Развитие международного туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Статистика развития туризма до 2000 года
Цель и задачи исследования Исходя из выдвинутой гипотезы, мы определяем в качестве цели исследования попытку оценки проблем связанных с развитием международного туристического рынка
Достижение цели требует выполнения следующих задач:
– Повышение достатка населения .
– Повышение безопасности потребителей туристических услуг при перевозке и расположении .
– Упрощение визового контроля между странами .

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Экономические показатели мировой индустрии туризма……………………...6
2. Общие направления развития международного туризма………………………8
3. Мировой рынок международного туризма…………………………………….13
3.1. Европа……………………………………………………………………….14
3.2. Америка……………………………………………………………………..16
3.3. Восточная Азия и Тихоокеанский регион………………………………...17
3.4. Ближний Восток……………………………………………………………19
3.5. Африка………………………………………………………………………21
3.6. Южная Азия………………………………………………………………...22
4. Прогнозы на развитие международного туризма Всемирной туристической организацией на XXI в…………………………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………..26
Литература…………………………………………………………………...27
Приложение……………………………………………………………….....28

Файлы: 1 файл

курсавая.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

 

3.3. ВОСТОЧНАЯ  АЗИЯ  И  ТИХООКЕАНСКИЙ  РЕГИОН

После европейского и американского регионов по развитию туризма следуют Восточная Азия и Тихоокеанский регион. Некоторые страны этого региона совсем недавно начали развивать индустрию туризма. В основном это новые индустриальные страны региона – экспортеры товаров: Гонконг, Малайзия, Сингапур, Южная Корея, Таиланд, Индонезия и Тайвань. В этих странах экспорт товаров и экспорт услуг взаимно дополняют друг друга. Развитие этих секторов базируется на стремительном подъеме телекоммуникаций, международного транспорта, в частности воздушного транспорта, и банковской сферы. Так, экспорт товаров приводит к увеличению деловых путешествий в эти страны, которые, в свою очередь, стимулируют развитие гостиничного бизнеса и индустрии развлечений, одним словом – въездного туризма. Последний увеличивает резервы иностранной валюты и стимулирует рост экономики.

В 1999 г. ВАТ посетило более 93,7 млн. туристов и доля прибытий составила 14,3% общемирового уровня (табл. 3.3.1).

В 1970-1980 гг. число международных туристских прибытий в регион увеличилось в 4 раза – с 5 до 21 млн. человек, а поступления – в 8 раз – с 1 до 8,5 млрд. долл. В 1980-1996 гг. число прибытий возросло более чем в 4 раза – с 21 до 90 млн. человек, а поступления увеличились почти в 10 раз – с 8,5 до 82 млрд. долл. Доля региона в общих прибытиях удвоилась за оба промежутка времени, а доля поступлений от туризма в первый анализируемый период увеличилась на 33%, а во второй – удвоилась. Таким образом, в отличие от других регионов мира здесь туристские прибытия и поступления увеличивались регулярно, за исключением периода 1989-1991 гг., когда рост их шел медленнее.

Восточная Азия и Тихоокеанский  регион привлекают иностранных туристов прежде всего своей уникальной природой, но и не только этим. Например, новые индустриальные страны притягательны для деловых путешествий. Развлекательный туризм хорошо развит в Японии, Южной Корее и Тайване, причем японская индустрия развлечений занимает второе место в мире после США. Гонконг и Сингапур предлагают отличный шоппинг-туризм. Одной из важных туристских стран в регионе стал Таиланд, особенно после того, как начал осваивать новые пляжи на южном побережье страны и организовывать культурно-познавательные поездки на север страны. В Тихоокеанском регионе туризм особенно развивается в Австралии и Новой Зеландии, которые принимают 6% гостей региона, и в странах Меланезии (Фиджи, Новая Каледония, Вануату, Соломоновы острова и др.), Микронезии (Гуам, Маршалловы острова, Марианские острова и др.) и Полинезии (острова Кука, Французская Полинезия и др.), на долю которых приходятся 4% гостей. Острова в Тихом океане выигрывают от относительной близости австралийского и новозеландского рынков и, что более важно, имеют отличный имидж в мире, в частности в Европе.

