Трудовое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 06:22, реферат

Краткое описание

Единство правового регулирования труда проявляется в том, что в содержании трудового законодательства имеются общие нормы, закрепляющие общие принципы правового регулирования труда всех без исключения работников и работодателей. К числу названных прежде всего относятся нормы-принципы, вытекающие из содержания ст. 2 ТК РФ. Основные права и обязанности работников и работодателей определены в ст. ст. 21, 22 ТК РФ. Данные нормы носят общий характер, применимы во всех ситуациях, связанных с реализацией источников трудового права. В силу чего они обеспечивают единство при регулировании отношений, составляющих предмет трудового права.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 66.79 Кб (Скачать)

Единство правового  регулирования труда проявляется  в том, что в содержании трудового  законодательства имеются общие  нормы, закрепляющие общие принципы правового регулирования труда  всех без исключения работников и  работодателей. К числу названных  прежде всего относятся нормы-принципы, вытекающие из содержания ст. 2 ТК РФ. Основные права и обязанности работников и работодателей определены в  ст. ст. 21, 22 ТК РФ. Данные нормы носят  общий характер, применимы во всех ситуациях, связанных с реализацией  источников трудового права. В силу чего они обеспечивают единство при  регулировании отношений, составляющих предмет трудового права. 

С другой стороны, существуют специальные нормы, которые призваны отразить специфику труда отдельных  работников или протекающего в особых условиях. Такие нормы обеспечивают дифференциацию при регулировании  отношений, входящих в предмет трудового  права. Можно выделить три вида норм, призванных обеспечить дифференциацию в правовом регулировании труда. Во-первых, можно выделить нормы, предусматривающие  дополнительные в сравнении с  общим законодательством о труде  льготы. Подобные нормы могут появиться  на различных уровнях правовой регламентации  труда: федеральном, межотраслевом, отраслевом, региональном, местном, локальном. Предоставление дополнительных льгот не вступает в  противоречие с вышестоящим по юридической  силе законодательством, поскольку  права и свободы человека и  гражданина объявлены высшей ценностью, которая составляет смысл деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и должна обеспечиваться правосудием. 

Во-вторых, среди  норм, обеспечивающих дифференциацию при регулировании труда, выделяют нормы, приспосабливающие общие  предписания к особенностям трудовой деятельности. Данный вид норм призван  обеспечить адаптацию общих норм к особенностям трудовой деятельности. К числу таких норм следует  отнести предписания об установлении суммированного учета рабочего времени, которые призваны обеспечить соблюдение общей продолжительности рабочего времени за учетный период, то есть приспособить общую норму к особенностям трудовой деятельности. Подобные нормы  не имеют в своем содержании ограничений  прав и свобод человека и гражданина в сфере труда. Поэтому они  также могут быть созданы на различных  уровнях правовой регламентации  труда. 

В-третьих, к числу  норм, обеспечивающих дифференцированное регулирование труда, необходимо отнести  нормы, устанавливающие изъятия  из общих правил. Установление таких  изъятий связано с ограничением прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции  РФ права и свободы человека и  гражданина, в том числе и в  сфере труда, могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и  безопасности государства. Следовательно, нормы, предусматривающие изъятия  из общих правил, могут быть включены исключительно в содержание федерального закона. Однако для применения этих норм при регулировании трудовых отношений недостаточно включения  этих норм в содержание федерального закона без внесения соответствующих  изменений в ТК РФ. Как следует  из ч. 8 и ч. 9 ст. 5 ТК РФ, федеральный  закон, противоречащий ТК РФ, может применяться после внесения в Кодекс соответствующих изменений. Поэтому дополнительным условием применения норм, ограничивающих права и свободы в сфере труда, является внесение соответствующих изменений в ТК РФ. Естественно, нормы, которые призваны изъять из применения общие правила, должны быть разработаны для достижения перечисленных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целей. Без указания цели, ради которой разработана и применяется норма, ограничивающая права и свободы человека и гражданина в сфере труда, ее реализация противоречит ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. 

Приведенная классификация  общих норм и норм, призванных обеспечить дифференциацию при правовом регулировании  труда, проявляется не только при  формальном выражении источников трудового  права, но и при их материализации в конкретные отношения, которые  таким образом превращаются в  правоотношения. Реализация норм трудового  права поставлена в зависимость  от волеизъявления представителей работодателя. В свою очередь, представители работодателя имеют непосредственную заинтересованность в ограничении трудовых прав и  свобод. Поэтому на практике чаще всего  появляются и применяются нормы, ограничивающие права и свободы, предусмотренные в ТК РФ и международно-правовых актах о труде. Тогда как нормы, устанавливающие дополнительные льготы работникам, применяются гораздо  реже. Представителям работодателя бывает выгодно не исполнять нормы, предусматривающие  дополнительные льготы для работников. В силу чего эти нормы не проходят путь от формального к материальному  выражению. В связи с чем приходится констатировать, что государство  не выполняет конституционную обязанность  по защите прав и свобод человека и  гражданина в сфере труда. 

