Трудовые пенсии по инвалидности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 06:11, курсовая работа

Краткое описание

Статья 7 Конституции РФ [3], принятой всенародным голосованием 12.12.1993, провозглашает Россию социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Статья 39 Конституции РФ конкретизирует данные нормы и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Также определяется, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Следует иметь в виду, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. При этом законы и иные правовые акты не должны ей противоречить (ст. 15 Конституции РФ) [3].

Оглавление

Введение
Трудовая пенсия по инвалидности
Понятие инвалидности
Понятие трудовых пенсий по инвалидности
Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности
Порядок установления трудовой пенсии по инвалидности
Страховой стаж трудовой пенсии по инвалидности
Размер трудовой пенсии по инвалидности
Определение размера трудовой пенсии по инвалидности
Фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Пенсии по инвалидности.doc

— 379.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

  1. Трудовая пенсия по инвалидности
    1. Понятие инвалидности
    2. Понятие трудовых пенсий по инвалидности
  2. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности
    1. Порядок установления трудовой пенсии по инвалидности
    2. Страховой стаж трудовой пенсии по инвалидности
  3. Размер трудовой пенсии по инвалидности
    1. Определение размера трудовой пенсии по инвалидности
    2. Фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности

Заключение

Список использованных источников

3

5

5

13

 

18

18

31

41

41

 

46

55

59


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Статья 7 Конституции РФ [3], принятой всенародным голосованием 12.12.1993, провозглашает Россию социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Статья 39 Конституции РФ конкретизирует данные нормы и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Также определяется, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Следует иметь в виду, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. При этом законы и иные правовые акты не должны ей противоречить (ст. 15 Конституции РФ) [3].

Тем самым принятие специальных пенсионных законов, соответствующих Конституции РФ, служит необходимой государственной гарантией реализации права на пенсионное обеспечение.

Статья 5 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [8] устанавливает три вида трудовых пенсий, которые существуют в нашей стране: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Данные виды пенсий являются традиционными для отечественного пенсионного права.

Выделение в качестве самостоятельного вида пенсий по инвалидности  осуществляется законодателем в связи с состоянием здоровья субъекта (пенсии по инвалидности) или, иначе говоря, по так называемым социальным мотивам.

Инвалиды нуждаются в особой социальной поддержке, и поэтому в любой развитой пенсионной системе существуют пенсии по инвалидности, назначаемые независимо от факта достижения общеустановленного пенсионного возраста.

В государственной пенсионной системе изначально должен присутствовать протекционизм по отношению к инвалидам, предусматривающий особые условия их пенсионного обеспечения.

Наступление инвалидности в системе обязательного социального страхования, составной частью которой является обязательное пенсионное страхование, является страховым случаем, возникновение которого влечет за собой обязанность страховщика установить и выплачивать соответствующее страховое обеспечение.

Целью выпускной квалификационной работы является исследование вопросов трудовой пенсии по инвалидности.

Содержание указанной цели определило задачи:

  • дать понятие инвалидность и понятие трудовых пенсий по инвалидности;
  • изучить условия назначения трудовой пенсии по инвалидности
  • рассмотреть размер трудовой пенсии по инвалидности.

Объектом выпускной квалификационной работы являются правоотношения, возникающие в связи с назначением трудовых пенсий по инвалидности.

Предметом являются нормы действующего законодательства, касающиеся вопросов правового регулирования трудовых пенсий по инвалидности,  юридическая и иная литература, относящаяся к рассматриваемой теме.

Методологической основой выпускной квалификационной работы послужили такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.

Раскрытие темы предполагает изучение ряда нормативных актов, а также научной литературы, монографий, методических разработок, пособий и материалов периодических изданий.

Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составляют труды российских авторов, в то или иное время исследовавших указанные вопросы.

    1. ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ ПО ИНВАЛИДНОСТИ

 

    1. Понятие инвалидности

Инвалидность (от лат. invalidus - слабый, немощный) - нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [40, с. 55].

Понятие инвалидности и критерии разграничения трех ее групп были закреплены в Законе РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 года. Инвалидность определялась как нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или к существенным затруднениям в жизни [25].