В последние годы поступления  от международного туризма в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе возрастали быстрее, чем число туристов, прибывающих в регион. Это происходило потому, что многие страны в регионе переориентировались на богатых туристов.

В этом регионе средние  расходы одного туриста составляют 764 долл. и превышают среднемировой  уровень - 659 долл. Здесь также лидирует Япония, где средние расходы одного туриста очень большие - 1706 долл., за ней следуют Сингапур - 955 долл. и Гонконг - 864 долл. Однако есть и такие страны, где расходы на одного туриста очень малы по сравнению со среднемировым уровнем, например, в Китае они составляют 239 долл.

Вопреки успехам развития туристской индустрии и большим поступлениям в странах ВАТ вклад туризма в экономику региона меньше, чем в других регионах мира. Он насчитывает только 5% поступлений от экспорта в отличие от среднемирового - 8,3%, так как страны этого региона, особенно новые индустриальные страны, делают акцент на экспорт товаров, а не услуг.

 

3.4. БЛИЖНИЙ   ВОСТОК

Регион Ближнего Востока  включает в себя: Бахрейн, Египет, Ирак, Иорданию, Кувейт, Ливию, Оман, Катар, Саудовскую Аравию, Сирию, Объединенные Арабские Эмираты и Йемен.

В 70-х годах международный  туризм в регионе заметно развивался, несмотря на конфликт в Ливане. За 1970-1980 гг. число туристов утроилось - с 1,8 до 6 млн. человек, а поступления средств от них - с 0,4 до 3,5 млрд. долл.

После существенного  спада в 1986 г., когда число прибытий туристов в регион уменьшилось на 17,7%, а поступления от туризма - на 16%, международный туризм постепенно стал возрождаться. Однако в 1991 г. число туристов опять уменьшилось на 10,3% и поступления - на 16,5%. После очередного падения в 1993 г. числа прибытии на 9% и поступлений на 7,5% 1994 г. ознаменовался увеличением числа туристов на 37%, а 1999 г. - еще на 17,5% по сравнению с уровнем предыдущего года. Доля прибытии на Ближний Восток от общемирового уровня после подъема в 70-х годах до 2% в 1980 г. и падения до 1,8% в 1994 г. увеличилась до 2,7% в 1999 г. (табл. 3.4.1).

За анализируемый период ежегодные прибытия, особенно поступления, были нерегулярны и колебались из года в год, особенно в последнее время. Такие колебания в динамике развития международного туризма естественно сдерживали инвестиции в туристский сектор региона.

Постоянные колебания  в развитии туризма региона можно объяснить политической нестабильностью, а общее сокращение притока туристов в этот регион за последние годы явилось следствием войны в Персидском заливе, от которой пострадали не только Ирак, но и Саудовская Аравия и Иордания. Так, число туристов, прибывающих в эти страны, уменьшилось почти на 40%. Война также коснулась и Египта, где были отмечены нападения на иностранных туристов с начала 1992 г., вследствие чего в 1993 г. число прибытий снизилось на 33%. Это тревожный факт для экономики Египта, так как поступления от туризма очень важны для сокращения внешнего долга и поддержания валютных резервов.

Сравнительное падение  интереса к туризму в этом регионе  в наибольшей степени тревожит Египет и Иорданию.

Основными туристскими  центрами региона являются Египет, Саудовская Аравия, Иордания, Сирия и Кувейт. Самый крупный туристский центр региона – Египет предлагает познавательный туристский продукт, а туризм в Саудовской Аравии имеет религиозный характер, так как там находятся мусульманские святыни. Эти две страны обеспечивают почти 70% поступлений от туризма в общие доходы Ближнего Востока от туризма.

В регионе самые крупные  поступления от одного посетителя - 4200 долл. отмечены в Кувейте, где  развит в основном деловой туризм. Далее идут Саудовская Аравия и Египет с поступлениями 1330 и 930 долл. соответственно. Средний уровень поступлений почти на 30 долл. больше, чем в ВАТ.

