Специальные нормы по охране труда женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть основные аспекты, касающиеся охраны труда женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
- рассмотреть развитие института охраны труда ;
- определить понятие охраны труда по трудовому праву РФ;
- охарактеризовать требования охраны труда женщин, лиц с семейными обязанностями;
- проанализировать нормы по охране труда несовершеннолетних.

Оглавление

Введение 2
1.Понятие института охраны в науке трудового права 4
1.1.Развитие института охраны труда 4
1.2.Понятие, значение и содержание охраны труда 7
2.Специальные нормы по охране труда женщин, лиц с семейными обязанностями 10
2.1.Условия труда женщин, лиц с семейными обязанностями 10
2.2.Проблемы совершенствования законодательства об охране труда женщин 15
3.Специальные нормы по охране труда несовершеннолетних 21
3.1.Условия труда несовершеннолетних 21
3.2.Проблемы расторжения трудового договора с несовершеннолетними 25
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 106.36 Кб (Скачать)

- специальные нормы о  труде женщин, несовершеннолетних  и лиц с пониженной трудоспособностью.

Так, «законодательство Советского Союза сделало немало для улучшения условий жизни своих граждан, одни из важных шагов в этом направлении - это меры, направленные на улучшение условий труда для женщин, и помощь в вопросах материнства и детства»5.

Краткий анализ советского законодательства наглядно дает представление, что нового дало Советское государство  женщине. Наиболее важный акт – это Основной Закон Советской страны - Конституция СССР 1977 г. Она в ст. 35 закрепила равноправие женщин в более емком (по сравнению с Конституцией 1936 г.) его содержании, предусмотрела новые конституционные гарантии. Статья 35 Конституции СССР 1977 г. провозглашает, что "женщина и мужчина имеют в СССР равные права".

Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с  мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждения за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой, материальной и моральной защитой материнства и детства, в том числе постепенным сокращением рабочего времени женщинам, имеющим малолетних детей.

Если говорить о несовершеннолетних, то в национальных законодательствах  большинства государств мира регулирование  труда несовершеннолетних, как правило, выделяется в отдельный институт, нормы которого призваны обеспечить особую охрану и защиту этой категории  работников. Прежде всего законодатель стремится защитить физически не окрепший и психически не совсем зрелый организм молодого человека от вредных производственных факторов, опасностей и рисков.

Именно защитную направленность имели первые законодательные акты, принятые в различных государствах Европы в XIX в. Например, в Великобритании, где эксплуатация работников, в том числе и малолетних детей, была наиболее интенсивной, первыми законами о труде стали акты парламента 1802 и 1819 гг. запретившие труд детей моложе 10 лет и ночную работу подростков до 16 лет, одновременно устанавливая для них определенную норму рабочего времени в течение суток - 12 часов. Во Франции в 1841 г. был принят Закон о труде детей на фабриках, установивший 8-летний минимальный возраст приема на работу и запретивший детский труд на ночных и опасных работах.

В России к числу первых актов о труде относится Закон 1882 г., которым был введен надзор за заведениями фабричной промышленности и установлены правила взаимоотношений фабрикантов с работниками, в том числе с несовершеннолетними.

С победой в 1917 г. революции  и приходом к власти большевиков  вопросы трудоустройства оказались едва ли не первоочередными в социальной политике Советского государства. Вопросы же занятости подростков были особенно актуальны вследствие острого дефицита рабочей силы в связи с рядом общественно-исторических потрясений.

На правотворческом уровне отмечается принятие ряда нормативных  актов, в основном ведомственного характера: Обязательное постановление НКТ РСФСР от 4 марта 1921 г. "О предельных нормах переноски и передвижения тяжестей подростками"; Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 сентября 1957 г. "О вовлечении в промышленное и сельскохозяйственное производство молодежи, окончившей общеобразовательные школы"; Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 февраля 1966 г. "О мероприятиях по расширению обучения и устройства на работу в народное хозяйство молодежи, оканчивающие общеобразовательные школы в 1966 году"; Положение "О порядке проведения на территории РСФСР трудоустройства молодежи", утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 21 апреля 1969 г., и т.д.

