Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:22, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть основные аспекты, касающиеся охраны труда женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
- рассмотреть развитие института охраны труда ;
- определить понятие охраны труда по трудовому праву РФ;
- охарактеризовать требования охраны труда женщин, лиц с семейными обязанностями;
- проанализировать нормы по охране труда несовершеннолетних.
Введение 2
1.Понятие института охраны в науке трудового права 4
1.1.Развитие института охраны труда 4
1.2.Понятие, значение и содержание охраны труда 7
2.Специальные нормы по охране труда женщин, лиц с семейными обязанностями 10
2.1.Условия труда женщин, лиц с семейными обязанностями 10
2.2.Проблемы совершенствования законодательства об охране труда женщин 15
3.Специальные нормы по охране труда несовершеннолетних 21
3.1.Условия труда несовершеннолетних 21
3.2.Проблемы расторжения трудового договора с несовершеннолетними 25
Заключение 28
Список литературы 30
- специальные нормы о
труде женщин, несовершеннолетних
и лиц с пониженной
Так, «законодательство Советского Союза сделало немало для улучшения условий жизни своих граждан, одни из важных шагов в этом направлении - это меры, направленные на улучшение условий труда для женщин, и помощь в вопросах материнства и детства»5.
Краткий анализ советского законодательства наглядно дает представление, что нового дало Советское государство женщине. Наиболее важный акт – это Основной Закон Советской страны - Конституция СССР 1977 г. Она в ст. 35 закрепила равноправие женщин в более емком (по сравнению с Конституцией 1936 г.) его содержании, предусмотрела новые конституционные гарантии. Статья 35 Конституции СССР 1977 г. провозглашает, что "женщина и мужчина имеют в СССР равные права".
Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждения за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой, материальной и моральной защитой материнства и детства, в том числе постепенным сокращением рабочего времени женщинам, имеющим малолетних детей.
Если говорить о несовершеннолетних, то в национальных законодательствах большинства государств мира регулирование труда несовершеннолетних, как правило, выделяется в отдельный институт, нормы которого призваны обеспечить особую охрану и защиту этой категории работников. Прежде всего законодатель стремится защитить физически не окрепший и психически не совсем зрелый организм молодого человека от вредных производственных факторов, опасностей и рисков.
Именно защитную направленность имели первые законодательные акты, принятые в различных государствах Европы в XIX в. Например, в Великобритании, где эксплуатация работников, в том числе и малолетних детей, была наиболее интенсивной, первыми законами о труде стали акты парламента 1802 и 1819 гг. запретившие труд детей моложе 10 лет и ночную работу подростков до 16 лет, одновременно устанавливая для них определенную норму рабочего времени в течение суток - 12 часов. Во Франции в 1841 г. был принят Закон о труде детей на фабриках, установивший 8-летний минимальный возраст приема на работу и запретивший детский труд на ночных и опасных работах.
В России к числу первых актов о труде относится Закон 1882 г., которым был введен надзор за заведениями фабричной промышленности и установлены правила взаимоотношений фабрикантов с работниками, в том числе с несовершеннолетними.
С победой в 1917 г. революции и приходом к власти большевиков вопросы трудоустройства оказались едва ли не первоочередными в социальной политике Советского государства. Вопросы же занятости подростков были особенно актуальны вследствие острого дефицита рабочей силы в связи с рядом общественно-исторических потрясений.
На правотворческом уровне отмечается принятие ряда нормативных актов, в основном ведомственного характера: Обязательное постановление НКТ РСФСР от 4 марта 1921 г. "О предельных нормах переноски и передвижения тяжестей подростками"; Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 сентября 1957 г. "О вовлечении в промышленное и сельскохозяйственное производство молодежи, окончившей общеобразовательные школы"; Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 февраля 1966 г. "О мероприятиях по расширению обучения и устройства на работу в народное хозяйство молодежи, оканчивающие общеобразовательные школы в 1966 году"; Положение "О порядке проведения на территории РСФСР трудоустройства молодежи", утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 21 апреля 1969 г., и т.д.
Большим шагом вперед явилась кодификация советского законодательства в начале 70-х годов и принятие в 1971 г. нового нормативного правового акта - Кодекса законов о труде. В него впервые была включена глава 12, которая называлась "Труд молодежи" и включала в себя одиннадцать статей (ст. 173-183).
Особо стоит отметить роль международно-правовых актов в защите трудовых прав детей. Основным актом, определяющим права ребенка, которым должны следовать страны, входящие в ООН, является Конвенция о правах ребенка, принятая ООН 20.11.1989. Для Российской Федерации положения данной Конвенции обязательны в силу ее ратификации Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 N 1559-I6. Ключевые ее положения отражены в Конституции РФ, а также в федеральных законах Российской Федерации, устанавливающих основные гарантии прав и законных интересов ребенка.
Согласно пункту 1 статьи 32 Конвенции о правах ребенка государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. При этом для целей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Что касается включения остальных однородных правовых норм в понятие охраны труда, то советская трудоправовая наука так и не выработала единства мнений по данному вопросу. В частности, так и остался дискуссионным вопрос о включении в институт охраны труда норм, регулирующих организацию, планирование, финансирование мероприятий по технике безопасности и производственной санитарии. Так, А.Н. Александров, Б.К. Бегичев, А.Д. Зайдин, В.С. Андреев относят указанные нормы к институту охраны труда. В то же самое время В.И. Семенков резонно, как мы считаем, им возражает, ссылаясь на то, что функции планирования присущи органам государственного управления и предусмотрены административно-правовыми нормами7.