Участие туризма в  доходах от экспорта региона было также неустойчивым. Этот показатель в 1991 г. снизился до 4%, затем вновь поднялся до уровня середины 80-х годов - более 8%. Как видно, он близок к среднемировому уровню и выше аналогичного показателя в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе. Этот факт объясняет важность туристского сектора в общем экспорте Ближнего Востока.

 

3.5. АФРИКА

Число иностранных туристов, посещающих Африку, и поступления от них очень малы и составляют 4,15 и 2,3% общемировых соответственно. Начиная с очень низкого уровня - 2,4 млн. человек и 400 млн. долл. в 1970 г., число туристов в 1999 г. увеличилось до 27,3 млн. человек, т.е. в 11 раз, а поступления в 1998 г. - до 10 млрд. долл., т.е. почти в 25 раз (табл. 3.5.1). Со второй половины 80-х годов наблюдается расхождение между трендами прибытий в регион и поступлений от туризма. В отличие от тренда прибытий тренд поступлений был переменчив и имел резкие падения, особенно в начале 90-х годов.

Рост международного туризма в Африке сдерживался из-за высоких цен африканского туристского продукта на туристообразующих рынках. Однако в последнее время регион переключается на недорогой массовый туризм, особенно на севере континента у южных берегов Средиземного моря.

Больше половины общего количества гостей в регион принимают страны Северной Африки, такие, как Марокко и Тунис. Доля прибытий в эти страны достигает 45% прибытий в Африку, поступления от одного туриста составляют более 300 долл. В Восточной Африке лидируют Кения, Мавритания, Танзания, Сейшельские острова и Зимбабве, которые успешно используют свои природные ресурсы. Некоторые из них, например Мавритания, Сейшельские острова, специализируются на превосходном пляжном туризме и развивают высококлассную гостиничную индустрию, получая с каждого туриста до 900 долл. На юге континента отличным туристским центром является ЮАР, которая вместе с Марокко и Тунисом возглавляет список первых стран континента по прибытиям и поступлениям. ЮАР имеет высокоразвитые гостиничную индустрию и транспортную систему и в последнее время становится модной страной для международного туризма.

За последнее десятилетие  доля доходов стран Африки от туризма  в общих доходах от экспорта почти удвоилась - с 5% в середине 80-х годов до 10,5% в середине 90-х. Однако Африка в целом отстает в международном туризме, потому что многие страны региона экономически не развиты. Они нуждаются в достаточно эффективной инфраструктуре, для которой у них не хватает необходимых финансовых средств.

 

3.6. ЮЖНАЯ   АЗИЯ

Регион Южной Азии - один из крупнейших по численности  населения. Здесь проживает более 1 млрд. человек. В регион входят следующие  страны: Афганистан, Бангладеш, Бутан, Индия, Иран, Мальдивская Республика, Мьянма, Непал, Пакистан и Шри-Ланка.

Туризм в регионе  развивается, но значительно медленнее, чем в регионе ВАТ. За 1970-1999 гг. туристские прибытия увеличились почти в 6 раз - с 900 тыс. до 5,4 млн. человек, а поступления - почти в 44 раза - со 100 млн. до 4,4 млрд. долл. Доля прибытий в этот же период колебалась около показателя 0,8% общемирового уровня. Если доля Южной Азии в общемировых прибытиях сохранялась почти неизменной, то доля в мировых доходах от туризма после заметного увеличения в 70-х годах начала устойчиво сокращаться - с 1,5% в начале 80-х годов до 0,62% в 1993 г. Однако затем наблюдался заметный рост прибытий и особенно поступлений, которые, естественно, привели к увеличению доли поступлений от общемирового уровня до 1% (табл. 3.6.1).

Как видно, доли прибытий туристов в этот регион и поступлений от них в общемировых показателях незначительны. Этот регион подвержен влиянию политических и экономических кризисов, происходивших в мире в определенные периоды времени, например в 1991 г., и особенно чувствителен к локальным кризисам, к которым можно отнести, например, политическую нестабильность в некоторых районах Индии и Пакистана, конфликт в Шри-Ланке.

