Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:24, реферат
Понятие субъекта права характеризуется такими правовыми категориями, как способность к правообладанию, само правообладание, способность к правореализации, реализация права и правонарушение, правовые последствия правообладания и правореализации (в том числе юридическая ответственность), наконец, юридические гарантии.
Введение………………………………………………………………………...
Глава 1. Граждане как субъекты трудового права……………………….
1.1. Работник как категория трудового права………………………………..
1.2. Содержание понятия трудовой правосубъектности работника………...
1.3. Способность к правообладанию и правореализации……………………
Глава 2. Правосубъектность иностранных граждан……………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………..
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истцом было допущено невыполнение заявок и отсутствие на рабочем месте 21 февраля 2002 года с 12 час. 48 мин до 17 часов и преждевременный уход с работы 26 февраля 2002 года с 15 час.40 мин., являющееся нарушением трудовой дисциплины.
Утверждение Климова, что 26 февраля 2002 года он ушел с работы в 16час. 10 мин, а не в 15.40 час. принципиального значения не имеет, т.к. и в этом случае преждевременный уход с работы имеет место и образует состав дисциплинарного проступка. Кроме того, хотя Климов и не покидал предприятие до 16 час. 10 мин.( если исходить из его утверждения), тем не менее, фактически он прекратил работу в 15 час. 40 мин.
Дисциплинарные взыскания наложены с соблюдением требований 192-193 Трудового кодекса РФ, поэтому оснований к их отмене не имеется. В связи с отказам в иске о снятии дисциплинарных взысканий не подлежит удовлетворению и иск Климова о взыскании компенсации морального вреда.»
Эти права и обязанности относятся ко всем работникам без исключения и независимо от того, причисляются ли они к категории рабочих (т.е. работников преимущественно физического труда) или служащих (работников, выполняющих организационные и распорядительные функции).
Глава 2. Правосубъектность иностранных граждан
На территории Российской Федерации правила, установленные настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан (ст. 11 ТК).
Top of Form 1
Реформирование социально-экономической сферы в России ставит ряд новых проблем в сфере применения норм трудового права. Необходимость усиления защиты трудовых прав граждан Российской Федерации, и, в первую очередь, права на защиту от безработицы, с одной стороны, и растущая потребность в использовании иностранной рабочей силы - с другой, предопределяют важность правовой регламентации такого вопроса, как порядок привлечения иностранных работников и определение их правового статуса.
Можно выделить следующие особенности трудовой правосубъектности лиц, не являющихся гражданами России, которые заключаются в следующем:
1) в особом (административно-
2) в особом (также административно-
3) в ограничении объема трудовой правосубъектности (невозможность использования труда иностранцев и лиц без гражданства на должностях государственной службы, связанных с выполнением функций публичной власти). [19]
Кроме того, правовой статус иностранных работников отличает и наличие специфических санкций, в частности, прекращение права на осуществление трудовой деятельности.
Иностранные граждане приобретают трудовые права и обязанности наравне с гражданами Российской Федерации за исключениями, о которых будет сказано ниже.
Иностранные граждане не могут быть судьями Конституционного суда, арбитражных судов и судов общей юрисдикции (Статья 119 Конституции Российской Федерации.) Также они могут поступать на службу в милицию, (Часть первая статьи 19 Закона РФ от 18.04.91 № 102601 «О милиции».), в таможенные органы (Статьи 1, 3 Федерального закона от 21.07.97 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».) и работать прокурорами или следователями прокуратуры (Пункт 1 статьи 40 Закона РФ от 17.01.92 № 2203-1 «О прокуратуре Российской Федерации».)
Иностранные граждане не могут быть государственными (Пункт 1 статьи 3 Федерального закона РФ от 31.07.95 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации».) и муниципальными (Пункт 1 статьи 7 Федерального закона РФ от 8.01.98 № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».) служащими.
Также иностранцы не могут входить в состав экипажа морского (Статья 41 Кодекса торгового мореплавания СССР.) или воздушного (Пункт 4 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации.) судна. Однако, в определенных случаях допускаются исключения из этих правил.[20]
Допуск лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. такой порядок установлен Постановлением правительства РФ от 22 августа 1998 года № 1003 «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне». В соответствии с пунктом 6 данного положения иностранные граждане допускаются к государственной тайне на основании международного договора, предусматривающего обязательства иностранного государства по защите передаваемых ему сведений, составляющих государственную тайну.
Правовой статус иностранных работников включает в себя санкцию, вытекающую из разрешительного порядка реализации их трудовой правосубъектности. Такой санкцией является лишение права на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Совершенно очевидно, что подобная санкция не может применяться к российским гражданам.[21]
Тем не менее иностранные работники имеют и некоторые льготы, по сравнению с российскими работниками, хотя эти льготы и не относятся к сфере трудовых отношений. Данные льготы вытекают из самой сущности привлечения иностранных работников. Так имущество. ввозимое в Российскую Федерацию иностранными работниками предприятий с иностранными инвестициями для собственных нужд, освобождается от взимания таможенной пошлины. ( Часть вторая статьи 24 Закона РФ от 4.07.91 № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР».)
Ряд особенностей выявляется и в отношении уплаты за иностранных работников страховых взносов в Пенсионный фонд, (См. письмо Пенсионного фонда РФ от 1.12.97 № ЕВ-16-28/8548 «Об уплате страховых взносов в ПФР за иностранных граждан».), однако в данной статье эти особенности не рассматриваются, поскольку не относятся к трудовой правосубъектности указанных лиц.
Заключение трудового договора с иностранными работниками
Основным нормативным актом, регулирующим привлечение в Российскую Федерацию иностранной рабочей силы является Указ Президента РФ от 16.12.93 № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы», которым было утверждено Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы (далее - Положение).
