Суд присяжных в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в исследовании правового регулирования и статуса суда присяжных в Российской Федерации.
Задачи работы:
1. Изучить понятие и значение суда присяжных;
2. Исследовать формирование коллегии присяжных заседателей;
3. Рассмотреть особенности судебного разбирательства в суде присяжных.

Оглавление

Введение 3
1. Общая характеристика деятельности суда присяжных
1.1. Общие положения производства в суде присяжных 5
1.2. Формирование коллегии присяжных заседателей
Порядок и сроки составления списков кандидатов в
присяжные заседатели. Права и обязанности присяжных
заседателей 8
1.3. Роспуск коллегии присяжных заседателей
ввиду тенденциозности ее состава 16
2. Особенности разрешения уголовного дела с участием
присяжных заседателей
2.1 Особенности судебного разбирательства в суде присяжных 17
2.2. Вопросы, разрешаемые судом присяжных
заседателей. Напутственное слово председательствующего
судьи в суде присяжных заседателей 20
2.3. Вердикт, понятие и провозглашение. Обсуждение
последствий вердикта присяжных заседателей. 26
Заключение 30
Использованная литература 33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по УПП.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

     Суд присяжных – явление для российского  уголовного судопроизводства не новое. Первоначально был введен в ходе судебной реформы 1864 г. И упразднен в 1917 г.

       После ликвидации суда присяжных  в советский период право граждан  на рассмотрение дела этим судом было провозглашено 13 ноября 1989 г.

Суд с  участием присяжных заседателей  – это форма организации суда, где рассмотрение и разрешение в  судебном разбирательстве одного дела осуществляется двумя раздельными судебными составами: во-первых, жюри, состоящим из народных представителей, и во-вторых, профессиональными судьями (судьей); причем первые разрешают вопрос о виновности подсудимого, а вторые – о применении к данному случаю норм права на основе решения (вердикта) присяжных. Таким образом, сущность суда с участием присяжных состоит в том, что разрешение вопроса о виновности является исключительной прерогативой народных представителей, а не профессиональных судей.

Значение  суда присяжных обусловлено тем, что он является:

1. Важнейшей конституционной гарантией прав человека, в первую очередь, на доступ к справедливому правосудию;

2. Гарантией самостоятельности судебной власти, независимости суда и справедливости судебной процедуры;

Выделяют  следующие достоинства суда с  участием присяжных:

1. Демократизм. Представители народа непосредственно участвуют в осуществлении судебной власти;

2. Высокая степень независимости присяжных от государства и государственного обвинения: вследствие этого больше обеспечиваются условия для состязания сторон.

Критическая оценка суда с участием присяжных позволяет отметить и его некоторые недостатки:

1. Юридическая некомпетентность присяжных ведет к малопредсказуемости их решений, которые основываются не на законе, а на личном впечатлении.

2. Присяжные заседатели подвержены большому влиянию средств массовой информации.

Производство  в суде с участием присяжных заседателей  – это усложненная форма судебного  производства в суде первой инстанции.  

     Актуальность данной темы состоит в том, что суду присяжных отводится значительная роль в разрешении уголовного дела, т.к. около 20% подсудимых подают ходатайства на рассмотрение их дела именно этим судом.

     Цель  работы состоит в исследовании правового  регулирования и статуса суда присяжных в Российской Федерации.

     Задачи  работы:

1. Изучить понятие и значение суда присяжных;

2. Исследовать формирование коллегии присяжных заседателей;

3. Рассмотреть особенности судебного разбирательства в суде присяжных.

     Предмет исследования: правовое регулирование при помощи суда присяжных, рассмотрение его порядка формирования и особенностей.

     Объект  исследования: суд присяжных в РФ: современное правовое регулирование. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА  1.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДА ПРИСЯЖНЫХ

      1.1 Общие положения производства  в суде присяжных

Согласно  статье 324 Уголовно – Процессуального Кодекса Российской Федерации1 производство в суде присяжных ведется в общем порядке с учетом особенностей, предусмотренных главой 42 УПК2.

Все особенности  производства в суде присяжных обусловлены  рядом признаков этой формы судопроизводств, к числу которых можно отнести следующие:

1. Суду  присяжных присуще разграничение  компетенции между профессиональным  судьей и коллегией присяжных  заседателей.

Уголовно-процессуальный закон устанавливает, что в ходе судебного разбирательства присяжные заседатели разрешают вопросы, заслуживает ли подсудимый снисхождения. Все остальные вопросы разрешаются председательствующим без участия присяжных.

2. Присяжные  и профессиональные судьи процессуально  и  организационно отделены  и независимы друг от друга.

Это проявляется  в различном процессуальном статусе  «судей факта» и «судей права», различном  порядке наделения их полномочиями, независимости присяжных в оценке доказательств и постановлении  вердикта от профессионального судьи. Процессуальная разделенность проявляется и в раздельном вынесении итоговых решений в судебном разбирательстве: тайна совещания присяжных распространяется в полной мере и на профессионального судью. Этот признак является важнейшей гарантией независимости коллегии присяжных, самостоятельности в осуществлении судейских функций. Этой же цели служат такие процессуальные гарантии, как юридическая безответственность присяжных за содержание вынесенного вердикта, а также его безмотивность. Положительное значение этого признака суда присяжных состоит в том, что он обеспечивает подлинную независимость суда, позволяет присяжным оценивать доказательства по внутреннему убеждению и совести, содействует развитию состязательных начал в уголовном судопроизводстве.

