Комплексное проектирование системы управления персоналом организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 01:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы является исследование системы управления персоналом и ее комплексное проектирование.
Эта общая цель конкретизируется в следующих задачах:
- рассмотреть методологические аспекты разработки системы управления персоналом предприятия;
- изучить организационную структуру ОАО «Строймаш»;
- провести анализ организации системы управления персоналом и кадровой работы на предприятии ОАО «Строймаш»;
- разработать концепцию усовершенствования системы управления персоналом ОАО «Строймаш».

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы формирования структуры управления персоналом 5
1.1 Структура системы управления персоналом 5
1.2. Цели и функции системы управления персоналом 7
2. Анализ системы управления персоналом 11
2.1 Анализ организационной структуры предприятия 11
2.2. Анализ организации системы управления персоналом 13
3. Проектирование системы управления персоналом 19
3.1. Анализ использования трудовых ресурсов 19
3.2. Организационное проектирование системы управления персоналом 22
Заключение 32
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

КудрячёваПроектУправыполная.docx

— 151.50 Кб (Скачать)

 

Министерство образования Республики Беларусь

Институт парламентаризма и  предпринимательства

 

 

Кафедра экономики  и управления

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по учебной  дисциплине «Управление персоналом»

 

на  тему «Комплексное проектирование системы управления персоналом организации»

 

 

Студент

     

Домарад Станислав Александрович

         

Факультет заочного обучения, 6-й курс,

группа 22017

       

Номер зачетной книжки 13/22017

       

Место работы и занимаемая должность:

СООО «Белтранспрогресс», специалист отдела логистики

       

Телефоны:

       

городской: 254-52-41

       

мобильный: 029-322-37-32

       

Руководитель

       

магистр экономики, доцент

     

Хороненко Ирина Павловна

 

 

 

 

 

 

 


 

Минск, 2012

Содержание

Введение 3

1. Теоретические основы формирования структуры управления персоналом 5

1.1 Структура системы управления персоналом 5

1.2. Цели и функции системы управления персоналом 7

2. Анализ системы управления персоналом 11

2.1 Анализ организационной структуры предприятия 11

2.2. Анализ организации системы управления персоналом 13

3. Проектирование системы управления персоналом 19

3.1. Анализ использования трудовых ресурсов 19

3.2. Организационное проектирование системы управления персоналом 22

Заключение 32

Список использованных источников 34

Введение

Фундаментом эффективного менеджмента и успешного  развития бизнеса принято считать  организационную структуру фирмы, которая образует некий «скелет» организации. Однако в большинстве  белорусских компаний существующая организационная структура сложилась стихийно, а система управления основана на предыдущем опыте и мировоззрении руководителя и не является оптимальной. К тому же, до последнего времени методы построения системы управления, а в частности и системы управления персоналом, характеризовались чрезмерно нормативным характером, недостаточным разнообразием, что приводило к механическому переносу применявшихся в прошлом организационных форм в новые условия. Сами исходные факторы формирования структур зачастую получали слишком узкую трактовку. Например, численность персонала вместо целей организаций; увольнение персонала, вместо системы высвобождения кадров, и.т.д.

До последнего времени само понятие "управление персоналом" в нашей управленческой практике отсутствовало. Правда, система  управления каждой организации имела  функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием  коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли  линейные руководители подразделений. Основным структурным подразделением по управлению кадрами в организации является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению кадров, а также по организации обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров. Для выполнения последних функций нередко создаются отделы подготовки кадров или отделы технического обучения.

Отделы кадров не являются ни методическим, ни информационным, ни координирующим центром кадровой работы. Они структурно разобщены  с отделами организации труда  и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическими отделами и другими  подразделениями, которые выполняют  функции управления кадрами. Для  решения социальных проблем в  организациях создаются службы социального  исследования и обслуживания. Службы управления персоналом, как правило, имеют низкий организационный статус, являются слабыми в профессиональном отношении. В силу этого они не выполняют целый ряд задач  по управлению персоналом и обеспечению  нормальных условий его работы. Важнейшие  в их числе: социально-психологическая  диагностика; анализ и регулирование  групповых и личных взаимоотношений, отношений руководства; управление производственными и социальными  конфликтами и стрессами; информационное обеспечение системы кадрового  управления; управление занятостью; оценка и подбор кандидатов на вакантные  должности; анализ кадрового потенциала и потребности в персонале; маркетинг  кадров; планирование и контроль деловой  карьеры; профессиональная и социально-психологическая  адаптация работников; управление трудовой мотивацией; правовые вопросы трудовых отношений; психофизиология, эргономика и эстетика труда.

