Разработка туристских маршрутов в Иссык-Кульской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 12:29, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы - исследование и разработка новых коммерческих туристских маршрутов для предложения на рынок, экономический эффект от их внедрения.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 128.78 Кб (Скачать)

 

 

Что означает понятие «нитка маршрута»:

 

Нитка маршрута, разработанная по топографической карте района маршрута, представляет собою следующую последовательность ориентиров: пункт старта, опорные ориентиры дневных переходов, места туристских биваков и пункт финиша. В случае маркированных маршрутов (например, маркированных маршрутов экологических походов, экскурсионных экологических троп) нитка маршрута не только нанесена на карту, но так или иначе обозначена (маркирована) на местности.

 

 

Какую творческую работу (по содержанию) следует выполнить при  разработке нитки туристского маршрута.

 

 При разработке маршрута вновь главными факторами, которые принимаются во внимание, являются цели (в данном случае цели, отдыха, познания). Готовый маршрут должен способствовать наиболее эффективному их достижению, без лишних физических, организационных, финансовых затрат. При разработке маршрута выполняется следующая творческая работа с топографической картой и иными информационными материалами.

· Определяется необходимая протяженность маршрута и продолжительность (с учетом состава группы, намеченных целей).

· Из всех присутствующих на маршруте, выбираются конкретные целевые туристско-познавательные объекты посещения.

· Определяются конкретные удобные для достижения намеченных туристско-познавательных объектов, посещения пункты приезда (пункты начала маршрута) и пункты отъезда группы с маршрута.

· Определяются места организации биваков и больших привалов, которые должны в максимальной степени удовлетворять задачам безопасности, отдыха и оздоровления участников, а так же выполнению экскурсионно-познавательных задач.

· Определяется тактическая схема маршрута (линейная, кольцевая, с участками радиального движения).

· Определяются пути достижения намеченных главных рекреационно-познавательных объектов и пунктов организации обеденных привалов и биваков (трасса движения группы).

· Маршрут, вследствие выше указанных действий, разбивается на отдельные, посильные для участников, дневные переходы определенной протяженности.

· На дневных переходах намечаются опорные ориентиры для точного движения по маршруту (точечные, линейные, площадные).

 

Что мы вкладываем в понятие  целевых туристско-познавательных объектов на маршруте.

 

На маршруте, пользуясь картой и иными источниками информации, необходимо определить один или несколько целевых туристско-познавательных объектов. Это объекты маршрута наиболее интересные туристам для посещения; удовлетворяющие их познавательные запросы, способствующие их полноценной рекреации в природных условиях («изюминки» будущего маршрута). Такими объектами могут являться: локальные участки района с живописными ландшафтами, озера или группы озер, маркированные экологические экскурсионные тропы, сельские музеи народного творчества, ремесел и т.д. Например, характерными целевыми объектами маршрутов по Иссык-Кульской области являются озеро Иссык-Куль, «Мертвое озеро», множество наскальных рисунков (петроглифов). В таком пункте маршрута Вы можете запланировать полудневку, или дневку с проведением экскурсии, и запасом времени для осмотра намеченных достопримечательностей.

 

Оптимальная протяженность пешеходного и лыжного маршрутов.

 

 На маршруте намечаются наиболее удобные и подходящие пункты для обеденных привалов и организации полевых лагерей для ночлегов (биваков). Определив в районе похода пункты биваков, Вы автоматически разобьете нитку маршрута на ряд дневных переходов. Надо учитывать, что протяженность и продолжительность таких переходов должна диктоваться конкретным составом участников (их возрастом, состоянием здоровья). Мы уже отмечали выше, что дневные переходы должны быть посильными для участников и не вызывать у них чрезмерного физического и психического утомления. Объем и интенсивность проделанной участниками работы на маршруте должны соответствовать нормам физической рекреации. Дневные переходы планируются с учетом постепенного возрастания физических и эмоциональных нагрузок на участников. Обычные для оздоровительных походов параметры протяженности маршрута указаны в таблице 1.

Количественные параметры рекреационно-оздоровительных  лыжных и пеших маршрутов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Таблица 3.1.

 

Класс похода

Продолжительность (дн)

Протяженность (км)

 

Туристская прогулка

До одного дня

До 15-20км

 

Поход выходного дня

До 3-х дней

30-50км

 

Многодневный поход

Нет требований

Нет определенных требований. До 20 км в день.

 

 

Как определить места на туристском маршруте для организации биваков и больших привалов?

