Трудовое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 06:22, реферат

Краткое описание

Единство правового регулирования труда проявляется в том, что в содержании трудового законодательства имеются общие нормы, закрепляющие общие принципы правового регулирования труда всех без исключения работников и работодателей. К числу названных прежде всего относятся нормы-принципы, вытекающие из содержания ст. 2 ТК РФ. Основные права и обязанности работников и работодателей определены в ст. ст. 21, 22 ТК РФ. Данные нормы носят общий характер, применимы во всех ситуациях, связанных с реализацией источников трудового права. В силу чего они обеспечивают единство при регулировании отношений, составляющих предмет трудового права.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 66.79 Кб (Скачать)

2. Труд молодежи. Современные условия жизни в  России сделали актуальной проблему  трудоустройства молодежи. Вопросы  занятости молодежи актуальны  не только для Москвы, России, стран с переходной экономикой, но и для промышленно-развитых  капиталистических стран. На сегодняшний  день молодежная безработица  колеблетсяв последних от 20 до 40 процентов от общего количества  всех безработных[24]. законодательство  включает целый ряд норм, которые  бы закрепили право молодежи  на труд и гарантии его осуществления.  В КЗоТ труду молодежи посвящена  глава 12. 

Академией труда  и социальных отношений выявлено, что среди вузовских  выпускников  трудоустроилось только 53 процента опрошенных, из них довольны работой 62 процента, а зарплата устраивает только каждого четвертого »[25]. Заботы о  трудоустройстве, в том числе  молодежи возложены на службу занятости.  Она стремится всеми силами заполнить  нишу, которая образовалась в результате свертывания работы по профориентации подростков в школах, кризиса системы  профессионально технического образования, отмены обязательного распределения  выпускников вузов, техникумов и  др., выполняя многие функции, ранее  осуществлявшихся другими ведомствами  и структурами[26]. На наш взгляд, для  решения проблемы трудоустройства  молодежи необходимо обратить внимание на опыт в этой области других стран, тем более что Россия стремиться подчинить правовую систему международным  нормам и стандартам. «Правительства этих стран принимают законы, разрабатывают  специальные программы, направленные на улучшение ситуации с трудоустройством молодежи. Поскольку предприниматели  часто считают невыгодным нанимать молодежь, особенно неквалифицированную, правительства пытаются компенсировать часть расходов по привлечению новых  работников с помощью различных  субсидий и соглашений о заработной плате. Обычно молодые люди получают заработную плату, не достигшую минимального уровня, часто называемую пособием. Например, в соответствии с Программой трудового опыта в Ирландии, предпринимателей поощряют к приему в качестве дополнительного  персонала молодежи, не имеющей опыт работы. В течение шестимесячного периода каждый молодой человек  получает не облагаемое налогом пособие. Это пособие им выплачивают предприниматели, которым в свою очередь, эта  сумма  компенсируется Национальной службой  трудовых ресурсов[27]. В России тоже делаются попытки улучшения ситуации. «Молодежная практика» - одно из направлений  работы органов Федеральной государственной  службы занятости населения Российской Федерации с безработной молодежью, зарегистрированной в службе занятости, по созданию возможностей для ее трудоустройства  и повышения конкурентоспособности  на рынке труда (положение об организации  временной занятости безработной  молодежи – "Молодежная практика"[28]). К сведению, только в прошлом году в территориальные структуры  Комитета обратилось около 81 тыс. юношей и девушек до 30 лет, 41 процент которых  составили несовершеннолетние. Многие из них трудоустроились уже при  первом посещении, прочие нашли временную  работу[29]. Но при нынешнем постоянно  меняющемся рынке труда этого  недостаточно. Учитывая специфику ситуации, неподготовленность к труду молодежи, Комитет разрабатывает и применяет  новые интересные и перспективные  направления работы с ними. Что  же предлагает комитет молодым? 

1)Профессиональная  ориентация подростков 

2) Социально-трудовая  адаптация подростков 

3)"Молодежная практика". 

Кроме перечисленных  выше мер, органы государственной власти проводят различные консультации по проблеме занятости молодежи. Опрос  экспертов, специализирующихся на организации  временной занятости учащихся (проведенный  по заказу Комитета труда и занятости  центральным Институтом труда Министерства труда и социального развития РФ), выявил различные точки зрения на эту проблему. Все без исключения опрошенные эксперты оценивают занятость  подростков в свободное от учебы  время в целом, как явление  положительное, подчеркивая не только ее важность в решении материальных проблем семьи, но и роль в социально-трудовой адаптации учащихся. Что касается отрицательных моментов вторичной  занятости, то лишь четвертая часть  опрошенных специалистов наряду с общей  позитивной оценкой работы подростков видит в этом явлении и негативные черты. В основном отмечается, что  вторичная занятость может наносить вред учебе[30]. Для решения проблемы трудоустройства молодежи и обеспечения  ее трудовых прав нужны объединенные усилия представителей законодательной  и исполнительной властей, молодежных организаций, службы занятости, ученых и преподавателей в интересах  формирования правовой базы труда молодежи, защиты ее прав и интересов. Важно  развивать материально-техническую  базу предприятий и учреждений, использующих труд детей, разработать научно-методические основы трудового воспитания и организации  труда детей в новых условиях, готовить соответствующие кадры[31]. 