Учебник "Трудовое право России" Миронов В. И. 

Конституция Российской Федерации гарантирует равенство  прав и свобод человека и гражданина. В трудовом праве это воплощается  в принципе равенства прав и возможностей работников. Этот принцип лежит в  основе трудовой правосубъектности, которая  одинакова для всех граждан, независимо от возраста, пола, национальности, расы и других признаков. Равенство как  принцип, способствующий единству трудового  права, обеспечивается также общими основаниями возникновения, изменения  и прекращения трудовых правоотношений. 

Вместе с тем  трудовое право регламентирует трудовые отношения разнообразных категорий  граждан, различающихся по профессиональным, возрастным, физиологическим, социальным, личностным и другим признакам, требующим  специального регулирования, что и  делает необходимой дифференциацию трудового права. Причем именно такая  дифференциация обеспечивает подлинное  равенство. 

В науке трудового  права все основания, определяющие дифференциацию трудового права, принято  разделять на две группы. Первая включает основания, обусловленные  объективными факторами, характеризующими место и условия работы. Эти особенности отражаются в регулировании рабочего времени и времени отдыха, охраны труда и иных институтов. 

Вторая группа оснований  дифференциации характеризует граждан, вступающих в трудовые отношения, т.е. учитываются половозрастные, физиологические  особенности работника, состояние  его здоровья, характер трудовой связи  работника и предприятия. Эти  обстоятельства предопределяют особенности  в регулировании труда женщин, подростков, инвалидов, пенсионеров, иными  словами, субъектная дифференциация конкретизирует применение правовых норм к различным  субъектам не в силу исполнения ими  трудовых обязанностей в специфических  условиях, а вследствие особых свойств, характеризующих их самих. 

Установление особенностей правового регулирования труда  отдельных категорий работников относится к ведению федеральных  органов государственной власти. Такие особенности предусмотрены  разд. XII Трудового кодекса. Наиболее важные из них будут рассмотрены  в следующих параграфах. 
 

На наш взгляд тема настоящей работы является актуальной, т.к. затрагивает проблему, которая  существовала в российском законодательстве и ранее, но с новой силой выразилась в настоящий период развития России. Распад СССР повлек появление некоторой  непрочности, несогласованности существующего  законодательства, а значит, с новой  силой обострилась необходимость  обеспечения его единства. С другой стороны, демократическое общество и рыночное отношения стали причиной появления новых социальных групп  населения, чье положение сильно дифференцировано, а значит, необходима дифференциация в правовом регулировании  в отношении данных групп населения. 

    Тема нашего  исследования не является новой.  Подобные проблемы существовали  и в советский период российской  истории; многие авторы уделяли  внимание этой теме в своих  работах по трудовому праву.  К их числу можно отнести  С.А Иванова,  Ю.П. Орловского, Е.Наумова,  В.А.Сафонова, А.М. Куренного и  других[1]. Что касается данной  работы, то наша цель состоит  в рассмотрении проблемы единства  и дифференциации норм трудового  права в нескольких аспектах. Что касается единства, это: 

q  проблема обеспечения  единства законодательства, создаваемого  на уровне РФ и ее субъектов. 

q  проблема обеспечения  соответствия российского трудового  законодательства нормам международного  права.

      В  отношении дифференциации это: 

q  Проблема обеспечения  трудовых прав женщин 

q  Проблема обеспечения  трудовых прав молодежи 

q  Проблема обеспечения  трудовых прав инвалидов 

В исследовании мы использовали нормативный материал, монографии, учебные пособия, результаты социологических  исследований и др. Для достижения поставленных задач нами применялись  логический, сравнительный, исторический и другие методы. 
 

Глава 1: Понятие единства и дифференциации 
 
 

Понятие единства 

Единство, по сути, складывается из совокупности черт, присущих нескольким объектам. Оно может заключаться  как в схожих или одинаковых характеристиках  или признаках объекта, так и  служить основой различного рода объединений объектов на основе этих черт. Единые черты позволяют выделять группы сходных объектов из огромного  их многообразия. Эти черты характеризуют  объекты по величине, объему, количеству, качественным характеристикам, а также  степени выраженности этих качественных и количественных характеристик.  

