Характеристика рынка въездного туризма в Приморском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 05:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ рынка на въездном направлении в туризме г Владивостока.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить характеристику рынка въездного туризма;
2. Изучить характеристику рынка въездного туризма в Приморском крае;

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 109.05 Кб (Скачать)

Будет также полезен международный  обмен опытом: участие в международных  выставках, ярмарках, международных  туристических форумах и т.д.

Государственное стимулирование для предприятий, занятых в сфере гостеприимства и туризма. Это могут быть кредиты, налоговые льготы, дотации из госбюджета и т.д. Хотелось бы отметить, что полезно было бы инвестировать в бюджетные гостиницы туристического класса, которых больше всего не хватает в России. На примере Екатеринбурга, следует отметить, что здесь, прежде всего, не хватает бюджетного номерного фонда приличного уровня для размещения иностранных и российских туристов.

Собственникам и менеджерам бизнесов, связанных с размещением  и обслуживанием туристов необходимо научиться оптимизировать затраты  своих предприятий для того, чтобы  уменьшить себестоимость услуг. Цены на туризм в России на 20% - 30% выше, аналогичных услуг в Азии и  в Восточной Европе. Высокие цены на услуги внутри страны, на авиаперелеты в нашу страну, на транспортное обслуживание внутри страны делают Российское направление непривлекательным для иностранных туристов.

 

 

 

 

 

2 Характеристика рынка въездного туризма в Приморском крае

2.1 Анализ современного состояния туристской отрасли в Приморском крае

Геополитическое положение  России как части и европейского, и азиатского континента, является главным фактором, определяющим ее самобытность и привлекательность  для туристов всего мира. Россия сегодня интересна туристам из любой  страны, т.к. она является местом преломления  и взаимопроникновения европейской  и азиатской культур. Плюс уникальные природные условия отдельных  регионов – в первую очередь российского  Дальнего Востока в целом и  Приморского края, в частности, которые  добавляют ей еще больше привлекательности  в глазах жителей урбанизированного  западного мира. После того, как  в 1992 г. г. Владивосток был открыт для иностранцев, Приморский край стал своего рода экономическими и культурными «воротами» России, стран СНГ и Европы в Тихоокеанском регионе мира. Открытие города дало возможность Владивостоку приобрести новых друзей. Главный порт Республики Корея Пусан, японские порты Ниигата, Акита, Хакодате стали побратимами Владивостока. Такой же чести удостоены американские города Сан-Диего, Джуно и Такома, китайский город-порт Далянь.

В Приморском крае сложились  следующие направления использования  рекреационного потенциала:

1) рекреационное пользование  населением края для удовлетворения  рекреационных потребностей (выходные  дни, ежегодные отпуска);

2) внутренний туризм  с выраженной сезонностью (высокий  сезон август-начало сентября) и  преобладанием рекреантов из южных районов российского Дальнего Востока, находящихся в пределах транспортной (прежде всего автотранспортной) доступности;

3) въездной туризм преимущественно  из стран АТР, основной поток  составляют жители КНР.

.

Спрос на местные ресурсы  отдыха со стороны дальневосточного населения РФ традиционно очень  высок. Территория Владивостока и прибрежной зоны южного Приморья уже многие десятилетия  является любимым местом отдыха населения  Российского Дальнего Востока.

Отдыхающие разделяются  на два потока: 1) круглогодичный въезд  для организованного отдыха в  санаториях, домах отдыха, пансионатах  и других подобных заведениях; 2) приходящийся только на купальный сезон - отдых жителей преимущественно южной части ДВР, находящейся в пределах автомобильной и железнодорожной доступности. Здесь, как правило, преобладает неорганизованный отдых.

Прибывающие рекреанты размещаются на пляжах, в транспортно доступных бухтах, при этом плотность размещения нередко превосходит все допустимые нормы. Снятие запретов на отдых на островах Русском, Попова, Рейнеке и Рикорда увеличило количество доступных пляжей. Но быстрый рост автомобилизации населения в еще большей степени увеличил количество стремящихся отдохнуть за короткое время в этих местах.

В области организованного  внутреннего туризма в крае работает ряд туристских организаций и  предприятий, организующих как активный природный отдых дальневосточников  на базах отдыха, турбазах, пансионатах, так и экологические и экскурсионные  маршруты.

В течение ряда последних  лет ежегодно:

- свыше 10 тыс. туристов участвует в многодневных природно-экологических маршрутах по линии самодеятельного и коммерческго туризма в Приморском крае;

- свыше 40 тыс. экскурсантов обслуживается туркомпаниями края;

- 250 - 300 тыс. человек отдыхает на турбазах и базах отдыха Приморского края;

- около 150 тыс. рекреантам предоставляются услуги санаторно-курортным комплексом края (санатории и санатории-профилактории).

