Развитие международного туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Статистика развития туризма до 2000 года
Цель и задачи исследования Исходя из выдвинутой гипотезы, мы определяем в качестве цели исследования попытку оценки проблем связанных с развитием международного туристического рынка
Достижение цели требует выполнения следующих задач:
– Повышение достатка населения .
– Повышение безопасности потребителей туристических услуг при перевозке и расположении .
– Упрощение визового контроля между странами .

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Экономические показатели мировой индустрии туризма……………………...6
2. Общие направления развития международного туризма………………………8
3. Мировой рынок международного туризма…………………………………….13
3.1. Европа……………………………………………………………………….14
3.2. Америка……………………………………………………………………..16
3.3. Восточная Азия и Тихоокеанский регион………………………………...17
3.4. Ближний Восток……………………………………………………………19
3.5. Африка………………………………………………………………………21
3.6. Южная Азия………………………………………………………………...22
4. Прогнозы на развитие международного туризма Всемирной туристической организацией на XXI в…………………………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………..26
Литература…………………………………………………………………...27
Приложение……………………………………………………………….....28

Файлы: 1 файл

курсавая.doc

— 233.00 Кб (Скачать)
  • большой сегмент населения имеет крупные реальные доходы;
  • большая часть населения некоторых европейских стран, например Германии, Франции, Великобритании, предпочитает проводить отпуск за рубежом, но не очень далеко от своей страны;
  • наличие множества культурно-исторических памятников, созданных природой и человеком;
  • спрос на международные путешествия удовлетворяется крупной индустрией туризма и необходимой инфраструктурой.

Некоторые из этих факторов присущи и Северной Америке. Большая  часть туристов из США и Канады также предпочитает путешествовать в своем регионе. Однако значительная часть населения этих стран все  же проводит свой ежегодный отпуск в отдаленных регионах земного шара.

В табл. 2.1 показаны изменения  числа прибытий туристов и поступлений  от туризма за период с 1985 по 1996 г. в  разных регионах мира, а также изменения их доли.

Анализ развития мирового туризма, проведенный ВТО, освещает значительные изменения, которые произошли в прибытиях и поступлениях от международного туризма. Если доля прибывающих в Европу туристов в 1985-1996 гг. снизилась с 65 до 59%, а доля поступлений - с 53 до 51%, то за этот же период страны Восточной Азии и Тихоокеанского региона (ВАТ) заметно увеличили свою долю с 9 до 15% и с 11 до 19,5% соответственно по числу туристов и поступлениям от них. В 1950 - 1960 гг. доля этого региона в общих мировых прибытиях составляла всего 1%, в 1970 г. она достигла 3%, в 1980 г. - 7, в 1990 г. - 11 и в 1996 г. - 15%. Доля поступлений от международного туризма в этом регионе также постоянно росла: в 1950 г. - 1,4%, в 1960 г. - 2,8, в 1970 г. - 6,2, в 1980 г. - 7,3, в 1990 г. - 14,4, в 1996 г. - 19,5%. Это демонстрирует рост, происходящий в высококонкурентной среде таких стран, как Австралия, Гонконг, Индонезия, Корея, Сингапур, Таиланд.

Доли стран Африки, Ближнего Востока и Южной Азии в международном туризме с 50-х по 90-е годы были небольшими, но претерпевали значительные колебания. Эти регионы не могут конкурировать с Европой, Северной Америкой и ВАТ ни по прибытиям иностранных гостей, ни по поступлениям от международного туризма. Причина этого кроется в экономических проблемах. Туристские центры этих регионов являются специфическими рынками для многих туристогенерирующих стран. Хотя здесь часто происходят негативные для сектора международного туризма акты терроризма и военные действия, однако в основном они страдают из-за спада деловой активности в соответствующих генерирующих странах.

В табл. 2.2 приведен перечень лидирующих стран – туристских центров  шести регионов, обозначенных ВТО, а также основных стран, генерирующих в эти страны туристские потоки.

Основные туристские потоки в мире сосредоточены внутри Европы (из Великобритании во Францию, из Германии в Испанию), Америки (между США и Канадой) и региона ВАТ (из Японии в Таиланд).

Что касается туристских потоков между регионами, то здесь лидируют потоки между Америкой и Европой. Это первенство является результатом увеличения предложений перелетов через Атлантику и снижения соответствующих тарифов для большого сегмента рынка. Другие лидирующие направления: из Европы - в ВАТ, на Ближний Восток и в Африку; из ВАТ - в Америку и Европу.

В мире множество стран  ежегодно принимает более 1 млн. иностранных туристов (например, в начале 90-х годов таких стран было 50), а 26 стран посещают 5 млн. гостей. В табл. 2.3 приведен перечень первых десяти стран мира по числу прибывающих в них туристов.