Не было выработано в юридической литературе единого мнения и по вопросу о возможности отнесения к институту охраны труда норм, устанавливающих организацию надзора и контроля над охраной труда, а также норм, устанавливающих ответственность должностных лиц предприятия за нарушения законодательства по охране труда, которые, как мы полагаем, могли бы быть к нему отнесены.
Анализируя динамику подходов к пониманию института охраны труда в советское время, можно сделать вывод о том, что его понимание зависело не только от уровня развития непосредственно права, но и, в большой степени, от его идеологической направленности. Несмотря на его изначальную гуманистическую направленность, законодательство о труде в целом на протяжении XX века рассматривалось как средство повышения производительности труда, и только затем - как средство охраны труда. Однако несмотря на то, что трудовое законодательство советского периода было несовершенно и нормы, их содержание и структура не давали однозначного ответа на проблемные понятийные вопросы, в частности на вопрос о природе и характере норм, определяющих и регулирующих охрану труда, данный трудоправовой институт можно отнести к числу достаточно подробно разработанных трудоправовых категорий, во многом реципированных действующим трудовым законодательством и, несомненно, явившихся его базой.
1.2.Понятие, значение и содержание охраны труда
Конституция РФ в числе основных прав человека и гражданина называет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст.37). Охрана труда и здоровья людей провозглашается также как одно из основных направлений социальной политики РФ (ч.2 ст.7).
Данные положения нашли свою конкретизацию в действующем трудовом кодексе (раздел 10) и других нормативных правовых актах. Вопросы охраны труда охватывают широкий спектр понятий и основных направлений деятельности в данной сфере социально-трудовых отношений, что находит свое отражение в системе правовых, социально-экономических, организационно-технических, реабилитационных и иных мероприятий.
В этой связи принято различать охрану труда в широком и узком смыслах.
В широком смысле под охраной труда понимают систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Именно такое понятие закреплено в ст.209 ТК.
В узком смысле охрана труда рассматривается как один из разделов (институтов) трудового права, выступающий в виде совокупности норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. «Как правовой институт охрана труда включает в себя нормы, устанавливающие права и обязанности работников и работодателей по вопросам безопасности и гигиены труда; специальные нормы о компенсациях для лиц, работающих в тяжелых, вредных или опасных условиях; нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних работников, лиц с пониженной трудоспособностью; нормы, регулирующие организацию работы по охране труда; правила расследования и учета несчастных случаев на производстве8.
Охрана труда имеет социальное, экономическое и правовое значения. Социальное значение труда состоит в том, что охрана труда способствует укреплению (сохранению) здоровья работников от вредных и опасных производственных факторов. Экономическое значение охраны труда реализуется в росте производительности труда, подъеме экономики, увеличении производства. Правовое значение охраны труда состоит в правовом регулировании работы по способностям с учетом тяжестей условий труда, физиологических особенностей женского организма, организма подростков и трудоспособности инвалидов. Кроме того, вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива (соответствующего профсоюзного органа) с работодателем, а также социально-партнерских отношений на федеральном, отраслевом, региональном уровнях.
В правовом регулировании
охраны труда широко сочетаются централизованные
нормы трудового
Основными нормативными актами об охране труда являются: Основы законодательства об охране здоровья граждан, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации", иные нормативные правовые акты, принятые Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством труда и социального развития РФ, специализированными федеральными инспекциями по надзору за охраной труда (Госкомсанэпиднадзором, Госгортехнадзором и др.). В настоящее время действуют единые отраслевые и межотраслевые правила по технике безопасности и производственной гигиене труда, многие из которых в целях унификации требований по охране труда взяты в стандарты, и разработана федеральная и отраслевая система стандартов безопасности труда.
Однако, несмотря на существование многочисленных актов, направленных на повышение уровня охраны труда работников, реализация положений этих актов еще не стала первоочередной задачей в социально-трудовых отношениях. Работодатели используют различные способы уклонения от выполнения своих обязанностей по созданию условий труда, соответствующих требованиям безопасности и гигиены. Все это приводит к значительному росту несчастных случаев на производстве.
Содержание права на охрану труда включает право работника на:
- рабочее место,
- обязательное социальное
страхование от несчастных
- отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда;
- обеспечение средствами
индивидуальной и коллективной
защиты за счет средств
- обучение безопасным методам труда за счет средств работодателя;
- профессиональную
- обращение в органы
государственной власти и
- личное участие или
участие через своих
- внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования);
- компенсации, установленные
законом, коллективным
Статья 220 Трудового кодекса РФ закрепляет гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.
Итак, «институт охраны труда является одним из важнейших институтов трудового права, так как входящие в него нормы призваны обеспечить здоровые и безопасные условия труда работников и предупреждать несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания.
В настоящее время в связи с внедрением новых технологических процессов возникают проблемы в области охраны труда и здоровья работников с учетом повышения ответственности за ущерб, причиненный жизни и здоровью работников.
Для института охраны труда характерны две особенности. Во-первых, в него входят технические и медицинские стандарты. Правовые нормы, регулирующие безопасность и гигиену труда, довольно часто «переплетаются с техническими, медицинскими, физиологическими нормативами, с нормами организационного характера».
Во-вторых, для института охраны труда характерно преобладание публично-правовых начал, административно-правовых норм и положений императивного характера»10.