К примеру, ООО «БМТ «Приморье» (г.Владивосток) и Фонд объединенных санаториев «Взморье» (г.Владивосток) реализует такие туристско-экскурсионные экологические маршруты, как «Изумрудное ожерелье Приморья», «Очарование Приморского лета»; «Царство птиц», «Здесь живут амурские тигры» и др. ООО «Туристическая фирма «Дальинтурист» (г.Владивосток) реализует комплексные туры «Земля у моря» и др. ООО «Лаки тур» (г.Владивосток) проводит комбинированные туры с экстремальной программой сплава по северным рекам Приморья и рыбной ловлей. ООО «Туристическая фирма «Татьяна» (г.Дальнегорск) традиционно осуществляет комплексные экологические туры «Путешествие в долину сказок и легенд», «Дальнегорск минералогический» и др. ООО «Турагентство Ольга» (г.Владивосток) проводит комбинированные туры по северному Приморью «Путем Лаперуза», «За живой водой Тернея». Лаборатория экологического образования Российского Зеленого Креста совместно с фирмой эколого-познавательного туризма «Пасификинтур» (г.Владивосток) обеспечивает насыщенный экомаршрутами активный природно-экологический отдых в созданном ею Историко-рекреационном туристском комплексе на о.Елены. Приморская Лига ходьбы «Женьшень» ежегодно реализует более 100 много- и однодневных туристско-экскурсионных маршрутов, имеющих экологическую, приключенческую, экстремальную, спортивно-оздоровительную и комбинированую направленность. Объем туристских услуг населению составил в 2010 г. 514,9 миллионов рублей, по сравнению с 2009 г. вырос почти в два раза (288,4 млн.руб. – 2009 г.). Он может быть еще более увеличен за счет жителей европейской части РФ, которых также возможно рассматривать как потенциальных туристов, стремящихся хотя бы однократно посетить край и город, поскольку Владивосток имеет особое символическое значение для жителей западных районов страны, и его рекреационная притягательность, известность, а главное – транспортная доступность гораздо выше, чем у других дальневосточных городов.

Развитие выездного туризма  жителей Приморского края не является потреблением рекреационных ресурсов территории, но оказывает влияние  на ее развитие через создание дополнительных рабочих мест и увеличение объема оказываемых услуг. Считается, что  это способствует оказанию услуг  в смежных отраслях в 7–8 раз больше, чем в самой туристической  отрасли. В 2010 г. в Приморском крае в туристских предприятиях работало 1,3 тыс. чел., и было оказано услуг на 335,3 млн. руб. В условиях неконкурентоспособности региона среди стран АТР (в Приморье, как и в России в целом, наблюдается отрицательное туристическое сальдо) выездной туризм (в котором преобладают коммерческие цели) является основой развития всей туриндустрии края.

В 2009 году по линии выездного туризма туристскими агентствами и компаниями (крупными и средними) было отправлено за границу по туристическим путевкам - 488.9 тыс. российских граждан, (в 2007 году - 583.6 тысяч). Всего из края выехало на отдых в 2009 г. 793,2 тыс. российских граждан (в 1,8 раза больше, чем в 2008 г. (431,1 тыс.)). Туристские потоки из Приморья направлены, большей частью (97.1%) в страны Азии (Китай, Республика Корея, Сянган, Таиланд, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Малайзия, Япония, Вьетнам и т.д.). В этих странах бурно развивается индустрия туризма, создана развитая инфраструктура отдыха, они находятся в более выгодных природно-климатических условиях. Азия является сегодня лидером по объемам въезда (по прогнозам специалистов доля Азии в объеме въездного туризма увеличится с 14% в 1995 г. до 25% в 2020 г.). Находясь среди мощных соседей, имеющих развитую туристическую индустрию, Приморский край должен использовать свои конкурентные преимущества для превращения в конкурентоспособный туристический центр.

Иностранные туристы представляют наибольший интерес для развития туристской индустрии Приморского  края и Владивостока.

Каждый из них ежедневно  тратит в стране пребывания от 100 до 300 $ США (без учета посещения казино и игорных заведений), в то время  как российский турист в среднем – около 70 $ США.

Въездной международный  туризм в Приморском крае развивается  преимущественно в двух формах.

Первая – 2–3-дневный  заход круизных теплоходов в порт Владивостока с размещением туристов на борту теплоходов либо в гостиницах города. В этом случае туристы знакомятся только с городом, его достопримечательностями, магазинами, посещают игорные заведения, рестораны русской кухни и  пр. При том что в среднем каждый круизный турист тратит во Владивостоке значительно большую сумму, чем иные иностранные туристы, число заходов круизных лайнеров минимально и главное препятствие тому - чрезмерно высокие ставки портовских сборов (восемьдесят тысяч долларов США за заход в порт Владивосток).

Вторая – долгосрочное пребывание туристов с размещением  их в гостиницах города, т.е. более  цивилизованный и многоцелевой туризм. Такие отдыхающие более требовательны  к качеству туруслуг и к уровню инфраструктуры отдыха.

Рынок въездного туризма  Приморского края носит ярко выраженный региональный характер и обеспечивается большей частью жителями соседних стран  АТР. Основной поток въездного туризма  направлен со стороны КНР.

