Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 07:24, реферат
Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную. В статье 10 указано, что судебная власть осуществляется в независимости от законодательной и исполнительной власти. Это позволяет рассматривать суды в отдельности от остальных органов её осуществления. Таким образом. Конституцией определено, что судебная власть - один из видов государственной власти.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине « Система государственного управления»
На тему: «Верховный Суд
Российской Федерации: состав, статус
и полномочия»
Специальность: государственное И муниципальное
управление
Специализация: региональное управление
Чебоксары 2010 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ: СТАТУС И ПОЛНОМОЧИЯ…...................
2. СТРУКТУРА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ………………………...……..9
2.1. Пленум Верховного Суда РФ………………………………….…....9
2.2. Президиум Верховного Суда РФ…………………………......……11
2.3. Кассационная коллегия……………………………………………..12
2.4. Судебные коллегии…………………………………………….……
2.5. Военная коллегия……………………………………...……………
3. СОСТАВ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ……………………………......…17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…23
1.
ВВЕДЕНИЕ
Характерной чертой демократического
общества является защищенность прав
и свобод человека сильной и независимой
судебной властью. Суда выполняют правоохранительные
функции, рассматривают споры юридических
и физических лиц, а также обращения по
поводу действий исполнительной власти.
Каждый должен быть уверен, что суд разрешит
спор самым справедливым образом.
Суд среди других органов государственной
власти занимает особое место. Только
суд своим решением может положить
конец спору истца и ответчика,
только суд может признать человека
виновным в совершении преступления.
Суд реализует права граждан
на обжалование действий должностных
лиц, рассматривает материалы о
некоторых видах
От деятельности судебных органов зависят
многие процессы в стране – как уголовные,
так и экономические, а иногда и политические.
Конституция Российской Федерации предусматривает
три вида государственной власти: законодательную,
исполнительную и судебную. В статье 10 указано,
что судебная власть осуществляется в
независимости от законодательной и исполнительной
власти. Это позволяет рассматривать суды
в отдельности от остальных органов её
осуществления. Таким образом. Конституцией
определено, что судебная власть - один
из видов государственной власти.
В соответствии с Конституцией Российской
Федерации в судебной системе выделяются
три высших судебных органа Российской
Федерации: Конституционный Суд Российской
Федерации, Верховный Суд Российской Федерации,
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Объектом исследования в данной курсовой
работе выступает Верховный суд Российской
Федерации.
1. ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ: СТАТУС И ПОЛНОМОЧИЯ
В соответствии со ст. 126 Конституции РФ,
Верховный Суд Российской Федерации является
высшим судебным органом по гражданским,
уголовным, административным и иным делам,
подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет
в предусмотренных федеральным законом
процессуальных формах судебный надзор
за их деятельностью и дает разъяснения
по вопросам судебной практики.
В Российской Федерации Верховный
Суд впервые был учрежден в
соответствии с Положением о судоустройстве
РСФСР, принятым на сессии ВЦИК 31 октября 1922
г. и введенным в действие 1 января 1923 г.
На Верховный Суд возлагался судебный
контроль над всеми без исключения
судебными местами РСФСР, рассмотрение
в кассационном порядке дел, решенных
губернскими судами; рассмотрение в
порядке надзора всех дел, разрешенных
любыми судами республики; рассмотрение
судебных дел по первой инстанции.
Правом дачи судам разъяснений
по вопросам судебной практики Верховный
Суд РСФСР не обладал. Таким правом
был наделен Верховный Суд
СССР, созданный в 1924 г., и лишь после
принятия в 1958 г. Основ законодательства
СССР и союзных республик о судоустройстве
в СССР такое полномочие получили и верховные
суды союзных республик. В ст. 58 Закона
РСФСР от 8 июня 1981 г. "О судоустройстве
РСФСР" было указано, что пленум Верховного
Суда республики " рассматривает материалы
изучения судебной практики и судебной
статистики... и дает руководящие разъяснения
судам по вопросам применения законодательства
РСФСР".
Впервые такое право закреплено и в Конституции
Российской Федерации 1993 г., в ее ст. 126,
за исключением положения, что эти разъяснения
являются руководящими.