3. Труд инвалидов,  участников Великой Отечественной  Войны, работников в период  блокады Ленинграда 1941 – 1944 гг. В  отношении «блокадников» и участников  ВОВ использован сам факт работы  в период Великой Отечественной  Войны как основание для признания  особых услуг перед государством[32]. При этом ни сфера труда,  ни настоящее  состояние   здоровья не имеют значения. Что   касается  инвалидов Великой Отечественной  войны и инвалидов по другим  причинам, то им предоставлен  ряд льгот, обусловленный ограниченной  дееспособностью. Участие в войне,  безусловно, дает определенные преимущества  в части объема этих льгот.  Например, инвалиды ВОВ получают  две пенсии: по инвалидности и  по старости. Так, размер пенсии  по старости составляет  от  55  до  75  процентов  заработка   в  зависимости от продолжительности  трудового стажа, а пенсия по  инвалидности составляет 75 процентов  заработка при полной инвалидности (1 и 2 группы) и 30 процентов заработка  при частичной инвалидности (3 группы)[33]. Численность инвалидов, зарегистрированных  в органах социальной защиты  населения, за последние 5 лет  увеличилась на 56,8% и составила  на 1 января 1997 года - более 6,2 млн.  человек. Сотни, тысячи инвалидов  могут и хотят работать, не  желая быть обузой для своих  близких, но самостоятельно найти  работу им очень нелегко. По  состоянию на 1 июля 1997 года инвалиды  составляли 3,1% от общего числа  зарегистрированных безработных.  Городские власти и служба  занятости по мере сил стараются  московских предприятиях, выделяются  льготные кредиты организациям, готовым трудоустроить инвалидов,  оказывается помощь помочь: принят  закон о квотировании рабочих  мест для инвалидов на специализированным  предприятиям.  В 21 регионе созданы  банки вакансий для инвалидов,  однако, далеко не все предприятия  представляют сведения о наличии  таких вакансий, к тому же в  большинстве случаев они не  соответствуют возможностям, инвалидов.  Ни для кого не секрет, что  предприятия, на которых трудятся  инвалиды, и раньше переживали  серьезные трудности, а после  августовских потрясений многие  из них вынуждены были резко  сократить объемы производства  или даже вовсе остановиться. Поэтому социальная политика  России должна быть направлена  на обеспечение деятельности  таких предприятий, помощь инвалидам  в трудоустройстве и социальное  обеспечение тем, кто не может  работать. На федеральном уровне  целесообразно разработать и  утвердить целевую программу  государственной поддержки предприятий,  использующих труд инвалидов, в том числе принадлежащих общественным объединениям инвалидов, законодательно закрепить систему их льготного кредитования и налогообложения. Целенаправленная государственная поддержка предприятий на региональном уровне – одна из важнейших предпосылок для улучшения положения инвалидов на рынке труда[34]. 
 

Заключение 

Подводя итог работе, думается, что проблемы единства и  дифференциации, несмотря на их важность и актуальность, просто не решаемы. Необходима четкая политика в рамках всего государства, направленная на решение этих проблем. К сожалению, именно с выработкой подобной политики в России всегда возникали проблемы. Политика – это стройная системы  конкретных мероприятий, направленных на достижение какой-либо цели. В данном случае таких целей несколько: реконструкция  системы федерального и местного законодательства, обеспечение соответствия его международным нормам и дифференцированное его применение по отношению к  различным группам населения.  Рынок, даже в условиях политической демократии, как свидетельствует  зарубежный опыт, сам по себе не обеспечивает ни социальную справедливость, ни социальную защиту большинства граждан. Поэтому  в процессе перехода к рынку надлежит быть особенно внимательными к обеспечению  трудовых прав работников, исходить из этого при внесении изменений  в правовое регулирование труда[35]. Безусловно, достижение этих целей  – дело не одного дня, но законодатель должен стремиться к постепенному их достижению и решению поставленных в настоящей работе проблем. Конкретное решение предложить достаточно сложно. Единственное, в чем мы убеждены – не стоит слепо копировать зарубежный опыт, применяя западные решения в  нашей стране и ожидая результатов. Каждый шаг должен быть продуман и  взвешен, сопоставлен с национальными  особенностями России, ее традициями и обычаями, уже накопленным опытом советской государственности. Как  отмечал Генеральный директор МОТ, « каждая система трудовых отношений  исходит из исторического, политического, экономического, социального и культурного  опыта и определяет собственные  « правила игры » в рамках своих  параметров »[36]. Хочется надеяться, что эти пожелания будут учтены, ведь поставленные проблемы очевидны, как и необходимость, их решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.  