Менее 7% въездного потока в Приморье приходится на другие страны АТР. В целом удельный вес международного турпотока Приморского края (с учетом транзита) в международном турпотоке РФ в 2010 году составил: во въездном турпотоке – 4,1%, в выездном турпотоке - 10,2 %.Удельный вес международного турпотока Приморского края (с учетом транзита) в международном турпотоке РФ в рамках межправительственного Соглашения о безвизовом туризме между РФ и КНР в 2006 году составил: во въездном турпотоке – 47,4 %, в выездном турпотоке - 41,2 %.Средний объем внутреннего турпотока в 2010 году составил около 350 тыс. человек.

Все это приводит к тому, что совокупный вклад от туризма  в экономику Приморского края ежегодно возрастает: если в 2008 г. он составил 2,9 млрд. рублей, то в 2009 г. - 7, 57 (увеличился в 2,6 раза). В 2009 г. были организованы туры для 517.5 тысячи граждан России и для 27.2 тысячи граждан других стран. Кроме того, для 25.6 тысячи человек были проведены однодневные экскурсии. Объем оказанных населению санаторно-оздоровительных услуг составил 411.2 млн. рублей (122.8% от уровня предыдущего года).

 

 

Рисунок 1.1 - Динамика численности турфирм за 2005-2010 гг

 

2.2 Направления перспективного  развития туризма в Приморском  крае

В ближайшие годы приоритетными  направлениями для развития экономики  региона должны стать внутренний и въездной туризм, для чего в  крае имеются широкие возможности. Разнообразие ландшафта, флоры и  фауны создают благоприятные  условия для развития культурно-познавательного  туризма и индустрии отдыха. Уникальная природа позволяет развивать  в Приморском крае спортивно-оздоровительный  туризм (преимущественно охотничий, рыболовный и маршрутный) как для  российских, так и иностранных  туристов. Хорошие условия для  научного туризма (изучение флоры, фауны  или их представителей, геологии и  рельефа, археологии, культуры малых  народов и т.д.). Рекреационный  потенциал Приморского края используется в незначительной степени (не более  чем на 10% возможностей по оценке экспертов), однако, это не является лимитирующим фактором развития туристического комплекса. Основное внимание должно быть сосредоточено  на развитии инфраструктуры, позволяющей  вовлечь в экономически эффективное и социально-значимое использование большую долю этого ресурса. К сожалению, среди стран АТР только японцы отличаются повышенным интересом к познавательному туризму, менталитет большинства гостей Приморья ориентирует их на получение удовольствия от развлечений. В целом, в условиях отсутствия уникальных туристических объектов, туры в Приморье должны быть не столько тематическими, а комплексными - включать элементы различных видов туризма. Необходимо использовать возрастающий интерес к югу Приморья со стороны туристов Южной Кореи, численность которых за шесть лет выросла в три раза.

Очевидно, что в ближайшие  годы в общем потоке посещающих Приморье иностранцев по-прежнему будут преобладать  отдыхающие из КНР. Однако сохранять  ориентацию на «китайский» вариант  развития въездного туризма вряд ли целесообразно. Формирование современного, «цивилизованного» туризма в  городе возможно лишь при ориентации на требовательных туристов - рекреантов из развитых стран, и, прежде всего на отдыхающих из Японии и США. Эти туристы не только более требовательны, но и более платежеспособны. По экспертным оценкам ежедневные расходы туриста из Японии в Приморском крае составляют в среднем до 300 долл. США, в то время как турист из КНР способен потратить около 100 долл. США. Однако, эти данные не учитывают расходы туристов в казино и игорных заведениях, пользующихся большим спросом, а в ряде случаев являющихся основной целью приезда.

Притоку туристов из Канады, Новой Зеландии, Гонконга, Тайваня  также препятствует отсутствие современной  инфраструктуры и низкий уровень  турсервиса. Сегодня жители этих стран составляют незначительную часть в общем турпотоке, но они являются потенциальными потребителями рекреационных ресурсов города.

Статус Владивостока предопределяет благоприятность развития здесь  делового, конгрессного, научного туризма, и именно через эти формы отдыха возможно привлечение в Приморье жителей развитых стран АТР.

Ввиду транзитного положения  города в пределах трансконтинентального  коридора «Восток-Запад» потенциальный  спрос на местные ресурсы отдыха со стороны европейских стран  так же достаточно высок. Но отсутствие во Владивостоке современной туристской инфраструктуры пока еще ограничивает приток сюда туристов из европейских  стран.

Планируется, что к 2012 году ситуация кардинально изменится  и Приморский край будет принимать  более 1 миллиона иностранных туристов ежегодно. Для этого должны быть преодолены следующие сдерживающие факторы:

• неудовлетворительное состояние  туристической инфраструктуры - инженерной, транспортной, социальной и иной (гостиницы, предприятия общественного питания, аэропорты, морские и речные порты, автодороги и т.д.);

• отсутствие гостиниц категории 5*, 3*, нехватка средств размещения прочих категорий (98% некатегорийных средств размещения), отсутствие гостиниц, прошедших государственную классификацию средств размещения;

• высокие транспортные расходы, связанные с въездом  в Россию, Дальневосточный регион при одновременном низком уровне платежеспособности основной части  рекреантов - жителей Дальнего Востока России и КНР;

Информация о работе Характеристика рынка въездного туризма в Приморском крае