Трудовые пенсии по инвалидности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 06:11, курсовая работа

Краткое описание

Статья 7 Конституции РФ [3], принятой всенародным голосованием 12.12.1993, провозглашает Россию социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Статья 39 Конституции РФ конкретизирует данные нормы и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Также определяется, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Следует иметь в виду, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. При этом законы и иные правовые акты не должны ей противоречить (ст. 15 Конституции РФ) [3].

Оглавление

Введение
Трудовая пенсия по инвалидности
Понятие инвалидности
Понятие трудовых пенсий по инвалидности
Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности
Порядок установления трудовой пенсии по инвалидности
Страховой стаж трудовой пенсии по инвалидности
Размер трудовой пенсии по инвалидности
Определение размера трудовой пенсии по инвалидности
Фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Пенсии по инвалидности.doc

— 379.50 Кб (Скачать)

Для установления факта наличия страхового стажа для лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, необходимо, чтобы страховые взносы ими или за них были уплачены хотя бы один раз. При этом законодательство устанавливает следующие особенности уплаты страховых взносов, которые связаны с данной категорией лиц.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) [11] плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) [7] страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

а) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица;

б) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в вышеприведенных п. «а» и «б», исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию. В целях указанного Закона иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

Таким образом, в отношении самозанятого населения возможно два варианта уплаты страховых взносов.

Первый вариант, когда страховые взносы уплачивают другие лица. Согласно ст. 7 Закона № 212-ФЗ [11] и индивидуальные предприниматели осуществляют уплату страховых взносов за лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, при выплате им вознаграждения по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Согласно ст. 15 названного Закона [11] страховые взносы уплачиваются в этом случае ежемесячно. Их размер определяется величиной выплат, начисленных в течение календарного месяца, а уплата взносов осуществляется не позднее 15 числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором были начислены указанные выплаты.

Второй вариант, когда лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, сами уплачивают страховые взносы. Согласно ст. 14 указанного Закона [11] размер страховых взносов, уплачиваемых данной категорией страхователей, определяется исходя из стоимости страхового года - произведения минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенного в 12 раз. Согласно ст. 16 указанного Закона [11] лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, должны уплатить всю сумму страховых взносов за текущий календарный год до 31 декабря этого года. При этом периодичность уплаты страховых взносов не установлена (следовательно, это может быть один платеж в течение года). Соответственно, с того момента, когда будет произведена первая уплата страхового взноса, у лица, самостоятельно обеспечивающего себя работой, возникает право на трудовую пенсию по инвалидности.

Теперь перейдем к вопросу об определении момента возникновения отношений по обязательному социальному страхованию у граждан, работающих по трудовому договору.

Согласно п. 1 ст. 10 Закона № 173-ФЗ [8] в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Постановлением КС РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П [18] приведенные положения данной статьи признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части. В то же время упомянутым Постановлением положения данной статьи в той мере, в какой они закрепляют безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, направлены на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и исполнения обязательств Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами, признаны не противоречащими Конституции РФ.

С учетом приведенных положений Постановления КС РФ из ст. 10 Закона № 173-ФЗ [8] следует, что для приобретения страхового стажа с целью получения права на пенсию гражданину необходимо выполнять на территории России работу и (или) иную деятельность, быть застрахованным в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании и вступить в отношения по обязательному пенсионному страхованию. При соблюдении этих условий для исчисления страхового стажа не имеет значения фактическая уплата страховых взносов, поскольку это является обязанностью страхователя (за исключением случаев, когда одно лицо, например индивидуальный предприниматель, является одновременно застрахованным и страхователем и само за себя уплачивает страховые взносы).

Согласно п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ [7] застрахованными лицами являются граждане РФ: работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением некоторых категорий лиц, обучающихся в образовательных учреждениях), а также по авторскому и лицензионному договору; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой); являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; работающие за пределами территории России в случае уплаты страховых взносов в соответствии со ст. 29 данного Закона [7], если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; священнослужители; иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с указанным Законом.

Что касается определения момента заключения трудового договора застрахованного лица с работодателем, то, как указывает Э.Н. Бондаренко, «в законе нет ясности по поводу момента заключения трудового договора. Собственно, о том, когда трудовой договор считается заключенным, в Трудовом кодексе вообще не говорится. Статья 61 ТК РФ устанавливает лишь момент вступления договора в силу со дня подписания сторонами (как общее правило)» [31].

С научной точки зрения трудовой договор считается заключенным с момента достижения работником и работодателем соглашения по всем условиям этого договора [44, с. 332]. Однако момент достижения указанного соглашения должен быть обозначен какими-либо внешними действиями. Анализ ст. 61 ТК РФ [4] позволяет сделать вывод о том, что в качестве таких действий следует рассматривать либо подписание трудового договора (в данном случае совпадают заключение и оформление договора), либо фактический допуск работника к работе (здесь заключение договора предшествует его оформлению, которое осуществляется в порядке ст. 67 ТК РФ). Однако установлением момента заключения трудового договора существующие проблемы не исчерпываются.

Согласно ст. 61 ТК РФ [4] трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.