Глава 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА  ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ.И  

§ 1. Заработная плата  как экономико-правовая категория.  

§ 2. Соотношение российского  законодательства с международно-правовыми  нормами о заработной плате.  

§ 3. Особенности единства и дифференциации в правовом регулировании  заработной платы.  

Глава 2. ЕДИНСТВО В  ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ  

ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ.  

§ 1. Общая характеристика государственных гарантий по оплате труда работников.  

§ 2. Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации  как одна из основных государственных  гарантий по оплате труда. Установление размера минимальной заработной платы в субъектах Россйской  Федерации.  

Глава 3. ОСОБЕННОСТИ  ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ПРАВОВОМ  

РЕГУЛИРОВАНИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ.  

§ 1. Теоретические  и практические аспекты дифференциации в заработной плате.  

§ 2. Факторы (основания) дифференциации в заработной плате.

Введение:  

Актуальность темы исследования. При переходе к рыночной экономике законодательство России устанавливает для работников принцип  вознаграждения за труд без какой  бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом  минимального размера оплаты труда. Этот принцип закреплен в ст. 37 Конституции РФ1 и отражает основные начала оплаты труда в стране. Заработная плата каждого работника определяется его личным вкладом с учетом конечных результатов работы работодателя и  максимальными размерами не ограничивается.  

В условиях рыночной экономики одним из принципов  правового регулирования трудовых отношений, а также чертой метода трудового права является наличие  единства и дифференциации в правовом регулировании трудовых и иных непосредственно  связанных с ними отношений. В  трудовом праве, как и в любой  другой отрасли права, такое единство свидетельствует о внутренней, неразрывной  связи всей совокупности норм, регулирующих общественные отношения в сфере  наемного труда. В связи с тем, что труд работников разнообразен, не одинаковы и условия труда, личностные характеристики работников, особенности деятельности работодателей, возникает необходимость в дифференциации норм трудового законодательства. Единство и дифференциация присущи большинству  институтов трудового права, в том  числе институту заработной платы.  

Равенство в оплате труда означает применение единого  критерия в оценке труда; таким критерием  является количество и качество труда. А поскольку деловые качества работников и условия труда фактически неодинаковы, то и оплата труда должна быть фактически неравной. В связи  с этим дифференциация оплаты труда  служит наряду с единством в оплате труда  

1 Российская газета. 25 декабря 1993 г. № 237. экономическим  требованием и правовым принципом  регулирования заработной платы2.  

Единство в правовом регулировании заработной платы  обусловлено закреплением основных государственных гарантий по его  оплате, принципов правового регулирования, таких, как принцип равной оплаты за труд равной ценности, принцип запрета  дискриминации в оплате труда. Кроме  того, единство подразумевает четкое законодательное определение на федеральном уровне минимального размера  оплаты труда во взаимосвязи с  размером прожиточного минимума, а  также наличие ясных критериев  установления минимального размера  оплаты труда в субъектах Российской Федерации с различным уровнем  социально-экономического развития.  

В период мирового финансово-экономического кризиса возрастает роль государственных  гарантий в области оплаты труда: соблюдения сроков выплаты заработной платы; надзора со стороны государства за соблюдением законодательства при сокращении рабочих мест; контроля за обеспечением в полном объеме выплат работодателями компенсаций работникам и др.  

Дифференциация в  заработной плате вытекает из принципа свободы договорных отношений работодателя и работника и находится в  частноправовой плоскости. В рыночной экономике в условиях спроса на труд формируется определенный размер заработной платы, устраивающий стороны трудовых отношений. При этом при определении  размера заработной платы должны учитываться определенные объективные  и субъективные факторы.  

В Российской Федерации  вопросы единства и дифференциации в заработной плате обусловлены  переходным состоянием экономики и  законодательства в области оплаты труда.  

С одной стороны, рост минимального размера оплаты труда  в нашей стране за последние годы позитивен, но по-прежнему отстает в  разы от ана  

2 Лившиц Р. 3. Заработная  плата в СССР. Правовое исследование. Отв. ред.: Иванов С.А. М. Наука. 1972. С. 36. логичного показателя развитых  стран. Для нивелирования такого  разрыва требуются дополнительные  политические и правовые решения.  

С другой стороны, из-за недостаточной урегулированности  норм в области заработной платы  возникают ситуации, ущемляющие права  работников при расторжении трудовых договоров и в вопросах выплаты  компенсаций, что становится предметом  судебных разбирательств.  
 

Информация о работе Трудовое право