Порядок формирования, состав и структура верховного суда РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 07:24, реферат

Краткое описание

Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную. В статье 10 указано, что судебная власть осуществляется в независимости от законодательной и исполнительной власти. Это позволяет рассматривать суды в отдельности от остальных органов её осуществления. Таким образом. Конституцией определено, что судебная власть - один из видов государственной власти.

Файлы: 1 файл

верховный суд структура.docx

— 270.00 Кб (Скачать)

2) дела по жалобам  и протестам на решения, приговоры,  определения и постановления  окружных (флотских) военных судов,  принятые ими в первой инстанции  и не вступившие в силу, рассматривает  коллегия, состоящая из трех судей;

3) дела по протестам  на решения, приговоры, определения  и постановления военных судов,  вступившие в силу, рассматривает  коллегия, состоящая из трех судей.

Военная коллегия издает информационный бюллетень военных  судов, в котором публикуются  решения военных судов по гражданским  и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы  и статистические данные о работе военных судов, а также другие материалы.

«Председатель Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации  является заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации и назначается  на должность Советом Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации  по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении  Председателя Верховного Суда Российской Федерации и заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации».

Работой Верховного Суда руководит  его Председатель, который обладает значительными полномочиями как  процессуального, так и административного (организационного) характера. В соответствии со статьей 65 Закона РСФСР от 8 июля 1981г. "О судоустройстве РСФСР" (с учетом изменений и дополнений) Председатель:

- приносит в пределах  и порядке, установленных законом,  протесты на судебные решения;

- в случаях и порядке,  установленных законом, вправе  приостановить исполнение судебных  решений;

- организует работу по  изучению и обобщению судебной  практики, анализу судебной статистики; вносит представления в государственные  органы, общественные организации  и должностным лицам об устранении  нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений и вносит материалы на рассмотрение Пленума;

- созывает Пленум Суда  и председательствует на его  заседаниях;

- созывает Президиум Суда  и вносит на рассмотрение Президиума  вопросы, требующие его решения,  председательствует на заседаниях  Президиума; может председательствовать  в судебных заседаниях коллегий  Суда при рассмотрении любого  дела;

- распределяет обязанности  между заместителями Председателя  Суда;

- руководит организацией  работы Кассационной коллегии  и судебных коллегий, руководит  работой аппарата Суда;

- ведет личный прием  и организует работу суда по  приему граждан и рассмотрению  предложений, заявлений и жалоб;

- осуществляет другие  полномочия, предоставленные ему  законодательством.

Заместители Председателя Верховного Суда помогают Председателю в реализации его полномочий по руководству Судом, а также имеют собственную  компетенцию (также представлены и  процессуальные и административные виды полномочий):

- могут председательствовать  в судебных заседаниях коллегий  Суда;

- приносят в пределах  и порядке, установленных законом,  протесты на судебные решения;

- в случаях и порядке,  установленных законом, вправе  приостановить исполнение судебных  решений;

- осуществляют в соответствии  с распределением обязанностей  руководство работой судебных  коллегий и структурных подразделений  аппарата Суда;

- ведут личный прием  граждан;

- осуществляют другие  полномочия, предоставленные им  законодательством.

верховный суд власть коллегия

Заключение

Судебная власть есть предоставленные  специальным органами государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих  при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного  и арбитражного судопроизводства с  соблюдением процессуальных форм, создающих  гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.

Центром всей системы судов  общей юрисдикции выступает Верховный  Суд Российской Федерации, который:

· является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным  судам общей юрисдикции;

· осуществляет в предусмотренных  федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью  судов общей юрисдикции, включая  военные суды;

· в пределах своей компетенции  рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора  и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных  федеральным законом, также и  в качестве суда первой инстанции;

· является непосредственно  вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам  республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных  округов, флотов, видов и групп  войск;

· дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Список литературы

1. Конституция Российской  Федерации. М., 1993.

2. Правоохранительные органы  РФ./Божьев В. -М., 1996, с. 40

3. Постановление Президиума  Верховного Совета РФ N 2530-I "О  структуре и штатной численности  Верховного Суда Российской Федерации  и его аппарата". М., 1992.

4. Закон РСФСР "О судоустройстве  РСФСР". М., 1981. СТ. 61.

5. Закон РСФСР "О судоустройстве  РСФСР". М., 1981. СТ. 62.1.

6. Федеральный конституционный  закон N 1-ФКЗ "О военных судах  Российской Федерации". М., 1999. СТ. 11.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине « Система  государственного управления»

На тему: «Верховный Суд  Российской Федерации: состав, статус и полномочия» 
Специальность: государственное И муниципальное управление

Специализация: региональное управление

Чебоксары 2010 год

СОДЕРЖАНИЕ 
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…..3 
1.     ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ: СТАТУС И ПОЛНОМОЧИЯ…......................4 
2.     СТРУКТУРА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ………………………...……..9   
2.1. Пленум Верховного Суда РФ………………………………….…....9 
2.2. Президиум Верховного Суда РФ…………………………......……11 
2.3. Кассационная коллегия……………………………………………..12 
2.4. Судебные коллегии…………………………………………….……13 
2.5. Военная коллегия……………………………………...…………….15 
3.     СОСТАВ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ……………………………......…17 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……21 
     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…23 
    
1.      
ВВЕДЕНИЕ 
Характерной чертой демократического общества является защищенность прав и свобод человека сильной и независимой судебной властью. Суда выполняют правоохранительные функции, рассматривают споры юридических и физических лиц, а также обращения по поводу действий исполнительной власти. Каждый должен быть уверен, что суд разрешит спор самым справедливым образом.

 
Суд среди других органов государственной  власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан  на обжалование действий должностных  лиц, рассматривает материалы о  некоторых видах административный правонарушений. 
 
От деятельности судебных органов зависят многие процессы в стране – как уголовные, так и экономические, а иногда и политические. 
 
Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную. В статье 10  указано, что судебная власть осуществляется в независимости от законодательной и исполнительной власти. Это позволяет рассматривать суды в отдельности от остальных органов её осуществления.  Таким образом. Конституцией определено, что судебная власть - один из видов государственной власти. 
 
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в судебной системе выделяются три высших судебных органа Российской Федерации: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. 
 
Объектом исследования в данной курсовой работе выступает Верховный суд Российской Федерации. 
1. ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СТАТУС И ПОЛНОМОЧИЯ 
 
В соответствии со ст. 126 Конституции РФ, Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

 
В Российской Федерации Верховный  Суд впервые был учрежден в  соответствии с Положением о судоустройстве РСФСР, принятым на сессии ВЦИК 31 октября 1922 г. и введенным в действие 1 января 1923 г.

 
На Верховный Суд возлагался судебный контроль над всеми без исключения судебными местами РСФСР, рассмотрение в кассационном порядке дел, решенных губернскими судами; рассмотрение в  порядке надзора всех дел, разрешенных  любыми судами республики; рассмотрение судебных дел по первой инстанции.

 
Правом дачи судам разъяснений  по вопросам судебной практики Верховный  Суд РСФСР не обладал. Таким правом был наделен Верховный Суд  СССР, созданный в 1924 г., и лишь после принятия в 1958 г. Основ законодательства СССР и союзных республик о судоустройстве в СССР такое полномочие получили и верховные суды союзных республик. В ст. 58 Закона РСФСР от 8 июня 1981 г. "О судоустройстве РСФСР" было указано, что пленум Верховного Суда республики " рассматривает материалы изучения судебной практики и судебной статистики... и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РСФСР".

 
Впервые такое право закреплено и в Конституции Российской Федерации 1993 г., в ее ст. 126, за исключением положения, что эти разъяснения являются руководящими. 
 
Итак, деятельность Верховного суда в РФ, его статус, правовое положение, устанавливается Конституцией Российской Федерации и Конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации". Конституционные положения более обширно конкретизированы в ФКЗ «О судебной системе». Специальным нормативным правовым актом, в котором урегулированы организация и состав Верховного Суда РФ, является ныне действующий Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» (с последующими изменениями и дополнениями). 
 
В настоящее время штатная численность судей Верховного Суда составляет 105 человек, из числа которых 64 судьи состоят в Судебной коллегии по гражданским делам, 33 - в Судебной коллегии по уголовным делам и 8 - в Военной коллегии. Численность аппарата сотрудников Верховного Суда составляет около 600 человек.

 
Столь широкий количественный состав Верховного Суда РФ объясняется большим  объемом его работы, что отражает соответствующую широкую деятельность судов общей юрисдикции.

 
            Судопроизводство  в Верховном Суде РФ ведется на русском языке - 
 
государственном языке РФ. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на их родном языке либо на другом языке, которым они владеют. 
 
Говоря о правовом статусе Верховного суда, нужно отметить, что придание Верховному Суду Российской Федерации статуса высшего судебного органа не имеет абсолютного характера, оно ограничено сферой его компетенции - дела, подсудные судам "общей юрисдикции". Следовательно, по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, а также по делам об экономических спорах Верховный Суд не является высшим судебным органом, поскольку эти дела рассматривают соответственно Конституционный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и арбитражные суды субъектов Российской Федерации. 
 
Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению ко всем федеральным окружным судам - верховным судам республик, краевым (областным) судам, городским судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов. На деле это означает, что Верховный Суд Российской Федерации обладает полнотой юрисдикции, т.е. он правомочен на основании поступающих к нему протестов и кассационных жалоб пересматривать дела, рассмотренные на уровне высших судебных инстанций субъектов федерации, и выносить по ним окончательные постановления или определения. Верховный Суд Российской Федерации является третьим звеном общегражданского правосудия, если иметь в виду, что на региональном (областном) уровне соответствующие высшие судебные инстанции осуществляют пересмотр дел, поступающих к ним по кассационным жалобам или протестам прокуратуры от низшего звена судебной системы.                                    

 
 
Конституция РФ 1993 г. предоставляет Верховному Суду полномочия: 

 
1. он обладает правом законодательной инициативы по вопросам, относящимся к его ведению (статья 104, часть 1); 

2.  правом обращения в Конституционный Суд с запросом о соответствии Конституции нормативно-правовых актов (статья 125, часть 2); 

 
3. дает заключение о наличии  в действиях Президента признаков  преступления в случае выдвижения  против него Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (статья 93, часть 1).

 
 Для понимания роли Верховного Суда РФ и возглавляемой им системы  судов весьма значимы и такие  полномочия, как признание недействительными  подзаконных актов государственных  органов, решение избирательных  споров.  
 
В целом система судов, возглавляемая Верховным Судом РФ, и соответственно он сам призваны сыграть ведущую роль в реализации конституционной гарантии — судебной защиты прав и свобод граждан. В состав Верховного Суда входят председатель, его заместители и члены. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. (раздел 2, пункт 5) судьи Верховного Суда, избранные до ее вступления в силу, сохраняют свои должности до истечения срока, на который они были избраны.

 
Это правило в равной мере относится  к председателю суда и его заместителям. Вакантные должности замещаются в порядке, установленном Конституцией, а именно: судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Требования, предъявляемые к кандидату на должность члена Верховного Суда, более высоки, чем предъявляемые к кандидатам на нижестоящие судейские должности (возраст 35 лет и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет). На практике членами Верховного Суда становятся опытные судьи, прошедшие основные ступени судейской карьеры. Статус судьи Верховного Суда РФ не имеет сколько-нибудь существенных отличий от общего статуса судей, установленного Конституцией РФ и Законом о статусе судей в Российской Федерации 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями 

 
            Полномочия Верховного Суда РФ, как  высшего судебного органа в отношении  гражданских, уголовных, административных и иных дел, подсудных судам общей  юрисдикции, осуществляют Президиум  Верховного Суда РФ и судебные коллегии Верховного Суда РФ. По результатам рассмотрения в порядке надзора гражданского дела Верховный Суд РФ вправе отменить решение, определение или постановление полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в суд первой или кассационной инстанции, отменить решение, определение или постановление полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения, оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу решений, определений или постановлений, а также отменить либо заменить решение суда первой, кассационной или надзорной инстанций и вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если была допущена ошибка в применении и толковании норм материального права. 

Информация о работе Порядок формирования, состав и структура верховного суда РФ