Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 12:28, реферат
Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики.
 Однако информация  о развитии международного туризма  не является абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки.
Международный туризм: особенности развития на современном этапе.
Туризм занимает значительное 
место в международных 
 Однако информация 
о развитии международного 
 Кроме того, понятие 
«туризм» имеет несколько 
 В положении о 
лицензировании международной 
В настоящее время туризм классифицируется:
По целям: маршрутно-познавательный; спортивно-оздоровительный; самодеятельный, в том числе с активными способами передвижения; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыжный; фестивальный; охотничий; экологический; шоп-туризм; религиозный; учебный и др.;
по степени мобильности: передвижной; стационарный; смешанный;
по форме участия: индивидуальный; групповой; семейный;
по возрасту: зрелый; молодежный; детский; смешанный; по продолжительности: однодневный; многодневный; транзитный;
по использованию транспортных средств: автомобильный; железнодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; комбинированный;
по сезонности: активный туристский сезон, межсезон (полусезон), несезон;
по географии: межконтинентальный; международный (межрегиональный); региональный; местный; приграничный;
по способу передвижения: пешеходный; с использованием традиционных транспортных средств; с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздушный шар, дельтаплан).
Международный туризм оказывает влияние на развитие как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования международный туризм также будет развиваться.
Основными факторами, влияющими на развитие выездного туризма в высокоразвитых странах, являются экономические и социальные, прежде всего рост личных доходов граждан (потенциальных туристов) выше пределов, достаточных для удовлетворения необходимых потребностей.
Туристы являются потребителями основных, дополнительных и сопутствующих услуг.
Основные туристические услуги регламентируются договором на туристское обслуживание и путевкой. К таким услугам, как правило, относятся: размещение; питание; транспортные услуги, включая трансферт; экскурсионные услуги.
Дополнительные услуги имеют весьма широкий спектр и занимают при развитой инфраструктуре туризма до 50% от общего объема дохода. К ним относятся: дополнительные экскурсии, не вошедшие в перечень основных услуг; физкультурно-оздоровительные услуги; медицинские услуги; культурно-зрелищные и игровые мероприятия и др.
К сопутствующим услугам относятся: обеспечение сувенирами, туристской символикой; торговое, валютно-кредитное, информационное и прочее обслуживание; услуги специальных видов связи, предоставление индивидуальных сейфов и др.
 К субъективным причинам 
относится деятельность 
 Развитие международного 
Под поступлениями от международного туризма понимается плата за товары и услуги, произведенная иностранными туристами во время их пребывания в стране, за исключением прибыли от дополнительной занятости и оплаты международного транспорта.
Хотя первое место по значимости международного туризма для национальных хозяйств отводится поступлениям валюты, наряду с получением прибыли возможна и значительная утечка валюты. Развивающиеся страны вынуждены импортировать значительное количество продуктов и товаров для туристов, а также необходимое оборудование для индустрии туризма. По подсчетам Мирового банка, на импорт товаров для туристов приходится 15-55% поступлений в зависимости от развития экономики и ориентированности туристической индустрии на местные ресурсы. Также существует импорт, обусловленный воздействием «демонстрационного эффекта». Туристы, приезжая из промышленно развитых стран, демонстрируют товары лучшего качества и расширенного ассортимента, что является «живой» рекламой и способствует импорту иностранных потребительских товаров.
 Велико значение туризма 
и для рынка рабочей силы. По 
данным американских 
Фирмы, оказывающие туристические услуги, можно объединить в две группы: продавцы услуг (оказывающие услуги) и посредники.
 Продавцы услуг 
обеспечивают их основной 
Основными посредниками являются регулярные и чартерные авиалинии, операторы туров, турагенства и фирмы.
Всемирная туристская организация (World Tourism Organization, WТО) была основана в 1975 г. в качестве преемника Международного союза официальных туристских организаций.
 Генеральная Ассамблея 
ООН с согласия ЭКОСОС 
Местонахождение — Мадрид (Испания).
Основными целями ВТО являются:
Все члены ВТО подразделены на три группы:
действительные члены (суверенные государства);
ассоциированные члены;
присоединившиеся члены.
Ассоциированными членами ВТО могут быть любые государственные территории или группы территорий, не несущие самостоятельной ответственности за свою внешнюю политику, а присоединившимися членами ВТО — любые межправительственные или негосударственные организации, действующие в сфере, представляющей интерес для туризма, а также коммерческие организации и объединения, деятельность которых имеет отношение к задачам или полномочиям ВТО (например, авиакомпании, гостиницы, банки, исследовательские институты, издательские группы и др.)