Если в  условиях командно-административной системы  эти задачи рассматривались как  второстепенные, то при переходе к  рынку они выдвинулись на первый план, и в их решении заинтересована каждая организация. Для написания данной курсовой работы были изучены фундаментальные исследования вопросов, связанных с проектированием, организационным построением управленческих структур организаций. Различные ученые исследуют в основном организационные и управленческие вопросы построения системы управления персоналом, в то время как ее социально-психологическая, информационная и нормативно-правовая основы остаются без должного внимания. Недостаточно методик расчета и оценки социальной и экономической эффективности проектов создания целостной системы управления персоналом в организации, а также практических и методических рекомендаций по созданию оптимальных трудовых коллективов, обеспечивающих достижение стратегических и тактических целей развития предприятия.

Актуальность  выбранной темы исследования обусловлена  также рядом противоречий: системы  управления и организационных структур большинства отечественных фирм (в том числе ОАО «Строймаш») современным условиям развития рынка. Необходимость использования эффективных, научно обоснованных методов проектирования структур управления фирмой для совершенствования управления в целях повышения эффективности деятельности фирмы в целом.

Данная курсовая работа будет рассмотрена на примере ОАО «Строймаш». Данное предприятие является развивающимся предприятием, которое занимает ведущие позиции на рынке бурильно-кранового оборудования в Республике Беларусь.

Целью представленной работы является исследование системы  управления персоналом и ее комплексное проектирование.

Эта общая  цель конкретизируется в следующих задачах:

- рассмотреть  методологические аспекты разработки  системы управления персоналом  предприятия;

- изучить  организационную структуру ОАО  «Строймаш»;

- провести  анализ организации системы управления  персоналом и кадровой работы  на предприятии ОАО «Строймаш»;

- разработать  концепцию усовершенствования системы  управления персоналом ОАО «Строймаш».

Предмет исследования — организационная структура  предприятия, структура системы  управления персоналом.

Объект исследования – ОАО «Строймаш».

  1. Теоретические основы формирования структуры управления персоналом

1.1 Структура системы управления персоналом

Управление  персоналом выступает одновременно как система организации, как  процесс и как структура. Система  управления персоналом – система, в  которой реализуются функции  управления персоналом, в процессе обоснования, выработки принятия и  реализации управленческих решений.

Система управления персоналом включает (рисунок 1.1.):

- подсистему  общего и линейного руководства; 

- подсистему  планирования и маркетинга персонала; 

- подсистему  найма и учета персонала;

- подсистему  трудовых отношений;

- подсистему  условий труда; 

- подсистему  развития персонала; 

- подсистему  мотивации поведения персонала; 

- подсистему  социального развития;

- подсистему  развития организационных структур  управления;

- подсистему  правового обеспечения; 

- подсистему  информационного обеспечения. 

В крупных  организациях функции этих подсистем  выполняются различными подразделениями  по работе с кадрами организации.

Рисунок 1.1. Графическая схема подсистем системы управления персоналом как объекта постановки системы управления персоналом

Примечание: Источник: [10, c. 214, рисунок 19]

 

Подсистема  планирования и маркетинга персонала включает в себя: разработку кадровой политики и стратегии управления персоналом, анализ кадрового потенциала, анализ рынка труда, организацию кадрового планирования, планирование и прогнозирование потребности в персонале, организацию рекламы, поддержание взаимосвязи с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами. Подсистема управления наймом и учетом персонала включает в себя: организацию найма персонала, учет приема, перемещений, поощрений и увольнения персонала, профессиональную ориентацию и организацию рационального использования персонала, управление занятостью, документационное обеспечение системы управления персоналом. Подсистема управления трудовыми ресурсами включает в себя: анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений руководства, управление производственными конфликтами и стрессами, социально - психологическую диагностику, соблюдение этических норм взаимоотношений, управление взаимодействием с профсоюзами. Подсистема обеспечения нормальных условий труда включает в себя: соблюдение требование психофизиологии и эргономики труда, соблюдение требований технической эстетики, охраны труда и окружающей среды, военизированной охраны организации и отдельных должностных лиц. Подсистема управления развитием персонала включает в себя: обучение, переподготовку и повышение квалификации, введение в должность и адаптацию новых работников, оценку кандидатов на вакантную должность, текущую периодическую оценку кадров, организацию рационализаторской и изобретательской деятельности, реализацию деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения, организацию работы с кадровым резервом. Подсистема управления мотивацией поведения персонала включает в себя: управление мотивацией трудового поведения, нормирование и тарификация трудового процесса, разработка система оплаты труда, разработка форм участия персонала в прибылях и капитале, разработка форм морального поощрения персонала, организация нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом[21, c. 217].

