Шпаргалка по "Трудовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 20:49, шпаргалка

Краткое описание

№1.Предмет трудового права.
№2. Метод регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.
№3. Система трудового права.
...
99. Отраслевые особенности регулирования труда некоторых категорий работников (транспорта, образования, здравоохранения и др.).
100. Особенности регулирования труда работников религиозныхорганизаций.

Файлы: 1 файл

ТРУДОВОЕ ПРАВО.РЕФЕРАТ.docx

— 235.51 Кб (Скачать)

 

Сторонами трудовых отношений являются работодатель и работник.

РАБОТОДАТЕЛЬ – физическое лицо, обладающее всеми элементами правового статуса субъекта трудового права. В качестве работодателя может выступать физическое лицо, достигшее возраста 18 лет. Несовершеннолетние в качестве работодателя могут выступать после признания их судом эмансипированными. Работодатель – физическое лицо может передавать свои полномочия другим физическим лицам.

 

Договор, заключаемый с работодателем  – физическим лицом, подлежит регистрации  в соответствующем органе местного самоуправления. Передача полномочий работодателем – физическим лицом  другим лицам должна быть зарегистрирована в том же органе местного самоуправления. От имени работодателя, являющегося  юридическим лицом, полномочия осуществляют конкретные физические лица. Представителями  работодателя, имеющего статус юридического лица, наделены лица, обладающие правом приема и увольнения работников организации.

РАБОТНИК– лицо, личным трудом возмездно выполняющее порученную ему работу. Работник должен обладать всеми элементами правового статуса субъекта трудового права. В полном объеме правосубъектностью работник обладает с 18летнего возраста. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 63 ТК РФ заключение работником трудового договора допускается с 16летнего возраста.

Могут заключать  трудовой договор:

а) лица, достигшие возраста 15 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью, – при наличии условий, перечисленных в ст. 63 ТК РФ;

б) лица, достигшие возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения, – с согласия родителей и органов опеки и попечительства;

в) лица, не достигшие возраста 14 лет, в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях – с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

Трудовой договор заключается  с конкретным работником, поэтому  трудовой договор имеет личный характер.

Представительство интересов работника  при исполнении трудового договора осуществляется физическими или  юридическими лицами, профсоюзом. Наделение  полномочиями происходит путем выдачи доверенности или путем подачи заявления  в ходе судебного разбирательства.

В защиту несовершеннолетних работников, помимо законных представителей, могут  выступить органы опеки и попечительства.

 

 

В №14 Социальное партнерство: понятие, формы, система.

 

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО  В СФЕРЕ ТРУДА – система  взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение  согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования  трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений.

 

ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА:

а) двусторонние – между представителями работников и работодателей);

б) трехсторонние – с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА– совокупность мер организационного, правового, экономического характера, которые должны функционировать  на всех уровнях экономики, от общефедерального уровня до уровня отдельно взятой организации  в области социально-трудовых отношений, разрешения социально-трудовых конфликтов. Система социального партнерства  включает федеральный, региональный, отраслевой, территориальный уровень и уровень  организации.

 

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА:

1) коллективные переговоры – основанные на диалоге взаимоотношения, результатом которых является выработка проекта коллективного договора, соглашения и их заключение, установление коллективных условий труда;

2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствование трудового законодательства;

3) участие работников, их представителей в управлении организацией;

4) участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

 

принципы социального  партнерства:

1) равноправие сторон;

2) уважение и учет интересов сторон;

3) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

4) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

5) соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

6) полномочность представителей сторон;

7) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

8) добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

9) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

10) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

11) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

12) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

 

В №15. Стороны  социального партнерства и их представители.

 

1. Под сторонами социального  партнерства следует понимать  лиц, чьи интересы согласовываются  в ходе партнерских взаимоотношений.  Такими лицами являются работники  и работодатели. Сторонами социального  партнерства могут быть органы  государственной власти, органы  местного самоуправления (см. ч. 2 ст. 23 ТК и комментарий к ней).

2. Стороны социального партнерства  участвуют в конкретных отношениях, регулируемых нормами комментируемого  раздела ТК, через своих представителей, уполномоченных в установленном  порядке.

О представителях работников и работодателей (см. статьи гл. 4 ТК и комментарий  к ним).