Для заключения трудового договора с иностранными гражданином работодатель должен представить в Федеральную миграционную службу России предложение (заключение) соответствующих органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения с обоснованием целесообразности привлечения и использования работодателем иностранной рабочей силы.
Указанные органы исполнительной власти при принятии решения о выдаче соответствующего предложения руководствуются принципом приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест и учитывают наличие на соответствующей территории равноценной рабочей силы. На вынесение положительного решения влияет также отсутствие возможности перераспределения трудовых ресурсов из других регионов страны.[22]
Таким образом, при обосновании целесообразности привлечения иностранной рабочей силы необходимо доказывать невозможность, либо крайнюю неэффективность привлечение на данную работу российских работников.
Значительные особенности заключения трудового договора с иностранными гражданами выявляются и на стадии предварительных переговоров. Учитывая указанный выше административно-разрешительный порядок привлечения на работу иностранцев, работодатель сначала проводит переговоры с иностранными работниками. Оговаривает условия контракта и представляет этот контракт в Федеральную миграционную службу, наряду с заявлением и предложением (заключением) органа исполнительной власти региона. Таким образом, после достижения соглашения по условиям контракта он тем не менее еще не является заключенным. Заключение его становится возможным лишь после получения разрешения от Федеральной миграционной службы. После заключения контракта работодатель направляет в Федеральную миграционную службу сведения об этом контракте.
Исходя из нормы, указанной в пункте 8 Положения трудовой договор с иностранными гражданином может быть заключен сроком не более чем один год, поскольку именно на этот или меньший) срок выдается разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения после окончания его срока может быть продлено, но не более чем на один год. Соответственно, на этот же срок продлевается и действие контракта.
Некоторая неопределенность выявляется в вопросе о возможности включения в трудовой договор с иностранным работником условия об испытании. Положение каких-либо ограничений на этот счет не содержит, в связи с чем представляется, что установление испытания возможно.
С другой стороны, когда обосновывается целесообразность привлечения иностранных работников предполагается, что они обладают необходимыми навыками и соответствуют работе, на которую их нанимают. Цель установления испытания - проверка соответствия работника поручаемой работе. Испытание позволяет определить степень профессиональной пригодности человека, наличие у него необходимых знаний, навыков, опыта.
И в этой ситуации установление испытания представляется не только нелогичным, но и неоправданным.
Но несмотря на всю свою нелогичность увольнение иностранного работника в связи с неудовлетворительным результатом испытания вполне законно. О последствиях такого увольнения будет сказано ниже.
В соответствии с пунктом 18 Положения установленный и порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы не применяется к лицам, которые: официально признаны беженцами; постоянно проживают на территории Российской Федерации; получили убежище на территории Российской Федерации; подали ходатайство о предоставлении статуса беженца и получили разрешение на временное проживание.
Указанный порядок также не применяется к иностранным гражданам:
деятелям науки и культуры, работающим на территории Российской Федерации в учреждениях, созданных в соответствии с межгосударственными соглашениями; работникам дипломатических и консульских учреждений. а также организаций. пользующихся дипломатически статусом, находящихся на территории Российской Федерации; религиозным деятелям, осуществляющим профессиональную деятельность на территории Российской Федерации в официально зарегистрированных религиозных организациях и обществах; членам экипажей российских морских и речных судов; студентам, проходящим производственную практику во время каникул в рамках программ российских образовательных учреждений высшего профессионального образования; корреспондентам и журналистам, аккредитованным в Российской Федерации; лекторам и инструкторам. Приглашаемым для чтения курса лекций и другой работы в российских академиях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
лицам, для которых определен иной порядок трудоустройства межгосударственными и межправительственными соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами.
Таким образом указанные лица приобретают особый вид трудовой правосубъектности. Их правосубъектность ограничена в определенных сферах деятельности (уже упоминавшийся запрет на службы в милиции, таможенных органах прокуратуре и т.д.), однако в отношении их не применяется разрешительный порядок их найма на работу.
Заключение, изменение и расторжение трудового договора происходит в общем порядке и не позволяет выявить какие-либо существенные различия по сравнению с соответствующими процедурами с участием российских граждан.[23]
Заключение
Понятие субъекта права характеризуется такими правовыми категориями, как способность к правообладанию, само правообладание, способность к правореализации, реализация права и правонарушение, правовые последствия правообладания и правореализации (в том числе юридическая ответственность), наконец, юридические гарантии. Здесь мы попытаемся приложить эти общие правовые категории к фигуре работника - том центре социально значимых интересов, на основе которого и сформировалось, собственно, трудовое право как одна из важнейших отраслей современного права. Именно работник, являясь единственным носителем способности к труду, занимает центральное место среди всех субъектов трудового права, призванных своей деятельностью создавать условия для эффективной реализации его способности к труду. Разумеется, в рамках статьи невозможно охватить все аспекты данной проблемы, поэтому остановимся лишь на проблеме трудовой правоспособности и дееспособности работника.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литература.
В главе 1 рассматривается понятие гражданина (работника) как субъекта трудового права. Приведены различные трактовки понятия «работник», используемые на различных этапах становления трудового законодательства. Так же определяется трудовая правосубъектность гражданина, пределы этой правосубъектности по действующему трудовому кодексу РФ. Определяется правообладание и правоспособность граждан. Приведены права работника и его обязанности как одной из сторон трудовых правоотношений (вторая сторона правоотношений – работодатель). Здесь же представлены примеры из судебной практики.
Во второй главе рассматривается правосубъектность иностранных граждан. Определены границы этой правосубъектности, права и обязанности этих участников трудовых отношений, которые немногим отличаются от прав и обязанностей российских граждан, за исключением некоторых ограничений, связанных, например, с запрещением занимания определенных должностей или выполнением работ иностранными гражданами.