ВТО имеет следующую структуру:
Генеральная ассамблея;
Исполнительный совет;
секретариат.
Генеральная ассамблея, состоящая из представителей действительных членов, является высшим органом ВТО. Очередные сессии собираются раз в два года, при особых обстоятельствах могут быть созваны и внеочередные сессии. Ассамблея может обсуждать любой вопрос, находящийся в сфере деятельности ВТО.
Государства — члены ВТО распределены по шести региональным комиссиям:
Африка,
Америка,
Восточная Азия и Тихий океан,
Европа,
Ближний и Средний Восток,
Южная Азия.
Исполнительный совет избирается Генеральной ассамблеей с соблюдением равноправного географического представительства таким образом, что на пять действительных членов приходится один член Совета. Испания входит в Совет как страна местонахождения ВТО. Кроме того, в Совет входят по одному представителю от ассоциированных и присоединившихся членов без права решающего голоса.
Исполнительный совет собирается не реже двух раз в год. Совместно с генеральным секретарем он принимает все необходимые меры по осуществлению решений и рекомендаций Ассамблеи и докладывает ей и ходе их выполнения. В своей деятельности он опирается на ряд комитетов.
Во главе секретариата стоит генеральный секретарь, избираемый Генеральной ассамблеей по рекомендации Исполнительного совета сроком на четыре года с возможностью повторного избрания. Он является законным представителем ВТО и опирается в своей работе на поддержку заместителя и координатора по общим вопросам. Генеральный секретарь ответственен перед Ассамблеей и Советом, выполняет указания обоих органов, представляет Совету доклады о деятельности ВТО, а также проекты программы и бюджета. Генеральный секретарь назначает региональных представителей, которым поручено поддерживать отношения с ассоциированными и присоединившимися членами.
Согласно данным ВТО в мире насчитывается 15 стран, специализирующихся на туристических услугах, в которых поступления от туризма превышают доходы от экспорта, нередко во много раз. К ним относятся небольшие островные государства в зоне влажных субтропиков и тропиков — Барбадос, Сейшельские острова и др. У 45 стран поступления от туризма превышают 1/4 часть от объема экспорта. Это в основном развивающиеся государства со слабо развитой экономикой. Исключение составляют Австрия, Испания, Португалия и др.
К сожалению, в настоящее 
время рекреационный потенциал 
России используется слабо. Среди основных причин слабого развития внутреннего 
туризма можно отметить следующие: отсутствие 
твердых гарантий частной собственности, 
экономическая нестабильность в стране, 
низкий уровень сервиса и деловой культуры, 
отсутствие телекоммуникационных средств, 
экологические проблемы. Несмотря на проблемы, 
тормозящие развитие туризма, Россию ежегодно 
посещает несколько миллионов туристов 
(3,1 млн в 2002 г. Согласно результатам опросов, 
в среднем иностранный турист тратит в 
нашей стране около 1000 долл. США за поездку 
(без учета стоимости турпакета). Таким 
образом, показатель «чистого экономического 
благосостояния» России возрастает более 
чем на 3 млрд. долл. США в год. .  
Россия — самое большое по площади государство 
мира. Освоение туристических ресурсов 
такой страны, как Россия, невозможно без 
развитой транспортной сети. В настоящее 
время одним из наиболее широко используемых 
видов транспорта в стране является железнодорожный 
транспорт. В этой связи одним из перспективных 
видов туризма в России может стать железнодорожный 
туризм. Важным сегментом туристического 
рынка в России может стать организация 
специализированных туристско-экскурсионных 
поездов по заранее спланированным маршрутам. 
Возможен, например, маршрут «Русский 
Север» (Москва — Псков — Новгород — Санкт-Петербург 
— Москва). Железнодорожный туризм активно 
развивался в советский период, когда 
организовывались однодневные туристические 
поезда: «Поезд здоровья», «Снежинка», 
«Лыжник» и др. 
Туризм в России может стать фактором 
регионального развития, в частности, 
аграрных, депрессивных, пионерных районов, 
малых и средних древнерусских городов. 
В нашей стране представляется также важным 
совмещать развитие перспективного в 
международном плане экологического туризма 
с проблемами развития природоохранных 
территорий и решением экологических 
проблем. 
Информация о работе Международный туризм: особенности развития на современном этапе