Таким образом, указанная статья предусматривает дату подписания договора, дату фактического допуска к работе, дату вступления договора в силу и дату (день) начала работы. В зависимости от того, каким образом был заключен трудовой договор, эти даты могут частично совпадать и не совпадать. Если договор заключен в результате фактического допуска работника к работе, то он однозначно вступает в силу со дня его допуска. При этом следует иметь в виду, что в данном случае договор считается заключенным в тот момент, когда работник узнал о том, что работодатель допустил его к работе [44, с. 430-431.]. Поскольку это может произойти за несколько дней до начала работы, день допуска к работе может не совпадать с днем ее начала. При подписании договора он может вступить в силу как с даты его подписания, так и с более поздней даты, если это предусмотрено договором или законом.

При несовпадении дат заключения и вступления в силу трудового договора возникает вопрос: с какого момента у работодателя возникает обязанность по обязательному социальному (в частности, пенсионному) страхованию работника? Согласно подп. 1 п. 1 ст. 9 Закона № 165-ФЗ [6] отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.

Этому положению соответствует ч. 4 ст. 61 ТК РФ [4], которая гласит: если работник не приступил к работе в день начала работы, установленный в соответствии с ч. 2 или 3 настоящей статьи, то работодатель имеет право аннулировать трудовой договор. Аннулированный трудовой договор считается незаключенным. Аннулирование трудового договора не лишает работника права на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию при наступлении страхового случая в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.

Из приведенных положений следует, что если инвалидность наступила у гражданина после заключения им договора, но до вступления последнего в силу, то гражданин имеет право на трудовую пенсию по инвалидности. Однако подобный вывод представляется неправильным как с теоретической, так и с практической точек зрения.

Как указывает Е.А. Ершова, на практике неизбежно возникает ряд вопросов: во-первых, какова правовая природа аннулирования трудового договора; во-вторых, что означают весьма спорные слова: «трудовой договор считается незаключенным»; в-третьих, может ли «аннулированный», «незаключенный» трудовой договор тем не менее порождать правовые последствия? [32, с. 24].

Обоснованной представляется точка зрения, согласно которой условия об обязательном социальном страховании начинают действовать после вступления в силу заключенного трудового договора [44, с. 286], что соответствует пенсионному законодательству.

На основании интерпретации ст. 10 Закона № 173-ФЗ [12], данной в вышеуказанном Постановлении КС РФ [18], можно сделать вывод о том, что в страховой стаж включаются те периоды работы и (или) иной деятельности, когда у работодателя существует обязанность уплачивать за работника страховые взносы (исполнение или неисполнение работодателем этой обязанности на исчисление страхового стажа не влияет). Согласно ст. 7 Закона № 212-ФЗ [11] объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, начисляемые физическим лицам по трудовым договорам. Следовательно, без возникновения обязанности произвести выплаты по трудовому договору у работодателя не может возникнуть обязанности по уплате страховых взносов. Законодательство об оплате труда, предусматривающее в том числе и обязанность работодателя оплатить труд работника, распространяется на работника с даты начала работы [42, с. 232]. Как было показано выше, дата начала работы всегда следует после даты вступления договора в силу либо может с ней совпадать. Таким образом, до вступления договора в силу у работодателя отсутствует обязанность выплачивать работнику заработную плату, порождающая, в свою очередь, его обязанность уплачивать страховые взносы. Следовательно, период между заключением трудового договора и вступлением его в силу не может включаться в страховой стаж, при наступлении инвалидности в этот период лицо не имеет права на трудовую пенсию по инвалидности. Однако здесь следует сделать оговорку. Поскольку ст. 8 Закона № 173-ФЗ допускает для приобретения права на пенсию наличие минимального страхового стажа (хотя бы периодом в один день), то все вышеизложенное относится к трудовому договору, который заключается человеком впервые в жизни. Если трудовой договор заключен хотя бы во второй раз (т.е. до этого человек уже работал и приобрел страховой стаж), то работник будет иметь право на трудовую пенсию по инвалидности даже в случае наступления таковой в период между заключением и вступлением этого договора в силу.

Из вышеприведенного анализа очевидно, что ст. 9 Закона № 165-ФЗ [6] и ч. 4 ст. 61 ТК РФ [4] противоречат ст. 10 Закона № 173-ФЗ [8] и ст. 6 Закона № 167-ФЗ [7], а также основным теоретическим положениям социального страхования. Как указывает Э.Г. Тучкова, «целевое назначение социального обеспечения застрахованных - это, как правило, возмещение полностью или частично утраченного застрахованным заработка в результате наступления события, признаваемого законодателем страховым случаем. Страховые платежи - это часть рабочей силы, то есть часть не прибавочной стоимости, вновь создаваемой, а необходимого для производства рабочей силы продукта в виде заработной платы, в том числе отложенной на будущее в форме страховых взносов» [43, с. 405]. Таким образом, социальное страхование напрямую связано с заработной платой. До вступления трудового договора в силу у работодателя не возникает обязанность выплачивать заработную плату, а у работника, следовательно, право ее получать. Но если нет заработной платы, значит, нечего откладывать на будущее в форме страховых взносов и нечего возмещать полностью или частично при наступлении страхового случая. Кроме того, пока у работодателя не возникла обязанность производить выплаты по трудовому договору, он не может быть признан страхователем в смысле ст. 6 Закона № 167-ФЗ [7], поскольку не обязан уплачивать за работника страховые взносы.

Информация о работе Трудовые пенсии по инвалидности