Новое законодательство существенно изменило концепцию инвалидности. В преамбуле Конвенции «О правах инвалидов» Генеральная Ассамблея ООН признала, что инвалидность - эволюционирующее понятие и является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и средовыми барьерами, которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими (п. «е») [2]. Так, например, гипертоническая болезнь, даже стойкая, не является поводом к установлению инвалидности; если же гипертония привела к осложнению в виде инсульта и параличу конечностей, человеку оформляется инвалидность.

Данной Конвенцией определен круг лиц, к которым относятся инвалиды. Это лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. В данном определении содержится перечисление различных функциональных нарушений, а также социологические элементы, что дает возможность учитывать местные особенности и концепции развития личности в различных культурно-социальных условиях.

Развивая положения международных актов, российский законодатель сформулировал понятие «инвалид». В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [9] (далее – Закон № 181-ФЗ) инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Понятие «инвалид» конкретизируется во многих федеральных законах - например, в Законе РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральном законе от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в Федеральном законе от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в некоторых других.

Как правильно отмечает М. Акатнова, инвалидность заключает в себе риск социального исключения, дискриминации со стороны здоровых членов общества и социальных институтов, приводящей к социальной недостаточности индивида, то есть к его невозможности полноценно функционировать в обществе [26, с. 19.]. Поэтому лица, признанные инвалидами нуждаются в особой защите со стороны государства и общества.

Законом определены несколько видов ограничений жизнедеятельности: во-первых, нарушение функций самообслуживания, во-вторых, нарушение функций передвижения и, в-третьих, нарушение контроля за своим поведением, а также нарушение ориентации, общения, обучения, а также способности к трудовой деятельности.

Исторически в России понятия «инвалидность» и «инвалид» связывались с понятиями нетрудоспособности и болезни.

Специалисты долгое время рассматривали понятие «инвалидность», отталкиваясь преимущественно от биологических предпосылок, расценивая ее возникновение в основном как следствие неблагоприятного исхода лечения. Зачастую методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. В связи с этим социальная сторона проблемы была сужена до нетрудоспособности как основного показателя инвалидности.

В настоящее время некоторые из пережитков прошлого остались, во внимание принимается только социальный аспект: в определении указывается на необходимость социальной защиты инвалида, но ничего не говорится о необходимости многопрофильной реабилитации, использующей социальные, экономические, психологические, образовательные и другие необходимые технологии.

В целом инвалидность должна рассматриваться как проблема деятельности человека в условиях ограниченной свободы выбора, которая включает в себя несколько аспектов: правовой, социальный, психологический, общественно-идеологический, экономический, анатомо-функциональный.

Инвалидность означает значительное число различных функциональных ограничений. Люди могут стать инвалидами вследствие физических, умственных или сенсорных дефектов, состояния здоровья или психических заболеваний. Такие дефекты, состояния или заболевания по своему характеру могут быть постоянными или временными.

1.2 Порядок и условия признания лица инвалидом определены Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (далее - Правила) [15].

Согласно п. 5 Правил к условиям признания лица инвалидом относится:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию [7].

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации [20].

Критерием для определения первой группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к резко выраженному ограничению одной из категории жизнедеятельности либо их сочетанию. Критерии установления 1 группы инвалидности:

  • неспособность к самообслуживанию или полная зависимость от других лиц;
  • неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц;
  • неспособность к ориентации (дезориентация);
  • неспособность к общению;
  • неспособность контролировать свое поведение.

Критерием для установления второй группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности либо их сочетанию. Показания к установлению 2 группы инвалидности:

  • способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
  • способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
  • неспособность к трудовой деятельности или способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц;
  • неспособность к обучению или способность к обучению только в специальных учебных заведениях, или по специальным программам в домашних условиях;
  • способность ориентации во времени и в пространстве, требующая помощи других лиц;
  • способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
  • способность частично или полностью контролировать свое поведение только при помощи посторонних лиц.

Информация о работе Трудовые пенсии по инвалидности