Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 01:26, курсовая работа
Целью представленной работы является исследование системы управления персоналом и ее комплексное проектирование.
Эта общая цель конкретизируется в следующих задачах:
- рассмотреть методологические аспекты разработки системы управления персоналом предприятия;
- изучить организационную структуру ОАО «Строймаш»;
- провести анализ организации системы управления персоналом и кадровой работы на предприятии ОАО «Строймаш»;
- разработать концепцию усовершенствования системы управления персоналом ОАО «Строймаш».
Введение 3
1. Теоретические основы формирования структуры управления персоналом 5
1.1 Структура системы управления персоналом 5
1.2. Цели и функции системы управления персоналом 7
2. Анализ системы управления персоналом 11
2.1 Анализ организационной структуры предприятия 11
2.2. Анализ организации системы управления персоналом 13
3. Проектирование системы управления персоналом 19
3.1. Анализ использования трудовых ресурсов 19
3.2. Организационное проектирование системы управления персоналом 22
Заключение 32
Список использованных источников 34
Необходимо
отметить, что в последние годы
все большее число
В таблице 1.1 показаны в краткой форме важнейшие этапы процесса управления персоналом. Исходя из вышеперечисленных задач по этапам, можно сделать вывод, что общей и главной задачей службы управления персоналом является обеспечение соответствия качественных и количественных характеристик персонала целям организации.
Под качественными характеристиками персонала следует понимать:
Служба управления персоналом может выполнять свои задачи следующими способами:
При определении круга задач по управлению персоналом зарубежные специалисты условно выделяют так называемые основные и дополнительные задачи. Основными можно считать практически все перечисленные в таблице 1.1. К дополнительным следует отнести задачи, которые могут выполняться совместно с основными но, как правило, управленческое распорядительство по ним осуществляют внешние (по отношение к службе персонала) подразделения. Такого рода задачи: охрана труда и техника безопасности; расчет и выплата заработной платы; оказание различного рода услуг (например, организация информационной связи, услуги в области социальной инфраструктуры).
Таблица 1.1. Этапы процесса управления персоналом
Наименование этапа |
Основные задачи этапа |
Определение потребности в персонале |
Планирование качественной потребности в персонале. Выбор методов расчета количественной потребности в персонале. Планирование количественной потребности в персонале |
Обеспечение потребности в персонале |
Получение и анализ маркетинговой (в
области персонала) информации. Разработка
и использование инструментария
обеспечения потребности в |
Мотивация результатов труда и поведения Персонала |
Управление содержанием и |
Обеспечение процесса управления персоналом |
Правовое регулирование |
Использование персонала |
Определение содержания и результатов труда на рабочих местах. Производственная социализация. Введение персонала, его адаптация в трудовой деятельности. Упорядочение рабочих мест. Обеспечение безопасности труда. Высвобождение персонала |
Развитие персонала |
Планирование и реализация карьеры и служебных перемещений. Организация и проведение обучения |
Примечание: Источник: [6, c. 298, таблица 17.3]
По данным зарубежной литературы и оценкам специалистов, общая численность сотрудников службы управления персоналом составляет примерно 1,0—1,2% общей численности коллектива. Следует подчеркнуть, что роль и организационный статус службы управления персоналом в западных фирмах во многом определяются уровнем организационного, финансового развития потенциала организации и позицией ее руководства[2, c. 114].
В развитии
функциональных особенностей управления
персоналом в зарубежных странах
проявляются следующие
Следует отметить, что наличие указанных выше тенденций говорит о высоком уровне развития управления персоналом, общей культуры управления в деятельности зарубежных фирм. Отечественная практика делает в настоящее время энергичные шаги по становлению эффективной системы управления персоналом и постепенному включению данной системы, в общий мировой процесс.
Открытое акционерное общество "Строймаш" (г. Минск) является ведущим изготовителем средств механизации строительного производства в Республике Беларусь. Общество создано путем преобразования Минского механического завода, имеющего почти 50-летний опыт производства. Сегодня оборудование с нашей маркой используется на многих стройках республики и далеко за ее пределами.