Видно, что с 1989 г. динамика поступлений почти неизменна, однако в разные годы были спады (в 1990 г. - на 1,6%, в 1991 г. - на 1%, в 1993 г. - на 2,9%), которые осложняли инвестиционную политику развития туризма в регионе.

Две трети всех туристов, прибывающих в регион, принимают  Индия и Пакистан, где развит познавательный туризм. Расходы одного туриста в этих странах в среднем составляют 760 долл., что превышает среднерегиональный уровень - 590 долл. и среднемировой. Этот относительный успех можно объяснить политикой, проводимой индийским правительством с целью привлечения иностранных инвестиций в туристский сектор начиная с 90-х годов.

Некоторые страны, особенно Шри-Ланка и Мальдивская Республика, специализируются на пляжном туризме. Последняя создала эксклюзивный продукт – туризм на атолле, когда на одном острове расположен только один высококлассный отель.

Непал развивал свою индустрию  туризма на базе горнолыжного спорта и по получаемым доходам сравнялся  с бурно развивающейся Мальдивской  Республикой.

Хотя международный  туризм для многих стран региона  является основной статьей доходов, доля поступлений от него в общих доходах региона от экспорта небольшая и составляет всего 5%.

Несмотря на рост туризма, страны Южной Азии не использовали еще весь свой потенциал для его  развития, которое было затруднено, так же как и в Африканском  регионе, из-за недостаточно развитой инфраструктуры и транспортной системы.

 

 

 

 

4. ПРОГНОЗЫ  НА  РАЗВИТИЕ  МЕЖДУНАРОДНОГО  ТУРИЗМА ВСЕМИРНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ  ОРГАНИЗАЦИИ НА XXI в

 

Прогнозы, составленные на начало XXI в. Всемирной туристской организацией, являются хорошим источником для изучения мирового туристского сектора. В частности, в табл. 4.1 видно, что международные туристские прибытия во всем мире увеличатся до 702 млн. человек в 2000 г., до 1018 млн. – в 2010 г. За 1990-2010 гг. число туристов в мире увеличится более чем вдвое. Ежегодные темпы роста мирового туризма в 1990-2000 гг. составят 3,8%, а в 2000-2010 гг. – 3,5%.

Прогнозы ВТО по регионам показывают, что установленные изменения  в распределении туристских потоков  между регионами сохранятся и  в прогнозируемом периоде. Доли Европейского и Американского регионов сократятся к 2010 г., тогда как доля Восточной Азии и Тихоокеанского региона сильно увеличится. Надо отметить, что прогнозируемая доля ВАТ увеличится настолько, насколько доля Европы сократится – на 5%. Прогнозируемый уровень годового роста в 1990-2000 гг. составит 2,7% для Европы и 6,8 для ВАТ (табл. 4.2). В других регионах мира прогнозы на тот же период показывают незначительный рост: в Южной Азии – 6,1%, в Африке – 5, на Ближнем Востоке – 4%.

Прогноз для Европейского региона на 1990-2000 гг. – пессимистический – с уровнем роста 2,7% в год, на 2000-2010 гг. – только 2,5%, который показывает, что доля европейских стран в мировом туризме в дальнейшем будет снижаться. Согласно этому же прогнозу число туристов, прибывающих в Европу, увеличится к 2000 г. до 397 млн. человек, а к 2010 г. – до 525 млн.

Относительное снижение темпов роста может быть причиной сильной зависимости Европы от определенных видов туризма. Особенно это относится к береговым зонам Средиземного моря.

Рост туризма и прогноз  в Американском регионе показывает, значительный рост в 1995-2000 гг. – на 5,1% больше, чем среднемировой – 4,4%. Прогноз до 2010 г. предполагает слабое падение темпов роста, однако он останется равным среднемировому уровню.

Число туристов, прибывающих  в Американский регион, увеличится к 2000 г. до 138 млн. человек, а к 2010 г. –  до 195 млн.

Первоначальное субрегиональное  распределение туристских прибытий показывает, что Северная Америка  сохранит доминирующее положение в  Американском регионе, а число прибытий в Карибский бассейн будет расти быстрее, чем в Латинскую Америку.

Информация о работе Развитие международного туризма