Специальные нормы по охране труда женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть основные аспекты, касающиеся охраны труда женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
- рассмотреть развитие института охраны труда ;
- определить понятие охраны труда по трудовому праву РФ;
- охарактеризовать требования охраны труда женщин, лиц с семейными обязанностями;
- проанализировать нормы по охране труда несовершеннолетних.

Оглавление

Введение 2
1.Понятие института охраны в науке трудового права 4
1.1.Развитие института охраны труда 4
1.2.Понятие, значение и содержание охраны труда 7
2.Специальные нормы по охране труда женщин, лиц с семейными обязанностями 10
2.1.Условия труда женщин, лиц с семейными обязанностями 10
2.2.Проблемы совершенствования законодательства об охране труда женщин 15
3.Специальные нормы по охране труда несовершеннолетних 21
3.1.Условия труда несовершеннолетних 21
3.2.Проблемы расторжения трудового договора с несовершеннолетними 25
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 106.36 Кб (Скачать)

Работникам, усыновившим  ребенка, предоставляется отпуск на период со дня усыновления и до истечения 70 дней  (при усыновлении  двух или более детей-110 дней) со дня  рождения детей и по их желанию  отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В случае усыновления ребенка обоими супругами указанные отпуска предоставляются одному из супругов по их усмотрению.

Женщинам, усыновившим ребенка, по их желанию предоставляется отпуск по беременности и родам на период со дня усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней, а при одновременном усыновлении двух или более детей – 110 календарных дней со дня их рождения. Порядок предоставления указанных отпусков работникам, усыновившим ребенка, утвержден Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 719.

Работающим женщинам, имеющим  детей в возрасте до полутора лет, предоставляются, помимо перерыва для отдыха и питания, дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже через каждые три часа работы продолжительностью не менее 30 минут каждый. При наличии у работающей женщины двух детей и более в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее одного часа.

По заявлению женщины  перерывы для кормления ребенка (детей) присоединяются к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде переносятся как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим его (ее) сокращением. Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка.

Согласно ч.2 ст.259 ТК РФ направление в командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, работникам, имеющим детей-инвалидов и работникам, осуществляющим уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением допускается только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением, выданном в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом они должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляется 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере и порядке, которые установлены федеральными законами (ч. 1 ст. 262 ТК РФ).

Эти выходные дни оплачиваются за счет средств фонда социального  страхования, носят целевой характер и могут использоваться только в  данном календарном месяце19.

Ст. 263 ТК РФ устанавливает, что работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до 14 лет; работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет; одинокой матери, воспитывающей ребенка до 14 лет, может быть предоставлен ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы в удобное время на срок до 14 календарных дней. Здесь следует обратить внимание, что такой отпуск может быть предоставлен, если он предусмотрен коллективным договором. Указанный отпуск может быть присоединен к ежегодному отпуску или использован отдельно (полностью или по частям). Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.

Одному из родителей, работающему  в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до 16 лет, по его письменному заявлению ежемесячно предоставляется дополнительный выходной день без сохранения заработной платы.

Законодательством предусмотрены  и гарантии права беременных женщин и женщин, имеющих детей, на труд. Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или  наличием детей (ч. 3 ст. 64 ТК РФ). Для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, условие об испытании условие при приеме на работу не устанавливается (ч. 4 ст. 70 ТК РФ). Следовательно, и расторжение трудового договора с беременными женщинами при неудовлетворительном результате испытания (ст. 71 ТК РФ) не допускается.

Некоторые гарантии беременным женщинам и женщинам, имеющим детей, при расторжении трудового договора предусмотрены в ст. 261 ТК РФ. Так, расторжение трудового договора с беременными женщинами по инициативе работодателя не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуального предпринимателя (т.е. в случае, предусмотренном в п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

В случае истечения срочного трудового договора (ст. 58, 79 ТК РФ) в  период беременности женщины работодатель обязан по ее заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок трудового договора до наступления у нее права на отпуск по беременности и родам.

Расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в  возрасте до 3 лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матерей, по инициативе работодателя не допускаются (за исключением увольнения по п. 1, пп. 5-8, 10 и 11 ч. 1 ст.81 ТК РФ).

Предусмотренное ст. 261 ТК РФ запрещение увольнения беременных женщин и женщин, имеющих детей, относится  только к случаям расторжения  трудового договора по инициативе работодателя, т.е. по ст. 81 ТК РФ. Следовательно, на случаи прекращения трудового договора, предусмотренного в ст. 83 (прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных ТК РФ или иным федеральным законом обязательных правил заключения трудового договора), этот запрет не распространяется20.

За необоснованный отказ  в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности либо наличия у нее детей в возрасте до 3 лет установлена уголовная ответственность (ст. 145 УК РФ).

2.2.Проблемы совершенствования  законодательства об охране труда женщин

В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении  женщин (1979 г.) подчеркивается, что государство, ратифицировавшее данную Конвенцию, принимает все надлежащие меры, чтобы обеспечивать право женщин на охрану здоровья и безопасные условия труда, в том числе по сохранению функции продолжения рода, осуществлять особую защиту в период беременности на тех видах работ, вредность которых для их здоровья доказана, а также социальное обслуживание женщин в период беременности, родов и послеродовой период, предоставляя, когда это необходимо, бесплатные услуги, соответствующее питание в период беременности и кормления ребенка. Это позволяет констатировать, что законодательство о труде женщин в современный период не нуждается в кардинальном изменении.

