Трудовые пенсии по инвалидности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 06:11, курсовая работа

Краткое описание

Статья 7 Конституции РФ [3], принятой всенародным голосованием 12.12.1993, провозглашает Россию социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Статья 39 Конституции РФ конкретизирует данные нормы и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Также определяется, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Следует иметь в виду, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. При этом законы и иные правовые акты не должны ей противоречить (ст. 15 Конституции РФ) [3].

Оглавление

Введение
Трудовая пенсия по инвалидности
Понятие инвалидности
Понятие трудовых пенсий по инвалидности
Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности
Порядок установления трудовой пенсии по инвалидности
Страховой стаж трудовой пенсии по инвалидности
Размер трудовой пенсии по инвалидности
Определение размера трудовой пенсии по инвалидности
Фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Пенсии по инвалидности.doc

— 379.50 Кб (Скачать)

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от следующих обстоятельств:

  • причины инвалидности (исключением является случай, предусмотренный пунктом 4 статьи 8 Закона № 173-ФЗ, т.е. при наступлении инвалидности вследствие совершения лицом умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке);
  • продолжительности страхового стажа застрахованного лица (однако, имеет значение полное отсутствие страхового стажа, что предусмотрено в п. 4 данной статьи);
  • продолжения инвалидом трудовой деятельности. Трудовые пенсии – это тип пенсий, являющийся обеспечением по обязательному пенсионному страхованию, который призван компенсировать утраченный работником заработок (доход). Поэтому в принципе он не совместим с получением пенсионером заработка (дохода) от трудовой деятельности, продолжающейся после назначения такой пенсии. Данное положение особенно актуально для трудовой пенсии по инвалидности, устанавливаемой лицам, имеющим ограничения способности к трудовой деятельности. Однако законодатель не обусловил назначение и выплату трудовой пенсии, в том числе по инвалидности, необходимостью прекращения или сокращения застрахованным лицом своей трудовой деятельности.

Связано это решение с тем, что существующий уровень трудовых пенсий в Российской Федерации нельзя считать достаточным для обеспечения материальной независимости пенсионера, а результаты реформирования пенсионной системы положительным образом отразятся только на будущих поколениях пенсионеров.

Кроме того, некоторые реабилитационные программы, установленные для инвалидов, предусматривают возможность осуществления ими трудовой деятельности с учетом сохранившихся у них профессиональных возможностей или в специально созданных для этого условиях (например, на дому).

Ввиду этого п. 3 ст. 8 Закона № 173-ФЗ допускает возможность установления трудовой пенсии по инвалидности независимо от продолжения инвалидом трудовой деятельности, а п. 4 ст. 18 Закона № 173-ФЗ разрешает выплату этой пенсии без каких-либо ограничений всем пенсионерам, в том числе работающим.

  • от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

Система обязательного пенсионного страхования защищает ее участника от риска утраты или сокращения заработка (дохода) при наступлении инвалидности, повлекшей ограничение способности к трудовой деятельности, вне зависимости от того, когда это с ним случилось - когда он состоял на работе или был безработным по тем или иным причинам (еще не поступил на работу или уже уволился с работы).

Для возникновения права на трудовую пенсию по инвалидности важно другое - чтобы гражданин был застрахован в системе обязательного пенсионного страхования. Этого статуса он не потеряет, даже если прекратит работу или иную деятельность, на которой он подлежал такому страхованию.

То есть если гражданин был когда-либо застрахован в системе обязательного пенсионного страхования, то независимо от рода своих занятий в дальнейшем он сможет рассчитывать (при наступлении инвалидности, повлекшей ограничение способности к трудовой деятельности) на трудовую пенсию по инвалидности. Другое дело, что размер этой пенсии будет зависеть от суммы перечисленных за него страховых взносов в Пенсионный фонд.

Возможна ли ситуация, при которой гражданин, до наступления инвалидности не успевший поступить ни на какую работу, оказался застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования? Да, такая ситуация возможна.

Признание лица инвалидом не исключает для него возможности осуществления посильной трудовой деятельности (если, разумеется, он не полностью утратил свою трудоспособность). В случае если после признания гражданина инвалидом он поступит на работу и в силу этого будет застрахован в системе обязательного пенсионного страхования, у него возникнет право на установление трудовой пенсии по инвалидности.