По доходам, получаемым от туризма, лидируют США, Испания, Франция, Италия и Великобритания (табл. 2.4). По предварительным данным ВТО, в 1996 г. Испания заняла второе место после США, обогнав Францию и Италию. Благодаря увеличению числа посещающих Испанию туристов в этом же году возросли доходы от туризма на 12,2% по сравнению с доходами в предыдущем году.

По данным ВТО, шесть  из десяти первых генерирующих стран мира являются европейскими.

По расходам туристов первое место в мире также занимают США, за ними следуют Германия, Великобритания и Япония, которая в последние годы проводит политику поощрения зарубежных путешествий своих граждан в основном для того, чтобы обеспечить положительный платежный баланс страны. В табл. 2.5 приведен перечень первых десяти стран Европы по расходам туристов.

Основные страны - рецепторы  международных туристских потоков  также являются ключевыми генерирующими рынками. Некоторые страны, находясь среди первых по числу прибывающих туристов, могут и не являться первыми по поступлениям, как это происходит со странами Восточной Европы или с некоторыми странами Юго-Восточной Азии, например с Малайзией.

Обмен туристами и  соответственно деньгами происходит между  индустриальными и новыми индустриальными странами (НИС) мира. По данным ВТО, в списке первых двадцати туристских стран отсутствуют развивающиеся страны. Однако и индустриальные, и развивающиеся страны всегда осознавали потенциальную возможность международного туризма (точнее въездную его составляющую) – этого «неосязаемого» вида экспорта для оздоровления платежного баланса страны и уделяли большое внимание его развитию.

 

 

 

 

 

 

 

3. МИРОВОЙ   РЫНОК  МЕЖДУНАРОДНОГО  ТУРИЗМА

 

Анализ туристского  рынка в каждом туристском  регионе  мира освещает историю развития, текущее  состояние и будущее мирового туристского сектора и  преследует основные цели:

  • идентифицировать те регионы, где международный туризм возрастает, и те, где он снижается;
  • объяснить причины больших различий в географическом распределении числа туристов и доходов от них и динамику этих различий;
  • идентифицировать страны, где международный туризм имеет большой потенциал для превращения в важный элемент экономического развития.

Географическое сосредоточение международных туристских обменов  соответствует географической концентрации торговли, однако имеет два важных отличия.

Во-первых, страны с положительным  балансом по поступлениям от туризма, например США, Испания, Португалия, Греция, часто имеют отрицательный баланс в торговле. Страны с отрицательным балансом по туристским обменам имеют положительный торговый баланс, например Германия, Япония.

Во-вторых, обмен туристскими  услугами между индустриальными  странами с аналогичными образцами спроса не обязательно является обменом продуктами подобных типов, как в торговле товарами.

Действительно, обмен  товарами между индустриальными странами является, прежде всего обменом продуктами одной и той же категории, например торговля автомобилями между США и Японией или продуктами питания между европейскими странами. Это так называемая внутриотраслевая торговля. В туризме обмен подобными продуктами также существует, например в секторе культурного туризма, но в меньших размерах. Как правило, происходят обмены традиционными видами туризма. Например, жители северных стран Европы в основном проводят отпуск на курортах стран Средиземноморья, а жители южных теплых стран отдают предпочтение отдыху на горнолыжных курортах.

 

3.1. ЕВРОПА

Европейские страны по-прежнему принимают наибольшее число иностранных туристов. В 1990-1999 гг. число туристов, прибывавших в Европу, увеличилось с 287 до 386 млн. человек, а денежные поступления от международного туризма – почти в 2 раза. Однако в течение этого периода доля Европы в мировом туризме устойчиво падала - по числу туристов с 62,6 до 58,7%, а по доходам - с 54,2 до 52,0%, несмотря на значительные колебания среднегодового роста прибытии в Европу и поступлений от туризма. Например, темпы роста в 1994 г. составили 11,0%, в 1996 г. – 6,7%, а в 1999 г. опять снизились до 1,0% (табл. 3.1.1). Такая нестабильность отчасти объясняется экономической ситуацией в туристообразующих странах.

В период с 1970 по 1980 г. Европа потеряла 2,2% общемирового рынка, в 1980-1990 гг. - 3,4, в 1990-1999 гг. - 4%. Это также явилось  результатом слабого экономического роста в туристообразующих странах.

Международный туризм чувствителен к колебаниям обменного курса. В 1980-1985 гг. доля общемировых денежных поступлений снизилась на 7%, тогда как в 1985-1990 гг. эта доля с колебаниями возросла на 1,5%, а в 1990 -1998 гг. снова уменьшилась на 2,1%. В 1984 и 1985 гг. курс американского доллара резко упал по сравнению с курсами европейских валют, а в период 1985-1990 гг. стабилизировался. В 1991 г. валюты Италии и Испании были очень сильными, что негативно повлияло на конкурентоспособность их туристского продукта.

Начиная с 1985 г. международные  путешествия европейских туристов внутри региона увеличились, в то время как число прибывающих  в Европу из других регионов мира сократилось. В 1985 г. американские туристы, например, составляли 11% гостей Европы, а к 1992 г. это число сократилось до 5,4% в основном из-за слабости американского доллара по отношению к европейским валютам (табл. 3.1.2).