Подсистема  социальным развитием включает в себя: организацию общественного питания, управление жилищно-бытовым обслуживанием, развитием культуры и физического воспитания, обеспечение охраны здоровья и отдыха, обеспечение детскими учреждениями, управление социальными конфликтами и стрессами, организацию продажи продуктов питания и товаров народного потребления, организацию социального страхования. Подсистема развития организационной структуры управления включает в себя: анализ сложившийся орг.структуры управления, проектирование новой орг.структуры управления, разработку штатного расписания, формирование новой орг.структуры управления, разработку и реализацию рекомендаций по развитию стиля и методов руководства. Подсистема правового обеспечения системы управления персоналом включает в себя: решение правовых вопросов трудовых отношений, согласование распорядительных и иных документов по управлению персоналом, решение правовых вопросов хозяйственной деятельности, проведение консультаций по юридическим вопросам. Подсистема информационного обеспечения системы управления персоналом включает в себя: ведение учета и статистики персонала, информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом, обеспечение персонала научно-технической информацией, организация работы органов массовой информации организации, проведение патентно-лицензионной деятельности[14, c. 139].

1.2. Цели и функции системы управления персоналом

Всю совокупность целей организации можно разделить на четыре вида или блока:

  • экономические;
  • научно-технические;
  • производственно-коммерческие;
  • социальные.

Каждый из названных блоков имеет свою цель первого уровня, основное содержание которой можно кратко выразить следующим образом[1, c. 312].

Экономическая цель — получение расчётной величины прибыли от реализации продукции или услуг. Научно-техническая цель — обеспечение заданного научно-технического уровня продукции и разработок, а также повышение производительности труда за счет совершенствования технологии.

Производственно-коммерческая цель — производство и реализация продукции или услуг в заданном объеме и с заданной ритмичностью (обеспечивающие экономическую цель договорные обязательства, госзаказы и т.п.). Социальная цель—достижение заданной степени удовлетворения социальных потребностей работников.

Структуризация  социальной цели может рассматриваться  двояко. С одной стороны, она должна отвечать на вопрос: каковы конкретные потребности работников, удовлетворения которых они вправе требовать  у администрации. С другой стороны, эта же система целей должна отвечать и на такой вопрос: «Какие цепи по использованию персонала ставит перед собой администрация»?; «Какие условия она стремится для этого создать?» Очевидно, эффективность управления персоналом, зависит ;от, того, в какой степени; указанные группы целей будут совпадать.

До недавнего  времени понятие «управление» трактовалось как «администрирование», или «линейное  руководство». Действительно, большую  часть объема работ по управлению кадрами брали на себя линейные руководители подразделений. Само по себе это явление  не должно подвергаться критике. Тенденции  развития управления персоналом в международной  хозяйственной практике говорят  как раз о приоритетности передачи большого объема функций по управлению людьми непосредственным руководителям  того или иного коллектива. Негативная сторона этого явления для  отечественной хозяйственной практики состоит в том, что руководители не получают необходимой консультативной, методической помощи и часто выполняют функции, к которым профессионально не готовы. Это, в свою очередь, ведет к превалированию автократических (авторитарных) подходов к формированию стиля и методов руководства. Неразвитость кадровых служб, неподготовленность руководителей к управлению персоналом неизбежно сказываются на общей управленческой философии и культуре организаций, на общем моральном климате в коллективе, не говоря уже о взаимоотношениях руководителей со своими сотрудниками. Это ведет к неудовлетворенности работников своим трудом, к сковыванию инициативы и творческого начала в их работе[8, c. 304].

Информация о работе Комплексное проектирование системы управления персоналом организации