Большим шагом вперед явилась  кодификация советского законодательства в начале 70-х годов и принятие в 1971 г. нового нормативного правового  акта - Кодекса законов о труде. В него впервые была включена глава 12, которая называлась "Труд молодежи" и включала в себя одиннадцать статей (ст. 173-183).

Особо стоит отметить роль международно-правовых актов в защите трудовых прав детей. Основным актом, определяющим права ребенка, которым должны следовать страны, входящие в ООН, является Конвенция о правах ребенка, принятая ООН 20.11.1989. Для Российской Федерации положения данной Конвенции обязательны в силу ее ратификации Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 N 1559-I6. Ключевые ее положения отражены в Конституции РФ, а также в федеральных законах Российской Федерации, устанавливающих основные гарантии прав и законных интересов ребенка.

Согласно пункту 1 статьи 32 Конвенции о правах ребенка государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. При этом для целей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Что касается включения остальных  однородных правовых норм в понятие  охраны труда, то советская трудоправовая  наука так и не выработала единства мнений по данному вопросу. В частности, так и остался дискуссионным вопрос о включении в институт охраны труда норм, регулирующих организацию, планирование, финансирование мероприятий по технике безопасности и производственной санитарии. Так, А.Н. Александров, Б.К. Бегичев, А.Д. Зайдин, В.С. Андреев относят указанные нормы к институту охраны труда. В то же самое время В.И. Семенков резонно, как мы считаем, им возражает, ссылаясь на то, что функции планирования присущи органам государственного управления и предусмотрены административно-правовыми нормами7.

Не было выработано в юридической  литературе единого мнения и по вопросу  о возможности отнесения к институту охраны труда норм, устанавливающих организацию надзора и контроля над охраной труда, а также норм, устанавливающих ответственность должностных лиц предприятия за нарушения законодательства по охране труда, которые, как мы полагаем, могли бы быть к нему отнесены.

Анализируя динамику подходов к пониманию института охраны труда в советское время, можно  сделать вывод о том, что его  понимание зависело не только от уровня развития непосредственно права, но и, в большой степени, от его идеологической направленности. Несмотря на его изначальную гуманистическую направленность, законодательство о труде в целом на протяжении XX века рассматривалось как средство повышения производительности труда, и только затем - как средство охраны труда. Однако несмотря на то, что трудовое законодательство советского периода было несовершенно и нормы, их содержание и структура не давали однозначного ответа на проблемные понятийные вопросы, в частности на вопрос о природе и характере норм, определяющих и регулирующих охрану труда, данный трудоправовой институт можно отнести к числу достаточно подробно разработанных трудоправовых категорий, во многом реципированных действующим трудовым законодательством и, несомненно, явившихся его базой.

1.2.Понятие, значение и содержание охраны труда

Конституция РФ в числе  основных прав человека и гражданина называет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст.37). Охрана труда и  здоровья людей провозглашается также как одно из основных направлений социальной политики РФ (ч.2 ст.7).

Данные положения нашли  свою конкретизацию в действующем  трудовом кодексе (раздел 10) и других нормативных правовых актах. Вопросы  охраны труда охватывают широкий  спектр понятий и основных направлений  деятельности в данной сфере социально-трудовых отношений, что находит свое отражение  в системе правовых, социально-экономических, организационно-технических, реабилитационных и иных мероприятий.

В этой связи принято различать  охрану труда в широком и узком  смыслах.

В широком смысле под охраной  труда понимают систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Именно такое понятие закреплено в ст.209 ТК.

В узком смысле охрана труда  рассматривается как один из разделов (институтов) трудового права, выступающий  в виде совокупности норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. «Как правовой институт охрана труда включает в себя нормы, устанавливающие права и обязанности работников и работодателей по вопросам безопасности и гигиены труда; специальные нормы о компенсациях для лиц, работающих в тяжелых, вредных или опасных условиях; нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних работников, лиц с пониженной трудоспособностью; нормы, регулирующие организацию работы по охране труда; правила расследования и учета несчастных случаев на производстве8.