3. Коллегия  присяжных заседателей формируется из лиц, не обладающих профессиональными знаниями норм материального и процессуального права, не имеющих опыта судейской деятельности.

Формирование  жюри из лиц, не имевших до этого  опыта профессиональной судейской  деятельности, исключает саму возможность проявления обвинительного уклона, профессиональных стереотипов в принятии решений.  Объем компетенции присяжных и характер вопросов, предлагаемых им для разрешения, позволяют утверждать, что присяжные обладают здравым смыслом, позволяющим успешно разрешать самые сложные ситуации уголовных дел.

4. Присяжные  заседатели не знакомятся с  материалами дела до судебного  разбирательства и выносят вердикт  только на основании доказательств,  исследованных в ходе судебного  следствия.  

Присяжным заседателям запрещается собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания. Для рассмотрения дела судом присяжных необходимо наличие ходатайства подсудимого о рассмотрении дела. Такое ходатайство может быть заявлено обвиняемым по окончании предварительного следствия после ознакомления с материалами уголовного дела. При этом требуется, чтобы следователь разъяснил обвиняемому особенности рассмотрения дела судом присяжных, права подсудимого в таком разбирательстве и порядок обжалования судебного решения. Ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей может быть заявлено как после ознакомления с материалами дела на предварительном следствии, так и до назначения судебного заседания.

Вопрос  о назначении судебного заседания  может решаться лишь по истечении 3 суток со дня получения обвиняемым копии обвинительного заключения, поскольку после направления дела в суд стороны, в том числе и обвиняемый, в течение 3 суток со дня получения копии обвинительного заключения вправе ходатайствовать о проведении предварительного слушания.

 Обвиняемый  имеет право заявить ходатайство  о рассмотрении его дела судом  с участием присяжных заседателей  непосредственно на предварительном  слушании, о проведении которого  заявлено ходатайство им или  другими участниками процесса.

При участии  в деле нескольких обвиняемых, которым  были разъяснены права,  и один из них обращается с ходатайством о  рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей после  направления дела в суд, а другие отказываются от такой формы судопроизводства, судья  назначает дело к рассмотрению в суде с участием присяжных заседателей. Судья не вправе решать вопрос о выделении уголовного дела.

Решение о выделении уголовного дела при  такой ситуации принимается следователем только при окончании предварительного следствия до направления дела в суд.

предварительное слушание не может быть начато ранее 7 суток со дня вручения обвиняемому  копии обвинительного заключения.

Принимая  во внимание, что постановление судьи  о рассмотрении уголовного дела с  участием присяжных заседателей является окончательным и последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей не принимается, судья в каждом случае при проведении предварительного слушания должен выяснить у обвиняемого, подтверждает ли он заявленное им на предварительном следствии ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей, а также имеются ли у других участвующих в деле обвиняемых возражения по этому ходатайству или заявления относительно данной формы судопроизводства.

Такой подход объясняется, с одной стороны, единым уровнем процессуальных гарантий в судебном разбирательстве при  рассмотрении дел в суде присяжных  и в общем порядке. С другой стороны, рассматриваемое положение  обусловлено необходимостью обеспечить конституционное право каждого обвиняемого на рассмотрение его дела судом присяжных в случаях, предусмотренных законом.

     

1.2 Формирование  коллегии присяжных заседателей.  Порядок и сроки составления  списков кандидатов в присяжные  заседатели. Права и обязанности присяжных заседателей

 Рассмотрение  уголовных дел с участием присяжных  заседателей проводится в Верховном  Суде Российской Федерации, верховных  судах республик, краевых, областных  судах, судах городов федерального  значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.

 Граждане  Российской Федерации имеют право  участвовать в осуществлении  правосудия в качестве присяжных  заседателей при рассмотрении  судами первой инстанции подсудных  им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Присяжными  заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Присяжными  заседателями и кандидатами в  присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не  достигшие к моменту составления  списков кандидатов в присяжные  заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие  непогашенную или неснятую судимость;

3)признанные  судом недееспособными или ограниченные  в дееспособности;

4) состоящие  на учете в наркологическом  или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

К участию  в рассмотрении судом конкретного  уголовного дела в порядке, установленном  Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые  или обвиняемые в совершении  преступлений;

2) не  владеющие языком, на котором  ведется судопроизводство;

3) имеющие  физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Высший  исполнительный орган государственной  власти субъекта Российской Федерации  каждые четыре года составляет общий  и запасной списки кандидатов в присяжные  заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

Число граждан, подлежащих включению в  общий список кандидатов в присяжные  заседатели субъекта Российской Федерации  от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте Российской Федерации.

Число граждан, подлежащих включению в  запасной список кандидатов в присяжные заседатели, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более одной четвертой числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели.

Председатель  суда не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее  включенных в общий и запасной списки кандидатов, вносит руководителю высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представление о необходимом для работы суда числа кандидатов в присяжные заседатели.

Информация о работе Суд присяжных в РФ