Изложенное регулирование закреплено как «противовес» прежнему регулированию, содержащемуся в Законе 1990 г. о государственных пенсиях. Так, ранее назначение пенсии по инвалидности независимо от продолжительности общего трудового стажа предусматривалось только при наступлении инвалидности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания (ч. 1 ст. 29 названного Закона), а также при наступлении инвалидности вследствие общего заболевания гражданам, ставшим инвалидами в возрасте до 20 лет (ч. 2 ст. 29 названного Закона). В остальных случаях для назначения пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания был необходим соответствующий трудовой стаж ко времени наступления инвалидности, установленный в зависимости от возраста гражданина (ч. 2 ст. 29 названного Закона).

Полное отсутствие у инвалида страхового стажа означает невозможность назначения ему трудовой пенсии по инвалидности. Соответственно, в этом случае согласно п. 4 ст. 8 Закона № 173-ФЗ инвалиду устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Законом № 166-ФЗ.

Причина инвалидности оказывает влияние так же на возникновение права на трудовую пенсию по инвалидности лишь в том случае, если инвалидность наступила вследствие совершения гражданином уголовно-наказуемого деяния, то есть преступления, предусмотренного УК РФ, а также если причиной инвалидности стало умышленное причинение гражданином вреда своему здоровью. В этих случаях гражданин не имеет права на получение трудовой пенсии по инвалидности, и ему назначается пенсия по инвалидности в системе государственного пенсионного обеспечения в соответствии с Законом № 166-ФЗ. Следует обратить внимание, что причинно-следственная связь между наступлением инвалидности и совершением гражданином преступления, а также между наступлением инвалидности и умышленным причинением гражданином вреда своему здоровью должна быть установлена в судебном порядке.

Несмотря на то, что совершение гражданином уголовно-наказуемого деяния и умышленное причинение вреда своему здоровью - два различных юридических факта, в части назначения трудовой пенсии по инвалидности закон устанавливает для них равные правовые последствия.

Негативные правые последствия, в части пенсионного обеспечения при получении инвалидности вследствие совершения гражданином преступления, имеют свою историю, и были предусмотрены в пенсионном законодательстве начиная с 1929 г. С некоторыми изменениями данная норма переносилась из одного пенсионного закона в другой, она имела место и в пенсионном законе 1956 г., где было установлено, что в тех случаях, когда инвалидность обратившегося за пенсией наступила в связи с совершением им преступления, за которое он был осужден к лишению свободы, пенсия по инвалидности назначается при условии погашения или снятия судимости.

В Законе РФ № 340-1 [25] данная норма отсутствовала, но она была трансформирована в дополнительное наказание за совершение уголовного преступления.

Данная норма полностью соответствует требованиям МОТ. В соответствии со ст. 32 Конвенции МОТ 1967 г. № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» [1] право на пенсию по инвалидности может быть утрачено, если страховой случай наступил вследствие уголовного преступления, совершенного данным лицом, или был преднамеренно вызван данным лицом.

Необходимо помнить, что трудовая пенсия по инвалидности - это обеспечение по обязательному пенсионному страхованию. В любой же современной страховой системе существует запрет на выплату «страховки» при искусственном или преступном вызывании страхового случая. Расходование совместных средств всех застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования на выплату пенсии по инвалидности человеку, который умышленно причинил вред своему здоровью для того, чтобы стать инвалидом и получать пенсию из общих страховых средств, или человеку, который стал инвалидом в результате совершения преступления против других людей, противоречило бы справедливости.

Ч. 3 ст. 55 Конституции РФ [3] допускает возможность ограничения федеральным законом прав одних граждан в целях защиты прав и законных интересов других лиц. Кроме того, система обязательного пенсионного страхования является солидарной.

В Законе № 173-ФЗ указанная норма носит строгий и безусловный характер, так как предусматривает лишение права на трудовую пенсию по инвалидности за совершение любого преступления независимо от его тяжести, и независимо от того, связанно ли назначение наказания с лишением свободы. Данная норма не ограничена временными рамками погашения или снятия судимости, а также не снимается с применением к гражданину акта амнистии.

Норма об отказе в назначении трудовой пенсии по инвалидности гражданам, получившим инвалидность вследствие умышленного причинения вреда своему здоровью, применена в Законе № 173-ФЗ впервые в истории российского, да и союзного пенсионного законодательства. Более того, аналогичная норма отсутствует и в пенсионных институтах и других стран.