 

 Биваки и пункты больших  обеденных привалов необходимо намечать в местах безопасных и с наличием чистой воды, пригодной для приготовления горячего питания. Лучше привалы и биваки располагать в лесной зоне, для приготовления пищи на костре, и организации вечернего отдыха у костра. При этом надо постараться выбрать места биваков не просто пригодные, но и потенциально наиболее подходящие для полноценного отдыха. Это может быть озеро с возможностью рыбалки и купания (летом), живописный высокий брег реки, место, пригодное для проведения развлекательных мероприятий. Удобно, чтобы места обеденных привалов, биваков были намечены рядом с запланированными для посещения экскурсионными или рекреационными объектами. Если маршрут проходит по территории национального парка, или иным известным рекреационным территориям пункты отдыха туристов могут быть специально оборудованы и обозначены на туристской карте (как и историко-культурные памятники и экскурсионные объекты). При разработке маршрута лыжного похода, можно не «привязывать» места биваков к отмеченным на карте источникам воды (вода «под ногами» в любом месте). Для организации туристских лагерей, в данном случае на карте следует найти лесные массивы. Здесь туристам обеспечена защита от ветра и дрова для организации ночлега в зимних условиях (в том числе и для эксплуатации туристской разборной печки). Наиболее хороши для организации зимнего бивака и отдыха хвойные леса (ищите на карте лесные массивы с соответствующими пояснительными знаками).

 

 

 

 

Какие разновидности тактических  схем применяются при разработки туристского маршрута?

 

 

 Исходя из расположения в выбранном районе целевых рекреационных объектов и удобных пунктов старта и финишамаршрута, туристы определяют оптимальную тактическую схему разработки маршрута: линейную, кольцевую, комбинированную (с включением кольцевых участков и участков радиального движения). Здесь трудно дать какие либо особенные рекомендации. Главное, чтобы выбранная тактическая схема наиболее удовлетворяла решению поставленных рекреационных задач на маршруте. Понятно, что линейный маршрут (линейная тактическая схема) не предполагает проложения прямой линии движения на карте, а кольцевой - проложения линии движения по окружности в их геометрическом смысле. Линейный маршрут не замкнут, он имеет различные, удаленные друг от друга, пункты старта и финиша. В случае кольцевого (замкнутого) маршрута - предполагается единый пункт старта и финиша. В рекреационно-познавательных походах часто используется комбинированная схема маршрута с включением кольцевых участков на линейном в целом маршруте или участков радиального движения. Радиальные выходы осуществляются от мест бивака или привала к целевым объектам с последующим возвращением в исходный пункт по тому же пути. Применение радиального движения на маршруте позволяет туристам эффективно провести осмотр достопримечательностей, полнее насладится уникальными природными объектами (они не обременены походным грузом, не связаны узкими временными рамками).

 

 

 

 

Как выбрать оптимальный  путь (трассу) движения к местам расположения биваков и целевым объектам на маршруте?

 На основе анализа картографической и иной информации намечаются конкретные пути движения к экскурсионным, рекреационным объектам и местам биваков. По карте намечаются лесные, полевые (но не шоссейные, автомобильные!) дороги, идущие в нужных направлениях, иные линейные ориентиры для движения (просеки, берега рек.). В пешеходном походе предпочтение следует отдать отмеченным на топографической карте, удобным для движения туристов лесным или полевым дорогам, тропам (если они известны руководителю или описаны в специальных материалах). Напротив, следует ограничить протяженность переходов по просекам и бездорожью. Преодоление препятствий - не цель оздоровительного похода. Впрочем, в данном случае у нас нет «жестких» рекомендаций: многое зависит от состава конкретной группы и пожеланий участников. Таким образом, на карте определяется конкретная линия движения для каждого дневного перехода. Важно, чтобы эта линия пролегала по территориям, содержащим рекреационные ресурсы района.

 

Что такое опорные ориентиры  дневных переходов? В пределах каждого дневного перехода следует наметить ряд опорных ориентиров для движения. Данные ориентиры понадобятся в целях уверенного ориентирования и соблюдения намеченной нитки маршрута. Если на маршруте встречаются ряд известных, ожидаемых, опорных ориентиров, то, соответственно, есть уверенность в том, что не сбились с намеченной линии движения. В качестве опорных ориентиров маршрута служат различные ориентиры местности: точечные (перекрестки дорог, отдельные здания, мосты и пр.); линейные (дороги и просеки, используемые для движения или пересекаемые во время движения, берега рек, границы между лесными массивами и полями и т.д.); площадные (населенные пункты, озера, небольшие лесные массивы).

В заключение проделанной «черновой» работы следует оценить намеченный маршрут в целом: пригодность  пункта приезда к началу маршрута и пункта отъезда, привлекательность  выбранных рекреационных и познавательных объектов, удобство и надежность выбранных  путей движения к ним, логичность выбранной тактической схемы  маршрута, мест организации биваков  и т.д. Исходя из масштаба карты, необходимо еще раз тщательно (строго по линии  предполагаемого движения) измерить протяженность всех намеченных дневных переходов; определить общую протяженность маршрута и сравнить ее с намеченными параметрами для конкретной группы туристов. При необходимости в намеченный маршрут вносятся необходимые коррективы, и окончательная линия маршрута наносится на карту с указанием условным знаком (Д) пунктов старта, финиша и мест всех полевых ночлегов (биваков).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Составление туристского маршрута в Иссык-Кульской области.

 

 

2.1. Природные условия и рекреационные ресурсы Иссык-Кульской области.

 

Иссык-Кульская область занимает восточную часть Кыргызской Республики (41°-43° северной широты ,76°-81° восточной долготы). Граничит на востоке и северо-востоке с Казахстаном, на юго-востоке с Китаем, на западе и на юго-западе с Нарынской, на северо-западе с Чуйской областями.

Население 424,7 тысяч человек. Площадь 43,5 тыс.км2 ,что составляет 22% территории КР. Областной центр - город Каракол.  Протяжённость территории с востока на запад - 390 км, с севера на юг - 210 км. Область расположена на высоте 1600-7439 м над уровнем моря.

Территория подразделяется на 2 основные части: Иссык-Кульскую котловину и Иссык-Кульские сырты, раскинувшиеся к югу от хребта Терскей Ала-Тоо до границы с Китаем. На севере котловину окаймляет хребет Кунгей Ала-Тоо, на юге Терскей Ала-Тоо. Сближаясь на востоке и западе, они образуют закрытое межгорное пространство. В этом пространстве расположена Иссык-Кульская котловина.

Территория области делиться на 5 административных районов: Аксуйский. Жетыогузский. Тонский. Тюпский и Иссык-Кульский. В области 3 города: Балыкчы, Каракол и Чолпон-Ата - город курорт; 6 посёлков городского типа; 189 сельских населённых пунктов.

На экономико-географическое положение  области влияет специфика горной местности рельефа. В современных  условиях огромное туристическое значение имеет автомобильная дорога Бишкек - Каракол через Боомское ущелье. Она связывает столицу страны с областью. В городе Балыкчы автомобильная дорога разделяется и ведёт в Каракол с севера и юга, а так же в Нарын. Важное социально-экономическое значение имеет железная дорога Балыкчы - Бишкек, построенная в годы ВОВ. Аэропорты Каракола, Чолпонаты, междугороднего аэропорта в пгт. Тамчы соединяют город Бишкек с городами СНГ и дальнего зарубежья. В будущем роль воздушного транспорта, несомненно, будет возрастать.

Ощутимую поддержку экономике  области принесёт ввод в эксплуатацию автодороги Чолпон-Ата - Алматы. Его окончательное строительство резко увеличит поток отдыхающих из соседних стран и в первую очередь, из Казахстана и Алматы. Естественно, что именно туризм станет основным источником жизнедеятельности области.

Рельеф охватывает одно из крупнейших и красивейших озёр планеты и  высочайшие горы Тянь-Шаня. Самый высокий  в Тянь-Шане горный узел Хантенгри расположен на крайнем востоке области. Он образован сочленением Меридионольного хребта и примыкающими к нему с запада несколькими широтными хребтами, которые превышают 5-6 даже 7км над уровнем моря. Пик Хантенгри достигает 7010м, а пик Победы - 7439м. В долинах разделяющих хребты, лежат самые крупные ледники Тяньшаня, в том числе и Энилчек. На крайнем Юге находится восточная часть хребта Какшаал. Севернее тянется цепь хребтов Энилчек-Акшыйрак-Борколдой, в общем снижающихся к западу. Ещё севернее находится цепь хребтов Сарыжаз, Кеолютоо. Акшыйрак, Жетимбел, Жетим.

За ним располагается система  хребтов Тескей Алатоо. На востоке перечисленные выше хребты, высоты которых, в общем, понижаются к западу, переходят в так называемые сырты. Сырты - плоские возвышенные пространства, превышающие 3,5км над уровнем моря. Общепризнанной жемчужиной не только области, но и всего Тяньшаня является Иссык-Кульская впадина. В рельефе дна впадины по съемкам разных лет выделяют 2 подводных террасовых комплекса, связанных с этапами накопления осадков, в процессе которого уровень озера поднимался с абсолютной отметки 400м (15-20 млн. лет назад) до 1674м. Один из основных элементов рельефа, глубоководная равнина, располагается на глубине 500-600м. Максимальная глубина 668м приурочена к одной из меридиональных ложбин на меридиане примерно села Бостери. Нижний террасовый комплекс на глубине 200-350м образован падающей к центру озеру поверхностью слившихся дельт и кольцевым уступам до глубины 500м. Верхний террасовый комплекс можно назвать «отмелем», который располагается на глубине от 0 до 5метров и ограничен кольцевым уступом, подошва которого доходит до глубины 100-200м.

Информация о работе Разработка туристских маршрутов в Иссык-Кульской области