Мир представляет собой  единую систему сложных взаимосвязей различных объектов, обладающих различными характеристиками. Это их различие не исключает существования системы, а делает отношения, складывающиеся в системе, более сложными и многообразными.  

Единство мировых  взаимосвязей связано с необходимостью организации, которая становится основой  существования общества. Государство, как и мир в целом, являясь  проявлением стремления общества организовать себя, представляет собой сложную  систему. Само слово « система  » предполагает наличие определенных взаимных связей. Государство, как очень  сложный институт, основывается на том, что, несмотря на многообразие органов, его составляющих, их внешние, структурные  различия, стремится обеспечить единство организации. С этой целью существует принцип разграничения полномочий между различными ветвями власти, конкретное разделение полномочий всех органов каждой ветви. Для реализации этого принципа государство устанавливает правила, регулирующие отношения внутри самого государства. На самом высоком уровне это нормы права, которые очень многочисленны. Проблема единства возникает в этой сфере в необходимости строгого определения верховенства одной нормы над другой, то есть определения юридической силы каждой отдельно взятой нормы и нормативного акта в целом. 

В трудовом праве  единство норм становится проблемой. Эта  «проблемность» определяется тем, что  трудовое право – отрасль достаточно сложная. Конституция РФ устанавливает, что право на труд является одним  из основных прав человека и гражданина, и государство берет на себя обязанность  обеспечения и охраны этого права. Для этого существует целая группа норм права, регулирующих трудовые отношения. Однако количество этих норм огромно, и возникает необходимость приведения этих норм  в соответствие с общими принципами правовой системы России и отраслевыми принципами трудового  права. Именно в этом и возникает  сложность.  В РФ действуют не только нормы, создаваемые на высшем законодательном уровне, но и нормы, создаваемые субъектами РФ, отдельными органами местного самоуправления в  пределах их компетенции, конкретными  предприятиями и организациями. Кроме этого, система российского  права подчинена международным  нормам и принципам, в частности, в области трудового права  – это конвенции и рекомендации Международной организации труда. Поэтому единство норм трудового  права становится проблемой, ведь необходимо не только наличие полного соответствия принимаемых на территории РФ норм Конституции и федеральным законам, но и приведение их в соответствие с общепринятыми международными принципами и стандартами.

Понятие дифференциации 

Дифференциация, иначе  говоря, разграничение, подразумевает  определенные отличия и неравенство. Наличие такого термина обусловлено  существом мира. С одной стороны, мир представляет собой единую систему  разнообразных связей. С другой стороны, это система состоит из огромного  количества объектов, которые по очень  многим признакам отличаются друг от друга. Такими отличиями являются те же основания, что и при определении  единства. Просто какие-то признаки объединяют объекты, а другие их разделяют. Дифференциация в мире наблюдается во всем, в  том числе и в самом человеке. Человеческий организм такая же система, как и мир в целом. Он включает огромное количество тканей, костей, органов. Все они определенным образом  связаны друг с другом, что и  определяет их единство. Однако каждый орган выполняет свою собственную  функцию, действует по своим законам, что определяет дифференциацию. Дифференциация проявляется и в обществе. Общество – это единая общность людей, однако, каждый человек индивидуален. 

На государственном  уровне дифференциация становится проблемой. Если в природе все связи налажены естественным образом, то государственная  система – структура искусственная, созданная людьми. Люди вынуждены  сами регулировать связи, складывающиеся в государстве, учитывая все особенности  человеческой жизнедеятельности и  характера государственной системы. Признается, что, несмотря на то, что  все люди разные, имеют различные  потребности и по-разному воспринимают мир, государство и общество, объединяя  их в единое целое, устанавливает определенные правила, которым они вынуждены подчиняться. Как уже было отмечено выше, этими правилами выступают нормы права. Однако эти нормы создаются людьми, а значит, определенным образом субъективны. Люди стремятся наилучшим образом обеспечить свое существование, принимая во внимание особенности общества и людей его составляющих. Не секрет, что хотя все люди признаются равными, абсолютное равенство невозможно, хотя бы, потому что необходима единая высшая, властная сила, способная организовать такое огромное количество людей. Отношение к различным людям различное. Конечно, все наделены равными правами и обязанностями, но невозможно всех судить по единой «мерке». Поэтому наблюдается дифференциация норм права, в том числе и трудового. Труд применяется разными людьми, в различных отраслях производства, в разный период времени, на разных территориях. Необходимо учитывать индивидуальные характеристики каждого работника – его пол, возраст, состояние здоровья, чтобы наилучшим образом регулировать отношения, возникающие между этим работником и конкретным работодателем.

Информация о работе Трудовое право