Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 07:04, курсовая работа
В современном мире процесс обслуживания потребителей играет большую роль. Обслуживание — любое действие, совершаемое одной стороной для другой стороны, имеющее нематериальный характер и не приводящее к возникновению права собственности, на что бы то ни было. Обслуживание может быть, а может и не быть связано с физическим продуктом. Потребности населения постоянно растут благодаря многим факторам, следовательно, нужно повышать качество предоставляемых услуг, искать новые методы по их улучшению.
Введение…………………………………………………………………….…..…3
1. Теоретические основы обслуживания………………………………………6
1.1 Особенности предоставления гостиничных услуг………………..…6
1.2 Виды обслуживания………………………………………………..…12
1.3 Роль обслуживания в организации сервисной деятельности……...15
2. Специфика процесса обслуживания в гостиницах …………………………21
2.1 Исследование рынка гостиничных услуг города Новосибирска…...21
2.2 Участники процесса обслуживания…………………………………25
2.3 Факторы, влияющие на организацию процесса обслуживания……32
3. Совершенствование процесса качества обслуживания ……………………39
3.1 Основные пути повышения качества процесса обслуживания……39
3.2 Пути повышения качества процесса обслуживания в гостиничной индустрии………………………………………………………………………...42
Заключение…………………………………………………………………….…47
Список использованных источников…………………………………………...51
Работа персонала гостиницы, особенно тех, кто непосредственно контактирует с клиентами, требует особого умения и желания находить общий язык с самыми разными людьми, поскольку среди постояльцев гостиницы бывают богатые и бедные, молодые и пожилые, спокойные и вспыльчивые, трезвые и пьяные, представители разных национальностей и специальностей, а также криминальные элементы.
Несмотря на современные методы обслуживания, когда клиенты могут забронировать отель или оплатить услуги по интернету, они предпочитают прямой контакт с персоналом. Ведь компетентный работник всегда сможет сообщить интересную информацию о достопримечательностях страны пребывания, подсказать, как добраться до нужного места.
Вне зависимости от категории гостиницы персонал должен уметь создавать атмосферу гостеприимства, быть готовым доброжелательно выполнить просьбу гостя и обязательно проявлять терпение и сдержанность.
Таким образом, гостиничные услуги занимают особое место в сфере туризма и гостеприимства. Они имеют ряд факторов, присущих только этой индустрии. Желания потребителей являются приоритетными при оказании услуг исполнителем. Работа персонала в гостиничном бизнесе, как и в любом другом виде обслуживания, направлена на удовлетворение потребностей своих клиентов и создания им комфортных условий проживания.
Глава 2. Специфика процесса обслуживания в гостиницах
2.1 Исследование рынка гостиничных услуг города Новосибирска
В настоящее время гостиничный бизнес в России достаточно развит. За последние несколько лет больших масштабов достигло строительство гостиниц в крупных городах (Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Новосибирске).
Индустрия гостеприимства в Новосибирске стабильно развивается. Постоянный поток туристов, посещающих наш город, возрастает с каждым годом и для того, чтобы разместить их, имеются отели различных категорий.
Участники:
В ТОП - листе участвуют гостиницы Новосибирска, утвержденные экспертами гостиничного бизнеса с номерным фондом от 45 номеров.
Как проводился отбор участников:
На первом этапе аналитической группой «Деловой квартал» были проанализированы данные управления потребительского рынка мэрии города Новосибирска, определен список участников, а также наиболее важные показатели деятельности гостиниц. Затем гостиницам было предложено заполнить анкеты. Полученные данные были перепроверены.
По каким показателям ранжируются участники:
Основной ранжирующий показатель — количество номеров на 01.05.2011 г.
Дополнительные показатели — максимальная вместимость гостиницы, койко-мест; общая площадь инфраструктуры, кв. м; общая площадь конференц-залов, кв.м.
Принятые сокращения:
А— компании расположены в алфавитном
порядке.
Н/д— нет данных, т.е. компания не предоставила
данные.