Охрана труда имеет  социальное, экономическое и правовое значения. Социальное значение труда состоит в том, что охрана труда способствует укреплению (сохранению) здоровья работников от вредных и опасных производственных факторов. Экономическое значение охраны труда реализуется в росте производительности труда, подъеме экономики, увеличении производства. Правовое значение охраны труда состоит в правовом регулировании работы по способностям с учетом тяжестей условий труда, физиологических особенностей женского организма, организма подростков и трудоспособности инвалидов. Кроме того, вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива (соответствующего профсоюзного органа) с работодателем, а также социально-партнерских отношений на федеральном, отраслевом, региональном уровнях.

В правовом регулировании  охраны труда широко сочетаются централизованные нормы трудового законодательства, которые устанавливают минимум  правовых мер по охране труда, с договорным методом, повышающим, конкретизирующим этот минимум на основании соглашений, коллективных договоров, а также трудовых договоров9.

Основными нормативными актами об охране труда являются: Основы законодательства об охране здоровья граждан, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации", иные нормативные правовые акты, принятые Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством труда и социального развития РФ, специализированными федеральными инспекциями по надзору за охраной труда (Госкомсанэпиднадзором, Госгортехнадзором и др.). В настоящее время действуют единые отраслевые и межотраслевые правила по технике безопасности и производственной гигиене труда, многие из которых в целях унификации требований по охране труда взяты в стандарты, и разработана федеральная и отраслевая система стандартов безопасности труда.

Однако, несмотря на существование  многочисленных актов, направленных на повышение уровня охраны труда работников, реализация положений этих актов  еще не стала первоочередной задачей  в социально-трудовых отношениях. Работодатели используют различные способы уклонения от выполнения своих обязанностей по созданию условий труда, соответствующих требованиям безопасности и гигиены. Все это приводит к значительному росту несчастных случаев на производстве.

Содержание права на охрану труда включает право работника  на:

- рабочее место, соответствующее  требованиям охраны труда;

- обязательное социальное  страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний;

- отказ от выполнения  работ в случае возникновения  опасности для его жизни и  здоровья вследствие нарушения  требований охраны труда;

- обеспечение средствами  индивидуальной и коллективной  защиты за счет средств работодателя;

- обучение безопасным  методам труда за счет средств  работодателя;

- профессиональную переподготовку  за счет средств работодателя  в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

- обращение в органы  государственной власти и органы  местного самоуправления, к работодателю, в профсоюзы по вопросам охраны труда;

- личное участие или  участие через своих представителей  в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

- внеочередной медицинский  осмотр (обследование) в соответствии  с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования);

- компенсации, установленные  законом, коллективным договором,  соглашением, трудовым договором,  если работник занят на тяжелых  работах и работах с вредными  и (или) опасными условиями труда.

Статья 220 Трудового кодекса РФ закрепляет гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Итак, «институт охраны труда  является одним из важнейших институтов трудового права, так как входящие в него нормы призваны обеспечить здоровые и безопасные условия труда  работников и предупреждать несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания.

В настоящее время в  связи с внедрением новых технологических  процессов возникают проблемы в  области охраны труда и здоровья работников с учетом повышения ответственности  за ущерб, причиненный жизни и  здоровью работников.

Для института охраны труда  характерны две особенности. Во-первых, в него входят технические и медицинские стандарты. Правовые нормы, регулирующие безопасность и гигиену труда, довольно часто «переплетаются с техническими, медицинскими, физиологическими нормативами, с нормами организационного характера».

Во-вторых, для института  охраны труда характерно преобладание публично-правовых начал, административно-правовых норм и положений императивного характера»10.

Информация о работе Специальные нормы по охране труда женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних