «постоянная готовность к событиям...». [1, c.140].
Анализируемые зарубежные концепции
управления персоналом в той или иной
степени ориентированы на изменения в
производственно-
Кроме того, первые две концепции предусматривают совмещение конкуренции и государственного регулирования кадровой политики.
Среди российских исследователей
заслуживает внимания опыт разработки
Н.В. Яковлевой концепции управления
персоналом предприятий на основе системы
бюджетного руководства. Структура
работы с кадрами, конкретнее меры активизации
кадрового потенциала строятся на основе
составления бюджетов; производства,
материально-технического снабжения,
сбыта продукции по видам ресурсов,
инновационной экономической и
научно-технической
В последней предусматриваются прогноз и изучение вероятных стратегий работы, обоснование наиболее оптимальных стратегий, введение ограничений в стратегию и выбор главной стратегии, планирование реализации главной стратегии, создание среды и условий ее обеспечения, анализ предварительных результатов по этапам реализации стратегии управления персоналом.
Весьма интересный подход
к формированию и реализации кадровой
политики в системе управления персоналом
предложен авторским
Информация о работе Формирование системы управления персоналом организации