Компетенция Верховного суда РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 12:24, контрольная работа

Краткое описание

Конституция Российской Федерации наряду с законодательной и исполнительной ветвями власти, выделила судебную власть в самостоятельную ветвь государственной власти.
Создатели теории разделения властей придавали суду первостепенное и совершенно самостоятельное значение в обеспечении законности, справедливости и свободы, при условии, что судебная власть не будет зависеть от других ветвей власти.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…….3
Верховный Суд – высший судебный орган…………………..…………..5
Порядок рассмотрения дел в Верховном Суде РФ…………..…………..8
Роль Верховного Суда в судебной системе РФ…………………………12
Заключение……………………………………………………...………………..16
Список литературы………………..……………………………………………..17

Файлы: 1 файл

КОМПЕТЕНЦИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ.docx

— 40.06 Кб (Скачать)

 

Компетенция Верховного суда в РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..…….3

  1. Верховный Суд – высший судебный орган…………………..…………..5
  2. Порядок рассмотрения дел в Верховном Суде РФ…………..…………..8
  3. Роль Верховного Суда в судебной системе РФ…………………………12

Заключение……………………………………………………...………………..16

Список литературы………………..……………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Конституция Российской Федерации наряду с законодательной и исполнительной ветвями власти, выделила судебную власть в самостоятельную ветвь государственной власти.

Создатели теории разделения властей  придавали суду первостепенное и  совершенно самостоятельное значение в обеспечении законности, справедливости и свободы, при условии, что судебная власть не будет зависеть от других ветвей власти.

Прочная современная демократическая  судебная система — это одна из главных составляющих развития страны, один из главных рычагов демократического развития нашего государства в среднесрочной  и очень дальней перспективе. Это историческая перспектива России.

Наличие в государстве сильной судебной власти является залогом стабильного развития гражданского общества и демократии, которые призваны в полной мере обеспечить права и свободы человека. Это и гарантии устойчивого экономического развития, позволяющего преодолевать мировые экономические кризисы, делающего нашу страну привлекательной с точки зрения инвестиций.

Недаром судебная реформа на законодательном уровне признана одним из приоритетных направлений законопроектной деятельности государства как неотъемлемая часть демократического процесса в Российской Федерации.

Воплощение в жизнь судебной реформы послужило толчком для  важнейших качественных преобразований. Заметные изменения произошли в  правовых основах судоустройства и судопроизводства. Сформировалась судебная система Российской Федерации, состоящая из Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, системы арбитражных судов, возглавляемых Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, и системы судов общей юрисдикции, возглавляемых Верховным Судом Российской Федерации. Определены формы осуществления судебной власти посредством конституционного, административного, арбитражного, гражданского и уголовного судопроизводства.

Цель настоящей работы – охарактеризовать компетенцию Верховного Суда РФ.

Задачи работы: 1) рассмотреть деятельность Верховного Суда – высшего судебного  органа; 2) изучить порядок рассмотрения дел в Верховном Суде РФ; 3) проанализировать роль Верховного Суда в судебной системе РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Верховный Суд – высший судебный орган

 

Согласно ст. 9 ФКЗ РФ «О судах общей юрисдикции в РФ»1, Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

 Верховный Суд Российской  Федерации в пределах своей  компетенции рассматривает дела  в качестве суда первой, апелляционной,  кассационной, надзорной инстанций  и по новым или вновь открывшимся  обстоятельствам в порядке, предусмотренном  федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации Верховному Суду Российской Федерации принадлежит право  законодательной инициативы по вопросам его ведения.

Верховный Суд Российской Федерации:

1) изучает, обобщает судебную  практику и в целях обеспечения  ее единства дает судам общей  юрисдикции разъяснения по вопросам  применения законодательства Российской  Федерации;

2) разрешает в пределах  своей компетенции вопросы, связанные  с международными договорами  Российской Федерации;

3) публикует судебные  акты Верховного Суда Российской  Федерации, а также решает вопросы  обеспечения доступа к информации  о деятельности Верховного Суда  Российской Федерации в соответствии  с федеральными законами;

4) осуществляет иные полномочия  в соответствии с федеральными  конституционными законами и  федеральными законами.

Верховный Суд РФ - высший судебный орган в системе судов  общей юрисдикции по всем подведомственным данной системе судов гражданским, уголовным и административным делам, осуществляющий надзор за всеми судами общей юрисдикции и дающий разъяснения  по вопросам судебной практики.

 Функции Верховного  Суда РФ:

• рассматривает по первой инстанции наиболее сложные и  важные уголовные и гражданские  дела, подведомственные судам общей  юрисдикции;

• проверяет законность и обоснованность приговоров, определений, решений и постановлений судов  общей юрисдикции в порядке кассации и надзора;

• дает разъяснения по вопросам судебной практики в форме постановлений  Пленума Верховного Суда РФ.

Указанные постановления  не имеют статуса нормативно-правовых актов, однако обязательны для исполнения всеми судами общей юрисдикции;

• обладает правом законодательной  инициативы, а также вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с  запросами о соответствии Конституции  РФ федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.

Верховный Суд РФ рассматривает  по первой инстанции.

1) уголовные дела, указанные  в ст. 452 УПК РФ (дела в отношении  члена Совета Федерации, депутата  Государственной Думы, судьи федерального  суда), а также иные уголовные  дела, отнесенные федеральным конституционным  законом и федеральным законом  к его подсудности;

2) гражданские дела о:

а) оспаривании ненормативных  актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ;

б) оспаривании нормативных  актов федеральных министерств  и ведомств, касающихся прав и свобод граждан;

в) оспаривании постановлений  о прекращении полномочии судей;

г) приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных  общественных объединений; о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные  организации на территориях двух и более субъектом РФ; о приостановлении  или прекращении деятельности средств  массовой информации, распространяемых преимущественно на территориях  двух и более субъектов РФ;

д) оспаривании решений  и действий (бездействия) Центральной  избирательной комиссии РФ и ее должностных  лиц (за исключением решений, принимаемых  по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных  комиссий, комиссий референдума, а также  на решения избирательных комиссий субъектов РФ в случаях, предусмотренных  федеральным законодательством);

е) по разрешению споров, переданных Верховному Суду РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции  РФ, между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ, а также между  органами государственной власти субъектов  РФ;

Верховный Суд РФ проверяет  в кассационном порядке законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений судов обшей  юрисдикции (в т. ч. и военных) среднего звена2.

Верховный Суд РФ проверяет  в надзорном порядке законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений судов общей  юрисдикции (в т. ч. военных) основного  и среднего звена, а также приговоров и иных судебных решений судебных коллегий Верховного Суда РФ.

Верховный Суд РФ осуществляет пересмотр определенных приговоров и иных судебных решений по вновь  открывшимся обстоятельствам.

Верховный Суд рассматривает  дела, в следующем составе:

  • в первой инстанции гражданские дела рассматривает судья единолично коллегия, состоящая из 3 судей, уголовные дела - коллегия, состоящая из 3 судей, либо судья и коллегия присяжных заседателей, дела об административных правонарушениях - судья единолично;
  • дела по кассационным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления судов областного уровня, окружных и флотских военных судов, судебных коллегий Верховного Суда, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу, рассматривает коллегия, состоящая из 3 судей;
  • дела по надзорным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления судов, вступившие в законную силу, рассматривает в судебных коллегиях - коллегия, состоящая из 3 судей, в Президиуме - полномочный состав такового3.

Верховный Суд издает «Бюллетень Верховного суда Российской Федерации», в котором публикуются решения по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе судов общей юрисдикции и др. материалы.

 

 

  1. Структура Верховного Суда РФ

 

Председатель Верховного Суда Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается  на должность Советом Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации  сроком на шесть лет по представлению  Президента Российской Федерации и  при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей  Российской Федерации.

Заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации

Пленум Верховного Суда Российской Федерации 

Секретарь Пленума

Президиум Верховного Суда Российской Федерации

В состав Президиума Верховного Суда Российской Федерации входят Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители и судьи Верховного Суда Российской Федерации. Количественный состав Президиума Верховного Суда Российской Федерации определяется Регламентом  Верховного Суда Российской Федерации.

Члены Президиума Верховного Суда Российской Федерации из числа  судей Верховного Суда Российской Федерации  утверждаются Советом Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации  по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении  Председателя Верховного Суда Российской Федерации, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Заседание Президиума Верховного Суда Российской Федерации проводится не реже одного раза в месяц и  считается правомочным, если на нем  присутствует большинство членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимаются  большинством голосов членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, участвующих в заседании, и подписываются  председательствующим в заседании  Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Коллегии Верховного Суда Российской Федерации 

Судебная коллегия по административным делам.

 Судебная коллегия по административным делам – это состав суда, который рассматривает конкретное административное дело.

За последние несколько  лет законодательством была расширена  возможность защиты в суде прав и  свобод граждан. Это повлияло судов, которые занимаются административно-правовыми отношениями. Возросла сложность и количество категорий, рассматриваемых дел. Число административных дел с каждым годом увеличивается, поэтому судебная коллегия по административным делам сталкивается со сложными, с юридической стороны, спорами. Для качественной работы составу судебной коллегии приходиться постоянно углублять свои знания и навыки работы.

Судебная коллегия по административным делам значительно сокращает сроки проведения и разрешения подобного рода дел, в её работу входит: рассмотрение дел, оспаривающих нормативно-правовые акты, оспаривание бездействие (действие) и решение органов гос. власти, а также местного самоуправления, муниципальных и государственных служащих (защита прав на участие в референдумах (выборах) и избирательного права), должностных лиц.

Применение гражданского процессуального кодекса в большинстве  случаев вызывает у судей (нижестоящих  судов) трудности. Поэтому судебная коллегия по административным делам проводит консультации и оказывает практическую помощь районным и мировым судам по необходимым для них вопросам применения того или иного законодательства. Судебная коллегия по административным делам проделывает большую работу по предупреждению и устранению недостатков и нарушений в деятельности нижестоящих судов, а также следит и устраняет нарушения законов со стороны отдельных должностных лиц. Судебная коллегия выявляет условия и причины, которые способствовали административным нарушениям. При выявленных фактах нарушений законности судебная коллегия по административным делам реагирует вынесением определённых частных определений, а также направляет соответствующие информационные письма.

Информация о работе Компетенция Верховного суда РФ