Статья 9 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ) [10] устанавливает в качестве оснований для отказа в назначении застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности наступление временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или попытки самоубийства, а также наступление временной нетрудоспособности вследствие совершения застрахованным лицом умышленного преступления. Представляется, что указанная норма и норма Закона № 173-ФЗ, предусматривающая лишение права в аналогичных случаях права на трудовую пенсию по инвалидности, не являются сопоставимыми.

По мнению Ю.В. Беляниновой «применение столь строгих мер, как лишение права на трудовую пенсию по инвалидности, а также даже на пособие по временной нетрудоспособности, нельзя назвать полностью обоснованными. Умышленное причинение вреда своему здоровью, а уже тем более попытку суицида, человек совершает не с целью получить пенсию или какое-либо иное материальное пособие, а в силу сложившейся тяжелой жизненной ситуации - экономической, психологической, психического расстройства. За совершение умышленного вреда своему здоровью уголовной ответственности не установлено, и это не является преступлением. Однако лишение права на получение трудовой пенсии по инвалидности выступает в качестве пожизненного наказания материального характера, так как размер пенсии по инвалидности в системе государственного пенсионного обеспечения значительно ниже, чем размер трудовой пенсии по инвалидности. Заслуживает внимания и тот факт, что за период до причинения умышленного вреда своему здоровью за гражданина или самим гражданином уплачивались страховые взносы в системе обязательного пенсионного страхования, а также, если он имел право на формирование накопительной части трудовой пенсии по старости, у него образовался определенный размер пенсионных накоплений, которые в результате, по сути, конфискуются в доход бюджета Пенсионного фонда РФ или негосударственного пенсионного фонда, с которым у гражданина был заключен договор обязательного пенсионного страхования. Закон не предусматривает нормы о возврате данных средств в случае лишения гражданина права на получение трудовой пенсии по инвалидности, и утрата данных средств также является дополнительным материальным наказанием» [29].

Стоит отметить, что подобные инвалиды не лишаются права на пенсию вообще (поэтому здесь и не может быть речи о нарушении прав человека) - им не устанавливается только трудовая пенсия по инвалидности, финансируемая из солидарной системы обязательного пенсионного страхования.

Однако они вправе получить социальную пенсию, поскольку она финансируется из средств федерального бюджета (т.е. за счет налогов, уплачиваемых всеми членами общества на разные государственные нужды, в том числе и для содержания нетрудоспособных лиц) и имеет совершенно иную целевую направленность - предоставлять источник средств существования нетрудоспособным лицам, не имеющим какого-либо иного дохода.

При этом принципиально важно, что умышленный характер уголовно наказуемого деяния или нанесения ущерба своему здоровью, которые повлекли наступление инвалидности, устанавливает не орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а только суд, т.е. наиболее демократичный и независимый государственный институт.

Как предусмотрено в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 11 Закона № 166-ФЗ [5], право на социальную пенсию в соответствии с названным Законом имеют постоянно проживающие в России инвалиды I, II и III группы, в т.ч. инвалиды с детства, и дети-инвалиды. Указанным гражданам согласно п. 2 этой статьи устанавливается социальная пенсия по инвалидности. В статье 12 названного Закона [5] аналогично п. 1 ст. 8 Закона № 173-ФЗ указано, что признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Законом № 181-ФЗ.

    1. Страховой стаж трудовой пенсии по инвалидности

В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона № 173-ФЗ [8] трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа застрахованного лица. При этом сам факт наличия страхового стажа имеет значение: при полном отсутствии у инвалида страхового стажа вместо трудовой пенсии по инвалидности ему назначается социальная пенсия. В связи с этим для возникновения права на трудовую пенсию по инвалидности принципиальное значение имеет установление момента, с которого начинается исчисление страхового стажа.

Согласно подп. 4 и 5 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон № 165-ФЗ) [6] отношения по обязательному социальному страхованию возникают: у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем; у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - с момента уплаты ими или за них страховых взносов, если иное не установлено федеральными законами. Таким образом, Закон устанавливает различные условия определения момента исчисления страхового стажа для застрахованных лиц и лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой.

Информация о работе Трудовые пенсии по инвалидности