ОАО "Строймаш" осуществляет следующие виды деятельности:
- производство строительных машин (для бетонных, земляных, отделочных, кровельных, гидроизоляционных и общестроительных работ);
- производство грузоподъемных кранов и подъемно-транспортного оборудования;
- производство чугунного литья;
- разработки в области инженерии.
- изготовление металлоконструкций, оснастки, узлов и колес для грузоподъемных кранов.
- мехобработка деталей (в т.ч. крупногабаритных) по чертежам заказчика или по образцу.
Организации
не возникают сами по себе, а создаются
людьми как средство достижения определенных
результатов. Процесс изменения
организационных целей
Аппарат управления по горизонтали делится на звенья, а по вертикали – на ступени управления, которые образуют иерархию. Звено управления – это самостоятельный орган аппарата управления. Существуют следующие основные виды организационных структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная и программно-целевая. ОАО «Строймаш», как уже было отмечено, линейно-функциональная организационная структура. Она состоит в том, что руководитель (генеральный директор предприятия) осуществляет свою деятельность на принципах единоначалия, но для обеспечения необходимой компетентности управленческих решений при руководителе созданы функциональные подразделения: отделы, которые возглавляют ведущие специалисты в определенных областях. Специалистами являются главный инженер, технический директор, финансовый директор, директор по развитию, директор по развитию, и т.д. Они выступают в качестве помощников руководителя по отдельным функциям управления, готовят решения, но принимает их руководитель. Помимо этого в принятие управленческих решений генеральному директору помогают – стратегический комитет и координационный комитет.
Линейно-функциональная
структура управления, создававшаяся
в течение многих лет, действует
и поныне, и чаще всего характеризуется
работниками предприятия как
неоправданно сложная, иерархическая
и бюрократическая. Специалисты
считают, что при всей ее сложности
структура не имеет многих звеньев,
необходимых для управления процессами
рыночных преобразований. В качестве
примера можно рассмотреть
В подчинении генерального директора предприятия находятся:
В связи с переходом к рынку в структуру внесены некоторые изменения и дополнения, отражающие расширение прав и ответственности организации в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, например, такие, как создание службы качества, внедрение руководителя проекта «Бережливое производство», безопасностью жизнедеятельности занимается технический отдел. В то же время отсутствуют важные звенья, необходимые для проведения маркетинговых исследований, на фоне всей организационной структуры отдел управления персоналом занимает крайне маловажное значение и ограничивается наличием: директора по персоналу, службой персонала, ОТ и З, БК и ДК. Также преимуществом этой структуры является повышение качества принимаемых решений и соблюдение принципа единоначалия, а недостатки состоят в тенденции к разбуханию штатов отделов.
Производственные
подразделения завода - цехи, участки,
обслуживающие хозяйства и
В уставном
фонде определяется доля участия
каждого акционера в АО. Чем
выше количество и стоимость акций,
приобретенных отдельным
Важную роль
контроля за финансовой и хозяйственной
деятельностью АО имеет ревизионная
комиссия, избираемая общим собранием,
как из числа акционеров, так и
из представителей трудового коллектива,
которые не имеют акции. Проверки
финансово-хозяйственной
Организационная
структура системы управления персоналом
— совокупность взаимосвязанных
подразделение системы
Служба управления персоналом представлена на предприятии – директором по персоналу, которому подчиняются 5 человек. Количество работников отдела кадров не соответствует установленным нормам (таблица 2.1.). То есть если учесть, что на начало 2011 года среднесписочная численность сотрудников составила 908 человек, то служба управления персоналом вполне может включать примерно 12 – 15 человек.
Таблица 2.1. Штат служб управления персоналом
Отрасль и размер предприятия |
Норма персонала на одного сотрудника кадровой службы |
Число сотрудников кадровой службы |
Обрабатывающая |
||
до 500 — 999 чел. |
116 |
1 — 20 |
1000 — 4 999 чел. |
130 |
2 — 90 |
свыше 5 000 чел. |
352 |
7 — 126 |
Информация о работе Комплексное проектирование системы управления персоналом организации