Вместе с этим нельзя не обратить внимания на то, что к настоящему времени еще не удалось создать для многих работающих женщин благоприятные условия труда и надлежащие условия для выполнения ими функции материнства. Такая ситуация порождает негативные последствия как для самих женщин, так и для общества в целом. Как свидетельствуют официальные данные, уровень здоровья женщин детородного возраста остается низким, что влечет за собой увеличение числа случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями. Сохраняются высокие показатели материнской и младенческой смертности. Причем существенным негативным фактором, влияющим на здоровье женщин, признаются неблагоприятные условия их труда. В российской экономике в настоящее время насчитывается около 20% рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, и половину занятых на таких рабочих местах составляют женщины21.

Наличие указанных факторов вызывает необходимость разработки и принятия дополнительных мер социальной защиты женщин, включая меры правового характера, что требует предварительного анализа действующего законодательства о труде женщин и выявления пробелов в этом законодательстве. Необходимость такого анализа вытекает также из Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и европейскими сообществами и их государствами-членами от 24 июня 1994 г.

Сторонами данного Соглашения признано необходимым осуществлять процесс сближения законодательства, в том числе в сферах охраны труда, охраны здоровья и жизни людей, а также по другим направлениям, включая сферу охраны труда женщин (ст. 55 Соглашения).

К числу важнейших актов  Европейского сообщества, посвященных  охране здоровья работающих женщин, подлежащих учету в российском законодательстве, относится Директива Совета Европейского сообщества от 19 октября 1992 г. N 92/85/EEC о введении мер, содействующих улучшению безопасности и охраны здоровья беременных, а также недавно родивших женщин-работниц22. При этом данная Директива не допускает снижения уровня защиты, уже достигнутого в отдельных государствах-членах.

Из числа норм законодательства о труде женщин, устанавливающих  особенности правового регулирования  их труда, первостепенное значение принадлежит  нормам, направленным на охрану труда  всех работающих женщин, поскольку  они имеют целью обеспечить снижение заболеваемости женщин (профессиональной, производственно-обусловленной, общей - острой и хронической с временной утратой трудоспособности), сокращение производственного травматизма женщин, сохранение их репродуктивного здоровья, увеличение продолжительности жизни и т.д.

К таким нормам следует отнести прежде всего ч. 1 ст. 253 ТК. Закрепление в Трудовом кодексе данной нормы правомерно, так как в действительности на многие тяжелые и опасные работы женщины допускаются, но при соблюдении определенных условий и требований, то есть применение их труда ограничивается определенными рамками. Например, при выполнении ряда работ, предусмотренных Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, им могут быть установлены дополнительные отпуска и сокращенная продолжительность рабочего времени. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" женщины, занятые на определенных работах с неблагоприятными условиями труда, а также работающие в районах Крайнего Севера, при наличии соответствующего стажа работы в таких условиях приобретают право на досрочное назначение им трудовой пенсии по достижении 45 - 50 лет (вместо общеустановленных 55 лет). Таким образом, у женщин, реализующих право на досрочную пенсию с оставлением выполняемой работы, ограничивается период их трудовой деятельности в неблагоприятных условиях. На многих работах, выполняемых в неблагоприятных условиях, как известно, применение труда женщин традиционно вообще запрещается. Однако вопрос о путях и способах ограничения применения труда женщин в неблагоприятных для их здоровья условиях, включая запрещение применения их труда в таких условиях, в ч. 1 ст. 253 ТК не нашел отражения, в связи с чем содержание понятия ограничения применения труда в указанных условиях осталось нераскрытым.

С учетом сказанного представляется целесообразным дополнить текст  ч. 1 ст. 253 ТК положением о том, что ограничение применения труда женщин на указанных работах осуществляется путем запрещения применения их труда на этих работах либо путем сокращения времени выполнения ими работы во вредных и (или) опасных условиях труда, а также в неблагоприятных природно-климатических условиях, и другими способами.

К числу других помимо названных  способов ограничения труда женщин в неблагоприятных для их здоровья условиях можно отнести снижение доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, на которых заняты женщины. Причем выявление и переоборудование таких рабочих мест или их ликвидация могут оказаться весьма эффективными мерами улучшения труда женщин, поскольку они будут осуществляться с участием и под контролем представительных органов работников

Внесение данного дополнения в текст ч. 1 ст. 253 ТК потребует  также соответствующего уточнения  формулировки ч. 3 названной статьи, где речь идет о перечнях работ, на которых применение труда женщин ограничивается, и о порядке их утверждения. Дело в том, что порядок утверждения этих перечней при наличии различных способов ограничения применения труда женщин в неблагоприятных условиях не может быть единым. Например, планы уменьшения доли рабочих мест с неблагоприятными для применения труда женщин условиями путем их переоборудования или ликвидации непосредственно в организациях найдут закрепление в коллективных договорах и соглашениях23.

Ограничение труда женщин на тяжелых работах осуществляется также и путем запрещения применения их труда на работах, связанных с  подъемом и перемещением вручную  тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы (ч. 2 ст. 253 ТК).

До настоящего времени применяются Нормы допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную, утвержденные Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. N 105. Данные Нормы дифференцируются в зависимости от характера работы. Например, при подъеме и перемещении тяжестей постоянно в течение рабочей смены предельно допустимая масса груза не может превышать 7 кг. Если подъем и перемещение тяжестей чередуются с другой работой (до двух раз в час), то предельно допустимая масса груза не может превышать 10 кг.

При утверждении указанных  Норм не было принято во внимание, что, согласно ч. 3 ст. 160 действующего в то время Кодекса законов о труде, запрещались не подъем и перемещение  тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы, а переноска и передвижение тяжестей, превышающих такие нормы. Между тем "перемещение тяжестей" и "переноска тяжестей" - это не одинаковые понятия.

Информация о работе Специальные нормы по охране труда женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних