Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 17:23, курсовая работа
В этой курсовой работе я постараюсь раскрыть природу конфликта, определить её причины, указать способы управления конфликтной ситуацией, раскрыть правовые стороны понятия коллективных трудовых сопоров, их виды. Постараюсь разобрать сущность разрешения проблемы коллективных трудовых споров, которые являются неотъемлемой частью прав каждого человека, который вступает в трудовые отношения. Определить гарантии лицам, участвующих в разрешении конфликтных трудовых спорах. Чтобы, вступая в трудовые отношения можно было с уверенностью сказать: “я знаю свои права и могу их отстоять и защитить”.
Введение.
Глава 1. Природа конфликта.
Глава 2. Трудовые споры.
Глава 3. Коллективные трудовые споры.
Глава 4. Разрешение коллективных трудовых споров.
Глава 5. Гарантии для работников в связи с разрешением коллективного трудового спора.
Заключение.
______________________________
Семенков. В.И., Артёмова В.Н., Василевич Г.А. Трудовое право.
Учебник. 1997 г.
Гусов К.Н. Толкунова В.Н. Трудовое право России: учебник 3-е изд. перераб. и дополн. М. Юрист -2001 г. С. 394-396.
3 Коллективные
трудовые споры.
3.1
Понятие коллективного
трудового спора.
При заключении, изменении или прекращении коллективных договоров и соглашений, а также в процессе их применения нередко возникают разногласия между работниками и нанимателями. Социологические исследования показывают, что причины этих противоречий носят социально-экономический характер и чаще всего связаны с задержкой выплаты заработной платы, повышением интенсификации труда, остановкой производства, массовым увольнением работников и другими нарушениями трудовых прав и интересов трудящихся. При возникновении разногласий работники обычно обращаются в профсоюз и пытаются разрешить их путем переговоров с правомочными на то должностными лицами.
Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления или изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии в организации актов, содержащих нормы трудового права – ФЗ “О порядке разрешения коллективных трудовых споров”.
Конституция РФ предусматривает право на коллективные трудовые споры и их разрешение в порядке установленном федеральным законом, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37).
Сторонами коллективного трудового спора являются работники и работодатели, которые осуществляют свои полномочия через представителей.
Представителями работников – органы профессиональных союзов и их объединения, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами.
В случае, если у нанимателя работает более 50% работников - не членов профсоюза, то от имени этих работников стороной спора может быть орган, избранный на общем собрании либо конференции большинством голосов от общей численности этих работников.
Профсоюзы (объединения профсоюзов) являются традиционными представителями работников в трудовых отношениях, в том числе и в трудовых спорах. Деятельность профессиональных союзов регулируется Федеральным Законом: “О профессиональных союзах и гарантии их деятельности”. Профессиональные союзы вправе по просьбе своих членов и других граждан обращаться в суд с исковым заявлением в защиту их трудовых и социально-экономических прав. С этой целью профсоюзы могут иметь службы правовой помощи и другие необходимые органы, компетенция которых определяется уставами профсоюза и актами законодательства РФ.
Представителями работодателей – руководители организаций, наниматели или другие лица, полномочные в соответствии с уставами организации.
В
трудовом споре профкома
другой спорящей стороной
является так же руководитель,
его администрация
как субъект правоотношения
с профкомом. Спор
между советом трудового
коллектива и администрацией
решается общим собранием
трудового коллектива.
3.2
Предмет, стороны и виды
коллективных трудовых
споров.
Предметом коллективных трудовых споров являются права и интересы работников, касающиеся социально-экономических условий их труда и быта.
Под социально-экономическими условиями труда и быта, в связи с установлением или изменением которых могут возникнуть коллективные трудовые споры, понимаются положения:
-организации труда и повышения эффективности производства;
-нормирования, форм, систем оплаты труда, иных видов доходов работников;
-размеров тарифных ставок и служебных окладов, доплат и надбавок к ним;
-индексации заработной платы (доходов);
-создания здоровых и безопасных условий труда, улучшения охраны здоровья, гарантий медицинского страхования членов трудового коллектива и их семей, охраны . окружающей среды;
-заключения и расторжения трудовых договоров;
-обеспечения занятости, подготовки, повышения квалификации, переподготовки, трудоустройства высвобожденных работников;
-регулирования внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда;
-строительства, содержания и распределения жилья, объектов социально-культурного назначения;
-организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей;
-создания условий для повышения культурного уровня и физического совершенствования работников и др.
По признаку субъекта следует отличать коллективный трудовой спор от индивидуального, т.к. среди индивидуальных трудовых споров встречаются споры, которые носят коллективный характер. Именно они вызывают наибольшее число ошибок в выборе процедуры разрешения.
Например, претензия группы работников по поводу задержки заработной платы должна рассматриваться в порядке индивидуального трудового спора. Однако если сроки выплаты заработной платы определены локальным нормативным актом, т.е. коллективным договором, спор о соблюдении обязательств нанимателем может принять коллективный характер, при условии, что стороной спора выступит сторона, подписавшая указанный акт.
Коллективные трудовые споры об установлении, изменении или прекращении социально-экономических условий труда и быта работников принято называть спорами интересов.
Коллективные трудовые споры о невыполнении либо толковании коллективных договоров, соглашений имеются спорами о применении коллективных договоров, соглашений.
Наряду
с указанными видами
споров существует деление
коллективных трудовых
споров на споры материального
и процедурного характера.
Коллективные трудовые
споры материального
характера предполагают
разногласия по содержанию
трудовых прав и интересов
работников. К процедурным
спорам относятся коллективные
трудовые споры, связанные
с нарушением правовых
норм, регламентирующих
участие профсоюзов
в решении вопросов
установления коллективных
условий труда и порядка
разрешения коллективных
трудовых споров.
______________________________
ФЗ РФ “О порядке разрешения коллективных трудовых споров”. От 23.11.95г. № 175
Зыкова И.В. Трудовое право: курс лекций. – М. 2006г. Стр.193
Сергунькин Н. Трудовые споры на предприятиях. М. Социономия. 2005г. Стр. 4.
Глава 4.
Разрешение коллективных
трудовых споров.
Новые социально-экономические условия создают объективные предпосылки для увеличения количества и изменения характера трудовых конфликтов в современной России. Становление рынка, многообразие форм организации и применения труда, противоречивость интересов участников трудового процесса, непрофессиональный кадровый и производственный менеджмент, несовершенство законодательства, а так же множество других факторов воздействуют на структуру, виды, формы выражения и способы разрешения трудовых споров.
Не случайно в ст. 37 Конституции РФ получило закрепление права на индивидуальные и коллективные трудовые споры. Впервые на самом высоком нормативном уровне была поставлена задача построения такой системы способов разрешения трудовых споров, которая должна обеспечить приоритет признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Данный конституционный принцип получил своё развитие в положениях Трудового кодекса РФ.
Правовые
основы, порядок и
способы разрешения
трудовых коллективных
споров, а так же
порядок реализации
права работников
на забастовку установлены
гл. 61 Конституции
РФ, ФЗ № 175 от 23.11.1995
г “О порядке разрешения
коллективных трудовых
споров”, Законом РФ
“О ”О коллективных
спорах и договорах”
от 11.03.1992 г. с последующими
изменениями и дополнениями.
Ст. 46 Конституции РФ
предусматривает право
всех на судебную защиту.
Порядок разрешения
трудовых споров регулируется
гл. XVI КЗоТ.
4.1.
Порядок разрешения
трудовых споров.
Процедуры разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров различны.
Процесс разрешения коллективного спора предусматривает ряд примирительных процедур, проводимых работодателем (его представителем), с одной стороны, и коллективом работников (его представителями) – с другой. Примирительные процедуры представляют собой стадии (этапы) единого процесса разрешения коллективного трудового спора. Это обусловлено тем, что коллективный спор это спор об интересе, который носит в основном экономический характер. Он как правило возникает в ходе установления новых или изменении существующих условий труда.
К примирительным процедурам в соответствии со ст. 398 ТК РФ относятся: рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения:
а) примирительной комиссией;
б) сторонами (возможно с участием посредников);
в) в трудовом арбитраже.
Поэтапное рассмотрение коллективных трудовых споров в примирительных органах, примирительные процедуры и сроки их рассмотрения в совокупности составляют порядок разрешения коллективных трудовых споров.
Примирительные процедуры, направленные на разрешение коллективного трудового спора, должны проводиться в сроки, установленные законодательством. В случае необходимости эти сроки могут быть продлены по соглашению сторон коллективного трудового спора.
В случаи возникновения разногласий между нанимателем и работниками разрешение коллективного спора условно можно разделить на несколько этапов.
Первым этапом является, проведение общего собрания трудового коллектива организации, на котором формулируется, и утверждаются требования работников, направляемые в письменной форме работодателю. Собрание считается правомочным, если на нём присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов.
Работодатель обязан предоставить работникам или их представителям необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (её) проведению. Он так же обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников и сообщить о своём решении представителю работников в письменной форме в течении 3-х рабочих дней со дня получения требований. Если он все требования удовлетворит, то разногласия сторон погашаются, и спора не возникает.
Копия требований, оформленной в письменной форме, может быть направлена в службу по урегулированию коллективных трудовых споров. В этом случае указанная служба обязана проверить получение требований другой стороной коллективного трудового спора.
День, в котором наниматель сообщает решение об отклонении всех или части требований работников или день истечения установленного срока для уведомления профсоюза о своём решении считается началом коллективного трудового спора.
Каждая из сторон в любой момент с начала коллективного трудового спора вправе обратиться в службу по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора. И ни одна из сторон не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.
Служба
по урегулированию коллективных
трудовых споров –
система органов (подразделений)
в составе органов
исполнительной власти
по труду (на уровнях
РФ, субъектов РФ
и местного самоуправления)
предназначенная для
организации примирительных
процедур и участия
в них. Работники службы
пользуются правом беспрепятственного
посещения организации
в целях урегулирования
коллективных трудовых
споров, выявления и
устранения порождающих
их причин.
4.2
Примирительная комиссия.
Основным и обязательным этапом разрешения коллективного трудового спора является рассмотрение его примирительной комиссией.