ТК не определяет круг лиц, представляющих в отношениях социального партнерства  органы государственной власти, органы местного самоуправления. На практике от имени государства, местного самоуправления в отношениях социального партнерства  выступают соответствующие органы исполнительной власти. При разрешении разногласий, возникающих в отношениях социального партнерства между  работниками и работодателями, государство, местное самоуправление представляет особый орган - Служба по урегулированию коллективных трудовых споров (см. ст. 407 ТК и комментарий к ней).

 

В. №16. Полномочия профсоюзов в сфере труда.

В соответствии со ст. 370 ТК РФ для осуществления  контроля над соблюдением трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового  права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения  могут создавать правовые и технические  инспекции труда профсоюзов, которые  наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими  профессиональными союзами и  их объединениями.

Профсоюзные инспекторы труда в  установленном порядке имеют  право беспрепятственно посещать любых  работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и  форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального  союза или профсоюзов, входящих в  объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений (ч. 5 ст. 370 ТК РФ).

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право (ч. 6 ст. 370 ТК РФ):

1) осуществлять контроль над  соблюдением работодателями трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы  трудового права;

2) проводить независимую экспертизу  условий труда и обеспечения  безопасности работников;

3) принимать участие в расследовании  несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний;

4) получать информацию от руководителей  и иных должностных лиц организаций,  работодателей - индивидуальных  предпринимателей о состоянии  условий и охраны труда, а  также обо всех несчастных  случаях на производстве и  профессиональных заболеваниях;

5) защищать права и законные  интересы членов профессионального  союза по вопросам возмещения  вреда, причиненного их здоровью  на производстве (работе);

6) предъявлять работодателям требования  о приостановке работ в случаях  непосредственной угрозы жизни  и здоровью работников;

7) направлять работодателям представления  об устранении выявленных нарушений  трудового законодательства и  иных нормативных правовых актов,  содержащих нормы трудового права,  обязательные для рассмотрения;

8) осуществлять проверку состояния  условий и охраны труда, выполнения  обязательств работодателей, предусмотренных  коллективными договорами и соглашениями;

9) принимать участие в работе  комиссий по испытаниям и приему  в эксплуатацию производственных  объектов и средств производства  в качестве независимых экспертов;

10) принимать участие в рассмотрении  трудовых споров, связанных с  нарушением трудового законодательства  и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы трудового  права, обязательств, предусмотренных  коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий  труда;

11) принимать участие в разработке  проектов федеральных законов  и иных нормативных правовых  актов РФ, субъектов РФ, органов  местного самоуправления, содержащих  нормы трудового права;

12) принимать участие в разработке  проектов подзаконных нормативных  правовых актов, устанавливающих  государственные нормативные требования  охраны труда, а также согласовывать  их в порядке, установленном  Правительством РФ;

13) обращаться в соответствующие  органы с требованием о привлечении  к ответственности лиц, виновных  в нарушении трудового законодательства  и иных актов, содержащих нормы  трудового права, сокрытии фактов  несчастных случаев на производстве.

 

 

В. №17 Коллективные договоры и соглашения: понятие, значение, содержание.

 

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР– правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

СОГЛАШЕНИЕ – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Основная задача – регулирование социально-трудовых отношений. Стороны коллективного договора – работники в лице их представителей и работодатель, представляемый руководителем предприятия либо другим полномочным лицом.

Коллективный договор  может заключаться в организации  в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных  подразделениях.

СОДЕРЖАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО  ДОГОВОРА – согласованные сторонами условия (положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения в данной организации. Эти условия определяют права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение. Коллективный договор состоит из вступительной части; раздела, содержащего права и обязанности администрации, работодателя, и раздела, содержащего права и обязанности работников организации и их представительных органов. В приложениях к коллективному договору содержатся нормативные положения – нормы, установленные в централизованном порядке, которые посредством коллективного договора доводятся до сведения работников организации, и локальные нормы, применяемые на данном предприятии.

В коллективном договоре могут устанавливаться  льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные  по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. Существенные условия  договора: а) срок действия; б) порядок  изменения; в) срок отчета сторон о выполнении условий договора.

Подписанный сторонами коллективный договор в семидневный срок направляется работодателем в соответствующий  орган по труду по мест о нахождению организации для уведомительной регистрации, при осуществлении  которой выявляются условия, ухудшающие положение работников.

Информация о работе Шпаргалка по "Трудовому праву"