Около 230 млн руб. - объем услуг гостиниц за январь - март 2011 г. в НСО;
57 - гостиниц работает в г. Новосибирске;
Почти 120 тыс. кв. м занимают гостиницы города Новосибирска; [6]
≈ 43%средняя загрузка отеля в Новосибирске на начало 2011 г. [7]
По предоставленным данным, был составлен рейтинг 9 самый крупных гостиниц Новосибирска (Приложение 3).
Согласно данным Росстата объем платных услуг новосибирских гостиниц и аналогичных средств размещения населению (млн. руб.) представляет собой такую тенденцию (таблица 2).
Таблица 2
Объем платных услуг новосибирских гостиниц (млн.руб.)
1 квартал 2010 г. |
2 квартал 2010 г |
3 квартал 2010 г |
4 квартал 2010 г |
1 квартал 2011 г | |
Новосибирская область |
204,17 |
304,71 |
238,99 |
277,45 |
229,76 |
Многие инвесторы не спешат
вкладывать в строительство крупных
современных отелей, предпочитая
строительство небольших
Сейчас в этом сегменте представлено порядка 20-25 отелей, ёмкость некоторых из них — не более 7-10 номеров. Плюс подобных проектов — уютная атмосфера, максимально приближенная к домашней. На Западе такие гостиницы обычно являются семейным бизнесом и обслуживаются членами одной семьи, а в Новосибирске ими управляют небольшие компании из нескольких человек. Конкурентным преимуществом таких проектов может стать неповторимая атмосфера и индивидуальный подход. Крупные сетевые проекты сильны за счет унифицированных стандартов, а мини-отели могут выиграть только за счет собственных «ноу-хау». По мнению собеседника, есть неудовлетворенный спрос на маленькие отели, в составе которых — качественные рестораны с национальным колоритом. [5]
Исходя из особенностей рынка гостиничных услуг, можно выявить некоторые тренды:
Непосредственные участники гостиничного бизнеса в Новосибирске – управляющие и директора отелей – поделились своими прогнозами:
Елизавета Гавриленко, управляющий отеля SKYPORT
«На ближайшую перспективу заявлено строительство — с последующим выходом на рынок — нескольких сетевых отелей. Если все они откроются в намеченные сроки, это может стать причиной появления избытка номерного фонда, что, возможно, повлияет на ценовую политику и спровоцирует некоторый демпинг со стороны других отелей с целью привлечь клиента. Но думаю, что владельцы строящихся отелей просчитывали все риски.»
Андрей Войнов, директор отель-центра «Аванта»
«В ближайшее время самым ликвидным сегментом станут отели категории три звезды — максимум прибыли при минимальных затратах. Сейчас же строятся гостиницы четвертой категории и выше. К сентябрю этого года поток клиентов достигнет своего максимума и неотъемлемой частью повышения спроса станет увеличение цены в среднем на 20%. Повышение ожидается в основном в бизнес-секторе — он является самым востребованным сегментом рынка.»
Марина Сербенюк, генеральный директор River Park Hotel
«В ближайшей перспективе ожидается открытие нескольких крупных отелей — заявлены проекты в трех- и в четырехзвездных сегментах. Рынок получит дополнительный объем качественного номерного фонда, потребитель — более широкий выбор в комфортном размещении. Я считаю, что заполняемость номерного фонда и востребованность гостиничных услуг Новосибирска в ближайшее время начнет снижаться. Пере- оценка емкости рынка усиливает конкуренцию и задает общую тенденцию демпинга. В долгосрочной перспективе это приводит к падению рентабельности бизнеса и, как следствие, снижению качества сервис.» [8]
Таким образом, можно сказать, что рынок гостиничных услуг в Новосибирске, несомненно, развивается. Наряду с крупными гостиницами, открываются частные. Международные гостиничные сети интересуются Новосибирском, городские власти пытаются инициировать гостиничные проекты, предоставляя для строительства гостиниц лучшие участки в городе.
2.2 Участники процесса обслуживания
Если считать обслуживание деятельностью исполнителя в непосредственном контакте с потребителем, то они и будут являться основными участниками процесса обслуживания.
Главную роль в процессе обслуживания, несомненно, играют потребители услуги, те, на кого рассчитаны предприятия гостеприимства.
Потребители гостиничных услуг:
Потребителей услуг (клиентов) можно разделить на две группы — регулярные (постоянные) и нерегулярные. Регулярные составляют половину клиентов; эта целевая группа представляет для отеля особый интерес.
В одном социологическом исследовании, проведенном в США в 2003 году, выяснилось, что регулярные деловые путешественники в среднем проводят 21 ночь вне дома во время своих поездок, причем в 76 % случаев пользуются услугами гостиниц или мотелей. Как правило, это менеджеры, торговые представители, высококвалифицированные специалисты с достаточно высоким уровнем образования и дохода. Большинство путешественников мужчины. Однако число женщин — деловых путешественников с каждым годом растет, что должно привести к росту доходов предприятий индустрии гостеприимства, поскольку женщины предпочитают пользоваться дополнительными услугами, например служб питания гостиниц, в большей степени, чем мужчины.
При опросе клиентов отелей был задан вопрос: «При равных условиях местонахождения, цен и чистоты в номерах отеля какие другие факторы являются наиболее важными при принятии решения?» Ответы распределились следующим образом:
а) наличие ресторана — 32 %;
б) качество обслуживания — 22 %;
в) обстановка комнат — 14 %;
г) контингент гостей — 11 %;
д) наличие тренажеров и оборудования для отдыха — 14 %;
е) предшествующий опыт — 10 %;
ж) безопасность — 3 %.
По результатам этого исследования были выделены три группы потребителей: непривередливые, чувствительные к цене и высокообеспеченные экстраверты (люди, психический склад которых направлен на окружающий мир и деятельность в нем). Для удовлетворения потребностей каждой группы существуют свои подходы.
Непривередливые
Составляют самую большую группу (36 %). Это менеджеры среднего и высшего уровней, мужчины и женщины, которые более всего заинтересованы в чистых, комфортабельных номерах со спокойной обстановкой по средним ценам. Эти люди не требуют каких-либо специальных мероприятий, устраиваемых отелями, не ищут общения с соседями по гостинице, не стремятся останавливаться в фешенебельных отелях или там, где их хорошо знают. Хотя у них уровень доходов выше, чем у чувствительных к цене путешественников, представители этой группы стремятся останавливаться в недорогих отелях. Это единственная группа, которая предъявляет конкретные требования к атмосфере гостиниц, за которые они готовы платить, - тишина и покой.
Чувствительные к цене
Вторая по численности группа (34 %). Ее представители готовы отказаться от многих удобств, чтобы сэкономить. В основном это торговые представители и менеджеры среднего звена, часто весьма ограниченные в средствах. Эти люди более общительны, для них очень важны бесплатные услуги, время работы ресторана, наличие холла, где можно найти собеседника. Обычно они более привержены торговым знакам и определенным наименованиям гостиничных предприятий, чем другие группы; участвуют в программах для постоянных посетителей как из-за предоставляемых скидок, так и по причине лояльности к известным брендам.
Высокообеспеченные экстраверты
Третья группа (30 %), представители которой выбирают наиболее дорогие гостиницы. Это, как правило, молодые состоятельные бизнесмены или менеджеры высшего звена, высококлассные специалисты. Они согласны только на самое лучшее обслуживание. Не заботясь о сбережении денег, они выбирают фешенебельные отели, отдают предпочтение рекреационным услугам, ресторанам с изысканным декором и превосходной кухней. Возможность приятно провести время для них важнее, чем сэкономленные деньги. Представители этой группы также склонны увеличивать время проживания в отеле за счет дополнительных дней для отдыха. Обычно они самостоятельно принимают решение о выборе отеля, но в большей степени подвержены влиянию друзей и коллег, чем другие группы, а также пользуются услугами турагентств или специализированных менеджеров своей корпорации для резервирования номера.
Женщины как особая категория потребителей
В основном женщины используют те же критерии при выборе гостиницы (месторасположение, цены и т.д.), что и мужчины, но их система приоритетов отличается от принятой мужчинами. В описанном выше исследовании две трети женщин поставили чистоту и привлекательность отеля как основание для выбора и только половина мужчин посчитали эти факторы заслуживающими внимания.
Информация о работе Процесс обслуживания: особенности и проблемы