Итак, деятельность Верховного суда в
РФ, его статус, правовое положение, устанавливается
Конституцией Российской Федерации и
Конституционным законом "О судебной
системе Российской Федерации". Конституционные
положения более обширно конкретизированы
в ФКЗ «О судебной системе». Специальным
нормативным правовым актом, в котором
урегулированы организация и состав Верховного
Суда РФ, является ныне действующий Закон
РСФСР «О судоустройстве РСФСР» (с последующими
изменениями и дополнениями).
В настоящее время штатная численность
судей Верховного Суда составляет 105 человек,
из числа которых 64 судьи состоят в Судебной
коллегии по гражданским делам, 33 - в Судебной
коллегии по уголовным делам и 8 - в Военной
коллегии. Численность аппарата сотрудников
Верховного Суда составляет около 600 человек.
Столь широкий количественный состав
Верховного Суда РФ объясняется большим
объемом его работы, что отражает
соответствующую широкую
Судопроизводство
в Верховном Суде РФ ведется на
русском языке -
государственном языке РФ. Участвующим в деле лицам,
не владеющим языком судопроизводства,
обеспечивается право выступать и давать
объяснения на их родном языке либо на
другом языке, которым они владеют.
Говоря о правовом статусе Верховного
суда, нужно отметить, что придание Верховному
Суду Российской Федерации статуса высшего
судебного органа не имеет абсолютного
характера, оно ограничено сферой его
компетенции - дела, подсудные судам "общей
юрисдикции". Следовательно, по делам
о проверке конституционности законов
и иных нормативных актов, а также по делам
об экономических спорах Верховный Суд
не является высшим судебным органом,
поскольку эти дела рассматривают соответственно
Конституционный Суд Российской Федерации,
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
и арбитражные суды субъектов Российской
Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации является
непосредственно вышестоящей судебной
инстанцией по отношению ко всем федеральным
окружным судам - верховным судам республик,
краевым (областным) судам, городским судам
городов федерального значения, судам
автономной области и автономных округов.
На деле это означает, что Верховный Суд
Российской Федерации обладает полнотой
юрисдикции, т.е. он правомочен на основании
поступающих к нему протестов и кассационных
жалоб пересматривать дела, рассмотренные
на уровне высших судебных инстанций субъектов
федерации, и выносить по ним окончательные
постановления или определения. Верховный
Суд Российской Федерации является третьим
звеном общегражданского правосудия,
если иметь в виду, что на региональном
(областном) уровне соответствующие высшие
судебные инстанции осуществляют пересмотр
дел, поступающих к ним по кассационным
жалобам или протестам прокуратуры от
низшего звена судебной системы.
Конституция РФ 1993 г. предоставляет Верховному
Суду полномочия:
1. он обладает правом
2. правом обращения в Конституционный Суд с запросом о соответствии Конституции нормативно-правовых актов (статья 125, часть 2);
3. дает заключение о наличии
в действиях Президента
Для понимания роли Верховного Суда
РФ и возглавляемой им системы
судов весьма значимы и такие
полномочия, как признание
В целом система судов, возглавляемая
Верховным Судом РФ, и соответственно
он сам призваны сыграть ведущую роль
в реализации конституционной гарантии
— судебной защиты прав и свобод граждан.
В состав Верховного Суда входят председатель,
его заместители и члены. В соответствии
с Конституцией РФ 1993 г. (раздел 2, пункт
5) судьи Верховного Суда, избранные до ее
вступления в силу, сохраняют свои должности
до истечения срока, на который они были
избраны.
Это правило в равной мере относится
к председателю суда и его заместителям.
Вакантные должности замещаются
в порядке, установленном Конституцией,
а именно: судьи назначаются Советом
Федерации по представлению Президента
РФ. Требования, предъявляемые к кандидату
на должность члена Верховного Суда, более
высоки, чем предъявляемые к кандидатам
на нижестоящие судейские должности (возраст
35 лет и стаж работы по юридической специальности
не менее 10 лет). На практике членами Верховного
Суда становятся опытные судьи, прошедшие
основные ступени судейской карьеры. Статус
судьи Верховного Суда РФ не имеет сколько-нибудь
существенных отличий от общего статуса
судей, установленного Конституцией РФ
и Законом о статусе судей в Российской
Федерации 1992 г. с последующими изменениями
и дополнениями
Полномочия
Информация о работе Порядок формирования, состав и структура верховного суда РФ