Исследования национальной принадлежности гостей, приезжающих  в Европу, показывают, что 90% - это  туристы из европейских стран. Так, немцы путешествуют в основном внутри региона и составляют 19% общего числа международных туристов. Британские путешественники составляют 10% общего числа европейских туристов, французы - 7%, датчане - 6%. США являются единственной неевропейской страной среди первых десяти туристообразующих стран для Европы.

Внутрирегиональный туризм в Европе является следствием высокой  концентрации международного туризма в регионе. Здесь существуют множество государственных границ на относительно малой площади и превосходная наземная пространная сеть коммуникаций.

За относительной потерей  доминирующего положения Европы стоят следующие факторы:

  • некоторые западноевропейские страны, в частности на юге Европы, такие, как Италия и Греция, в меньшей степени Испания и Португалия, терпят падение конкурентоспособности вследствие старения их туристского продукта;
  • некоторые восточноевропейские страны испытывают трудности в приспособлении своих туристских секторов к рыночной экономике, и, кроме того, конфликт в бывшей Югославии повлиял на туризм в Европе;
  • некоторые североевропейские страны, например Великобритания, Дания, Норвегия и Швеция, очень дорогие для туристов. Это неизбежно влияет на их конкурентоспособность;
  • растет популярность стран Юго-Восточной Азии, которые с недавнего времени успешно развивают свою туристскую индустрию.

Тем не менее, снижение доли европейского рынка в международном  туризме происходит на фоне увеличения прибытии в регион и поступлений от туризма. Туристские потоки в основном направлены в центры отдыха Западной и Южной Европы. Эти зоны насчитывают 64,5% всех прибытий в Европу (табл. 3.1.3). Такая туристская концентрация - результат привычки проводить летние каникулы на пляжах.

В Южной и Западной Европе Франция, Испания и Италия больше других стран выигрывают от туристских потоков в этот регион и являются главными туристскими центрами (табл. 3.1.4). Великобритания традиционно славится образовательным туризмом. Северные страны Европы, в частности Скандинавские страны и Ирландия, специализируются на «зеленом туризме».

Туристские потоки в  Центральную и Восточную Европу составляют 22% общего числа европейских  прибытий, а поступления - всего 2-3% из-за низких цен на туристские продукты и относительно низкого качества обслуживающих инфраструктур. Средний доход от одного иностранного туриста в странах этого региона составляет меньше 100 долл., тогда как в странах Северной Европы он приближается к 1000 долл.

Проведенный ВТО анализ показал, что доля доходов от международного туризма в общих доходах Европы от экспорта постоянно увеличивалась и в 1992 г. достигла 8,7%. Это еще раз подтверждает, что международный туризм является важной сферой экономики европейских стран.

 

3.2. АМЕРИКА

Вторым регионом по числу  иностранных туристов является Америка, куда, по определению ВТО, входят Северная Америка, Центральная Америка, Южная Америка и острова Карибского бассейна. В 1999 г. этот регион посетили 125,7 млн. человек, что составило 19,3% общемировых прибытий (табл. 3.2.1). Доля поступлений от международного туризма достигла 27,5% общемировых поступлений, что свидетельствует о больших расходах гостей США.

Однако доля американского  региона в мировом туризме  по числу прибытий имела неустойчивую динамику. Так, с 1980 по 1993 г. она постоянно колебалась и достигла 21,3%, затем начала падать и в 1999 г. достигла 19,3%.

Как и число международных  туристских прибытий, поступления от международного туризма постоянно увеличивались в 1989-1993 гг., несмотря на незначительное замедление темпов роста в последние годы, а с 1994 г. медленно начали снижаться.

В отличие от Европы туристский спрос на американские страны более или менее диверсифицирован по странам мира, но, несмотря на это, половину международных прибытий в регион обеспечивают США и Канада. Поэтому изменения обменного курса американского доллара играют здесь важную роль.

Из стран Северной Америки наиболее посещаемы США, Канада и Мексика, которые являются главными туристскими центрами региона и где, помимо международного туризма, развит внутренний туризм. В 1992 г. доли прибытий туристов в этот регион и поступлений от них составляли соответственно 76 и 78% общеамериканских.

Первой страной в  регионе по туристским прибытиям  и поступлениям (44 и 64% соответственно) являются США. Это следствие огромного внутреннего рынка и высокоразвитой инфраструктуры страны. США располагают самой обширной в мире гостиничной и транспортной индустрией.

Второе место по развитию туризма в регионе занимают Карибские острова, принимающие 12 млн. туристов в год. Туристские потоки в страны Южной Америки относительно слабы. Так, доля прибытий составляет 10%, а поступлений - 9%. Это результат политической нестабильности и слабого экономического положения в регионе.

Информация о работе Развитие международного туризма